Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА 19 страница





Действующая Конституция РФ, принятая на все­народном референдуме 12 декабря 1993 г., конститу­ировала Российскую Федерацию как демократиче­ское правовое государство с федеративной формой государственного устройства. В ней закреплен демо­кратический режим и его основные институты, прин­цип верховенства Конституции и законов, принцип разделения властей. Отдельная глава Конституции посвящена правам и свободам граждан РФ, которые сформулированы в соответствии с нормами междуна­родного права.

Однако процесс формирования правового государ­ства в Российской Федерации сталкивается со значи­тельными трудностями, идет весьма медленно и про­тиворечиво. В РФ пока не удалось в полной мере реализовать ни одного из основных принципов пра­вового государства. Грубо нарушается принцип вер­ховенства закона. Распространенной является прак­тика принятия представительными и исполнитель­ными органами субъектов РФ нормативно-правовых актов, противоречащих федеральным законам. Зна­чительная часть норм, закрепленных федеральным законодательством, не реализуется, действует лишь

формально. Часть населения лишена возможности иметь работу и получать достойное вознаграждение за свой труд. Государство оказывается неспособным в должной мере обеспечить права и свободы своих граждан в сфере образования, науки, социального обеспечения. Принцип разделения властей в Консти­туции закреплен таким образом, что законодатель­ная власть не способна организовать действенный парламентский контроль за деятельностью исполни­тельной власти по организации и обеспечению реали­зации федеральных законов.

Таким образом, для построения правового госу­дарства в Российской Федерации необходимо:

1) устранить коллизии в системе права как между отдельными федеральными законами, так и между федеральными законами, с одной стороны, и закона­ми субъектов РФ — с другой; привести все норматив­но-правовые акты в соответствие с Конституцией РФ (в том числе подзаконные акты — в соответствие с за­конами РФ);



2) преодолеть остатки правового нигилизма как на нормотворческом и правоприменительном уровнях, так и в общественном сознании; воспитывать в обще­стве уважение к праву;

3) усилить контроль за исполнением уже приня­тых законов;

4) устранить декларативность прав и свобод, про­возглашенных Конституцией, путем установления реального процессуального порядка их судебной за­щиты, преодолеть недоверие к государству и его ор­ганам как институтам, противостоящим интересам индивида, способствовать формированию отношения к государству как гаранту и защитнику прав и закон­ных интересов граждан.

Решение этих вопросов и будет означать реализа­цию принципов правового государства и его фактиче­ское создание.

 

 

  1. Политические партии

 

 

Политическая партия (от лат. pars — часть) — один из важнейших институтов политической систе­мы общества. Существует несколько подходов к оп­ределению понятия партии.

В XIX — начале XX в. под партией, как правило понимали объединение, группу сторонников какой-либо идеологии, добивающихся реализации своих целей посредством политики.

Марксизм понимает под партией наиболее актив­ную часть класса или социального слоя, выражаю­щую его политические интересы.

В политологии XX в. партию определяют как ин­ститут политической системы общества.

Политическая партия — это специализирован­ная, организационно-упорядоченная группа, объеди­няющая активных приверженцев тех или иных це­лей, идей, лидеров, служащая для борьбы за полити­ческую власть.

Признаки партии: наличие программы, в которой сформулированы цели и стратегии партии; наличие устава, содержащего важнейшие нормы внутрипар­тийной жизни; наличие руководящих органов и пар­тийных функционеров; наличие организационной структуры в центре и разветвленной сети первичных местных организаций; участие в борьбе за политиче­скую власть; фиксированное членство (хотя это и не является обязательным признаком).

История политических партий в современном по­нимании этого слова начинается с XVIII—XIX вв., когда в условиях формирования буржуазной демо­кратии появилась необходимость привлечения широ­ких общественных слоев к участию в управлении го­сударством.

Первоначально политические партии создавались в результате объединения парламентских фракций с комитетами по поддержке кандидатов на местах.

