Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ИВАНОВ ДЕНЬ (ИВАН КУПАЛА, ИВАН ТРАВНИК)





«Земля-мати, благослови меня, травы брати, и трава мне мати!» Народное название великого праздника православного календаря - рождества Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля) и праздник летнего солнцестояния.

В полные чудес Иванову ночь и Иванов день мужчины и женщины, парни и девушки отправлялись в луга, леса, к рекам и озерам. В Иванов день принято было собирать цветы и лекарственные травы. Они использовались для лечения болезней, для гаданий и ворожбы.

Для гадания собирали лишь определенные виды растений: иван-да-марью («иваньковский цвет»), а также набор из 12 различных трав. Эти травы, по поверью, могли раскрыть судьбу сорвавшего их человека.

Среди колдовских трав особенно почитался папоротник, который, по поверью, ровно в полночь на один миг расцветал в глухом лесу, где не слышно петушиного крика. По легенде, широко известной всем русским, человек, которому удастся его сорвать, получит огромные знания, сокрытые в природе. Он будет знать все события, которые происходят в мире, все колдовские и природные тайны, научится понимать язык деревьев, животных и птиц, сможет превращаться в невидимку.

В Иванову ночь до самого утра купались в реках, озерах и прудах. Считалось, что во время ивановского купания человек приобретал силу, здоровье, красоту, очищался от всех болезней, снимал порчу и сглаз. Престарелые люди вместо купания обливали себя водой из колодцев. Во многих деревнях существовал так же обычай обрызгивать или обливать водой всех людей, появлявшихся на деревенской улице. Наряду с этим были распространены и ритуальные омовения в банях, которые топили вечером накануне Иванова дня. Воду для таких омовений настаивали на душистых травах, парились веником, который делали не только из березы, но и добавляли ветви плодовых деревьев, травы, цветы.

Характерным развлечением Ивановой ночи в некоторых губерниях было разжигание костров. Костры имели значение избавительного, очистительного, обережного и продуцирующего действия. В них бросали старые ненужные вещи, одежду больных людей, что символизировало обновление жизни.



Огонь, устремляющийся вверх, соотносили с ростом и умножением. По высоте пламени гадали, чей лен будет выше, а урожай больше. Считалось также, что огонь ивановского костра может соединить брачные пары.

В Иванову ночь девушками совершались различные магические действия, направленные на ускорение сватовства и замужества.

Иванова ночь воспринималась народной традицией и как страшная ночь: в это время активизировалась вся нечистая сила. Особенно опасными становились колдуньи и ведьмы, которые портили хлебные поля и отбирали у коров молоко. Крестьяне, стараясь защититься от демонических сил, втыкали в дверную колоду нож, ветви можжевельника, татарник, читали различные заговоры и заклинания, отгоняющие нечистую силу:

...Вы катитесь, ведьмы,

За мхи, за болота,

За гнилые колоды,

Где люди не бают,

Собаки не лают,

Куры не поют, -

Вот там и место!

ПОКРОВ ДЕНЬ

Народное название дня Покрова Пресвятой Богородицы, великий праздник православного календаря (1/14 октября).

Покров день отмечался только в тех деревнях, где он был престольным или заветным праздником. Однако этот день был известен на всей территории России, так как являлся важной точкой отсчета в народном календаре.

Покров считался русскими крестьянами днем перелома в годичном круговороте жизни. С этого дня, по их представлениям, начиналась зима: «С Покрова до обеда осень, а после обеда зимушка-зима», - а вместе с нею новые хозяйственные и семейные заботы. В некоторых северных деревнях существовал обычай поздравлять друг друга в этот день с «первым ледком, первым снежком», т. е. с новым этапом хозяйственной жизни.

По народным представлениям, ко дню Покрова Богородицы должен быть убран весь урожай с полей и большая часть урожая с огородов. В деревнях существовало поверье, что в этот день на землю с небес спускается Богородица - «заступница усердная» со святыми угодниками, чтобы проверить, собран ли урожай, опустели ли крестьянские нивы, а также помочь больным и немощным людям.

Обычай требовал в этот день приступить к делам, связанным с зимним периодом годового цикла. В этот день все крестьяне перебирались из летних холодных помещений в теплые зимние избы, утепляли их, конопатили стены, углы, завалинки, приговаривая: «Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, хозяина добром». Крестьяне говорили: «Не ухитишь тепло до Покрова - изба будет не такова!» Во всех домах полагалось затопить русскую печь, даже там, где было еще тепло, при этом приговаривали: «Батюшка Покров! Натопи нашу печь без дров».

Кроме того, Покров был ознаменован переходом на зимнее содержание скота в хлевах. Для того чтобы скот мог выдержать долгую, суровую зиму и возможную бескормицу, его полагалось в этот день «закармливать», т. е. скармливать сноп, сжатый последним с овсяного поля. В этот же день хозяйка дома обращалась к дворовому - хозяину хлевов с просьбой защитить скотинушку.

На Покров хозяева окончательно расплачивались с нанятыми на лето работниками; в этот день возвращались с летних отхожих промыслов парни и мужики.

К этому дню приурочивалось также начало женских работ по обработке льна,

девушки и женщины садились за прялки.

Считалось, что день Покрова Пресвятой Богородицы имеет большое значение для предстоящих браков. С Покрова в русской деревне начинался период осенних свадеб, продолжавшийся до Филиппова дня (14/27 ноября), и посиделок, которые давали молодежи возможность выбрать брачную пару.

В этот день девушки отправлялись в церковь, ставили свечку и во время литургии молились о том, чтобы скорее выйти замуж. В этот же день можно было пойти в лес, встать там на «кресты», т. е. перекресток двух дорог, и крикнуть: «Матушка Покров, землю покрой снежком, а меня, молоду, женишком!»

Девушки отмечали этот день большой трапезой, главным блюдом которой были вареные петухи. После трапезы они ходили по деревне и пели:

Если миленький колечко

Подарит в Покров, любя,

Должно знать мое сердечко,

Полюбилась ему я.

Взрослые женщины, наблюдая за девичьим гуляньем, говорили: «Теперь девки будут женихов ждать».

Связь дня Покрова Богородицы с брачной тематикой объяснялась представлениями о Богородице как покровительнице и защитнице женщин, помогающей выйти замуж, способствующей деторождению, заступнице перед Богом.

Покров день был связан также и с поминанием «родителей» - предков, хранителей благополучия: домашнего очага, невидимых покровителей семьи. «Родителей» угощали первым блином, испеченным хозяйкой дома. Его укладывали в передний угол на божницу или на полку под божницу. Верили, что предки должны помочь потомкам пережить тяжелую зиму.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (478)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)