КУРСОВАЯ И ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА – КАК ВИД УЧЕБНО – ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Институт психологии Кафедра психологии образования
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ По выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ
Екатеринбург 2014 Методические рекомендации по выполнению курсовых и выпускных квалификационных работ / ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург, 2014. – с. Составители: Устинова Н.А., к.пс.н., доцент кафедры психологии образования Лозгачева О.В., к.пс.н., доцент кафедры психологии образования Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по направлению 050400.62 Психолого-педагогическое образование. Данные рекомендации раскрывают теоретические и методические вопросы по написанию курсовых и выпускных квалификационных работ. Предлагаются требования к оформлению и содержанию основных структурных компонентов курсовых и выпускных квалификационных работ. В работе даются ответы на вопросы, которые регулярно возникают у студентов в процессе написания курсовых и выпускных работ. Эти вопросы касаются как технического оформления работы, так и требований к языковому выражению излагаемого материала. Рассматривается типовая структура студенческой учебно-исследовательской работы, приводятся правила оформления титульного листа, оглавления, библиографии, отдельных глав и др. Большое внимание уделяется описанию языковых средств научного стиля речи, что позволяет использовать пособие не только как справочное, но и как обучающее. Пособие может быть полезно студентам, аспирантам, а также преподавателям, руководящим студенческой научной работой.
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 5 1. Курсовая и выпускная квалификационная работа как вид учебно – профессиональной деятельности студентов 6 2. Структура и содержание курсовой и выпускной квалификационной работы 11 3. Оформление курсовой и выпускной квалификационной работы 38 4. Защита курсовой и выпускной квалификационной работы 49 Приложение 1 53 Приложение 2 54 Приложение 3 57 Приложение 4 58 Приложение 5 62 Приложение 6 66 Приложение 7 67 Приложение 8 69 Приложение 9 75 Приложение 10 77
ВВЕДЕНИЕ Важнейшим видом учебных занятий студентов в вузе является их участие в учебно-исследовательской и научно-исследовательской работе, которая предполагает выполнения курсовых и выпускных работ. Курсовые работы выполняются на 2-м, 3-м курсах, что обеспечивает преемственное формирование научно-исследовательских умений, а также умений в области практической психологии при решении конкретной психологической проблемы. Цель курсовой работы - углубление теоретических знаний студентов, развитие начальных навыков исследовательской работы студентов и привитие интереса к ней. Курсовая работа может быть направлена на поиск общих психологических закономерностей, на решение какой-либо прикладной задачи или же быть практически ориентированной. Выпускная квалификационная работа является более содержательной формой исследовательской деятельности студентов. Цели ее выполнения – приобретение студентами современных знаний о методах исследования в психологии, о формулировании и структурировании проблемы. При выполнении ВКР необходимо проявить умение квалифицированно ориентироваться в теоретических и прикладных аспектах психологических дисциплин, способность активно использовать полученные теоретические знания, умение работать с различной литературой, прогнозировать последствия принятых решений. Выпускная квалификационная работа является формой итоговой аттестации студентов за весь период обучения и выполняет как обучающую, так и оценочную функцию. При работе над ней студент должен проявить умения, уже освоенные им при выполнении курсовых работ.
