Нормативно-методическая основа регулирования делопроизводства
Нормативно-методическая основа (база) делопроизводства - совокупность требований, норм, правил и рекомендаций по составлению документов и работе с ними, установленных правовыми актами, стандартами, инструкциями и методическими посо-биями. Нормативно-методическая база делопроизводства регулирует: • правила оформления документов; • правила работы с документами; • обеспечение сохранности документов; • порядок передачи документов на архивное хранение; • работу службы делопроизводства (функции, структура, штаты); • внедрение новых информационных технологий в работе с документами; • работу с документами, имеющими гриф ограничения доступа; • юридические аспекты, связанные с документами, и другие вопросы. Виды правовых актов, регламентирующих документационное обеспечение управ-ления, разнообразны. По убыванию степени юридической силы их можно расположить следующим образом: • Конституция Российской Федерации • федеральные конституционные законы1 • федеральные законы • нормативные акты Президента • нормативные акты Правительства РФ • нормативные акты федеральных органов исполнительной власти • нормативные акты субъектов Российской Федерации • нормативные акты муниципальных образований • нормативные акты отдельных организаций
& 3.1.1. Конституция Российской Федерации Основополагающим документом для любой организации на территории Россий-ской Федерации является Конституция РФ (12 декабря 1993 г.). Она определяет юридическую силу иных правовых актов, в том числе и локальных нормативных правовых актов организации, так как: • обладает высшей юридической силой; • является базой для текущего законодательства. v Статья 15 устанавливает иерархию законодательства Российской Федера-ции: Статья 15: «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации». v Статьи 76, 90, 102, 103, 105, 115 устанавливают форму и порядок принятия нормативных актов разного уровня: Статья 76: «1. По предметам ведения Российской Федерации принимаются феде-ральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. 2. По предметам совместного ведения Россий-ской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и при-нимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. 3. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. 4. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, об-ласти, города федерального значения, автономная область и автономные округа осущест-вляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных норматив-ных правовых актов. Статья 90: «Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения». Статья 102: «Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесен-ным к его ведению Конституцией Российской Федерации». Статья 103 «Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отне-сенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации». Статья 105: «Федеральные законы принимаются Государственной Думой». Статья 115: «На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение». v Статьи 68 и 70 определяют порядок использования государственной симво-лики в документировании управленческой деятельности: Статья 68: «1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее терри-тории является русский язык. 2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государст-венных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации». Статья 70: «Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описа-ние и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом». v Статьи 23 и 24 определяют порядок работы с конфиденциальными сведения-ми: Статья 23: «1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, лич-ную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. 2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения». Статья 24: «1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагиваю-щими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом». v Статья 33 устанавливает право граждан на документирование отношений с государственными органами и органами местного самоуправления Статья 33: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». v Статья 37 определяет нормы права и положения по документам сферы трудовых правоотношений: Статья 37: «1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2. Принудитель-ный труд запрещен. 3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискримина-ции и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты тру-да, а также право на защиту от безработицы. 4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. 5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным зако-ном продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск».
& 3.1.2. Федеральные конституционные законы · Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» (по состоянию на 10 ноября 2009 г.) Содержит описание и порядок официального использования государственного герба Российской Федерации на бланках, иных документах и печатях государственных органов. & 3.1.3. Федеральные законы · Федеральный закон от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации« Определяет сферы обязательного использования государственного языка Российской Федерации в деятельности по ведению делопроизводства (статья 3). · Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» Регулирует процессы стандартизации в сфере делопроизводства, устанавливает принцип добровольного применения стандартов, в соответствии с которым стандарты в сфере делопроизводства носят рекомендательный характер. · Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» (с изменениями на 23 декабря 2003 г.) Определяет политику государства в области формирования обязательного экзем-пляра документов как ресурсной базы комплектования полного национального библио-течно-информационного фонда документов Российской Федерации и развития системы государственной библиографии. · Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Определяет правила кадрового делопроизводства, в том числе перечень докумен-тов, которыми оформляются правовые процедуры, связанные с приемом, переводом, увольнением, командированием, отпусками, поощрением и взысканием государственных гражданских служащих. В п. 41 ч. 1 ст. 44 предусмотрено ведение трудовых книжек государственных гражданских служащих. · Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-Ф3 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» Регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправ-ления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государствен-ными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. · Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ «Гражданский кодекс Российской Федерации» Содержит нормы права и положения по документам сферы гражданских правоотношений. · Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ «Уголовный кодекс Российской Федерации» (в ред. от 20.03.2002) Устанавливает уголовную ответственность за неправомерные действия с докумен-тами и информацией. · Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» Содержит нормы права и положения по документам сферы трудовых правоотно-шений. · Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» Регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных, с целью обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональ-ных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. · Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями на 06 апреля 2011 г.) Содержит базовые понятия информации, документа и устанавливает правовой режим создания, хранения, использования информации, порядок ее документирования и доступа к ней. · Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи» (с изменениями на 01 июля 2011 г.) Устанавливает основы придания юридического значения электронным документам, определяет правовые условия использования электронной цифровой подписи в электрон-ных документах, при соблюдении которых она признается равнозначной собственноруч-ной подписи в документе на бумажном носителе. · Федеральный закон от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (с изменениями на 18 июля 2011 г.) Определяет полномочия государственных органов и должностных лиц по обеспе-чению сохранения и защиты государственной тайны, содержит перечень сведений, пред-ставляющих государственную тайну, порядок их засекречивания и рассекречивания, кон-троля обеспечения государственной тайны. · Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (с изменениями на 11 июля 2011 г.) Регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников регулируемых отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ, услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции, а также определяет сведе-ния, которые не могут составлять коммерческую тайну. · Федеральный закон от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (редакция, действующая с 01 января 2011 г.) Определяет порядок формирования, хранения, учета и использования архивных документов.
& 3.1.4. Нормативные акты Президента · Указ Президента РФ от 24 января 1998 г. № 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне». Определяет полномочия государственных органов и должностных лиц по обеспече-нию сохранения и защиты государственной тайны, содержит перечень сведений, представляющих государственную тайну, порядок их засекречивания и рассекречивания, контроля обеспечения государственной тайны. · Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» (с изменениями на 23 сентября 2005 г.) Определят перечень сведений конфиденциального характера: персональные дан-ные; тайна следствия и судопроизводства; служебная тайна; врачебная, нотариальная, адвокатская тайна; тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений; коммерческая тайна; сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них. · Указ Президента РФ от 1 июня 1988 г. № 640 «О порядке ведения личных дел лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в порядке назначения и государственные должности федеральной государственной службы». Определят правила ведения личных дел государственных служащих. & 3.1.5. Нормативные акты Правительства Российской Федерации · Постановление Правительства РФ от 27 декабря 1995 г. № 1268 «Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации» (с изменениями на 14 декабря 2006 г.)
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1175)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |