Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нормативно-методическая основа регулирования делопроизводства



2015-11-07 1175 Обсуждений (0)
Нормативно-методическая основа регулирования делопроизводства 0.00 из 5.00 0 оценок




Нормативно-методическая основа (база) делопроизводства - совокупность требований, норм, правил и рекомендаций по составлению документов и работе с ними, установленных правовыми актами, стандартами, инструкциями и методическими посо-биями.

Нормативно-методическая база делопроизводства регулирует:

• правила оформления документов;

• правила работы с документами;

• обеспечение сохранности документов;

• порядок передачи документов на архивное хранение;

• работу службы делопроизводства (функции, структура, штаты);

• внедрение новых информационных технологий в работе с документами;

• работу с документами, имеющими гриф ограничения доступа;

• юридические аспекты, связанные с документами, и другие вопросы.

Виды правовых актов, регламентирующих документационное обеспечение управ-ления, разнообразны. По убыванию степени юридической силы их можно расположить следующим образом:

• Конституция Российской Федерации

федеральные конституционные законы1

• федеральные законы

• нормативные акты Президента

• нормативные акты Правительства РФ

• нормативные акты федеральных органов исполнительной власти

• нормативные акты субъектов Российской Федерации

• нормативные акты муниципальных образований

• нормативные акты отдельных организаций

 

& 3.1.1. Конституция Российской Федерации

Основополагающим документом для любой организации на территории Россий-ской Федерации является Конституция РФ (12 декабря 1993 г.). Она определяет юридическую силу иных правовых актов, в том числе и локальных нормативных правовых актов организации, так как:

• обладает высшей юридической силой;

• является базой для текущего законодательства.

v Статья 15 устанавливает иерархию законодательства Российской Федера-ции:

Статья 15: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации».

v Статьи 76, 90, 102, 103, 105, 115 устанавливают форму и порядок принятия нормативных актов разного уровня:

Статья 76: «1. По предметам ведения Российской Федерации принимаются феде-ральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. 2. По предметам совместного ведения Россий-ской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и при-нимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. 3. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. 4. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, об-ласти, города федерального значения, автономная область и автономные округа осущест-вляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных норматив-ных правовых актов.

Статья 90: «Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения».

Статья 102: «Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесен-ным к его ведению Конституцией Российской Федерации».

Статья 103 «Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отне-сенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации».

Статья 105: «Федеральные законы принимаются Государственной Думой».

Статья 115: «На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение».

v Статьи 68 и 70 определяют порядок использования государственной симво-лики в документировании управленческой деятельности:

Статья 68: «1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее терри-тории является русский язык. 2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государст-венных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации».

Статья 70: «Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описа-ние и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом».

v Статьи 23 и 24 определяют порядок работы с конфиденциальными сведения-ми:

Статья 23: «1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, лич-ную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. 2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения».

Статья 24: «1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагиваю-щими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».

v Статья 33 устанавливает право граждан на документирование отношений с государственными органами и органами местного самоуправления

Статья 33: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления».

v Статья 37 определяет нормы права и положения по документам сферы трудовых правоотношений:

Статья 37: «1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2. Принудитель-ный труд запрещен. 3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискримина-ции и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты тру-да, а также право на защиту от безработицы. 4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. 5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным зако-ном продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск».

 

& 3.1.2. Федеральные конституционные законы

· Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» (по состоянию на 10 ноября 2009 г.)

Содержит описание и порядок официального использования государственного герба Российской Федерации на бланках, иных документах и печатях государственных органов.

& 3.1.3. Федеральные законы

· Федеральный закон от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации«

Определяет сферы обязательного использования государственного языка Российской Федерации в деятельности по ведению делопроизводства (статья 3).

· Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»

Регулирует процессы стандартизации в сфере делопроизводства, устанавливает принцип добровольного применения стандартов, в соответствии с которым стандарты в сфере делопроизводства носят рекомендательный характер.

· Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» (с изменениями на 23 декабря 2003 г.)

Определяет политику государства в области формирования обязательного экзем-пляра документов как ресурсной базы комплектования полного национального библио-течно-информационного фонда документов Российской Федерации и развития системы государственной библиографии.

· Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Определяет правила кадрового делопроизводства, в том числе перечень докумен-тов, которыми оформляются правовые процедуры, связанные с приемом, переводом, увольнением, командированием, отпусками, поощрением и взысканием государственных гражданских служащих. В п. 41 ч. 1 ст. 44 предусмотрено ведение трудовых книжек государственных гражданских служащих.

· Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-Ф3 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

Регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправ-ления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государствен-ными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

· Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации»

Содержит нормы права и положения по документам сферы гражданских правоотношений.

· Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ «Уголовный кодекс Российской Федерации» (в ред. от 20.03.2002)

Устанавливает уголовную ответственность за неправомерные действия с докумен-тами и информацией.

· Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации»

Содержит нормы права и положения по документам сферы трудовых правоотно-шений.

· Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»

Регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных, с целью обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональ-ных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

· Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями на 06 апреля 2011 г.)

Содержит базовые понятия информации, документа и устанавливает правовой режим создания, хранения, использования информации, порядок ее документирования и доступа к ней.

· Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (с изменениями на 01 июля 2011 г.)

Устанавливает основы придания юридического значения электронным документам, определяет правовые условия использования электронной цифровой подписи в электрон-ных документах, при соблюдении которых она признается равнозначной собственноруч-ной подписи в документе на бумажном носителе.

· Федеральный закон от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (с изменениями на 18 июля 2011 г.)

Определяет полномочия государственных органов и должностных лиц по обеспе-чению сохранения и защиты государственной тайны, содержит перечень сведений, пред-ставляющих государственную тайну, порядок их засекречивания и рассекречивания, кон-троля обеспечения государственной тайны.

· Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (с изменениями на 11 июля 2011 г.)

Регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников регулируемых отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ, услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции, а также определяет сведе-ния, которые не могут составлять коммерческую тайну.

· Федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (редакция, действующая с 01 января 2011 г.)

Определяет порядок формирования, хранения, учета и использования архивных документов.

 

& 3.1.4. Нормативные акты Президента

· Указ Президента РФ от 24 января 1998 г. № 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне».

Определяет полномочия государственных органов и должностных лиц по обеспече-нию сохранения и защиты государственной тайны, содержит перечень сведений, представляющих государственную тайну, порядок их засекречивания и рассекречивания, контроля обеспечения государственной тайны.

· Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» (с изменениями на 23 сентября 2005 г.)

Определят перечень сведений конфиденциального характера: персональные дан-ные; тайна следствия и судопроизводства; служебная тайна; врачебная, нотариальная, адвокатская тайна; тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений; коммерческая тайна; сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

· Указ Президента РФ от 1 июня 1988 г. № 640 «О порядке ведения личных дел лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в порядке назначения и государственные должности федеральной государственной службы».

Определят правила ведения личных дел государственных служащих.

& 3.1.5. Нормативные акты Правительства Российской Федерации

· Постановление Правительства РФ от 27 декабря 1995 г. № 1268 «Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации» (с изменениями на 14 декабря 2006 г.)



2015-11-07 1175 Обсуждений (0)
Нормативно-методическая основа регулирования делопроизводства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нормативно-методическая основа регулирования делопроизводства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1175)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)