КУРСОВАЯ И ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА – КАК ВИД УЧЕБНО – ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ Курсовая работа - индивидуальная рукописная работа творческого характера, самостоятельно выполненная студентом в процессе обучения в вузе, позволяющая оценить уровень подготовленности выпускника к профессиональной деятельности, указанных в соответствующих квалификационных характеристиках ФГОС ВПО. Тема курсовой работы должна отражать актуальные вопросы, решение которых будет способствовать повышению эффективности профессиональной деятельности будущего специалиста в соответствии с его профессиональными компетенциями. Содержание работы должно быть посвящено решению задач теоретического, методического, научно-методического, проектировочного или опытно- экспериментального характера. Курсовая работа выполняется студентами на 2 и 3 курсах. На втором курсе работа предполагает теоретический анализ отечественных и зарубежных подходов к исследуемой проблеме. Курсовая работа, выполняемая на третьем курсе, помимо теоретического анализа, должна включать эмпирическое исследование, и отражать полученные студентом в ходе ее выполнения теоретические и практические результаты. Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно под руководством высококвалифицированных специалистов из числа преподавателей университета кафедры психологии образования. Темы курсовых работ определяются профессорско-преподавательским составом кафедры в строгом соответствии с видами профессиональной деятельности выпускника, указанными в ФГОС ВПО направления. Ознакомление с темами курсовых работ осуществляется на кафедре. Важнейшими критериями выбора темы для курсовой работы являются: ее актуальность, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность проблемы. В обязанности научного руководителя курсовой работы входит: • оказание помощи студенту в разработке календарного графика выполнения работы; • консультирование студентов по организации опытно-экспериментальной работы, обсуждение полученных результатов; • проверка качества работы и рекомендации для прохождения защиты курсовой работы на кафедре; В работе необходимо освещение имеющихся в литературе точек зрения по теме курсовой работы их анализ и изложение своего отношения к решению проблемных вопросов. Курсовая работа должна отражать знание студентом научной и методической литературы по теме работы и умение критически оценивать концепции различных авторов. Важным требованием к курсовой работе является обоснованность изложенных в ней выводов и предложений, которые должны отвечать на поставленные в работе задачи, решаемые студентом в ходе творческой самостоятельной деятельности. Работа выполняется в единой стилевой манере, строго научным языком, в ней не должны допускаться грамматические, пунктуационные, стилистические ошибки и опечатки. Сроки представления курсовой работы устанавливаются кафедрой. Текст курсовой работы сдается в печатном и электронном вариантах. Печатный вариант брошюруется в папке-скоросшивателе формата А4 установленного цвета (2 курс дневного отделения – красная папка, 3 курс дневного отделения – синяя папка; 2 курс заочного отделения – желтая папка, 3 курс заочного отделения – зеленая папка) и представляется научному руководителю за неделю до предполагаемой даты защиты. Электронный вариант работы, презентация и тезисы, отражающие основное содержание проведенного исследовании (1–2стр.) сдается на диске (образец оформления диска представлен в Приложении 2, тезисов в Приложении 8). Публичная защита курсовых работ студентов очной формы обучения осуществляется в конце марта на ежегодной студенческой конференции «Весенняя психологическая сессия». Критерии оценки курсовых работ для каждого курса представлены в Приложении 9. Выпускная квалификационная работа – является заключительным этапом профессиональной подготовки студентов обучения в вузе, позволяющая оценить уровень подготовленности выпускника к профессиональной деятельности, указанных в соответствующих компетенциях ФГОС ВПО. Тема квалификационной работы должна отражать актуальные вопросы, решение которых будет способствовать повышению эффективности профессиональной деятельности будущего специалиста в соответствии с его профессиональными компетенциями. При формулировке темы необходимо учитывать исследовательский характер ВКР. Содержание работы должно быть посвящено решению задач теоретического, методического, научно-методического, проектировочного или опытно-экспериментального характера. Основным требованием к результатам, полученным в ходе выполнения выпускной квалификационной работы, является их практическая значимость для выпускника по соответствующему направлению. Выпускная квалификационная работа выполняется студентом самостоятельно под руководством преподавателей кафедры (график работы над ВКР представлен в Приложении 1). Тематика выпускных квалификационных работ утверждается на заседании кафедры в за год до окончания срока обучения в вузе. Кафедра осуществляют руководство организацией и выполнением ВКР по следующим направлениям: • разработка тематики ВКР; • организация (совместно с заведующей кафедрой) выбора студентами тем работ; • назначение научных руководителей ВКР; • оперативное руководство, контроль и организационная помощь студентам в процессе подготовки ВКР; • контроль качества работы. В обязанности научного руководителя ВКР входит: • оказание помощи студенту в разработке календарного графика выполнения работы; • консультирование студентов по организации опытно-экспериментальной работы, обсуждение и анализ полученных результатов; · проверка качества работы и рекомендации для прохождения предзащиты на заседании кафедры; · консультирование студентов при подготовке к защите; · подготовка отзыва о работе выпускника (см. Приложение 6). По завершении работы, не позднее, чем за месяц до итоговой государственной аттестации, на кафедре проводится предварительная защита ВКР с целью проверки степени ее готовности и принятия решения о допуске к защите. Дата и время предварительной защиты определяются руководителем ВКР. Текст выпускной квалификационной работы сдается в печатном и электронном вариантах. Печатный вариант брошюруется и представляется на кафедру за неделю до предполагаемой даты защиты. Так же прилагаются внешняя и внутренняя рецензии и отзыв руководителя (не брошюруются). Электронный вариант работы, презентация и статья по теме ВКР (5-7стр.) сдается на диске (образец оформления презентации представлен в Приложении 10, а статьи в Приложении 8). Титульный лист для диска и образец оформления статьи представлен в Приложении 2. Внутренняя рецензия должна быть подготовлена специалистом соответствующей квалификации и специальности кафедры психологии образования УрГПУ (образец оформления рецензии представлен в Приложении 6). К внешнему рецензированию привлекаются специалисты соответствующей квалификации - представители работодателя, которые принимали участие в проведении профессиональной практики выпускника, преподаватели кафедр других высших учебных заведений, школьные психологи. Внешний рецензент выбирается студентом самостоятельно. Итоговая оценка выполненной выпускником квалификационной работы осуществляется с учетом оценок, указанных в отзыве руководителя, внешней и внутренней рецензии и результатами публичной защиты. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ И ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Содержание и структура курсовой и выпускнойквалификационной работы определяется ее целями и задачами. Структура курсовой/ВКР включает в себя следующие основные элементы в порядке их расположения: • титульный лист (Приложение 2); • содержание (Приложение 3); • введение; • главы основной части (с выделением параграфов внутри глав); • заключение; • список литературы (использованных информационных источников); • приложения. Рассмотрим каждый из указанных структурных компонентов работы подробнее. Титульный лист является первой страницей курсовой/ВКР работы и оформляется по строго определенным правилам (Приложение 2). В верхней части листа указывается название министерства, учебного заведения, факультета, кафедры. В центре титульного листа размещается название работы. Ниже названия, в правой части листа, помещаются сведения об авторе (Фамилия И.О.), научном руководителе (ученая степень: доктор наук, кандидат наук; ученое звание: профессор, доцент; Фамилия И.О.). В левой части листа размещается указание о допуске работы к защите (для ВКР). В нижней части листа размещаются выходные данные работы: город, год. Правила оформления титульного листа: • текст титульного листа должен быть без рамки; • при указании года работы слово «год» не используется; • название работы дается в среднем поле, без слова «тема», без точки на конце и в кавычки не заключается, стиль «Заголовок» (14 пунктов). Правила оформления оглавления (содержания): • оглавление помещается на второй странице работы, которая не нумеруется; • оглавление отражает структуру и содержание работы, в нем последовательно перечисляются названия всех структурных разделов работы, начиная с введения; • названия разделов должны точно повторять названия в тексте; • названию каждого раздела работы справа, у границы правого поля, соответствует номер страницы, с которой он начинается в тексте; • рекомендуется для использования цифровая система нумерации, которая не требует употребления слов «часть», «раздел», «глава», «параграф»; • для нумерации используются арабские цифры; • номера самых крупных разделов состоят из одной цифры, номера более мелких разделов состоят из 2-х цифр и т.д. (более мелкие разделы содержат номер того раздела, которому они подчинены и свой собственный номер); • не нумеруются следующие разделы: выводы, приложение; • у приложения своя собственная нумерация: каждому Приложению присваивается номер в виде арабской цифры (Приложение 1, Приложение 2); • все заголовки начинают с одного абзацного отступа, с прописной буквы, точка на конце не ставится; • заголовки одной степени рубрикации располагают друг под другом, заголовки каждой последующей степени рубрикации смещают вправо: 1. 1.1. 1.2. 2. 2.1. 