Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА 7 страница





Под системой образования понимается совокуп­ность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управ­ления, а также комплекс принципов, определя­ющих ее функционирование. Характер системы обра­зования в любом государстве определяется социаль­но-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особен­ностями страны.

Требования общества к образованию выражают­ся в системе принципов государственной образова­тельной политики. В настоящее время образователь­ная политика в РФ строится на следующих принци­пах:

1) гуманистический характер образования;

2) приоритет общечеловеческих ценностей;

3) право личности на свободное развитие;

4) единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;

5) общедоступность образования;

6) адаптивность системы образования к потребноетям обучаемых;

7) светский характер образования в государствен­ных учреждениях;

8) свобода и плюрализм в образовании;

9) демократический, государственно-обществен­ный характер управления и самостоятельность обра­зовательных учреждений.

Эти принципы определяют основные направления и приоритеты образовательной политики, а также характер образования в нашей стране.

Стремительное развитие науки и связанных с ней технологий производства поставили на повестку дня вопрос о реформировании как структуры, так и со­держания образования. Среди основных направле­ний проводящейся реформы можно выделить:

а) демократизацию системы обучения и воспита­ния;

б) гуманитаризацию и гуманизацию процесса об­разования;

в) компьютеризацию процесса образования;

г) интернационализацию процесса образования.

В ходе их реализации предполагается:

1) видоизменить организацию и технологию обу­чения, сделать ученика полноценным субъектом об­разовательного процесса. Сегодня по-настоящему эф­фективной может быть названа только такая модель образования, в рамках которой происходит отход от авторитарного стиля поведения педагога, снижение его роли в качестве источника информации и повы­шение роли обучаемого в процессе освоения получа­емой им информации;



2) по-иному подойти к выработке критериев эф­фективности результатов образования — ими долж­ны стать не только полученные обучаемым зна­ния, умения и навыки, но и уровень творческого и нравственного развития его личности. Это необ­ходимо в свете глобальных проблем, поставивших перед человечеством проблему его выживаемости в XXI в.

В настоящее время в России идет становление но­вой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменения­ми в педагогической теории и практике учебно-вос­питательного процесса. Происходит смена образова­тельной парадигмы: предлагаются новое содержание и новые подходы к образованию. Содержание образо­вания дополняется современными процессуальными умениями, направленными на развитие способностей оперирования информацией. Традиционные способы ретрансляции знаний — устная и письменная речь — уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей гло­бального масштаба. Особая роль отводится духовно­му воспитанию личности, становлению нравственно­го облика человека XXI в.

 

Раздел V.

ЭКОНОМИКА

Примерные вопросы

1. Экономика, ее роль в жизни общества.

2. Типы экономических систем.

3. Экономический цикл, его основные фазы.

4. Экономический рост.

5. Экономическое содержание собственности.

6. Правовые аспекты экономики: право собственнос­ти. Формы собственности. Разгосударствление и приватизация.

7. Производство: структура, факторы, виды.

8. Предпринимательство: сущность, функции, ви­ды.

9. Рынок как особый институт, организующий соци­ально-экономическую систему общества. Рыноч­ный механизм.

10. Многообразие рынков в современной экономике.

11. Деньги. Денежное обращение. Инфляция.

12. Банки и банковская система. Денежно-кредитная политика. Банковская деятельность в РФ.

13. Государство и экономика.

14. Государственный бюджет, его сущность и роль. Государственный долг.

15. Налоги, их виды и функции.

16. Мировая экономика. Россия в системе мировых экономических связей.

17. Рынок труда. Занятость и безработица.

18. Экономическая культура.

19. Россия в рыночной экономике.

1. Экономика, ее роль в жизни общества

Экономика играет огромную роль в жизни общест­ва. Во-первых, она обеспечивает людей материаль­ными условиями существования - продуктами пи тания, одеждой, жильем и иными предметами по­требления. Во-вторых, экономическая сфера жизни общества является системообразующим компонен­том социума, решающей сферой его жизни, опре­деляющей ход всех происходящих в обществе про­цессов. Ее изучают многие науки, среди которых важнейшими являются экономическая теория и со­циальная философия. Следует также отметить и та­кую сравнительно новую науку, как эргономика (она изучает человека и его производственную деятель­ность, имея своей целью оптимизацию орудий, усло­вий и процесса труда).

Под экономикой в широком смысле обычно пони­мают систему общественного производства, т. е. про­цесс создания материальных благ, необходимых че­ловеческому обществу для его нормального сущест­вования и развития.

Экономика это такая сфера деятельности лю­дей, в которой создается богатство для удовлетво­рения их разноообразных потребностей. Потребно­стью называется объективная нужда человека в чем-либо. Человеческие потребности весьма многооб­разны. По субъектам (носителям потребностей) разли­чают потребности индивидуальные, групповые, кол­лективные и общественные. По объекту (предмету, на который они направлены) - на материальные, духов­ные, этические (относящиеся к нравственности) и эс­тетические (касающиеся искусства).

По сферам деятельности выделяют потребности труда, общения, рекреации (отдыха, восстановления).

Организуя свою экономическую деятельность, лю­ди преследуют определенные цели, связанные с получением необходимых им благ и услуг. Для до­стижения этих целей прежде всего необходима ра­бочая сила, т. е. люди, обладающие способностями и трудовыми навыками. Эти люди в процессе своей трудовой деятельности используют средства произ­водства.

Средства производства представляют собой со­вокупность предметов труда, т. е. того, из чего производятся материальные блага, и средств тру­да, т. е. того, чем или с помощью чего они произво­дятся.

Совокупность средств производства и рабочей си­лы принято называть производительными силами об­щества.

Производительные силы это люди (человече­ский фактор), обладающие производственными навыками и осуществляющие производство мате­риальных благ, созданные обществом средства про­изводства (вещественный фактор), а также тех­нология и организация процесса производства.

Весь набор благ и услуг, необходимых человеку, создается в двух взаимодополняющих друг друга сферах экономики.

В непроизводственной сфере создаются духовные, культурные и иные ценности и оказываются аналогич­ные услуги (образовательные, медицинские и т. д.).

Под услугами подразумеваются целесообразные виды труда, с помощью которого удовлетворяются те или иные потребности людей.

В материальном производстве изготавливаются вещественные блага (промышленность, сельское хозяйство и т. д.) и оказываются материальные услуги (торговые, коммунальные, транспортные и т. д.).

Истории известны две основные формы матери­ального общественного производства: натуральное и товарное. Натуральным называют такое производст­во, при котором производимая продукция предназначается не для продажи, а для удовлетворения собственных потребностей производителя. Основ ными чертами такого хозяйства являются замкну" тость, консерватизм, ручной труд, медленные темпы развития, прямые связи между производством и по­треблением. В отличие от натурального товарное производство изначально ориентировано на рынок, продукты производятся не для собственного потреб­ления, а для продажи. Товарное производство более динамично, поскольку производитель все время от­слеживает происходящие на рынке процессы, коле­бания спроса на тот или иной вид продукции и вно­сит соответствующие изменения в процесс производ­ства.

Важнейшая роль в материальном производстве принадлежит используемым производителем техни­ке и технологии.

Первоначально древнегреческое слово techne обо­значало искусство, мастерство, ремесло. Со временем значение этого понятия сузилось, и сегодня техникой называют созданные людьми средства, с помощью которых осуществляется процесс материального про­изводства, а также обслуживание духовных, быто­вых и иных непроизводительных потребностей обще­ства. Как и другие подсистемы экономики, техника прошла в своем развитии ряд различных этапов: пе­риоды ее эволюционного развития сменялись «скач­ками», благодаря которым изменялись ее уровень и характер. Такие скачки называют техническими ре­волюциями.

За всю экономическую историю произошли три технические революции в производстве.

Во время первой - неолитической - революции стало возможным появление производящего хозяйст­ва и переход к оседлому образу жизни. Это способст­вовало резкому увеличению численности населения: произошел так называемый первый демографический взрыв - темпы роста населения Земли возросли почти в два раза. Производство на данной, доиндустриальной, стадии характеризовалось преобладани­ем сельского хозяйства, господством ручного труда и примитивными формами организации последнего. Такое производство до сих пор остается типичным для некоторых стран Африки (Гвиана, Гвинея, Сене­гал и др.).

Вторая — промышленная — революция при­ходится на вторую половину XVIII — 50—60-е гг. XIX в. Ее называют промышленной, поскольку ос­новное содержание этой революции составил про­мышленный переворот — переход от ручного труда к труду машинному. Отныне главной сферой производ­ства становится машиностроение, а основная масса населения теперь трудится в промышленности и про­живает в городах. С этой стадией развития экономи­ки, называемой индустриальной, связан второй де­мографический взрыв, во время которого числен­ность населения планеты возрастает почти в семь раз. Однако достижений индустриальной экономики оказывается недостаточно для удовлетворения по­требностей всех жителей индустриально развитых стран. С определенного момента все более отчетливо ощущается противоречие между сравнительно огра­ниченными производственными возможностями и совершенно новым — как количественным, так и ка­чественным — уровнем потребностей людей. Это про­тиворечие разрешается в ходе начавшейся в 40— 50-е гг. XX в. научно-технической революции.

Научно-техническая революция представляла со­бой качественный скачок в развитии производитель­ных сил общества, переход его в новое состояние на основе принципиальных перемен в системе научных знаний.

Основные направления научно-технической рево­люции:

1) автоматизация и компьютеризация производст­ва;

2) внедрение новейших информационных техно­логий;

3) разработка биотехнологий;

4) создание новых конструктивных материалов;

5) освоение новейших источников энергии;

6) революционные изменения в средствах комму­никации и связи.

Результатом этой революции стал переход к пост­индустриальной стадии производства и информаци­онному обществу. Наибольшее развитие теперь полу­чает сфера услуг, в которой работает от 50 до 70% трудоспособного населения. Изменяется социальная структура общества, существенно растет количество людей с высшим образованием.

Каждая из перечисленных выше технических ре­волюций повлекла за собой смену господствовавшего технологического способа производства новым, более отвечавшим возросшим потребностям общества. Ис­тории известны четыре сменявших друг друга техно­логических способа производства:

1) присваивающий;

2) аграрно-ремесленный;

3) индустриальный;

4) информационно-компьютерный.

Каждый технологический способ производства характеризовался специфическими, только одному ему присущими орудиями и системой организации труда.

В ходе практической деятельности производящие материальные блага люди сталкиваются не только с определенным уровнем развития техники и техноло­гии, но и со сложившимися по этому поводу отно­шениями, которые принято называть технологиче­скими.

Технологические отношения это складываю­щиеся на определенной технической основе отно­шения производителя материальных благ к пред­мету и средствам своего труда, а также к людям, с которыми он взаимодействует в технологиче­ском процессе.

Другой системой отношений считаются экономи­ческие, или производственные. Основным из них яв­ляется отношение собственности на средства произ­водства.

Сегодня экономическая сфера занимает ведущее место в системе общественных отношений, определя­ет содержание политической, правовой, духовной и иных сфер жизни общества. Современная экономи­ка — продукт длительного исторического развития и совершенствования различных форм организации экономической жизни. В большинстве стран она яв­ляется рыночной, но одновременно регулируется го­сударством, которое стремится придать ей необходи­мую социальную ориентированность. Для экономики современных стран свойствен процесс интернациона­лизации хозяйственной жизни, результатом которо­го является международное разделение труда и скла­дывание единой мировой экономики.

 

 

2. Типы экономических систем

 

 

Экономическая система это способ организа­ции хозяйственной жизни общества, представляю­щий собой совокупность упорядоченных взаимосвя­зей между производителями и потребителями ма­териальных и нематериальных благ и услуг.

Известный американский экономист П. Самуэль-сон в учебнике «Экономика» писал, что любое обще­ство в процессе организации экономической деятель­ности сталкивается с необходимостью дать ответ на три вопроса:

1. Что должно производиться и в каком количест­ве?

2. Как будут производиться блага, товары и услу­ги, т. е. кем, с помощью каких ресурсов и какой тех­нологии?

3. Для кого предназначены производимые блага услуги и товары, т. е. кто должен располагать ими и как они должны распределяться между индивидуу­мами и семьями?

За долгий период своей истории человечество пытаясь найти наиболее оптимальные ответы на дан­ные вопросы, использовало различные варианты эко­номических систем, из многообразия которых эко­номическая наука выделяет четыре основных ти­па: традиционную, централизованно-регулируемую, рыночную и смешанную. Для определения принад­лежности экономической системы к тому или ино­му типу, как правило, используются два основных признака: форма собственности на средства произ­водства, показывающая, кто именно ими владеет, и способ управления экономической деятельностью, дающий представление о том, кто именно принимает решения о распределении производственных ресур-сов.

Самой древней из экономических систем являет­ся традиционная система, представляющая собой способ организации экономической жизни, при ко­тором земля и капитал находятся в общем владении, а в основе решения вопросов «что, как и для кого» лежат традиции, передающиеся от поколения к по­колению. В экономической жизни прежде всего це­нится преемственность, придающая традиционной системе определенную устойчивость и стабильность. Однако налицо и недостатки данного способа хозяйствования - отсутствие технического прогресса, слабый производственный потенциал, неразвитая инфраструктура, ограниченность числа производимых благ. В основе централизованно-регулируемой эконо­мической системы лежит государственный монополизм, то есть господство государства в экономике.

Именно государство венными распоряжается всеми хозяйственными ресурсами и организует производство товаров в соответствии с заранее принятым им планом. Над составлением этого плана работает огромный бюрократический аппарат. Государство является собственником всех средств производства. Управле-ние экономикой осуществляется при помощи ко-мандно-административных методов (приказы, кон­троль, наказание, поощрение). Самостоятельность товаропроизводителей в вопросах, касающихся про­изводства и распределения продукции, отсутствует, поскольку такого рода решения принимаются цент­ральными государственными органами. Цены также назначаются государством и не зависят от наличия или отсутствия спроса и предложения на тот или иной вид товара. Фактически имеет место диктат производителя над потребителем. Большая часть прибыли, получаемой предприятием, уходит в госу­дарственный бюджет, а каждый работник, занятый на производстве, получает строго фиксированную сумму заработной платы. Экономическое положение производителей при данной системе мало зависит от их инициативы и предприимчивости, они теряют стимулы к эффективной работе. Негибкость команд­ной системы приводит к застою экономики и дефи­циту потребительских товаров на прилавках. В то же время у такой системы имеются и определенные преимущества:

1) она гарантирует людям необходимый минимум жизненных благ, обеспечивая таким образом их уве­ренность в будущем;

2) плановое управление всеми трудовыми ресурса­ми позволяет избегать безработицы в обществе, хотя достигается всеобщая занятость, как правило, за счет искусственного сдерживания роста производитель­ности труда (там, где мог бы работать один человек, работают двое).

В рыночной экономической системе вопросы производства и реализации производимой продукции производители решают самостоятельно. Рыночная

экономика - это экономика, в которой решения са-мих производителей и потребителей определяют структуру распределения в ней трудовых, матери­альных и финансовых ресурсов. Главной чертой рынка является то, что он основан на спонтанной коорди­нации или стихийном порядке. Это делает данную экономическую систему саморегулирующейся и быстроразвивающейся.

Рыночная экономическая система выполняет мно­го разнообразных функций, среди которых главными считаются:

а) посредническая функция, которая состоит в том, что рынок непосредственно напрямую соединяет производителей товаров и их потребителей;

б) функция ценообразования, которая реализуется в процессе рыночной игры и конкуренции и проявля­ется в установлении некоторой равновесной цены на тот или иной вид товаров;

в) информационная функция, суть которой заклю­чается в предоставлении рынком через конкретный разброс цен информации о размерах того или иного производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары;

г) регулирующая функция, предполагающая пере­текание капиталов из менее выгодных отраслей про­изводства с пониженными ценами в более прибыль­ные отрасли с повышенными (т. е. из тех отраслей, в которых наблюдается перепроизводство, в отрасли, где налицо недостаток выпускаемой продукции);

д) санирующая (или оздоравливающая) функция, в рамках которой происходит «освобождение» эконо­мики от неэффективной и социально ненужной хоцелый ряд социальных проблем, ей чужды идеалы гуманизма.

Смешанная экономика сочетает в себе черты ры­ночной, централизованно-регулируемой и даже иног­да традиционной экономики (например, в Японии — верность национальным традициям) и в определен­ной степени устраняет недостатки каждого из выше­перечисленных типов. Смешанная экономика пред­ставляет собой такой способ организации хозяйст­венной жизни, при которой земля и капитал в основном находятся в частной собственности, однако собственником определенной части экономических ресурсов является государство. Распределение ресур­сов осуществляется как при помощи рыночного ме­ханизма, так и при значительном участии государ­ства. Классическим примером смешанной экономики является экономическая система Швеции, Японии, так называемых «азиатских драконов» (Тайвань, Гонконг и др.).

