Личность информационного общества
В условиях информационного общества появляются новые требования к человеку: его личностным и профессиональным качествам, знаниям и умениям с ними работать, творческим способностям. Ученые предполагают, что мир стоит на пороге появления человека с новой парадигмой восприятия мира - “Человека Кликающего”, нажимающего на клавишу мыши и получающего доступ в информационное социокультурное пространство, в котором существуют как равноправные и взаимодействуют между собой различные культурные традиции и культурные смыслы. Человек информационного общества, с одной стороны, управляет информацией и распределением информационных потоков, а с другой стороны, становление его личности и идентичности обусловлено самими информационными технологиями. Он вынужден адаптироваться к новой информационной среде. Непрерывное нахождение в потоке информации актуализирует для личности проблему ее оценки, отбора, умения обмениваться ею и производить новую информацию. В ситуации перехода к информационному обществу от человека требуется большая гибкость и динамичность в осуществлении коммуникаций, креативность, способность к самоизменению, рефлексии, интерпретации, умение решать задачи открытого типа, что позволит человеку вначале адаптироваться к социуму, а затем успешно интегрироваться в его структуры. Понятие «соответствие» становится одним из ключевых понятий современности. Современные принципы устойчивого развития, включающие в себя экономическую, социальную и экологическую составляющие, требуют от личности соответствия, адекватной реакции на происходящее. Успех в различных областях деятельности зависит от способности быстро адаптироваться к меняющимся социокультурным условиям. Личность современного типа предстает как типичный носитель своей национальной культуры, адаптированный к интеркультурной среде. Несформированные готовность и способность к постоянному обучению, повышению квалификации, а в случае необходимости - и смене профессии может привести к потере жизненных ориентиров. Ученые отмечают, что акцент смещается с «человека знающего» на «человека, подготовленного к жизни» (Акулич М.М.). В условиях глобализационных процессов в России, как и в странах Европы и США, меняются роль и значение различных социальных структур, институтов, организаций, в том числе - системы образования.Причем, осмысление феномена образования происходит не только на уровне социального института или субъекта образовательной деятельности, а в более широком ракурсе включенности образования в культурологический контекст, в соотнесенности с основополагающими культурными ценностями. Социокультурным контекстом образования стало информационное глобальное пространство знаний и информации, которое непрерывно меняется. Существовавший ранее «вертикальный» (от поколения к поколению) способ передачи значимой информации сменяется сетевым путем, проявляющимся как «взаимодействие между персонализированными гипертекстами» (М.Кастельс). Гипертекст называют моделью современной культуры. Увеличивается разнообразие способов информационного обмена, появляются новые типы коммуникации, связанные преимущественно с глобальной сетью Интернет. С большой скоростью идет процесс накопления культурной информации на разных носителях и в разных знаковых системах, которые образуют информационное поле – новую социокультурную среду обитания человека, состоящую из текстов, графики, звуковых и аудиальных сообщений. Непрерывное нахождение в потоке информации актуализирует для личности проблему владения информационной культурой, включающей в себя ряд умений: 1.Осознавать потребность в информации. 2. Определять, каким образом можно восполнить «пробел» в информации: – благодаря знанию соответствующих видов ресурсов (печатных и цифровых); – благодаря отбору ресурсов, адекватных стоящей задаче; – благодаря способности понимать те обстоятельства, которые влияют на доступность источников информации. 3. Конструировать стратегии обнаружения информации: – четко осознавать, какую информацию следует обнаружить; – разрабатывать систематические методы, подходящие для удовлетворения этого требования; – понимать принципы конструирования и создания баз данных; 4. Искать и получать доступ к информации: – разрабатывать соответствующие техники поиска; – использовать коммуникативные и информационные технологии, включая международные академические сети; – использовать соответствующие библиографические и аннотационные службы, индексы цитирования и базы данных; – использовать методы повышения осведомленности, быть в курсе современных данных; 5. Сравнивать и оценивать информацию, полученную из разных источников: – понимать, что информация может быть представлена предвзято, осознавать значение научных авторитетов; – иметь представление о процессе реферирования научных публикаций; – знать способы извлечения требуемой информации из информационного пространства; 6. Организовывать, применять и передавать информацию различными способами, в соответствии с существующей ситуацией: – создавать библиографические ссылки; – создавать личную библиографическую систему; – применять информацию для решения насущных проблем; – эффективно передавать информацию с помощью соответствующих посредников; – знать о проблемах авторских прав и плагиата; 7. Синтезировать и собирать существующую информацию, создавая на ее основе новое знание. Этот список следует дополнить умениями коммуникации в информационном пространстве и владением компьютерной грамотностью[1]. Еще в 1972 г. Комиссией Юнеско под руководством бывшего министра образования Франции Эдгара Фора (Edgar Faure) были определены цели, которые следует поставить перед образованием в свете быстрых преобразований, охватывающих общество, в свете требований развития[2]. В докладе Комиссии Фора, опубликованном под названием «Учиться быть», была представлена концепция образования в течение всей жизни и определены четыре «столпа образования»: 1.Учить учиться и пользоваться знаниями, то есть получать образование в течение всей жизни, углубленно работать в своей узкой области при достаточно широких общих знаниях; 2.Учиться делать дело, не только пользуясь стандартными навыками, но шире, научиться в рамках как формального, так и неформального социального опыта справляться с разными си-туациями и работать в команде; 3. Учиться жить вместе, развивая и понимая других людей и их стремление к независимости (выполняя совместные проекты и учась улаживать конфликты), укрепляя плюрализм, взаимо-понимание и мир; 4. Учиться быть, то есть в большей степени развивать свои личностные качества и способность действовать с большей независимостью, руководствуясь собственными суждениями и личной ответственностью. Образование не должно игнорировать ни одного аспекта человеческого потенциала: памяти, разума, чувства прекрасного, физических возможностей и навыков общения. Достичь таких целей образования позволяет компетентностный подход.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2657)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |