Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА 18 страница



2015-11-07 590 Обсуждений (0)
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА 18 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




положительного ответа на вопрос становятся зако­ном государства.

Все остальные институты прямой демократии (на­пример, митинги, шествия, пикетирования и д-р.) имеют консультативное значение.

 

 

  1. Государственный аппарат

 

 

Механизм (аппарат) государства это систе­ма государственных органов, при помощи которых осуществляются задачи и функции государства.

Деятельность любого государственного аппарата строится в соответствии с конкретными принципа­ми, под которыми понимаются основные идеи, опре­деляющие подходы кформированию и функциони­рованию государственных органов. В демократиче­ских государствах (в том числе к в России) к таковым относятся:

1) принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата;

2) принцип разделения властей, исключающий возможность произвола со стороны государственных органов и должностных лиц;

3) принцип демократизма, позволяющий учиты­вать интересы большинства граждан государстЕа;

4) принцип законности, означающий обязатель­ность соблюдения законов во всех звеньях государ­ственного аппарата;

5) принцип гласности, обеспечивающий откры­тость деятельности государственных органов;

6) принцип профессионализма и компетентности государственных служащих, гарантирующий высо­кий уровень решения важнейших вопросов государ­ственной жизни;

7) принцип федерализма (в федеративных госу­дарствах), обеспечивающий разграничение предме­тов ведения между федерацией и ее субъектами.

Современная юридическая наука выделяет три основные модели построения государственного аппарата:

1) централизованно-сегментарную, при которой органами государственной власти считаются только центральные органы, функционирующие в масштабе всего государства (президент, парламент, правитель-ство), а также их представители на местах. Местные выборные органы рассматриваются в данной системе как органы местного самоуправления и имеют осо­бую сферу деятельности. Такая модель характерна для современных демократических государств. Она особенно эффективна в условиях политической ста­бильности в стране;

2) моноцефальную (греч. mono — один, kephale — голова), при которой вся система государственных органов едина. Во главе этой системы стоит лицо или орган, обладающий всей полнотой власти и наделяю­щий ею нижестоящие органы, которые, как правило, назначаются вышестоящими. Подобная система го­сударственных органов носит жестко иерархический характер, предельно персонифицирована и пирами­дальна по своему построению. Местные органы влас­ти представляют собой не органы местного самоуп­равления, а органы государства. Моноцефальная мо­дель государственного механизма характерна для антидемократических режимов, так как хорошо при­способлена для осуществления централизованного контроля за обществом. Она складывается обычно в условиях политической нестабильности в послерево­люционные периоды либо в результате военных пере­воротов;

3) монотеократическую, при которой сочетается единовластие главы государства, подкрепленное ре­лигиозными догмами, и длительное сохранение ро­довых порядков. Глава государства является одно­временно и высшим духовным лицом. Отсутствует разделение властей и парламентаризм. Эта модель

характерна для государств, провозгласивших ислам государственной религией (Иран, Саудовская Аравия, Катар).

Государственный аппарат состоит из различных по порядку формирования, структуре и роли в осу­ществлении власти государственных органов. Госу­дарственный орган — это составная часть механизма государства (физическое лицо или организация), на­деленная государственно-властными полномочиями и участвующая в осуществлении функций государ­ства. Таким образом, государственный орган:

1) представляет собой самостоятельный элемент государственного аппарата;

2) наделен властными полномочиями, в том числе возможностью применения принуждения;

3) образуется и действует на основе правовых ак­тов, которые определяют его компетенцию. Ком­петенция государственного органа это объем и перечень государственно-властных полномочий, закрепленных за этим органом, а также его юриди­ческие обязанности. Кроме того, часто в понятие компетенции включается перечень вопросов, по ко­торым данный орган вправе самостоятельно прини­мать властные решения.

Государственные органы реализуют свою компе­тенцию в трех формах. Первой формой является из­дание нормативно-правовых актов. Вторая форма — это принятие правоприменительных актов. Третья форма представляет собой организационную деятель­ность государственного органа.

Органы государства различают по нескольким критериям:

1) по срокам полномочий все государственные ор­ганы делятся на временные и постоянные. Времен­ные органы создаются для достижения краткосроч­ных целей, тогда как постоянные функционируют без ограничения срока. Например, к временным органам в России в 1917—1918 гг. относились Времен­ное правительство и Учредительное собрание;

2) по месту в иерархии государственные органы подразделяются на высшие и местные. В федерациях помимо них существуют еще и органы власти субъек­тов федерации. Примером высшего органа власти в Российской Федерации является Государственная Дума Федерального Собрания РФ; примером органа власти субъекта федерации — Правительство Моск­вы; примером местного органа власти — мэр Влади­востока;

3) по характеру осуществления компетенции раз­личают коллегиальные и единоначальные государ­ственные органы. К первым относится, например, Верховный Суд Российской Федерации, ко вторым — Генеральный прокурор РФ;

4) по порядку формирования государственные ор­ганы бывают первичными, т. е. избираемыми непо­средственно населением, и производными, которые формируются первичными. Примером первичных органов может служить Московская городская Ду­ма, производных — Федеральная служба безопаснос­ти РФ;

5) по правовым формам деятельности выделяют правотворческие (парламенты), правоприменитель­ные (правительства) и правоохранительные (суды, органы внутренних дел) государственные органы;

6) в соответствии с принципом разделения властей государственные органы делятся на законодатель­ные, исполнительные и судебные.

Сам принцип разделения властей имеет давнюю историю. Основы теории разделения властей бы­ли заложены еще античными мыслителями, в част­ности Аристотелем. В наиболее полном виде ее сфор­мулировал в 1784 г. французский просветитель Ш.-Л. Монтескье. Потребность в разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную вытекает, по мнению Монтескье, из природы челове-

ка, его склонности к злоупотреблению властью: всякая власть должна иметь свой предел и не угрожать правам и свободам граждан. Эта теория была призвана обосновать такое устройство государства, которое исключило бы возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще, а в частности — любым органом государства. Первоначально она была направле-на на обоснование ограничения власти короля, а затем ее стали использовать как идеологическую осно­ву борьбы против всех форм диктатуры. История оказывает, что опасность последней является посто­янной: общество и государство все время борются между собой, и периодически в этой борьбе побежда­ет государство.

Теория разделения властей, как она была изложе­на Монтескье, предполагает раздельное функциони­рование трех разных, независимых и взаимоуравно-зешенных властей: законодательной, исполнитель­ной и судебной. Разделение властей основывается на том, что в государстве необходимо осуществлять три различных вида деятельности: принятие законов, их исполнение и осуществление правосудия (наказание нарушителей этих законов, разрешение конфликтов, связанных с применением законов). Но есть и другая сторона проблемы: с точки зрения обеспечения демо­кратии целесообразно распределить три этих направ­ления государственной деятельности между тремя различными группами государственных органов, чтобы не произошла монополизация власти одной ее ветвью. Важно и то, что эти три независимые власти могут контролировать друг друга, создавая сложную систему «сдержек и противовесов».

Таким образом, разделение властей предоставляет определенные гарантии от произвола, беззакония, авторитаризма. Однако принцип разделения властей нельзя абсолютизировать: для нормального функ­ционирования государства необходимо взаимодейст­вие всех ветвей единой государственной власти.

Ведущее место в системе разделения властей зани мает законодательная ветвь власти. Законодатель­ная власть — это делегированная народом своим представителям государственная власть, реали­зуемая коллегиально путем издания законодатель­ных актов, а также наблюдения и контроля за ис­полнительной властью, главным образом в финан­совой сфере.

Законодательная власть — это власть представи­тельная. В ходе процедуры выборов народ передает власть депутатам и таким образом уполномочивает законодательные органы осуществлять государствен­ную власть.

В различных государствах законодательные ор­ганы называют по-разному: в Российской Федера­ции — Федеральное Собрание, в США — конгресс, в Великобритании — парламент, во Франции — На­циональное собрание. Исторически первым законо­дательным органом являлся английский парламент (от франц. parler — говорить), поэтому часто законо­дательный орган называют парламентом.

Парламенты могут быть одно- и двухпалатными. Как правило, двухпалатные парламенты существуют в федеративных государствах. При этом верхняя па­лата отражает интересы субъектов федерации и фор­мируется на основе равного их представительства. Кроме того, срок полномочий верхней палаты зачас­тую более длителен, чем нижней, ее депутаты имеют более высокий возрастной ценз, и обычно она форми­руется на основе косвенных (непрямых) выборов. Во многих странах досрочному роспуску подлежат толь­ко нижние палаты парламента. Поэтому верхние па­латы становятся своеобразным «заслоном» на пути поспешных и популистских законопроектов, приня­тых нижними палатами.

Палаты парламента образуют постоянные и вре­менные комитеты и комиссии, основное назначение которых — предварительное рассмотрение законо-

проектов. Депутаты от одной партии объединяются в парламенте во фракции для координации совмест­ных действий.

Помимо исключительного права законодательства только парламент вправе устанавливать налоги и сборы, принимать бюджет, ратифицировать внешне­политические договоры. Парламент участвует в фор­мировании многих высших органов государственной власти. Свои полномочия парламент осуществляет на сессиях. Деятельность парламентов освещается сред­ствами массовой информации. Депутаты обязаны пе­риодически работать в своих округах, отчитываться перед избирателями. В некоторых государствах су­ществует право отзыва депутата избирателями до ис­течения срока его полномочий (императивный ман­дат).

Ведущее положение парламента в системе госу­дарственной власти и управления называется парла­ментаризмом.

Исполнительная власть это вторичная, под­законная ветвь государственной власти, деятель­ность которой направлена на обеспечение исполне­ния законов и других актов законодательной, влас­ти.

Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов, которые призваны осу­ществлять исполнительно-распорядительную де­ятельность.

Исполнительная деятельность этих органов состо­ит в том, что именно они являются непосредственны­ми исполнителями требований, содержащихся в за­конах и актах вышестоящих органов. Распоряди­тельная деятельность этих органов состоит в том, что они принимают практические меры по реализации указанных выше требований, организуют исполне­ние законов и распоряжений гражданами и общест­венными организациями, а также нижестоящими ор­ганами исполнительной власти.

Всю свою деятельность эти органы обязаны осуществлять в строгом соответствии с законодательст" вом и во исполнение законов, а не произвольно, по собственному усмотрению. Поэтому деятельность исполнительных органов государства называют подза­конной, а издаваемые ими юридические акты — подзаконными актами.

Исполнительная власть реализуется государством через президента и правительство, их органы на мес­тах. За проводимый курс и осуществляемую управ­ленческую деятельность правительство несет, как правило, солидарную политическую ответствен­ность. Отказ правительству в доверии выражается в строгой юридической форме и путем специальной парламентской процедуры. Вотум недоверия приво­дит к отставке правительства и по общему правилу его замене новым. Однако потерпевшее поражение правительство (в целях уравновешивания законода­тельной власти) может, не уходя в отставку, прибег­нуть к досрочному роспуску парламента (его нижней палаты) и проведению внеочередных всеобщих выбо­ров.

Во всех странах предусматривается возможность привлечения главы правительства или его членов к судебной ответственности за совершение преступных деяний. При этом обвинение предъявляется парла­ментом или нижней палатой, а рассмотрение и реше­ние дела отнесено к юрисдикции или конституцион­ного суда, или верхней палаты парламента.

Особое место в системе разделения властей зани­мает судебная власть, осуществляемая путем гласно­го, состязательного рассмотрения и разрешения в су­дебных заседаниях споров о праве. Монополию на осуществление судебной власти имеют суды.

Судебная власть значительно отличается от за­конодательной и исполнительной. Суд не создает общих правил поведения (законов), он не занимает­ся управлением. Но, осуществляя государственную власть в особой форме — форме правосудия, суд не изолирован от других ветвей власти. Он применяет законы, изданные парламентом, другие норматив­ные акты органов государства, а исполнительная власть реализует его решения (тюремное содержание преступников). Правосудием называется деятель­ность суда по вынесению правового суждения о зако­не и правах сторон.

Суд характеризуется судоустройством и судопро­изводством. Под судоустройством понимается со­вокупность норм, устанавливающих задачи и прин­ципы организации, структуру судов.

Судоустройство в демократическом государстве основывается на следующих принципах:

1) осуществление правосудия только судом;

2) образование судов на началах выборности;

3) независимость суда и подчинение его только за­кону;

4) неприкосновенность судей и их несменяемость;

5) коллегиальность суда.

В составе суда, как правило, взаимодействуют две коллегии: профессиональный судья (судьи) и народ­ные представители. В зависимости от роли коллегии народных представителей в суде различают два типа судов — суд с участием присяжных заседателей (суд присяжных) и суд шеффенов. В состав суда присяж­ных входят один или несколько постоянных судей и присяжные заседатели (как правило, двенадцать). Функции судьи и присяжных в ходе процесса строго разграничены. Присяжные выносят вердикт о винов­ности или невиновности подсудимого, а судья на ос­новании этого вердикта формулирует приговор, на вынесение которого присяжные не могут оказать влияния. Суд шеффенов состоит из одной коллегии, в которую входят судья (судьи) и заседатели (шеффены). Вынесение приговора производится ими сов­местно.

Судопроизводство представляет собой установленный законом порядок возбуждения, расследова­ния, рассмотрения и разрешения уголовных и граж­данских дел. В основе судопроизводства в демократи­ческом государстве лежат принципы законности, осуществления правосудия только судом, равенства участников процесса, публичности, гласности, уст-ности, непрерывности и состязательности судебно­го разбирательства, ведения дела на национальном языке.

Особой разновидностью судов являются конститу­ционные суды, в компетенцию которых входит осу­ществление конституционного надзора, т. е. провер­ка соответствия законов и иных нормативных актов конституции. Объектами конституционного надзора могут быть обычные законы, поправки к конститу­ции, международные договоры, регламенты палат парламента и нормативные акты исполнительной власти. В федеративных государствах конституцион­ные суды рассматривают также споры о разграниче­нии полномочий между федерацией и ее субъектами.

Конституционный надзор может осуществляться:

а) всеми судами общей юрисдикции (США, страны Латинской Америки, Норвегия, Япония);

б) Верховным судом (Австралия, Канада, Индия);

в) специальным конституционным судом, для ко­торого конституционный надзор — главная и единст­венная функция (Россия, Австрия, ФРГ);

г) особым органом несудебного характера (Фран­ция).

В некоторых странах конституционный суд вы­полняет функции верховного судебного органа, в других — судебную систему возглавляет самостоя­тельный Верховный суд.

Все суды в соответствии с правовой сферой, на ко­торую распространяются их полномочия, подразде­ляют на суды общей, специальной и административ­ной юрисдикции.

Суды общей юрисдикции (общегражданские суды) рассматривают гражданские, трудовые и имущест­венные споры, дела об административных правона­рушениях и уголовные дела.

Суды специальной юрисдикции (специализиро­ванные суды) рассматривают дела, судопроизводство по которым имеет определенную специфику (напри­мер, арбитражный суд).

Суды административной юрисдикции в основном рассматривают жалобы граждан на превышение го­сударственными служащими своих полномочий, а также споры служащих с администрацией (в РФ та­ких судов пока нет).

Классический вариант теории разделения влас­тей, созданный в XVIII в., не в полной мере отражает современное состояние государственного механизма: некоторые государственные органы по своей компе­тенции не могут быть однозначно отнесены к той или иной ветви власти. Прежде всего это относится к пре­зидентской власти в республиках смешанного и пар­ламентского типа, где президент не является главой исполнительной власти, а выполняет функции главы

государства.

В качестве самостоятельной группы органов госу­дарства могут быть названы и органы прокуратуры. Они не входят в систему исполнительных органов и, конечно, не относятся ни к судебной, ни к законода­тельной власти. Основное назначение прокуратуры состоит в том, чтобы осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением и применением зако­нов на территории государства. Кроме того, органы прокуратуры обычно осуществляют следствие по не­которым, наиболее важным, преступлениям, а также поддерживают государственное обвинение в суде. Ор­ганы прокуратуры самостоятельны и независимы в процессе осуществления своей деятельности и подчи­няются только генеральному прокурору.

Общественное мнение часто выделяет и четвертую ветвь власти - средства массовой информации.Этим подчеркивается их особое влияние на принятие политических решении в демократическом обществе. С помощью средств массовой информации отдельные люди, группы, политические партии могут обнародовать свои взгляды по важнейшим проблемам общественной жизни. В них публикуется информация о деятельности парламента, в том числе результаты поименного голосования по тому или иному вопросу, что является важным элементом контроля за деятельностью депутатов.

 

 

  1. Гражданское общество и правовое государство

 

 

Идея гражданского общества появилась в новое время, в противовес всевластию государства. Концеп­цию гражданского общества в наиболее полном виде разработал немецкий философ Г. Ф. В. Гегель. Он определял гражданское общество как связь (об­щение) лиц через систему потребностей и разделе­ние труда, правосудие, внешний порядок (полицию и т. п.).