Что касается экономической системы России, то она находится в переходном состоянии. Использовав впервые в мире опыт централизованно-регулируемой экономики в форме государственного социализма, на современном этапе страна всемерно внедряет рыноч­ные формы хозяйствования и одновременно исполь­зует элементы смешанной экономики.

 

 

3. Экономический цикл, его основные фазы

 

 

Одной из особенностей рыночной экономики явля­ется склонность к повторению таких экономических явлений, как повышение или понижение спроса, уве­личение объемов производства или его застой. Исто­рический опыт показывает, что рыночная экономика развивается не по прямой, постепенно и эволюцион-но набирающей высоту, а циклически: от подъема к кризису, затем опять к подъему и снова к кризису-Период развития рыночной, экономики от одного

кризиса до другого, включающий в себя четыре фа­зы — кризис, депрессию, оживление и подъем - на­зывают экономическим циклом.

Для кризиса характерны резкое сокращение сбы­та произведенных товаров, уменьшение прибыли у предприятий и банков, массовое банкротство пред­приятий и банков, неплатежи, безработица и т. д.

Первым мировым циклическим кризисом был кризис 1857 г., наиболее сокрушительными — кри­зисы 1900—1901 гг. и 1929—1933 гг. Последний за­ставил правительства многих стран перейти к прямо­му вмешательству государства в национальную эко­номику, провести ряд государственных мероприятий по его преодолению. Активизация экономической ро­ли государства и политика антикризисного регулиро­вания дали определенные результаты, и впоследст­вии более полувека рыночная экономика не сталки­валась с катаклизмами, аналогичными событиям 1900—1901 гг. и 1929—1933 гг. Начиная с 60-х гг. XX в. циклические кризисы обычно сопровождаются нарастающей инфляцией. Это привело к возникнове­нию нового типа кризисной экономики — стагфляционной.

Фаза депрессии, наступающая после кризиса, мо­жет продолжаться длительное время. Для нее харак­терны низкий, но достаточно стабильный уровень производства, высокий уровень безработицы. Хотя на этой стадии товарные запасы исчерпаны, но биз­нес постепенно начинает накапливать инвестиции. Появляются отдельные точки экономического роста.

Следующая фаза - оживление - сопровождается незначительным повышением уровня производства и некоторым сокращением безработицы. Постепенно начинает повышаться спрос на потребительские товары, новое промышленное оборудование и инвести-ции, растут цены и ставка ссудного процента.

Оживление сменяется подъемом, который зачустую приобретает ажиотажный характер. Уровень производства превосходит достигнутый в преды­дущем цикле, бешено растут цены, безработица со­кращается до минимальных размеров при одновре­менном существенном росте заработной платы. Рас­тет и потребительский и инвестиционный спрос, а также спрос на сырьевые ресурсы. Однако на фазе подъема растут и диспропорции в экономике, зало­женные еще в период оживления. В результате через некоторое время снова начинается кризис и эконо­мика переходит к следующему циклу своего разви­тия.

Ученые-экономисты различают короткие, средние и длинные экономические циклы. Короткие циклы (так называемые «циклы Китчина», по имени анг­лийского экономиста и статистика Джозефа Китчи­на) продолжаются около 4 лет. Обычно они связаны с восстановлением равновесия на потребительском и инвестиционном рынках. Средние экономические циклы именуют промышленными или «циклами Жюглара» (по имени французского физика и эконо­миста Клемента Жюглара). Эти циклы связывают с изменением спроса на основной капитал, обновле­ние и тиражирование которого в массовом порядке охватывает период от 8 до 12 лет. Наконец, длинные экономические циклы, или длинные волны, законо­мерность которых была обоснована русским эконо­мистом Н. Кондратьевым, называют «циклами (вол­нами) Кондратьева». Эти циклы вызываются тем, что рыночное хозяйство на индустриальной стадии своего развития проходит через последовательно че­редующиеся периоды замедленного и ускоренного роста. Продолжительность каждого такого цикла — около полувека.

