Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


КУРСОВАЯ И ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА – КАК ВИД УЧЕБНО – ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ



2015-11-07 2453 Обсуждений (0)
КУРСОВАЯ И ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА – КАК ВИД УЧЕБНО – ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ 4.75 из 5.00 4 оценки




ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт психологии

Кафедра психологии образования

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ

 

Екатеринбург 2014

Методические рекомендации по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ / ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург, 2014. – с.

Составители:

Устинова Н.А., к.пс.н., доцент кафедры психологии образования

Лозгачева О.В., к.пс.н., доцент кафедры психологии образования

Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по направлению 050400.62 Психолого-педагогическое образование.

Данные рекомендации раскрывают теоретические и методические вопросы по написанию курсовых и выпускных квалификационных работ. Предлагаются требования к оформлению и содержанию основных структурных компонентов курсовых и выпускных квалификационных работ.

В работе даются ответы на вопросы, которые регулярно возникают у студентов в процессе написания курсовых и выпускных работ. Эти вопросы касаются как технического оформления работы, так и требований к языковому выражению излагаемого материала. Рассматривается типовая структура студенческой учебно-исследовательской работы, приводятся правила оформления титульного листа, оглавления, библиографии, отдельных глав и др. Большое внимание уделяется описанию языковых средств научного стиля речи, что позволяет использовать пособие не только как справочное, но и как обучающее.

Пособие может быть полезно студентам, аспирантам, а также преподавателям, руководящим студенческой научной работой.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 5

1. Курсовая и выпускная квалификационная работа как вид учебно – профессиональной деятельности студентов 6

2. Структура и содержание курсовой и выпускной квалификационной

работы 11

3. Оформление курсовой и выпускной квалификационной работы 38

4. Защита курсовой и выпускной квалификационной работы 49

Приложение 1 53

Приложение 2 54

Приложение 3 57

Приложение 4 58

Приложение 5 62

Приложение 6 66

Приложение 7 67

Приложение 8 69

Приложение 9 75

Приложение 10 77

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшим видом учебных занятий студентов в вузе является их участие в учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе, которая предполагает выполнения курсовых и выпускных работ.

Курсовые работы выполняются на 2-м, 3-м курсах, что обеспечивает преемственное формирование научно-исследовательских умений, а также умений в области практической психологии при решении конкретной психологической проблемы. Цель курсовой работы - углубление теоретических знаний студентов, развитие начальных навыков исследовательской работы студентов и привитие интереса к ней. Курсовая работа может быть направлена на поиск общих психологических закономерностей, на решение какой-либо прикладной задачи или же быть практически ориентированной.

Выпускная квалификационная работа является более содержательной формой исследовательской деятельности студентов. Цели ее выполнения – приобретение студентами современных знаний о методах исследования в психологии, о формулировании и структурировании проблемы. При выполнении ВКР необходимо проявить умение квалифицированно ориентироваться в теоретических и прикладных аспектах психологических дисциплин, способность активно использовать полученные теоретические знания, умение работать с различной литературой, прогнозировать последствия принятых решений. Выпускная квалификационная работа является формой итоговой аттестации студентов за весь период обучения и выполняет как обучающую, так и оценочную функцию. При работе над ней студент должен проявить умения, уже освоенные им при выполнении курсовых работ.

 

КУРСОВАЯ И ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА – КАК ВИД УЧЕБНО – ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Курсовая работа - индивидуальная рукописная работа творческого характера, самостоятельно выполненная студентом в процессе обучения в вузе, позволяющая оценить уровень подготовленности выпускника к профессиональной деятельности, указанных в соответствующих квалификационных характеристиках ФГОС ВПО.

Тема курсовой работы должна отражать актуальные вопросы, решение которых будет способствовать повышению эффективности профессиональной деятельности будущего специалиста в соответствии с его профессиональными компетенциями.

Содержание работы должно быть посвящено решению задач теоретического, методического, научно-методического, проектировочного или опытно- экспериментального характера.

Курсовая работа выполняется студентами на 2 и 3 курсах. На втором курсе работа предполагает теоретический анализ отечественных и зарубежных подходов к исследуемой проблеме.

Курсовая работа, выполняемая на третьем курсе, помимо теоретического анализа, должна включать эмпирическое исследование, и отражать полученные студентом в ходе ее выполнения теоретические и практические результаты.

Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно под руководством высококвалифицированных специалистов из числа преподавателей университета кафедры психологии образования.

Темы курсовых работ определяются профессорско-преподавательским составом кафедры в строгом соответствии с видами профессиональной деятельности выпускника, указанными в ФГОС ВПО направления.

Ознакомление с темами курсовых работ осуществляется на кафедре. Важнейшими критериями выбора темы для курсовой работы являются: ее актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность проблемы.

В обязанности научного руководителя курсовой работы входит:

• оказание помощи студенту в разработке календарного графика выполнения работы;

• консультирование студентов по организации опытно-экспериментальной работы, обсуждение полученных результатов;

• проверка качества работы и рекомендации для прохождения защиты курсовой работы на кафедре;

В работе необходимо освещение имеющихся в литературе точек зрения по теме курсовой работы их анализ и изложение своего отношения к решению проблемных вопросов. Курсовая работа должна отражать знание студентом научной и методической литературы по теме работы и умение критически оценивать концепции различных авторов. Важным требованием к курсовой работе является обоснованность изложенных в ней выводов и предложений, которые должны отвечать на поставленные в работе задачи, решаемые студентом в ходе творческой самостоятельной деятельности. Работа выполняется в единой стилевой манере, строго научным языком, в ней не должны допускаться грамматические, пунктуационные, стилистические ошибки и опечатки.

Сроки представления курсовой работы устанавливаются кафедрой.

Текст курсовой работы сдается в печатном и электронном вариантах. Печатный вариант брошюруется в папке-скоросшивателе формата А4 установленного цвета (2 курс дневного отделения – красная папка, 3 курс дневного отделения – синяя папка; 2 курс заочного отделения – желтая папка, 3 курс заочного отделения – зеленая папка) и представляется научному руководителю за неделю до предполагаемой даты защиты. Электронный вариант работы, презентация и тезисы, отражающие основное содержание проведенного исследовании (1–2стр.) сдается на диске (образец оформления диска представлен в Приложении 2, тезисов в Приложении 8).

Публичная защита курсовых работ студентов очной формы обучения осуществляется в конце марта на ежегодной студенческой конференции «Весенняя психологическая сессия».

Критерии оценки курсовых работ для каждого курса представлены в Приложении 9.

Выпускная квалификационная работа – является заключительным этапом профессиональной подготовки студентов обучения в вузе, позволяющая оценить уровень подготовленности выпускника к профессиональной деятельности, указанных в соответствующих компетенциях ФГОС ВПО.

Тема квалификационной работы должна отражать актуальные вопросы, решение которых будет способствовать повышению эффективности профессиональной деятельности будущего специалиста в соответствии с его профессиональными компетенциями. При формулировке темы необходимо учитывать исследовательский характер ВКР.

Содержание работы должно быть посвящено решению задач теоретического, методического, научно-методического, проектировочного или опытно-экспериментального характера. Основным требованием к результатам, полученным в ходе выполнения выпускной квалификационной работы, является их практическая значимость для выпускника по соответствующему направлению.

Выпускная квалификационная работа выполняется студентом самостоятельно под руководством преподавателей кафедры (график работы над ВКР представлен в Приложении 1).

Тематика выпускных квалификационных работ утверждается на заседании кафедры в за год до окончания срока обучения в вузе.

Кафедра осуществляют руководство организацией и выполнением ВКР по следующим направлениям:

• разработка тематики ВКР;

• организация (совместно с заведующей кафедрой) выбора студентами тем работ;

• назначение научных руководителей ВКР;

• оперативное руководство, контроль и организационная помощь студентам в процессе подготовки ВКР;

• контроль качества работы.

В обязанности научного руководителя ВКР входит:

• оказание помощи студенту в разработке календарного графика выполнения работы;

• консультирование студентов по организации опытно-экспериментальной работы, обсуждение и анализ полученных результатов;

· проверка качества работы и рекомендации для прохождения предзащиты на заседании кафедры;

· консультирование студентов при подготовке к защите;

· подготовка отзыва о работе выпускника (см. Приложение 6).

По завершении работы, не позднее, чем за месяц до итоговой государственной аттестации, на кафедре проводится предварительная защита ВКР с целью проверки степени ее готовности и принятия решения о допуске к защите.

Дата и время предварительной защиты определяются руководителем ВКР. Текст выпускной квалификационной работы сдается в печатном и электронном вариантах. Печатный вариант брошюруется и представляется на кафедру за неделю до предполагаемой даты защиты. Так же прилагаются внешняя и внутренняя рецензии и отзыв руководителя (не брошюруются). Электронный вариант работы, презентация и статья по теме ВКР (5-7стр.) сдается на диске (образец оформления презентации представлен в Приложении 10, а статьи в Приложении 8). Титульный лист для диска и образец оформления статьи представлен в Приложении 2.

Внутренняя рецензия должна быть подготовлена специалистом соответствующей квалификации и специальности кафедры психологии образования УрГПУ (образец оформления рецензии представлен в Приложении 6).

К внешнему рецензированию привлекаются специалисты соответствующей квалификации - представители работодателя, которые принимали участие в проведении профессиональной практики выпускника, преподаватели кафедр других высших учебных заведений, школьные психологи. Внешний рецензент выбирается студентом самостоятельно.

Итоговая оценка выполненной выпускником квалификационной работы осуществляется с учетом оценок, указанных в отзыве руководителя, внешней и внутренней рецензии и результатами публичной защиты.


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ И ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

Содержание и структура курсовой и выпускнойквалификационной работы определяется ее целями и задачами.

Структура курсовой/ВКР включает в себя следующие основные элементы в порядке их расположения:

• титульный лист (Приложение 2);

• содержание (Приложение 3);

• введение;

• главы основной части (с выделением параграфов внутри глав);

• заключение;

• список литературы (использованных информационных источников);

• приложения.

Рассмотрим каждый из указанных структурных компонентов работы подробнее.

Титульный лист является первой страницей курсовой/ВКР работы и оформляется по строго определенным правилам (Приложение 2).

В верхней части листа указывается название министерства, учебного заведения, факультета, кафедры.

В центре титульного листа размещается название работы. Ниже названия, в правой части листа, помещаются сведения об авторе (Фамилия И.О.), научном руководителе (ученая степень: доктор наук, кандидат наук; ученое звание: профессор, доцент; Фамилия И.О.).

В левой части листа размещается указание о допуске работы к защите (для ВКР).

В нижней части листа размещаются выходные данные работы: город, год.

Правила оформления титульного листа:

• текст титульного листа должен быть без рамки;

• при указании года работы слово «год» не используется;

• название работы дается в среднем поле, без слова «тема», без точки на конце и в кавычки не заключается, стиль «Заголовок» (14 пунктов).

Правила оформления оглавления (содержания):

• оглавление помещается на второй странице работы, которая не нумеруется;

• оглавление отражает структуру и содержание работы, в нем последовательно перечисляются названия всех структурных разделов работы, начиная с введения;

• названия разделов должны точно повторять названия в тексте;

• названию каждого раздела работы справа, у границы правого поля, соответствует номер страницы, с которой он начинается в тексте;

• рекомендуется для использования цифровая система нумерации, которая не требует употребления слов «часть», «раздел», «глава», «параграф»;

• для нумерации используются арабские цифры;

• номера самых крупных разделов состоят из одной цифры, номера более мелких разделов состоят из 2-х цифр и т.д. (более мелкие разделы содержат номер того раздела, которому они подчинены и свой собственный номер);

• не нумеруются следующие разделы: выводы, приложение;

• у приложения своя собственная нумерация: каждому Приложению присваивается номер в виде арабской цифры (Приложение 1, Приложение 2);

• все заголовки начинают с одного абзацного отступа, с прописной буквы, точка на конце не ставится;

• заголовки одной степени рубрикации располагают друг под другом, заголовки каждой последующей степени рубрикации смещают вправо:

1.

1.1.

1.2.

2.

2.1.

2.2.

Слова в заголовках нельзя подчеркивать и переносить (образец оформления оглавления см. в Приложении 3)

Во введении должны быть сформулированы следующие пункты:

• проблема исследования,

• актуальность темы,

• степень ее разработанности, место и значение в науке и практике.

• объект и предмет исследования;

• цели и задачи исследования,

• гипотезы исследования (за исключением второго курса);

• методология и методики исследования (для курсовых работ с эмпирической частью и ВКР),

• практическая значимость исследования (за исключением второго курса);

• структура ВКР.

Введение ориентирует читателя в том, как будет раскрываться тема, и должно донести основную идею автора, обосновать необходимость проведения исследования. По объему этот раздел должен быть небольшим, в несколько страниц (3 – 4 стр.).

Введение должно включать в себя составляющие части, расположенные в следующей последовательности: характеристика проблемы с указанием ее актуальности; определение объекта и предмета исследования, постановка целей и задач, изложение научной гипотезы (за исключением 2 курса), указание научной и практической значимости работы, перечисление используемых научно-исследовательских методов, теоретико-методологическая основа исследования.

В краткой характеристике современного состояния научной проблемы, которой посвящена работа, необходимо:

• отметить степень изученности темы (не переходя на простое перечисление фамилий и только по избранной узкой теме);

• провести границу между изученным и неизученным: показать недостаточность имеющихся знаний или их противоречивость.

В ходе описания проблемы должна стать очевидной ее актуальность.

При этом не рекомендуется:

• формулировать проблему как вопрос, постановка проблемы предполагает последовательное доказательство того, что имеющиеся знания не позволяют ее разрешить, что означает необходимость получения новых знаний;

• основной упор при формулировке проблемы делать на ее социальную значимость;

• многословие при описании актуальности проблемы.

Примерная схема постановки проблемы:

Под... понимается... В... проблеме... является одной из главных... Вопрос... актуален... Сейчас, когда необходимо... Все более очевидно... Современные исследования... позволяют утверждать... Традиционно... В соответствии со сложившимися... Многочисленные эксперименты... наглядно продемонстрировали... Многие авторы пытались... Различным аспектам посвящено... Согласно теории... Согласно другой теории... В настоящее время ни одно из этих предположений...

Приведенный обзор показывает, что... С одной стороны... С другой стороны... Однако...не проводился .. Следовательно... Искать нужно... Интересным представляется... В отличие от большинства работ... Мы предполагаем... Основная причина... Скорее объясняется не.., а... По-видимому... Это позволит... Именно поэтому мы...

Далее необходимо сформулировать цели исследования. Цель - это тот желаемый конечный результат, который должен быть получен в ходе исследования и отражен в выводах. Формулировка цели может совпадать с названием всей работы.

Принято выделять следующие основные виды целей психологического исследования:

а) определение характеристик явления;

б) выявление взаимосвязи психических явлений;

в) изучение возрастной динамики явления;

г) описание нового феномена, эффекта;

д) открытие новой (другой) природы явления;

е) обобщение;

ж) создание классификации, типологии;

з) создание методики;

и) адаптация психодиагностической методики.

Приведем для примера часто встречающиеся в психологических исследованиях формулировки:

«Психологический анализ и выявление особенностей...»

«Изучение особенностей...»

«Сравнительное изучение особенностей...»

«Анализ особенностей... во взаимосвязи...»

«Выявление круга факторов, обуславливающих...»

«Выявление различий в ...»

«Изучение структуры... »

«Выявление связи между...»

«Исследование соотношения...и... в контексте...»

«Исследование предрасположенности... к... »

«Изучение возможности...»

«Рассмотреть процесс...»

«Применение... подхода к изучению...»

«Изучение механизмов...у... в зависимости от...»

«Изучение нарушений механизмов...»

«Сравнение уровня развития... в группах...»

«Изучение возрастной динамики...»

«Выявление динамики и психологических условий столкновения...»

«Апробация методов... на контингенте... »

Следующим этапом работы является поставка задач, которые позволяют отследить путь, пройденный исследователем, указывают на основные его этапы. В задачах также должно присутствовать указание на средства, которыми автор воспользовался для достижения цели.

Формулировки задач должны соответствовать содержанию глав работы.

Не рекомендуется ставить очевидные или слишком узкие задачи: провести исследование, проанализировать результаты, сделать выводы, создать таблицу, провести статистический анализ.

Если исследование носит теоретико-эмпирический характер, т.е. обладает, кроме эмпирической, такой теоретической частью, которая, помимо обоснования исследования, содержит имеющие научную ценность теоретические построения, то задачи ставятся как для теоретической части, так и для эмпирической.

Приведем часто встречающиеся формулировки задач:

«Анализ основных направлений исследования...»

«Сопоставление закономерностей...»

«Теоретическое обоснование предположения о ...»

«Теоретический анализ проблемы... как... »

«Анализ роли... в...»

«Выделение функций и форм...»

«Разработка общих методических принципов...»

Задачи эмпирической части:

«Описание феномена у... и у ....»

«Описание симптомов у... »

«Используя метод.выявить... особенности... »

«Выявить различные типы...»

«Выделение вариантов...»

«Сравнить свойства...у...»

«Сравнить сходство профилей...»

«Выявление противоречий...»

«Анализ... факторов и условий...»

«Проверка наличия эффекта...»

«Выявление роли фактора...»

«Изучение характера влияния... на... у...»

«Получить... сравнить и выяснить степень различия...»

«В группах...определить...»

«Изучить воздействие. ..на... характеристики...»

«Провести сравнительный анализ... и выделить...»

«Сопоставление... в группе... и группе... для выявления..,»

«Сопоставить показатели, …...с показателями...»

«Изучить соотношение... у... » «Определение соотношения между уровнем... и степенью...» «Сравнение выполнения...» «Сопоставление уровня... с уровнем... » «Установить различия по показателям...» «Выявить значимые коррекции между...» «Оценить уровень развития...» «Изучение динамики...» «Анализ специфики становления...» «Проверка предположения о том, что... » «Выявить возможности.., в использовании... » «Создание адекватного инструмента исследования...» «Разработка и апробация... приемов и процедур обработки эмпирических данных... » «Разработка и апробация методики...» «Разработка и апробация программы тренинга...»

Объектисследования – часть объективной реальности, которая подвергается научному изучению. Определяя объектисследования, нужно дать ответ на вопрос: что рассматривается?

Предметомисследования могут быть конкретные разделы, свойства и характеристики выделенной предметной сферы. Предмет обозначает аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект, какие отношения, свойства, стороны и функции объекта затронуты в работе.

Примеры формулирования объекта и предмета:

1. Тема: Формирование эмоциональной культуры студентов.

Объект – эмоциональная культура студентов. Предмет – психолого-педагогические условия формирования эмоциональная культура студентов.

2. Тема: Особенности эмоционального выгорания педагогов.

Объект – эмоциональное выгорание, а предмет – особенности эмоционального выгорания педагогов.

Гипотеза – это совокупность теоретически обоснованных предположений, истинность которых подлежит проверке в предполагаемом исследовании. Иными словами, это предположение о возможных конечных результатах исследовательской работы. Гипотеза – это логический стержень, вокруг которого концентрируются выявляемые факты. В ходе исследования она может быть подтверждена или опровергнута как не оправдавшая себя. Гипотеза, как правило, находит отражение в названии работы.

В эмпирической части гипотезы подвергаются проверке. Тип гипотезы связан с методом исследования: существуют причинно- следственные гипотезы, проверяемые в эксперименте, и психологические гипотезы, в которых используются другие типы доказательства соответствия эмпирических данных теоретическим предположением.

Основные правила формулирования гипотезы:

· гипотеза непосредственно должна вытекать из поставленной проблемы;

· гипотеза формулируется тогда, когда существует теоретическое обоснование выдвигаемого предположения;

· формулировка гипотезы не должна иметь вид размытого общего предположения, которое автор не может конкретизировать (например: «Детский эмоциональный опыт определяет развитие личности»). Чем конкретнее предположение, тем легче его затем будет подтвердить или опровергнуть.

Приведем примеры типичных формулировок гипотез:

«В качестве ... может выступать...»

«Процесс... определяется...»

«Одной из причин... является...»

«Существует возможность на основе .. выделить .. »

«Предполагается, что ... может оказаться ключевым для ...»

«С возрастом ... переходит от ... к ...»

«... имеют ... динамику ...»

«Наличие ... влияет на особенности ...»

«Имеются отличия ... у ... с ... и с ... »

«... присущ..., характеризующийся ... »

«У ... с ... характеристиками преобладает.., а у ... с ... характеристиками преобладает ...»

«... особенность ... должна отражаться в ...»

«... оказывает влияние на ...»

«... связано с ...»

«... статистически связано с ...»

«... характеризуется большей связью с.., чем с ...»

«При изменении ... изменяется ...»

«Изменяя степень ... предполагается возможным изменить степень ...»

«Значимые различия по показателям ... у ... связано с ...» «... особенности ...не влияют на ... показатели у ...»

Например, гипотеза в работе на тему: «Особенности эмоционального выгорания педагогов» может быть сформулирована следующим образом: эмоциональное выгорание педагогов отличается рядом психологических особенностей: эмоциональной лабильностью, агрессивностью, дидактизмом.

Следующий раздел «аппарата исследования» - это теоретико-методологические основы исследования.Этот раздел может формулироваться в относительно произвольной форме. Здесь имеются ввиду не все те научные публикации, на которые ссылается студент в своей работе. Речь идет об одной, двух, трех, от силы четырех концепциях крупных ученых-психологов (возможно из какой-либо другой области научного знания), которые действительно лежат в основании исследования. Если студент работает под руководством известного ученого по данной проблеме или научной школы, тогда в основании исследования будет его/их научная концепция, теория, но возможно, не только одна.

В качестве примера приведем следующую работу:



2015-11-07 2453 Обсуждений (0)
КУРСОВАЯ И ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА – КАК ВИД УЧЕБНО – ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: КУРСОВАЯ И ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА – КАК ВИД УЧЕБНО – ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2453)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)