В современной политической науке утвердилось следующее определение: гражданское общество -это сфера самопроявления свободных граждан и до­бровольно сформировавшихся ассоциаций и органи­заций, огражденных соответствующими закона­ми от прямого вмешательства и произвольной рег­ламентации со стороны государственной власти. В пространстве гражданского общества индивиды ре­ализуют свои частные интересы и осуществляют ин­дивидуальный выбор. Понятия «гражданское обще­ство» и «государство» отражают различные стороны жизни общества, противостоящие друг другу.

Важнейшей основой гражданского общества явля­ется самостоятельный и полноправный гражданин.

Однако для функционирования гражданского обще­ства необходимо наличие и иных предпосылок: эко­номических (частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция), соци­альных (большой удельный вес в обществе среднего класса), политико-правовых (юридическое равенство граждан, полное обеспечение прав и свобод человека и их защита, децентрализация власти и политиче­ский плюрализм), культурных (обеспечение права человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода совести).

На первом этапе (XVI—XVII вв.) формирования гражданского общества складывались экономиче­ские и политические предпосылки его существова­ния, произошел переворот в общественной идеологии (появление буржуазной этики). Второй этап (XVIII — конец XIX в.) характеризовался формированием гражданского общества в наиболее развитых странах Европы и США в виде капитализма свободной конку­ренции. В это время в качестве основы политической жизни утверждаются принципы и ценности либера­лизма. На третьем этапе (XX в.) происходят значи­тельные изменения в социальной структуре общества (превращение среднего класса в основную социаль­ную группу), идет процесс становления правового со­циального государства.

Гражданское общество функционирует на не­скольких уровнях: производственном, социокуль­турном и политико-культурном. На первом уровне граждане создают ассоциации или организации (ча­стные, акционерные предприятия, профессиональ­ные объединения) для удовлетворения своих базовых потребностей в пище, одежде, жилье; на втором — Для удовлетворения потребностей в духовном совер­шенствовании, знаниях, информации, общении и вере создают такие общественные институты, как семья, церковь, средства массовой информации, творческие союзы; третий уровень составляют политико-культурные отношения, в которых реализуются потребности граждан в политической деятельности. Для этого они создают партии и политические движения, являющиеся элементами политической системы общества.

К концу XX в. человечество приблизилось к реальному воплощению выработанной веками идеи правового государства. У ее истоков стоял древнегрческий философ Аристотель, но наиболее полное от­ражение концепция правового государства получила в работах Ш. Монтескье и И. Канта.

Кант, основываясь на прогрессивных идеях своих предшественников о политико-правовом устройстве общества, создал целостное учение о правовом госу­дарстве. Он полагал, что источником развития госу­дарства является социальный антагонизм. Существу­ет противоречие между склонностью людей жить со­обща и присущими им недоброжелательностью и эгоизмом. Разрешение этого противоречия, обеспече­ние реального равноправия всех членов общества, по мнению Канта, возможно лишь в условиях всеобщего правового гражданского общества., управляемого правовым государством. Правовое государство пред­ставляет собой державное соединение воли лиц, обра­зующих народ. Ими же формируется законодатель­ная власть. Исполнительная власть подчиняется за­конодательной и, в свою очередь, назначает судебную власть. Такой способ организации власти, по мнению Канта, должен обеспечить не просто разделение влас­тей, но и их равновесие.

На протяжении последующих веков идеи правово­го государства, сформулированные Кантом, постоян­но привлекали внимание философов, юристов и госу-дарствоведов. В конце XIX в. немецкий юрист Г. Еллинек выдвинул идею самоограничения госу­дарства создаваемыми им законами. Однако время показало, что это еще не гарантирует гражданскому обществу защиту от произвола со стороны власти. Го-

сударство может быть в равной степени связано как

демократическими, так и авторитарными законами, возводящими в ранг права произвол и насилие. Так, например, фашистская Германия объявляла себя правовым государством, неукоснительно выполняла принятые законы и тем не менее представляла собой типичный тоталитарный режим, основанный на на­силии и произволе.

Значительный интерес к теории правового государства проявляли российские правоведы конца XIX — начала XX в. Тогда перед Россией стояла за­дача перехода от феодального, полицейского государ­ства к буржуазному, основанному на принципах сво­боды и равенства.

Так, знаменитый русский ученый-юрист, профес­сор Петербургского университета Н. М. Коркунов, рассуждая о механизме обеспечения законности в го­сударстве, развил теорию разделения властей: он по­лагал, что главным в ней является не просто обособ­ление различных ветвей власти друг от друга, а их взаимное сдерживание. Такого сдерживания, по мне­нию Коркунова, можно достичь тремя путями:

а) разделением функции между различными орга­нами;

б) совместным осуществлением одной и той же функции несколькими органами (например, двумя палатами парламента);

в) выполнением разных функций одним и тем же органом, но различными способами.

Но этого для обеспечения режима законности ли­ло, полагал Коркунов. Поэтому он поставил вопрос о создании особых средств и органов надзора за соблю­дением законности в деятельности органов управле­нии. Важной при этом является идея о всеобщем права граждан на подачу петиций. Высказанные Корку-новым идеи актуальны и сегодня, ибо они позволяют обеспечить реализацию прав и свобод граждан.

Одним нз последователей Коркунова был С. А. Кот-ляревскнй. Он считал, что необходимые свободы граждан должны быть закреплены в конституции и обеспечены государством. К ним Котляревский отно­сил свободу собраний и союзов, свободу слова и печа­ти, свободу вероисповедания, личную неприкосновен­ность и др. Ставя во главу угла признание важности индивидуальных прав личности, Котляревский пред­лагал и определенные условия их реализации. Это, прежде всего, организация судебной защиты против случаев нарушения этих прав и политическая ответ­ственность высших представителей власти перед представителями народа за правонарушения. Выдви­нутые Котляревским идеи нашли свое отражение в современной концепции правового государства, где сформулированы как принцип взаимной ответствен­ности личности и государства.

Таким образом, идея правового государства, заро­дившаяся в античную эпоху, усилиями передовых мыслителей нескольких столетий превратилась в стройную теорию, а впоследствии практически во­плотилась в ряде стран мира.

Современная юридическая наука называет пра­вовым такое государство, которое во всей своей де­ятельности подчиняется праву, функционирует в определенных законом границах, обеспечивая право­вую защищенность своих граждан.

Правовое государство характеризуют следующие признаки:

1. Верховенство закона, «связанность» государ­ства законом — все государственные органы, долж­ностные лица, общественные объединения, граждане в своей деятельности обязаны подчиняться требова­ниям закона. В свою очередь, законы в таком госу­дарстве должны быть правовыми, т. е.:

а) максимально соответствовать представлениям общества о справедливости;

б) приниматься компетентными органами, упол­номоченными на то народом;

в) приниматься в соответствии с законно установ­ленной процедурой;

г) не противоречить ни конституции, ни друг дру­гу. Все иные подзаконные нормативно-правовые ак­ты должны издаваться в полном соответствии с зако­нами, не изменяя и не ограничивая их.

2. Соблюдение и охрана прав и свобод человека — государство должно не только провозгласить привер­женность этому принципу, но и закрепить фундамен­тальные права человека в своих законах, гарантиро­вать их и реально защищать на практике.

3. Последовательно проведенный принцип разде­ления властей, создание системы «сдержек и проти­вовесов», взаимоограничение и взаимный контроль всех ветвей власти.

4. Взаимная ответственность государства и граж­данина — за нарушение закона должна обязательно последовать предусмотренная законом мера ответ­ственности, невзирая при этом на личность правона­рушителя. Гарантией этого принципа выступает не­зависимый суд.

Предпосылками создания и функционирования правового государства (иногда их называют его осно­вами) являются:

1) производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпри­нимательства. Необходима экономическая независи­мость и самостоятельность индивида, поскольку только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнером государства в политико-правовой сфере;

2) режим демократии, конституционализма и пар­ламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;

3) высокий уровень политического и правового со­знания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общест­венными делами:

4) создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства, которая только и может обеспечить действительное уважение закона;

5) гражданское общество, т. е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправ­ления и свободы. Лишь «разгосударствленное» обще­ство, способное самостоятельно, без повседневного вмешательства государства (что и создает основу для нарушения последним закона), решать встающие пе­ред ним проблемы, может быть социальной базой правового государства.



2015-11-07 590 Обсуждений (0)
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА 18 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА 18 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (590)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)