Причины циклического развития рыночной эко­номики до сих пор остаются предметом спора среди ученых-экономистов. Экстернальные теории, т. е. теории, объясняющие экономический цикл главным образом наличием внешних факторов, называют та-

кие причины, как политические потрясения (войны, революции), освоение новых территорий и связан­ные с этим миграции и колебание численности насе­ления земного шара, мощные прорывы в техноло­гии, изобретения и инновации, позволяющие корен­ным образом менять структуру производства, и даже возникновение пятен на Солнце (которые, по мне­нию английского экономиста У. Джевонса, приво­дят в конечном счете к неурожаю и общему экономи­ческому спаду). Интернальные теории, напротив, рассматривают экономический цикл как порожде­ние внутренних, присущих самой экономической системе факторов. К последним сторонники этих те­орий относят физический срок службы основного ка­питала, личное потребление (сокращение или воз­растание которого влияет на объем производства), инвестирование, экономическую политику государ­ства.

Однако объяснить экономический цикл только с помощью экстернальных или интернальных теорий невозможно. Масштабные изменения экономической системы не могут быть вызваны только внешними или только внутренними факторами. Как правило, они являются результатом действия совокупности факторов, как внутренних, так и внешних.

 

 

  1. Экономический рост

 

 

Под экономическим ростом понимается количественное увеличение и качественное совершенство­вание общественного производства.

Достижение экономического роста является одной из важнейших задач развития общества как на мик-ро-, так и на макроуровне. На уровне предприятия экономический рост ведет к усилению его роли и места на рынке, повышению благосостояния коллектива работников предприятия. На уровне общества экономический рост порождает прирост национального богатства, способствует улучшению ус­ловий труда и жизненного уровня людей, ведет к уси­лению международного влияния и престижа страны. Однако процесс экономического роста может иметь и отрицательные черты: на микроуровне — вызвать рост затрат и чрезмерную интенсификацию труда, породить проблему сбыта произведенного товара; на макроуровне — привести к исчерпанию ресурсов и ухудшению экологического состояния окружающей среды.

Общим показателем динамики экономического роста обычно считается увеличение валового нацио­нального продукта, чистого национального продукта или национального дохода за год.

Валовой национальный продукт представляет со­бой макроэкономический показатель, выражающий совокупную стоимость конечных материальных благ и услуг, созданных только национальными пред­приятиями в течение определенного времени (как правило, года) как на территории своей страны, так и за рубежом. Номинальный ВНП рассчитывается в фактических рыночных ценах, реальный ВНП — в сопоставимых, постоянных ценах какого-либо ба­зисного года.

Чистый национальный продукт — это часть вало­вого национального продукта за вычетом амортиза­ционных отчислений.

Под_национальным доходом понимается совокуп­ная, вновь созданная стоимость в сфере всего общест­венного производства конкретной страны.

В качестве дополнительных показателей, позво­ляющих судить об экономическом росте, использу­ются производительность труда, рост энергопотреб­ления, объема грузоперевозок и т. п. Качественная сторона экономического роста определяется путем сравнения роста экономических показателей с рос­том населения страны.

Темпы экономического роста зависят от целого ря да прямых и косвенных факторов, из которых важ-нейшими являются:

1) природные ресурсы;

2) трудовые ресурсы;

3)тип социально-экономической системы и со стояние социально-политической обстановки в стра­не (ее стабильность или, напротив, взрывоопасность);

4) структура общественного производства, объем и качество его факторов, а также уровень его организа­ции;

5) степень использования в производстве достиже­ний НТП.

В зависимости от того, как используется техниче­ский прогресс для расширения масштабов производ­ства, различают экстенсивный и интенсивный типы экономического роста. При экстенсивном типе рас­ширение объемов производства достигается за счет увеличения вложений капитала и количества заня­той в производстве рабочей силы. Однако данному типу экономического роста свойствен технический застой, поскольку количественное увеличение вы­пуска продукции в этом случае не сопровождается внедрением новых технологий. В отличие от экстен­сивного интенсивный тип экономического роста ба­зируется на повышении эффективности производст­венного процесса за счет использования достижений НТП. Современная экономическая наука полагает, что интенсификация процесса производства в усло­виях нынешнего этапа НТР ведет к качественному обновлению всего процесса расширенного воспро­изводства. Новое качество экономического роста выражается во все более возрастающей экономичнос­ти производства, т. е. в уменьшении затрат труда и средств производства в расчете на единицу национального дохода при одновременном повышении качества вьпускаемой продукции. Обновляется и структура производства: в ней повышается удельный вес наукоемких отраслей. Уменьшается доля проме­жуточных продуктов и увеличивается удельный вес продуктов, идущих непосредственно в сферу потреб­ления. Последнее способствует повышению уровня и качества жизни населения.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (413)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)