2.2. Слова в заголовках нельзя подчеркивать и переносить (образец оформления оглавления см. в Приложении 3) Во введении должны быть сформулированы следующие пункты: • проблема исследования, • актуальность темы, • степень ее разработанности, место и значение в науке и практике. • объект и предмет исследования; • цели и задачи исследования, • гипотезы исследования (за исключением второго курса); • методология и методики исследования (для курсовых работ с эмпирической частью и ВКР), • практическая значимость исследования (за исключением второго курса); • структура ВКР. Введение ориентирует читателя в том, как будет раскрываться тема, и должно донести основную идею автора, обосновать необходимость проведения исследования. По объему этот раздел должен быть небольшим, в несколько страниц (3 – 4 стр.). Введение должно включать в себя составляющие части, расположенные в следующей последовательности: характеристика проблемы с указанием ее актуальности; определение объекта и предмета исследования, постановка целей и задач, изложение научной гипотезы (за исключением 2 курса), указание научной и практической значимости работы, перечисление используемых научно-исследовательских методов, теоретико-методологическая основа исследования. В краткой характеристике современного состояния научной проблемы, которой посвящена работа, необходимо: • отметить степень изученности темы (не переходя на простое перечисление фамилий и только по избранной узкой теме); • провести границу между изученным и неизученным: показать недостаточность имеющихся знаний или их противоречивость. В ходе описания проблемы должна стать очевидной ее актуальность. При этом не рекомендуется: • формулировать проблему как вопрос, постановка проблемы предполагает последовательное доказательство того, что имеющиеся знания не позволяют ее разрешить, что означает необходимость получения новых знаний; • основной упор при формулировке проблемы делать на ее социальную значимость; • многословие при описании актуальности проблемы. Примерная схема постановки проблемы: Под... понимается... В... проблеме... является одной из главных... Вопрос... актуален... Сейчас, когда необходимо... Все более очевидно... Современные исследования... позволяют утверждать... Традиционно... В соответствии со сложившимися... Многочисленные эксперименты... наглядно продемонстрировали... Многие авторы пытались... Различным аспектам посвящено... Согласно теории... Согласно другой теории... В настоящее время ни одно из этих предположений... Приведенный обзор показывает, что... С одной стороны... С другой стороны... Однако...не проводился .. Следовательно... Искать нужно... Интересным представляется... В отличие от большинства работ... Мы предполагаем... Основная причина... Скорее объясняется не.., а... По-видимому... Это позволит... Именно поэтому мы... Далее необходимо сформулировать цели исследования. Цель - это тот желаемый конечный результат, который должен быть получен в ходе исследования и отражен в выводах. Формулировка цели может совпадать с названием всей работы. Принято выделять следующие основные виды целей психологического исследования: а) определение характеристик явления; б) выявление взаимосвязи психических явлений; в) изучение возрастной динамики явления; г) описание нового феномена, эффекта; д) открытие новой (другой) природы явления; е) обобщение; ж) создание классификации, типологии; з) создание методики; и) адаптация психодиагностической методики. Приведем для примера часто встречающиеся в психологических исследованиях формулировки: «Психологический анализ и выявление особенностей...» «Изучение особенностей...» «Сравнительное изучение особенностей...» «Анализ особенностей... во взаимосвязи...» «Выявление круга факторов, обуславливающих...» «Выявление различий в ...» «Изучение структуры... » «Выявление связи между...» «Исследование соотношения...и... в контексте...» «Исследование предрасположенности... к... » «Изучение возможности...» «Рассмотреть процесс...» «Применение... подхода к изучению...» «Изучение механизмов...у... в зависимости от...» «Изучение нарушений механизмов...» «Сравнение уровня развития... в группах...» «Изучение возрастной динамики...» «Выявление динамики и психологических условий столкновения...» «Апробация методов... на контингенте... » Следующим этапом работы является поставка задач, которые позволяют отследить путь, пройденный исследователем, указывают на основные его этапы. В задачах также должно присутствовать указание на средства, которыми автор воспользовался для достижения цели. Формулировки задач должны соответствовать содержанию глав работы. Не рекомендуется ставить очевидные или слишком узкие задачи: провести исследование, проанализировать результаты, сделать выводы, создать таблицу, провести статистический анализ. Если исследование носит теоретико-эмпирический характер, т.е. обладает, кроме эмпирической, такой теоретической частью, которая, помимо обоснования исследования, содержит имеющие научную ценность теоретические построения, то задачи ставятся как для теоретической части, так и для эмпирической. Приведем часто встречающиеся формулировки задач: «Анализ основных направлений исследования...» «Сопоставление закономерностей...» «Теоретическое обоснование предположения о ...» «Теоретический анализ проблемы... как... » «Анализ роли... в...» «Выделение функций и форм...» «Разработка общих методических принципов...» Задачи эмпирической части: «Описание феномена у... и у ....» «Описание симптомов у... » «Используя метод.выявить... особенности... » «Выявить различные типы...» «Выделение вариантов...» «Сравнить свойства...у...» «Сравнить сходство профилей...» «Выявление противоречий...» «Анализ... факторов и условий...» «Проверка наличия эффекта...» «Выявление роли фактора...» «Изучение характера влияния... на... у...» «Получить... сравнить и выяснить степень различия...» «В группах...определить...» «Изучить воздействие. ..на... характеристики...» «Провести сравнительный анализ... и выделить...» «Сопоставление... в группе... и группе... для выявления..,» «Сопоставить показатели, …...с показателями...» «Изучить соотношение... у... » «Определение соотношения между уровнем... и степенью...» «Сравнение выполнения...» «Сопоставление уровня... с уровнем... » «Установить различия по показателям...» «Выявить значимые коррекции между...» «Оценить уровень развития...» «Изучение динамики...» «Анализ специфики становления...» «Проверка предположения о том, что... » «Выявить возможности.., в использовании... » «Создание адекватного инструмента исследования...» «Разработка и апробация... приемов и процедур обработки эмпирических данных... » «Разработка и апробация методики...» «Разработка и апробация программы тренинга...» Объектисследования – часть объективной реальности, которая подвергается научному изучению. Определяя объектисследования, нужно дать ответ на вопрос: что рассматривается? Предметомисследования могут быть конкретные разделы, свойства и характеристики выделенной предметной сферы. Предмет обозначает аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект, какие отношения, свойства, стороны и функции объекта затронуты в работе. Примеры формулирования объекта и предмета: 1. Тема: Формирование эмоциональной культуры студентов. Объект – эмоциональная культура студентов. Предмет – психолого-педагогические условия формирования эмоциональная культура студентов. 2. Тема: Особенности эмоционального выгорания педагогов. Объект – эмоциональное выгорание, а предмет – особенности эмоционального выгорания педагогов. Гипотеза – это совокупность теоретически обоснованных предположений, истинность которых подлежит проверке в предполагаемом исследовании. Иными словами, это предположение о возможных конечных результатах исследовательской работы. Гипотеза – это логический стержень, вокруг которого концентрируются выявляемые факты. В ходе исследования она может быть подтверждена или опровергнута как не оправдавшая себя. Гипотеза, как правило, находит отражение в названии работы. В эмпирической части гипотезы подвергаются проверке. Тип гипотезы связан с методом исследования: существуют причинно- следственные гипотезы, проверяемые в эксперименте, и психологические гипотезы, в которых используются другие типы доказательства соответствия эмпирических данных теоретическим предположением. Основные правила формулирования гипотезы: · гипотеза непосредственно должна вытекать из поставленной проблемы; · гипотеза формулируется тогда, когда существует теоретическое обоснование выдвигаемого предположения; · формулировка гипотезы не должна иметь вид размытого общего предположения, которое автор не может конкретизировать (например: «Детский эмоциональный опыт определяет развитие личности»). Чем конкретнее предположение, тем легче его затем будет подтвердить или опровергнуть. Приведем примеры типичных формулировок гипотез: «В качестве ... может выступать...» «Процесс... определяется...» «Одной из причин... является...» «Существует возможность на основе .. выделить .. » «Предполагается, что ... может оказаться ключевым для ...» «С возрастом ... переходит от ... к ...» «... имеют ... динамику ...» «Наличие ... влияет на особенности ...» «Имеются отличия ... у ... с ... и с ... » «... присущ..., характеризующийся ... » «У ... с ... характеристиками преобладает.., а у ... с ... характеристиками преобладает ...» «... особенность ... должна отражаться в ...» «... оказывает влияние на ...» «... связано с ...» «... статистически связано с ...» «... характеризуется большей связью с.., чем с ...» «При изменении ... изменяется ...» «Изменяя степень ... предполагается возможным изменить степень ...» «Значимые различия по показателям ... у ... связано с ...» «... особенности ...не влияют на ... показатели у ...» Например, гипотеза в работе на тему: «Особенности эмоционального выгорания педагогов» может быть сформулирована следующим образом: эмоциональное выгорание педагогов отличается рядом психологических особенностей: эмоциональной лабильностью, агрессивностью, дидактизмом. Следующий раздел «аппарата исследования» - это теоретико-методологические основы исследования.Этот раздел может формулироваться в относительно произвольной форме. Здесь имеются ввиду не все те научные публикации, на которые ссылается студент в своей работе. Речь идет об одной, двух, трех, от силы четырех концепциях крупных ученых-психологов (возможно из какой-либо другой области научного знания), которые действительно лежат в основании исследования. Если студент работает под руководством известного ученого по данной проблеме или научной школы, тогда в основании исследования будет его/их научная концепция, теория, но возможно, не только одна. В качестве примера приведем следующую работу:
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2453)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |