Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА 15 страница




5) бесплатное пользование библиотечными фонда­ми и сравнительно низкую плату за посещение музе­ев, картинных галерей, театров, концертных залов и других учреждений культуры.

Другими приоритетами социальной политики РФ являются:

а) охрана труда и здоровья людей;

6) обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожи­лых граждан;

в) установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Анализ состояния жизни российского общества показывает, что сегодня положения ст. 7 Конститу­ции РФ в большей степени являются программной установкой, чем реальностью. В современной Рос­сии отсутствуют экономические предпосылки фор­мирования социального государства, не созданы Условия, позволяющие осуществлять перераспреде­ление доходов внутри общества. Сложившаяся в на­стоящее время в Российской Федерации экономиче­ская ситуация требует повышения эффективности социальной политики, новых путей ее проведения в жизнь, концентрации ограниченных финансовых и материальных ресурсов на решении наиболее острых социальных проблем, активизации факторов, стиму-лирующих высокоэффективный труд и личную от­ветственность граждан за свое материальное благопо­лучие. Следует признать, что реальное выравнивание положения людей и создание российским гражданам достойных условий жизни — долговременный про­цесс. Появление настоящего социального государ­ства в Российской Федерации станет возможным лишь в условиях полного оздоровления экономики страны.

 

 

Раздел VII.

 

ПОЛИТИКА

 

Примерные вопросы

1. Политика, ее роль в жизни общества. Структура политической сферы. Политическая система об­щества.

2. Власть, ее происхождение и виды.

3. Происхождение государства. Теории происхожде­ния государства.

4. Государство, его признаки и функции.

5. Форма государства. Форма правления.

6. Форма государственного устройства.

7. Политико-правовой режим.

8. Демократия и ее формы.

9. Институты прямой демократии. Выборы и рефе­рендумы.



10. Государственный аппарат.

11. Гражданское общество и правовое государство.

12. Политическая идеология и ее структура.

13. Политическая культура и ее типы.

 

 

1. Политика, ее роль в жизни общества. Структура политической сферы. Политическая система общества

 

 

Слово «политика» произошло от греческого слова Politika, что означает в переводе «государственные дела», «искусство управления государством».

Политическая надстройка существовала не всегда. Среди причин ее возникновения — поляризация общества, ведущая к появлению социальных противо-речий и конфликтов, нуждающихся в разрешении, а также возросший уровень сложности и значимости управления обществом, потребовавший формирова-ния особых, отделенных от народа органон власти. Важнейшей предпосылкой политики стало появле-ние политической и государственной власти. Перво­бытные же общества были неполитическими.

Современная наука предлагает различные опреде­ления политики. Среди них следующие:

1. Политика — это отношения между государства-ми, классами, социальными группами, нациями, возникающие но поводу захвата, осуществления и удержания политической власти в обществе, а также отношения между государствами на международной арене.

2. Политика — это деятельность государственных органов, политических партий, общественных объ­единений в сфере отношений между социальными группами (классы, нации), государствами, направ­ленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания.

3. Политика — это сфера деятельности групп, пар­тий, индивидуумов, государства, связанная с реали­зацией общезначимых интересов с помощью полити­ческой власти.

Под политической системой общества понимают совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимо­действий и взаимоотношений между ними, в кото­рых реализуется политическая власть.

Функции политической системы общества разно­образны:

1) определение целей, задач, путей развитии ооще-ства;

2) организация деятельности общества по дости­жению поставленных целей;

3) распределение материальных и духовных ре­сурсов;

4) согласование разнообразных интересов субъек-тов политического процесса;

5) разработка и внедрение в общество различных норм поведения;

6) обеспечение стабильности и безопасности обще­ства;

7) политическая социализация личности, приоб­щение людей к политической жизни;

8) контроль за выполнением политических и иных норм поведения, пресечение попыток их нарушения.

Основанием классификации политических систем выступает, как правило, политический режим, ха­рактер и способ взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию все политические сис­темы могут быть разделены на тоталитарные, авто­ритарные и демократические.

Политическая наука выделяет четыре основных элемента политической системы, называемых также подсистемами:

1) институциональную;

2) коммуникативную;

3) нормативную;

4) культурно-идеологическую.

К институциональной подсистеме относятся поли­тические организации (институты), среди которых особое место занимает государство. Из негосударст-ненных организаций большую роль в политической жизни общества играют политические партии и об­щественно-политические движения.

Все политические институты можно условно раз­делить на три группы. К первой группе — собствен­но-политическим — относятся организации, непо­средственной целью существования которых являет­ся осуществление власти или воздействие на нее (государство, политические партии и общественно-политические движения).

Ко второй группе — несобственно-политическим -относятся организации, осуществляющие свою де-ятельность в экономической, социальной, культурной сферах жизни общества (профсоюзы, религиозные и кооперативные организации и т. п.). Они не ставят пе­ред собой самостоятельных политических задач, не участвуют в борьбе за власть. Но их цели не могут быть достигнуты вне политической системы, поэтому подобные организации должны участвовать в полити­ческой жизни общества, отстаивая свои корпоратив­ные интересы, добиваясь их учета и реализации в по­литике.

Наконец, к третьей группе относятся организа­ции, имеющие в своей деятельности лишь незначи­тельный политический аспект. Они возникают и функционируют для реализации личных интересов и склонностей какого-либо слоя людей (клубы по инте­ресам, спортивные общества). Политический оттенок они приобретают как объекты воздействия со сторо­ны государства и других собственно-политических институтов. Сами же они не являются активными субъектами политических отношений.

Основным институтом политической системы общества является государство. Его особое место в политической системе предопределено следующими факторами:

1) государство имеет самую широкую социальную основу, выражает интересы основной части населе­ния;

2) государство является единственной политиче­ской организацией, обладающей специальным аппа­ратом управления и принуждения, распространяю­щим свою власть на всех членов общества;

3) государство располагает широким набором средств воздействия на своих граждан, в то время как возможности политических партий и иных орга­низаций ограничены;

4) государство устанавливает правовые основы функционирования всей политической системы, принимает законы, определяющие порядок создания и деятельности других политических организаций, устанавливает прямые запреты на работу тех или иных общественных организаций;

5) государство располагает огромными материаль­ными ресурсами, позволяющими обеспечить реали­зацию своей политики;

6) государство выполняет интегрирующую (объ­единяющую) роль в рамках политической системы, являясь «стержнем» всей политической жизни обще­ства, поскольку именно вокруг государственной власти разворачивается политическая борьба.

Коммуникативная подсистема политической-системы общества — это совокупность отно­шений и форм взаимодействия, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидуумами по поводу их участия в осуществ­лении власти, выработке и осуществлении поли­тики. Политические отношения являются результа­том многочисленных и разнообразных связей субъек­тов политики в процессе политической деятельности. Вступать в них людей и политические институты по­буждают их собственные политические интересы и потребности.

Выделяют первичные и вторичные (производные) политические отношения. К первым относятся раз­личные формы взаимодействия между социальными группами (классами, нациями, сословиями и др.), а также внутри них, ко вторым — отношения между государствами, партиями, другими политическими институтами, отражающими в своей деятельности интересы определенных социальных слоев или всего

общества.

Политические отношения строятся на основе определенных правил (норм). Политические нор­мы и традиции, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества, составляют норма-тивную подсистему политической системы обще-ства. Наиболее важную роль играют в ней право-вые нормы (конституции, законы, другие норматив-но-правовые акты). Деятельность партий и других общественных организаций регламентируется их уставными и программными нормами. Во многих странах (особенно в Англии и ее бывших колони­ях) наряду с писаными политическими нормами большое значение имеют неписаные обычаи и тра­диции.

Еще одну группу политических норм представ­ляют этико-моральные нормы, в которых закреп­лены представления всего общества или его отдель­ных слоев о добре и зле, правде, справедливости. Современное общество приблизилось к осознанию необходимости возврата в политику таких нравст­венных ориентиров, как честь, совесть, благород­ство.

Культурно-идеологическая подсистема политиче­ской системы представляет собой совокупность раз­личных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников полити­ческой жизни. Политическое сознание субъектов по­литического процесса функционирует на двух уров­нях — теоретическом (политическая идеология) и эмпирическом (политическая психология). К фор­мам проявления политической идеологии относятся взгляды, лозунги, идеи, концепции, теории, а к по­литической психологии — чувства, эмоции, настро­ения, предрассудки, традиции. В политической жиз­ни общества они равноправны.

В идеологической подсистеме особое место зани­мает политическая культура, понимаемая как комп­лекс типичных для данного общества, укоренивших­ся образцов (стереотипов) поведения, ценностных ориентаций, политических представлений. Полити­ческая культура — это передаваемый из поколения

в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели по-ведения человека и социальных групп.

 

2. Власть, ее происхождение и виды

 

 

Властью называется способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение людей с помощью каких-либо средств.

Существенными признаками отношений власти можно считать:

1) наличие не менее двух партнеров;

2) приказ, который является выражением воли от­дающего его по отношению к тому, кем этот приказ должен быть выполнен, с угрозой санкции за непови­новение;

3) общественные нормы, устанавливающие, что отдающий приказ имеет право это делать, а тот, к ко­му относится приказ, должен его исполнить;

4) подчинение воле, выраженной в приказе.

С одной стороны, власть в обществе представляет собой механизм, предназначенный для сглаживания и урегулирования социальных конфликтов (конф­ликтный аспект власти), с другой — организацию для достижения общих целей (целевой аспект влас­ти). Всякое общество нуждается во власти, которая является необходимым условием его функциониро­вания как социальной системы, и поэтому возникает

вместе с ним.

В первобытном обществе власть носила непосред­ственно общественный характер, поскольку все ос­новные вопросы решались на родовых собраниях. Специального же аппарата, который бы занимался только управлением общественными делами, в ро­довой организации не было. Однако созывались ро­довые собрания крайне редко. Их ход, как правило, регулировался и направлялся советом старейшин, который разрешал споры, согласовывал действия членов рода при проведении сельскохозяйственных работ и т. д. Постепенно первобытное общество от­ходит от принципа равенства всех своих членов как в работе, так и в быту. Власть сосредоточивается в руках вождей, которыми становились мужчины имевшие высокий общественный статус и призна­ние. Они выделялись среди своих сородичей даже внешне — носили отличающую их от других людей одежду. В родовом обществе вожди в основном за­нимались организацией военных походов и распре­делением добытого как на войне, так и в процессе хозяйственной деятельности рода, а также осу­ществляли контроль за обменом и торговлей. В вы­полнении этих функций им помогал особый штат по­мощников.

Вождество представляло собой особый тип власти, сложившийся в первобытном обществе на позднем этапе его развития, и являлось одной из разновиднос­тей политической власти. Политической называет­ся такая власть, которая основана на принужде­нии одной группы людей в отношении другой. Поли­тическая власть начинается там, где способность влиять становится не межличностной (в семье), не узкогрупповой (в отдельной группе, коллективе), а распространяется на отдельные общественные груп­пы и общество в целом. Для осуществления полити­ческой власти необходимо:

1) общественное разделение между группой, осу­ществляющей власть, и группами, в отношении ко­торых эта власть осуществляется;

2) организованное принуждение в общественном масштабе.

Политическая власть обладает свойствами обяза­тельности и принудительности для всех членов обще­ства, правом узаконенного применения силы по отно­шению к ним. Политическая власть подразделяется на государственную и общественную. Государственной называется политическая власть, осуществляемая посредством специального аппарата (государства). Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, средствами массовой информации, общественным мнением и т. д.

Источники (или ресурсы) власти - реальные и потенциальные средства, которые используются для укрепления власти. Широко распространена клас­сификация ресурсов власти на экономические, со­циальные, культурно-информационные и силовые К экономическим ресурсам относят материальные ценности в самом широком смысле, к социальным — систему различных привилегий и льгот, престиж­ные и высокооплачиваемые должности и т. д., к культурно-информационным — знания и информа­цию, к силовым — институты физического принуж­дения (армия, полиция и т. п.). Однако эффектив­ность власти во многом зависит и от ее легитимности (от лат. legitimus — законный). Власть признается легитимной, если она не навязывается силой, а при­нимается массами и опирается на их добровольное согласие подчиняться ее велениям. Легитимная власть воспринимается населением как правомерная и справедливая. Термин «легитимность» был введен в научный оборот известным немецким социологом М. Вебером применительно к господству. Сам Вебер выступал против отождествления понятий «власть» и «господство». Последнее, по его мнению, предпо­лагает, что одна из взаимодействующих сторон тре­бует повиновения, а другая добровольно повинуется. В зависимости от мотивов добровольного подчине­ния Вебер выделял три типа легитимного господ­ства.

Традиционное господство обусловлено традиция­ми, обычаями, привычкой. Этот тип легитимности опирается на веру не только в законность, но и в свя­тость издревле существующих порядков. Традиционные нормы имеют обязывающую силу по отношению как к населению, так и к правящей элите.

Легальное (или рационально-легальное) господствоосновывается на признании добровольно уста-новленных юридических норм, регулирующих отно-шения власти. При таком типе легитимности зако-нам подчиняются не только управляемые, но управляющие. Проводником основных принципов рационально-легального господства является бюрок-ратия. В наиболее полном виде легальное господство воплощено в правовом государстве.

Харизматическое господство (от греч. charis­ma — божественный дар) опирается на авторитет ли­дера, которому приписываются исключительные черты. Харизма рассматривается как качество и спо­собность, дарованные Богом, природой, судьбой. Ха­ризматический лидер руководствуется в своей де­ятельности не действующими юридическими нор­мами, а собственным вдохновением. Неудачи такой власти могут привести к исчезновению веры в не­обыкновенные качества вождя и разрушению основ харизматического господства. Харизматические ли­деры приходят к власти, как правило, в условиях социально-политического кризиса. Поэтому хариз­матическая легитимность политической власти не дает оснований для прогноза ее длительного суще­ствования. После общественной стабилизации ха­ризматическое господство трансформируется в традиционное или легальное. Традиционный и ра­ционально-легальный типы легитимности более долговременны.

Описанные выше типы политического господства редко встречаются в чистом виде: в реальной полити­ческой практике они переплетаются и взаимно до­полняют друг друга.

Легитимность может быть как обретена властью, так и утрачена. Поэтому предметом постоянной забо­ты правящих групп является легитимизация власти,

т.е. обеспечение ее признания и одобрения со сторо­ны управляемых. О степени легитимности власти можно судить по уровню принуждения, необходимо­го власти для проведения собственной политики, по силе проявления гражданского неповиновения (как в активных, так и в пассивных формах), по результа­там выборов и т. д.

Легитимность следует отличать от легальности (законности), которая понимается как формальное, правовое закрепление власти в соответствующих го­сударственных актах. Получить юридическую закон­ность (легальность) для тех, кто взял в свои руки власть, несложно. Легальность может быть присуща и нелегитимной власти.

3. Происхождение государства. Теории происхождения государства

И в прошлом, и в настоящем ученые пытались объяснить причины возникновения такого важней­шего института человеческого общества, как госу­дарство.

Из всех существующих сегодня теорий происхож­дения государства самой старой является теологиче­ская, или религиозная теория. Наиболее авторитет­ным ее представителем считается средневековый мыслитель Фома Аквинский. Суть теологической те­ории сводится к тому, что государство, как и все зем­ное, имеет божественное происхождение. По Фоме Аквинскому, процедура возникновения государства аналогична процессу сотворения мира Богом. Преж­де чем приступить к руководству миром, Бог решил придать ему стройность и организованность, для чего и учредил государство. С помощью государства Бог управляет миром. Его активность на Земле оличетворяют монархи, поскольку их власть от Бога. Монархи наделяются Богом правом повелевать людьми, но сами являются лишь слугами церкви.

Теологичеекая теория утвердилась и в юридической науке мно-гих мусульманских стран, где понятие государства неразрывно связано с идеей халифата — идеальной формы организации мусульманской общины. Соглас­но исламским догмам, идея о создании такого госу­дарства была внушена пророку Мухаммеду самим Аллахом.

Теологическая теория весьма уязвима в научном отношении. Но в то же время ее особенность именно в том и состоит, что приверженцы такой версии про­исхождения государства апеллируют не к знаниям, не к доказательствам, а к вере. Они утверждают, что люди все равно не способны постичь всей глубины бо­жественного замысла и поэтому должны просто ве­рить, что все на Земле создано Богом — в том числе и государство.

Родоначальником патриархальной теории воз­никновения государства является греческий фило­соф Аристотель. В XVII в. основные положения этой теории развивал в своих трудах англичанин Филь-мер, а в конце XIX в. схожие идеи высказывал рус­ский социолог и общественный деятель Н. К. Михай­ловский. Суть патриархальной теории состоит в том, что, по мнению ее авторов, государство является продуктом естественного развития семьи, в процес­се которого семья разрастается в род, род — в пле­мя, а племя эволюционирует в государство. Соот­ветственно власть главы семьи — отца (патриарха) — превращается во власть главы государства, власть монархическую, которой следует подчиняться как отеческой.

Патриархальная теория отражала одну из особен­ностей развития общества в эпоху родового строя — концентрацию власти в руках старейшин и вождей. Однако и она имеет ряд существенных недостатков. Так, историками установлено, что патриархальная семья появляется в результате разложения родового строя, а не наоборот. К тому же государство и семья выполняют в обществе различные функции: если главными функциями семьи является воспроизвод-ство рода и организация совместного потребления, то государственная власть призвана решать иные зада-чи (обеспечивать безопасность населения сглажи" вать возникающие в обществе конфликты и др )

Авторами договорной теории происхождения го сударства принято считать голландского филосо фа Г. Гроция, английских мыслителей Т. Гоббса и Д. Локка, французских ученых Ж.-Ж. Руссо и П. Гольбаха. В России ее основные положения разде­лял А. Н. Радищев. Согласно их взглядам, государ­ство возникло в результате общественного договора, в соответствии с которым люди, находившиеся до этого в естественном, первобытном состоянии, отка­зались от части своих прав и свобод в обмен на гаран­тии личной безопасности. Но это был не договор-сделка с монархом, а основополагающее соглашение, создавшее гражданское общество и государство. Об­щественный договор представлял собой не конкрет­ный документ, а определенное состояние общества. В случае нарушения его условий одной из сторон дру­гая имела право на ответные действия: монарх — на наказание виновного, а народ — на восстание против

деспота.

Таким образом, договорная теория рассматривала государство исключительно как искусственный про­дукт сознательной деятельности людей, не принимая во внимание объективные процессы, приводящие к его образованию. Представляется сомнительным тот факт, что различные группы людей со специфически-ми интересами могли договориться в условиях отсут-ствия государственно-властных структур. К тому же, не имея опыта государственно-правовой жизни, лю­ди вряд ли могли создать такой сложный механизм, как государство. Однако теория общественного дого­вора во многом способствовала борьбе поднимающейся буржуазии с абсолютизмом.

Теория насилия утверждает, что государство -это результат завоевания. Немецкий марксист К. Каутскнй и австрийский ученый Л. Гумплович утверж­дали, что государство возникает в результате за­воевания одного племени (или народа) другим, на­вязывается обществу извне. Государство трактуется ими как организация властвования завоевателей в целях поддержки и упрочения своего господства над покоренными. Действительно, в истории челове­чества были государства, возникновение которых представляло собой результат завоевания одного народа другим (государства лангобардов, вестготов и т. д.). Но так процесс складывания государства происходил далеко не во всех регионах мира. К тому же насилие часто являлось не причиной, а лишь ус­коряющим образование государства фактором. Заво­евание одного народа другим зачастую происходило в условиях уже сложившихся раннегосударственных структур.

Представителями психологической теории проис­хождения государства являются французский уче­ный Г. Тард и русский юрист Л. И. Петражицкий. Оба мыслителя полагали, что основные причины воз­никновения государства коренятся в особенностях психики человека, его эмоциях и склонностях. У од­них людей есть психологическая потребность повеле­вать слабыми, у других — подчиняться более силь­ным. Осознание людьми справедливости определен­ных моделей поведения в обществе и есть причина возникновения государства. Однако современная психология исходит из того, что человеческая психи­ка не первична по отношению к социально-политиче­ской действительности, а, наоборот, формируется под воздействием последней.

Суть ирригационной теории происхождения госу­дарства, которую сформулировал немецкий ученый К. Витфогель, состоит в том, что государство возни­кает вследствие потребности общества в постоянном

осуществлении крупномасштабных работ по созда-нию оросительных каналов и ирригационных соору­жений (Междуречье, Египет, Китай). Осуществить же такие работы, мобилизовать огромные массы лю­дей может только государство. Теория Витфогеля имеет локальный характер, т. е. может служить для объяснения процесса происхождения государства только в отдельных местностях земного шара. К тому же некоторые ученые полагают, что государство по­явилось до начала ирригационных работ и позволило организовать столь крупные и скоординированные действия населения.

Основоположником расовой теории можно счи­тать французского ученого Ж. А. де Гобино. Боль­шой вклад в ее разработку внес и немецкий философ Ф. Ницше. Расовая теория строится на тезисе о том, что причиной возникновения государства является разделение общества на высшие и низшие расы. Пер­вые, к которым прежде всего относятся арийцы, при­званы господствовать в обществе, вторые — "недоче­ловеки" (славяне, евреи, цыгане и др.) — слепо пови­новаться первым. Государство необходимо для того, чтобы одни расы господствовали над другими. Одна­ко современная биологическая наука не видит ника­кой связи между расовыми различиями людей и их умственными способностями. Сама расовая теория носит не научный, а политический характер: не слу­чайно ее положения об изначальном неравенстве раз­личных рас и народов использовались нацистами для обоснования права арийской расы на захват террито­рий других народов и уничтожение последних во вре­мя Второй мировой войны.

Создателем органической теории происхождения государства является английский ученый Г. Спенсер. Ее появление во многом было обусловлено успехами естествознания в XIX в. Согласно построениям Спен­сера, общество и государство похожи на человече­ский организм, и поэтому их сущность можно понять и объяснить по аналогии с закономерностями анато­мии и физиологии. Данной теорией государство рассматривается не как продукт общественного разви­тия, а как произведение сил природы, некое непости­жимое биологическое существо. Все части этого существа специализируются на выполнении опре­деленных функций, например деятельность пра­вительства аналогична функциям человеческого моз­га и т. п.

Создателями классовой теории происхождения государства, долгое время господствовавшей в отече­ственной исторической и юридической науках, яв­лялись К. Маркс и Ф. Энгельс. Основная ее идея заключалась в том, что возникновение государства есть результат раскола общества на классы с непри­миримыми интересами. Производительные силы на определенном этапе своего развития позволили до­стичь такого роста производительности труда, при котором стало возможным производство прибавоч­ного продукта. В новых экономических условиях семья могла не только обеспечить себя средствами к существованию, но и создавать определенные из­лишки. Прибавочный продукт давал возможность старейшинам, военачальникам сосредоточивать в своих руках определенные материальные ценности, что влекло за собой появление имущественного неравенства. Так возникает частная собственность, а общество расслаивается на имущих и неимущих. В этих условиях стало возможным использовать чу­жой труд и получать прибавочный продукт, эксплу­атируя труд других людей (пленных или разорив­шихся членов рода). Происходило деление общества на классы, занимавшие противоположные позиции в обществе. Между этими классами началась ожес­точенная борьба, в ходе которой господствующий класс стремился сохранить и упрочить свое положе­ние, а эксплуатируемый — изменить свое. Старый родоплеменной строй не мог разрешить эти противо-

речия. Необходима была иная организация власти, которая смогла бы:

1) сохранить и поддержать господство одного класса над другим;

2) обеспечить существование и функционирование общества как целостного организма.

Такой организацией и стало обособленное от обще­ства и обладавшее мощной силой государство.

Марксизм исходит из того, что указанный путь происхождения государства является типичным и характерным для всех регионов. Однако раскол об­щества на классы был ведущим государственно-об­разующим фактором лишь в Европе. Самые же пер­вые государства возникли на рубеже IV—III тыс. до н. э. в долинах крупных рек — Нила, Тигра и Евфра­та, Инда и Ганга, Янцзы. В этих климатических зонах для успешного земледелия необходимо было создание больших ирригационных сооружений (ка­налов, дамб, водоподъемников и др.). Объем работ по созданию таких сооружений был велик и сущест­венно превышал возможности отдельно взятых ро-доплеменных образований. Последнее и предопре­делило необходимость их объединения под единым началом государства. Таким образом, основными причинами возникновения государства на Востоке

были:

1) потребность в осуществлении масштабных ир­ригационных работ в связи с развитием орошаемого

земледелия;

2) необходимость объединения для достижения этих целей значительных масс людей на больших

территориях;

3) необходимость централизованного руководства





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (570)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)