Анализ и самоанализ урока
Повышение квалификации учителя во многом зависит от степени владения умениями анализировать свою и чужую деятельность по конструированию урока. Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых образовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами. Цель анализа заключается о выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы учителя и учащихся. Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный. Полный анализ проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока; краткий - достижения основных целей и задач; комплексный - в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока; аспектный - отдельных элементов урока. Каждый из указанных типов анализа может иметь виды: дидактический, психологический, методический, организационный, воспитательный и т.д. Таким разнообразием подходов обусловлено и наличие многочисленных схем анализа урока, в которые могут быть внесены следующие основные положения. 1. Учебное заведение, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку, и присутствовавших на уроке. 2. Тема урока, образовательные, развивающие и воспитательные цели и задачи урока. 3. Организационное начало урока: - готовность учителя к уроку - наличие конспекта или подробного плана урока, наглядных пособий, инструментов и т.д.; - подготовленность учащихся -дежурные, наличие тетрадей, учебников, пособий и т.д.; - подготовленность классного помещения - чистота, классная доска, мел, освещение и т.д. 4. Организационная структура урока: - мобилизующее начало урока; - последовательность, взаимосвязь и соотношение частей урока; - насыщенность урока, темп его проведения и т.д. 5. Анализ содержания учебного материала урока: - обоснование учителем избранной последовательности реализации учебного материала на уроке; - соответствие программе и уровню знаний учащихся по предмету; - соотношение практического и теоретического материала; связь с жизнью и практикой и т.д. 6. Общепедагогические и дидактические требования к уроку: - цель урока и соответствие плана и конспекта урока поставленной цели; - обоснование выбора методов обучения; - пути реализации дидактических принципов в обучении; - индивидуализация и дифференциация в обучении; - взаимосвязь образовательных, развивающих и воспитательных аспектов урока. 7. Деятельность учителя: - научность и доступность изложения новых знаний; - использование учителем опыта лучших учителей и рекомендаций методической науки; - организация закрепления учебного материала; - организация самостоятельной работы учащихся; - проверка и оценка знаний и умений учащихся; - вопросы учителя и требования к ответам учащихся; - отношение учителя к сознательному усвоению учащимися учебного материала; - задание на дом и проявленное учителем внимание к нему; - пути достижения порядка и сознательной дисциплины учащихся; - эффективность использования наглядных пособий, технических средств обучения; - контакт учителя с классом и т.д. 8. Деятельность учащихся: - подготовка рабочего места; - поведение учащихся на уроке - дисциплина, прилежание, активность, внимание, умение переключаться с одного вида работы на другой и т.д.; - интенсивность и качество самостоятельной работы учащихся; - состояние их устной и письменной речи; - знание учащимися теории, умение применять полученные знания; - отношение учащихся к учителю; - степень и характер участия коллектива в целом И отдельных учащихся в работе на уроке и т.д. 9. Выводы: - выполнение плана урока; - достижение целей урока; - особенно интересное и поучительное на уроке; - что произвело на уроке наибольшее впечатление; - какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему; - оценка урока. С помощью приведенной общей схемы возможно проводить как анализ урока при взаимопосещениях, так и самоанализ. При их осуществлении наибольшие трудности вызывает детализация используемых основных положений общей схемы анализа урока. Приведем один из возможных ее вариантов: 1. Какие образовательные, развивающие и воспитательные цели достигались на уроке? Какие из них были главными и почему? Какова их взаимосвязь? 2. Какова специфика урока? Каков его тип? Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? 3. Как учитывались возможности учащихся при планировании урока? 4. Рациональны ли выбранная структура урока и распределение времени на отдельные этапы урока? 5. На каком материале или этапе урока делается главный акцент? 6. Каково обоснование выбора методов обучения и их сочетания? 7. Как отбирались для урока формы обучения? 8. Почему был необходим дифференцированный подход к обучению на уроке? Как он был реализован? 9. Чем обоснованы выбранные формы проверки и контроля знаний учащихся? 10. За счет чего обеспечивалась работоспособность учащихся в течение всего урока? 11. Каким образом предупреждались перегрузки учащихся? 12. Достигнуты ли поставленные цели и почему? Какие изменения необходимы при подготовке и проведении такого урока? Разумеется, этот перечень вопросов не охватывает всех особенностей каждого из этапов конкретного урока. Тем не менее, их постановка должна предостеречь от поверхностных оценок урока, сводящихся к общим бездоказательным утверждениям типа "мне урок понравился", "учащиеся и учитель работали активно", "цель урока достигнута" и т.д. Основанный на критическом подходе анализ урока должен быть пронизан уважительным отношением к труду учителя, его педагогическим замыслам, стремлением разобраться в степени реализации задуманных идей. Конечная цель анализа и самоанализа – способствовать совершенствованию методики конструирования уроков, стремлению создать на них оптимальные условия для обучения, воспитания и развития учащихся. Вот почему основные положения рассмотренных схем анализа и самоанализа должны быть в поле зрения учителя и на этапе разработки урока, а не только после его проведения. Резюме Понятие «процесс обучения» является центральным в дидактике, так как в ней изучаются именно процесс обучения и его компоненты. В этом понятии воедино сходятся все его “действующие лица”: учитель и ученик, их цели, а также содержание, формы, методы, средства и другие атрибуты учебной деятельности. В ходе грамотно организованного учебного процесса усваиваются знания, умения и навыки, формируются личностные качества, позволяющие человеку адаптироваться к внешним условиям и проявить свою индивидуальность. Сегодня идут активные поиски такой формы организации процесса обучения, которая отвечала бы современным требованиям и обеспечивала бы необходимый уровень развития ученика. Всем известны бинарные, межпредметные уроки, уроки-семинары, уроки-тренинги и т.д. Говорить о том, что урок изжил себя, что следует отказаться от него в пользу других занятий, пожалуй, рано. Этой форме обучения потенциально присущи богатые возможности, и все дело в том, насколько они реализуются учителями, насколько педагог учитывает особенности информационно-образовательной среды. Однако не следует забывать о том, что чрезмерное увлечение электронными средствами обучения оказывает такое же негативное воздействие на процесс обучения, как и недооценка их. Главные действующие лица на уроке – это учитель и ученики. Их совместная деятельность, общение являются залогом успешного процесса обучения.
Вопросы и задания для самопроверки 1.Как трактуются задачи обучения при технократическом и гуманистическом подходах к образованию? 2. Как вы думаете, почему существует так много определений обучения? 3.Вставьте необходимые слова. «Процесс обучения представляет собой единство и взаимосвязь двух процессов___и___». «Движущей силой процесса обучения являются___». 4.Составьте формулу обучения как сотворчества. 5.Выделите специфические особенности обучения. 6.Заполните схему.
7.Насколько обучение может опережать развитие? 8.При каких условиях обучение становится развивающим? 9.Допишите недостающее. «В культурологической концепции в состав содержания образования входят: -знания; -______; -опыт творческой деятельности; -______». 10.Почему несмотря на многочисленные недостатки объяснительно-иллюстративное обучение так распространено? 11.Что представляет собой проблемное обучение, в чем его суть? 12.Какие условия необходимы для реализации проблемного обучения? Назовите преимущества и недостатки проблемного обучения. 13.Охарактеризуйте программированное обучение, дайте его характеристику, выявите его недостатки и преимущества. 14.Приведите в соответствие текст правой колонки (содержание принципов обучения) и левой колонки (название принципов).
15.В чем опасность прямолинейного понимания принципа наглядности (чем больше наглядности, чем она ярче, тем лучше, эффективнее обучение)? 16.Выберите правильный ответ. Преподавание понимается в современной дидактике как: а) сообщение, передача знаний; б) консультирование учащихся; управление учебной деятельностью. 17.Вставьте нужные слова. «Учение - это ... деятельность. В процессе учения происходит усвоение социального опыта и знаний. Усвоение протекает как процесс ... , то есть перевода социального опыта во ... план, в ... новообразования, свойства ученика». 18. Поставьте против каждого утверждения название вида или системы обучения, к которому это утверждение относится.
20. Дайте определения понятия «урок». 21.Охарактеризуйте особенности классно-урочной системы обучения, ее достоинства и недостатки. 22.Назовите особенности Белл-ланкастерской, Мангеймской системы, Дальтон-плана.Обсудите их достоинства, недостатки, возможность использования в отечественной школе. 23.Назовите типы уроков. 24.Обозначьте структуру комбинированного урока. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Курс дидактики в педагогических учебных заведениях часто критикуют, считается, что дидактика устарела, не отражает новых тенденций обучения. Вероятно, следует говорить о том, что устарела описательная дидактика как учебная дисциплина, раскрывающая чисто внешние признаки традиционного репродуктивного характера обучения, представления о котором имеются у каждого человека с раннего детства, ведь все обучались в детском саду, в школе. Данное учебное пособие является попыткой подойти к дидактике с новых позиций. В последние годы дидактика претерпела существенные изменения, которые связаны, с одной стороны, с усилением роли личности в образовании, с компетентностным подходом, который призван способствовать самореализации личности через формирование необходимых ему для успешной жизни и деятельности компетенций. С другой – с усилением роли информационной среды в жизни современного человека. Достижением последних лет являются устойчивые педагогические тенденции – введение профильности, индивидуальных образовательных траекторий учащихся, эвристическая направленность обучения, создание учениками портфолио, информатизация учебного процесса, использование Интернет-технологий и ресурсов. Эти тенденции внесли в дидактику новые понятия, принципы, формы и методы обучения. Есть и неоднозначно воспринимаемые обществом новшества – например, введение новых образовательных стандартов, единого государственного экзамена. Чтобы работать в современной школе, нужно ориентироваться в современных тенденциях развития образования, владеть дидактическими системами и технологиями, направленными не столько на передачу знаний, сколько на развитие личности учащихся, их творческую самореализацию. Цель данного учебного пособия – помочь студенту с интересом и творчески изучить курс основ современной дидактики, поразмышлять над ее проблемами, определить направления совершенствования своего профессионального мастерства. ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2491)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |