Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Переход от цивилизации индустриализма к новой постиндустриальной (информационной) эпохе



2015-11-07 1630 Обсуждений (0)
Переход от цивилизации индустриализма к новой постиндустриальной (информационной) эпохе 0.00 из 5.00 0 оценок




В модели образования индустриальной культуры сверхзадачей образования была подготовка человека для производства, ориентированность на социальный заказ. Для этой модели характерна предметная структура обучения. Наука и искусство оформляются в специализированные виды деятельности, мораль отделяется от религии, а наука дифференцируется по отраслям знаний. Все научные знания были разделены на классы, порции, которые «подавались» в определенной последовательности: начальное, среднее, высшее образование. Разум считался основой просвещения. Отсюда – доминантная роль преподавателя - представителя разума в педагогическом действии. Процесс преподавания превращается в монолог, где сначала говорит преподаватель, а потом обучаемый.

Итак, ориентация на науку, дифференциация знаний в преподавании, ступенчатость образования, монологизм образовательного процесса – основные черты индустриальной системы образования.

Эпоха постиндустриальной, или информационной, культуры обладает своими чертами.

1. Интегративный характер культуры. В науке для решения сложных задач требуются усилия ученых разных областей, важные открытия совершаются на стыке научных областей, наука интегрируется с производством, возникают новые области научных знаний: физическая химия, синергетика и др. В искусстве интеграция привела к возникновению кино, телевидения, цветомузыки. В стиле жизни стираются различия между городом и деревней.

2. Гибкость мышления. Умение понять новое, вписать его в свою деятельность, отказаться от существующих стереотипов – особенности нового типа мышления.

3.Диалогичность. Современный мир не сможет существовать, если он не будет диалогичным, если не будет конструктивного диалога между Востоком и Западом, между народами и правительствами, между отдельными корпорациями и т.д. Все это актуализирует проблему толерантности, межкультурной компетенции, поликультурного образования.

4.Теснейшая коммуникация на всех уровнях: личностном, корпоративном, государственном (международные браки, международные концерны, межгосударственные проекты).

5. Подчеркивание уникальности человека, ориентация не на пользу, а на самоценность. Творческий потенциал личности становится главной производительной силой. Отсюда – рассмотрение саморазвития и самореализации в роли значимой общественной ценности. Важнейшая задача образования - развитие способности личности к этому.

Современное образование развивается в условиях, когда информация как основной стратегический ресурс и главный источник общественного богатства становится ценностью общества. Информационные ресурсы определяют успешность практически всех видов человеческой деятельности. Школа-фабрика (цель которой - научить человека четко выполнять стандартные функции) постепенно сменяется школой, задача которой – учить работать на границе знаний, в нестандартных ситуациях, решать открытые задачи (без четко поставленного условия, известного заранее алгоритма решения и единственно правильного ответа).

Человечество давно осознало ценность информации. По сути, наскальные рисунки – это тоже своеобразные информационные технологии, хотя носители информации – скалы, стены гробниц были не слишком мобильны.

Появление и развитие речи создало неограниченные возможности для работы с информацией. Однако информация зависела от человека – ее носителя. Решением этой проблемы стало изобретение письменности 5-6 тысяч лет тому назад. Свершилась первая информационная революция - изменение способа передачи и хранения информации, а также объема информации, доступной активной части населения. Появились небольшие каменные таблички, свитки из кожи и пергамента, наконец, книга.

Вторая информационная революция, происходившая 3,5 тысячи лет назад, связана с изобретением и распространением рукописной книги.

Третья информационная революция – с изобретением Иоганном Гутенбергом ручного печатного станка и наборного шрифта (1450-1455), после чего книга стала использоваться массово, появились особые методы работы с ней в целях обучения. Я.А Коменский разработал требования к учебнику как специальной книге для обучения. Учебник на долгие годы стал главным источником знаний для подрастающего поколения, основным средством и сценарием обучения, хранителем содержания образования.

Мы живем в эпоху четвертой информационной революции, которая совершается благодаря развитию информационных телекоммуникационных технологий, обеспечивающих безграничные возможности для получения, переработки и производства информации.

Таким образом, основными причинами возникновения информационных революций были изобретения новых способов работы с информацией, в свою очередь приводящие к изменениям в экономической, социальной и политической жизни общества, в том числе в сфере образования.

Информационное общество называют также «обществом знаний». Все большее развитие приобретает тип экономики, в которой постоянное приращение знаний становится новым фактором производства. Именно знаниями обеспечивается изменение производительности при равенстве прочих ресурсов. Под знаниями в данном случае понимается результат восприятия и осознания информации (о человеке, обществе, природе, технике), извлечения из нее личностного смысла, овладения способами ее добывания и использования. Знания становятся важнейшим ресурсом экономического роста и стратегическим ресурсом. А образование – непосредственной производительной силой, создающей базу экономики информационного общества. Принципиальное отличие знаний как ресурса от других ресурсов (нефти, газа) заключается в том, что в процессе использования знаниевый ресурс не только не исчерпывается, но увеличивается. При передаче знаний учитель их не теряет, а ученик приобретает. Общий объем знаний, таким образом, постоянно растет.

Фазу информатизации, в которую вступило мировое сообщество, называют иногда «третьей волной», потому что по масштабу этот процесс сравним с аграрной революцией и индустриализацией. Человечество перешло к новому типу социокультурного наследования, в рамках которого главная роль отводится не усвоению прежних рецептов, а подготовке к овладению содержанием и методами познания, которых в прежнем опыте не было.

 

 



2015-11-07 1630 Обсуждений (0)
Переход от цивилизации индустриализма к новой постиндустриальной (информационной) эпохе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Переход от цивилизации индустриализма к новой постиндустриальной (информационной) эпохе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1630)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)