Сейчас партии возникают также в результате транс­формации непартийных структур (профсоюзов, рели­гиозных, промышленных обществ, клубов). Доволь­но часто они создаются популярными и влиятельны­ми политическими деятелями под собственные кандидатуры. Особой разновидностью политических партий стали массовые партии, образующиеся «сни­зу», в результате оформления стихийных социаль­ных движений. Среди функций политических пар­тий выделяют:

1) политическую — овладение государственной властью с целью осуществления своей программы;

2) функцию социального представительства — вы­ражение в политической жизни интересов какого-то социального слоя либо стремление создать себе проч­ную опору в обществе;

3) функцию социальной интеграции — примире­ние интересов различных социальных групп, дости­жение консенсуса в обществе;

4) функцию политического рекрутирования — подготовка и выдвижение кадров для различных по­литических институтов;

5) идеологическую — разработка партийной идео­логии и программы;

6) электоральную — организация и участие в из­бирательных кампаниях;

7) набор новых членов в партию и их политиче­ское воспитание.

Партия — один из важнейших институтов граж­данского общества, осуществляющий его связь с го­сударством.

Существует несколько классификаций политических партий в соответствии с различными критериями:

1) в зависимости от способа связи с избирателями и организации внутренней жизнедеятельности пар­тии подразделяются на кадровые и массовые. Кадро­вые партии представляют собой немногочисленные, аморфные, состоящие из авторитетных политиче­ских деятелей организации, в которых отсутствует институт фиксированного членства, членские взно­сы, отработанный механизм приема. Организацион­ная структура таких партий крайне проста, их центр — в парламентских фракциях. Массовые пар-тип имеют сложную организационную структуру, многочисленны, основным источником их финанси­рования являются членские взносы. Управление та­кими партиями ведется из центральных органов, не совпадающих с парламентскими фракциями;

2) в зависимости от степени участия в осуществле­нии политической власти партии делятся на правящие и оппозиционные. Последние могут быть как легаль­ными (деятельность их разрешена государством, они официально зарегистрированы), так и нелегальными (запрещенные государством, действующие подпольно);

3) по устойчивости существования политические партии подразделяются на стабильные и неустойчи­вые;

4) по характеру членства политические партии мо­гут быть открытыми (со свободным членством пред­ставителей различных социальных слоев) и закры­тыми (с большим количеством формальных требова­ний к кандидатам в члены партии и сложным механизмом приема);

5) по характеру целей и по отношению к сущест­вующему общественно-политическому строю партии делятся на революционные (выступают за коренное и насильственное преобразование существующего об­щественного строя), реформистские (выступают за постепенные изменения существующих порядков), консервативные (выступают за сохранение основ прежней системы или за такие преобразования, кото­рые приспосабливают ее к изменяющимся реалиям без особых потрясений) и реакционные (выступают за восстановление старых, отживших общественных структур);

6) по месту в политическом спектре общества пар­тии можно условно подразделить на левые (выступа­ют за интересы трудящихся, социализацию произ­водства, создание основ социалистического общест­ва), правые (отстаивают неприкосновенность частной собственности, основы буржуазного порядка, силь­ную государственную власть) и центристские'(пыта-ются примирить крайние интересы в политике).

Совокупность всех существующих и действующих е стране партий называется партийной системой. При авторитарных и тоталитарных режимах у власти, как правило, бессменно находится одна пар­тия. Остальные либо запрещены, либо функциониру­ют под жестким контролем правящей.

Одним из признаков демократического режима яв­ляется многопартийность, под которой понимается су­ществование и легальная деятельность в государстве двух и более партий. При этом реально в осуществле­нии власти могут принимать участие всего две партии (Республиканская и Демократическая партии в США и Консервативная и Лейбористская партии в Велико­британии). Такие системы называют двухпартийны­ми, что, однако, не исключает свободного функциони­рования и участия в политической жизни других пар­тий (например, коммунистических).

В Конституции Российской Федерации признает­ся политическое многообразие и многопартийность (ст. 13). Все общественные объединения равноправ­ны. В настоящее время в нашей стране действуют де­сятки политических партий, но говорить о стабиль­ности партийной системы пока не приходится. У многих партий отсутствует реальная социальная база, нет разветвленной сети первичных организа­ций, крайне невелика численность. С другой сторо­ны, интересы не всех социальных групп представле­ны соответствующими партиями.

В 2001 г после многолетних дискуссий был при­нят Федеральный закон «О политических партиях». В этом нормативно-правовом акте политическая партия рассматривается как общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политиче­ской жизни общества посредством формирования и выражения нх политической воли, участия в общест­венных и политических акциях, в выборах и рефе­рендумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Минимальная числен­ность членов политической партии — 10 тысяч чело­век (при этом партия должна иметь региональные от­деления более чем в половине субъектов РФ). Запре­щается создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопас­ности государства, создание вооруженных и военизи­рованных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни. Не допускается создание политических партий по при­знакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Структурные под­разделения политических партий формируются и действуют только по территориальному признаку (не допускается их образование и деятельность в органах государственной власти, Вооруженных Силах, в го­сударственных и негосударственных организациях, в учебных заведениях).

Политические партии создаются свободно, без раз­решений органов государственной власти, однако в полном объеме могут осуществлять свою деятель­ность (в том числе как юридические лица) только с момента государственной регистрации.

Членами политической партии могут быть гражда­не Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии ино­странные граждане и лица без гражданства.

Важнейшим фактором развития партийной систе­мы Российской Федерации являются выборы полови­ны состава депутатов Государственной Думы по про­порциональной системе (по партийным спискам). Это привело не только к росту числа партий, претендую­щих на места в парламенте, но и к активизации пар­тийного строительства, созданию местных и регио­нальных организаций, развертыванию пропаганди­стской работы с избирателями.

13. Политическая идеология и ее структура

Субъективная сторона политической жизни нахо­дит свое отражение в политическом сознании. Оно способно опережать практику, прогнозировать раз­витие политического процесса, а следовательно, и оказывать на него значительное воздействие. Одной из форм политического сознания является политиче­ская идеология, под которой понимается определяе­мая политическими интересами совокупность взглядов той или иной социальной группы на поли­тическое устройство общества.

Политическая идеология выполняет в обществе ряд функций:

1) задает систему смыслов, ориентации человече­ской деятельности;

2) предлагает более совершенные идеалы, выступа­ет в качестве непосредственного мотива политической деятельности, мобилизует общество на реализацию собственных положений. При этом политическая иде­ология призвана не столько пропагандировать свои цели и установки, сколько добиваться целенаправлен­ных действий людей во исполнение поставленных ею

задач;

3) внедряет в общественное сознание собственные критерии оценки прошлого, настоящего и буду­щего;

4) противостоит частным интересам, разъединяющим людей, объединяет их в партии, группы, тече­ния, стремится сплотить, интегрировать общество-

5) выражает и защищает интересы определенных социальных групп.

Классические политические идеологии формиру­ются в XVIII в. Мыслители эпохи Просвещения стре­мились к созданию разумного общественного устрой­ства, что требовало от них четко сформулированных идеи.

На основе политической философии английских рационалистов Д. Локка, Т. Гоббса, экономической доктрины А. Смита формируется учение либерализ­ма (от лат. liberalis — свободный). Базовыми принци­пами этой идеологии являются свобода личности, не­ограниченность гражданских и политических прав человека, его личная ответственность за собственное благополучие. Условием реализации этих принципов выступает ограничение государственного вмешатель­ства в общественную и частную жизнь. Государству отводится роль «ночного сторожа», охраняющего об­щественный порядок и защищающего страну от внешней угрозы. Экономические постулаты либера­лизма, сформулированные еще А. Смитом, сводятся к требованию простора частной инициативы, свобо­ды предпринимательства, неприкосновенности част­ной собственности, ликвидации регламентации эко­номической жизни (лозунг laissez faire — «не мешай­те действовать»). Свободный рынок и свободная конкуренция являются для либерализма условием экономического прогресса и эффективности. В соци­альной сфере либералы требовали обеспечения равен­ства всех людей перед законом (равенство возмож­ностей), разрушения сословных и кастовых перегоро­док, создания неограниченных возможностей для социальной мобильности. Социальный статус, пре­стиж, возможности того или иного человека должны напрямую зависеть от результатов его собственной

деятельности, а не предписываться властью. Полити­ческая доктрина либерализма базируется на идеях незыблемости политических прав и свобод человека, реального обеспечения идеологического и политиче­ского плюрализма, терпимости к инакомыслию, раз­деления властей. Идеалом общественно-политиче­ского устройства для либералов выступает правовое государство. Духовная жизнь общества должна, со­гласно либеральной доктрине, основываться на прин­ципах свободы взглядов и убеждений, освобождения индивидов от подчинения церкви, праве личности са­мостоятельно формулировать свои нравственные обя­занности.

Классический либерализм XIX столетия проделал определенную эволюцию и сформулировал ряд но­вых идей и принципов, составляющих содержание неолиберализма. Неолиберализм несколько иначе понимает экономическую и социальную роль госу­дарства, включая в число его функций защиту свобо­ды предпринимательства, рынка, конкуренции от угрозы монополизма, разработку общей стратегии экономического развития, социальную защиту мало­обеспеченных групп и слоев населения.

Рассмотренные выше принципы либерализма ле­жат в основе организации жизни большинства запад­ных стран.

Второй классической политической идеологией считается консерватизм (от лат. conservare — сохра­нять). Его базовые постулаты были сформулированы англичанином Э. Верком и французами Ж. де Местром и Л. Бональдом как реакция на результаты Вели­кой французской революции. Консерватизм отстаива­ет сложившиеся формы общественной жизни, тради­ционные духовные ценности, отрицает не только революционные изменения, но с известным недовери­ем относится и к реформистским попыткам переуст­ройства общества. Общество - это не какая-то маши­на, а прежде всего духовная реальность с хрупкой структурой, поэтому попытки ее изменитьне должны предприниматься без крайней необходимости. Кон­серваторы не верят в неограниченные возможности че ловеческого разума и не испытывают оптимизма отно­сительно общественного прогресса. Современные со­циальные институты не сконструированы человеком сознательно, а являются воплощением длительного процесса исторического развития. Классический кон­серватизм указывал и на то, что общественными дела­ми наряду с разумом правит Провидение, направляю­щее судьбы людей. Все это заставляет консерваторов отдать преемственности приоритет перед инновация­ми. Неприемлема для консерватизма и идея социаль­ного равенства: иерархичность человеческого общест­ва предустановлена свыше, естественна. Важнейшей ценностью для консерваторов является противостоя­щий хаосу порядок, в поддержании которого огром­ную роль играет государство. Свобода не имеет абсо­лютного характера и тесно связана с ответственностью личности. Для консерваторов интересы государства, общества, социальной группы неизмеримо выше, пер­вичнее интересов отдельной личности. Однако и власть не должна вмешиваться в отношения, которые регулируются моралью. Абсолютными ценностями для консерваторов выступают семья, религия, соци­альная стабильность. Верность им способна разре­шить все противоречия.

В последние десятилетия XX в. наметилась тен­денция сближения классического консерватизма с либерализмом, оформившаяся в неоконсерватизм.В его рамках приверженность рыночной экономике, уважение к свободе отдельного индивида сочетаются с защитой порядка, законности, семьи, религии, нравственных основ общественного устройства. От­ветственность за сохранение человеческого начала возлагается на самого индивида. Эта позиция не только поддерживает жизнестойкость и инициативу в отдельном человеке, но и снимает с государства социальные нагрузки. Государство должно лишь обес­печить необходимые индивиду жизненные условия Социально ответственная личность и политически стабильное государство — идеал неоконсерватизма. По многим положениям он приближается к класси­ческому либерализму XIX в.

Третья политическая идеология — социализм(от лат. socialis — общественный) — окончательное оформление получила также в XIX в., хотя отдель­ные ее идеи известны с древнейших времен. Первые попытки разработать теорию нового общественного устройства принадлежали Т. Мору и Т. Кампанелле (XVI в.), а в конце XVIII — начале XIX в. — так на­зываемым социалистам-утопистам К. А. Сен-Симо­ну, Ш. Фурье и Р. Оуэну. Теоретическое обоснование социализма в середине XIX в. дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Всесоциалистические концепции исхо­дят из того, что на смену индивидуализму должна прийти совместная деятельность людей, основанная на общности интересов. В будущем коллективист­ском обществе только и возможно преодолеть эгоизм, взаимоотчуждение людей, устранить причины, по­рождающие разрушительные социальные конфлик­ты. Смысловым стержнем социалистической идеоло­гии служит идея равенства исоциальной справедли­вости. Гарантией и условием ее реализации является ликвидация частной собственности, передача всех средств производства в общенародную собственность. Результатом этого станет ликвидация социального неравенства и эксплуатации человека человеком, со­здание условий для гармоничного развития личности (в физическом, умственном и нравственном отноше­нии). Со временем отомрет и государство со всеми своими материальными атрибутами (армией, поли­цией и т. д.).

Уже в конце XIX- начале XX в. начинается обо­собление двух направлений в научном социализме -ортодоксального (марксистско-ленинского) и социалдемократического («ревизионистского»). Теоретиком первого выступил В. И. Ульянов-Ленин,разработавший учение об этапах социалистической революции, о необходимости насильственного слома «буржуаз­ной государственной машины» и установлении дик­татуры пролетариата. Осуществление на практике основ социалистической теории рассматривалось им и его соратниками как непосредственная политиче­ская задача. В это же время Э. Бернштейн, К. Каут­ский и другие теоретики социализма утверждали идеи о возможности мирного, эволюционного дости­жения общественного идеала, о связи идеалов спра­ведливого общественного строя со свободой и демо­кратией. Их учение о возможности реформирования буржуазного общества послужило идейной основой современной социал-демократии, в рамках которой тезис о неизбежности обострения классовой борьбы заменен концепцией социального партнерства в усло­виях стабильного политического развития. Идеоло­гия «демократического социализма» взята на воору­жение многими социалистическими партиями совре­менного мира.

В современном обществознании довольно широко распространены идеи о «конце идеологий», базирую­щиеся на консенсусе представителей различных идейных течений по основным политическим пробле­мам (признание принципов смешанной экономики, демократического политического устройства, иде­ологического плюрализма, уважение к правам и сво­бодам личности, взаимная ответственность гражда­нина и государства и т. п.). Однако существование идеологий подпитывается не только объективным различием интересов социальных групп, но и субъек­тивной потребностью людей в целостной и непроти­воречивой системе установок и ценностей, облегчаю­щей им ориентацию в социально-политической дей­ствительности.

14. Политическая культура и ее типы

Политическая культура это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятель­ности, в котором соединены знания, убеждения и мо­дели поведения человека и социальных групп.

На складывание политической культуры того или иного общества оказывают влияние различные факто­ры. Принципиальное значение для понимания особен­ностей политической культуры имеет учет цивилиза-ционного фактора исторического развития. Мощное воздействие на эволюцию политической культуры оказывает и национально-исторический фактор (исто­рические традиции, этнические особенности, хозяйст­венно-географические условия развития, националь­ная психология народа). Как показывает исторический опыт, на уровень политической культуры оказывают влияние социально-экономические факторы: экономи­ческая стабильность, степень экономической свободы, удельный вес среднего класса в социальной структуре и т. п. В формировании политической культуры обще­ства принимают участие государство, политические партии, общественные движения, церковь, средства массовой информации, семья.

Важнейшими функциями политической культу­ры являются:

1) познавательная функция — формирование у граждан необходимых для участия в политической жизни страны знаний, взглядов, убеждений;

2) интегративная функция — достижение на базе общепринятых политико-культурных ценностей об­щественного согласия в рамках существующей поли­тической системы;

3) коммуникативная функция — установление различного рода связей между участниками полити­ческого процесса на основе общих для них ценнос­тей, а также передача политического опыта от поко­ления к поколению;

4) нормативно-регулятивная функция - форми­рование и закрепление в общественном сознании не­обходимых политических установок, мотивов и норм поведения;

5) воспитательная функция — формирование по­литических качеств, политическая социализация личности.

В современной политологии принята типологиза-ция политической культуры, предложенная амери­канскими учеными С. Вербой и Г. Алмондом. Избрав в качестве критерия степень ориентации людей на участие в политической жизни, эти политологи вы­делили три «чистых» типа политической культуры.

1. Патриархальная политическая культура ха­рактеризуется полным отсутствием у членов сообще­ства интереса к политическим институтам, глобаль­ным политическим процессам. Носители этого типа политической культуры ориентированы на местные проблемы, безразличны к политике, установкам и нормам центральных властей. Данный тип политиче­ской культуры характерен для развивающихся стран Африки и Азии.

2. Подданническая политическая культура отли­чается ориентацией субъектов на политическую сис­тему, деятельность центральных властей. Носители подданнической культуры имеют собственное пред­ставление о политике, но не принимают активного участия в ней, ожидая от власти либо благ, либо при­каза.

3. Гражданская политическая культура (или по­литическая культура участия) присуща современ­ным развитым демократическим государствам. Но­сители данной культуры не только ориентированы на политическую систему, но и стремятся быть актив­ными участниками политического процесса. Они подчиняются велениям власти, но при этом воздейст­вуют на принятие решений государственными орга­нами.

В реальности редко можно встретить «чистый» тип политической культуры. Для большинства современ­ных обществ характерны смешанные типы: патриар­хально-подданническая, подданническо-гражданская и патриархально-гражданская политическая культура. Политическая культура общества не может быть абсолютно однородной. Наряду с общей политиче­ской культурой могут складываться и так называе­мые субкультуры, которые выражают особенности политической культуры отдельных слоев населения. Складывание этих субкультур может объясняться ре­гиональными, этническими, религиозными, возраст­ными и иными факторами. В странах с нестабильной политической ситуацией особое значение для форми­рования субкультур приобретают возрастные отли­чия: различные поколения являются носителями разных, а порой и противоположных систем полити­ческих ценностей.

Успешное и устойчивое функционирование поли­тической системы общества требует постоянного ус­воения новыми поколениями граждан политического опыта, накопленного обществом и выраженного в культурных традициях. Процесс усвоения лично­стью социально-политических знаний, норм, ценнос­тей и навыков деятельности, предпочтительных для существующей политической системы, называют по­литической социализацией. Она обеспечивает пере­дачу политических знаний, накопление политиче­ского опыта, формирование традиций политической жизни, а также развитие и совершенствование поли­тической культуры. В процессе политической соци­ализации личности выделяют несколько этапов:

1-й этап — детство и ранние юношеские годы, ког­да ребенок формирует свои первоначальные полити­ческие взгляды и усваивает образцы политического

поведения;

2-й этап — период обучения в старших классах школы и вузе, когда формируется информационная сторона мировоззрения, одна из существующих систем политических норм и ценностей трансформируется во внутренний мир личности;

3-й этап — начало активной социальной деятельности индивида, включение его в работу государственных органов и общественных организаций, ког-да происходит превращение человека в гражданина становление полноценного субъекта политической жизни;

4-й этап — вся последующая жизнь человека, ког­да он постоянно совершенствует и развивает свою по­литическую культуру.

Встречается и иная периодизация процесса поли­тической социализации личности (в соответствии со степенью самостоятельности политического учас­тия): первичная и вторичная социализация. Первая характеризует процесс политического просвещения детей и юношества, а вторая приходится на зрелый возраст и проявляется в активном взаимодействии личности с политической системой на основе полу­ченных ранее ценностных установок.

Политическая социализация происходит как объ­ективно, в силу включенности человека в обществен­ные отношения, так и целенаправленно. На разных ее этапах своеобразными «агентами» политической социализации выступают семья, различные образо­вательные учреждения, производственные коллек­тивы, политические партии и движения, государ­ственные органы, средства массовой информации. В результате политической социализации человек принимает на себя определенную политическую роль, под которой понимается нормативно одобрен­ный образ политического поведения, ожидаемый от каждого, кто занимает данное положение.

В зависимости от степени вовлеченности личности в политику можно выделить несколько типов поли­тических ролей:

1) рядовой член общества, не оказывающий ника­кого влияния на политику, не заинтересованный в ней и являющийся почти исключительно объектом политики;

2) человек, состоящий в общественной организа­ции или в движении, косвенно включенный в поли­тическую деятельность, если это вытекает из его ро­ли рядового члена политической организации;

3) гражданин, состоящий в выборном органе или являющийся активным членом политической орга­низации, целенаправленно и по своей воле включен­ный в политическую жизнь общества, но лишь в той мере, в какой она отражается на внутренней жизни этой политической организации или органа;

4) профессиональный политик, для которого по­литическая деятельность не только является глав­ным занятием и источником существования, но и со­ставляет смысл жизни;

5) политический лидер — человек, способный из­менять ход политических событий и направленность политических процессов.

Характер политического поведения личности по­ложен в основу классификации политических ролей польским политологом В. Вятром:

1) активисты — активно участвуют в политике, хорошо информированы о ней, стремятся к власти;

2) компетентные наблюдатели — не стремятся по­лучить властные полномочия, но знают и умеют ана­лизировать политические процессы, играют роль экспертов;





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (420)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)