Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и система государственной службы



2015-11-07 1667 Обсуждений (0)
Понятие и система государственной службы 0.00 из 5.00 0 оценок




Современному нормативно-правовому закреплению государственной службы в качестве службы только в государственных органах способствует сложившееся в теории мнение о ее публичности. Так, в процессе государственной службы возникают публично-правовые отношения, состоящие в том, что поступивший в аппарат государственного управления находится на службе не только в соответствующем органе, но и у государства в целом; а суть государственной службы в этом плане состоит в формировании властно-управленческих взаимоотношений между государством и обществом.

Государственная служба Российской Федерации представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

― Российской Федерации;

― федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

― субъектов Российской Федерации;

― органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

― лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

― лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Анализируя ч. 1 ст. 1 федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации», можно выделить следующие признаки государственной службы:

1. Профессиональная деятельность, т. е. деятельность, осуществляемая на основе специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретаемых в результате подготовки.

Статья 12 федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» содержит исчерпывающий перечень квалификационных требований к должности государственной гражданской службы:

а) уровень и направление профессионального образования (две альтернативы — среднее или высшее профессиональное образование);

б) стаж гражданской службы (государственной службы иных видов, муниципальной службы) или стаж (опыт) работы по специальности;

в) профессиональные знания;

г) профессиональные навыки.

Эти требования к профессиональному уровню впоследствии были дополнены еще одним требованием — профессиональными умениями.

Данные требования должны предъявляться как к тем лицам, которые поступают на государственную гражданскую службу, так и к тем, кто в настоящее время замещает соответствующую должность гражданской службы.

2. Служебная деятельность, т. е. ориентированная на удовлетворение интересов третьих лиц, общественных, государственных, публичных интересов. В этой связи государственный служащий получает специальный правовой статус, в который кроме правоограничений обязательно входят гарантии, обеспечивающие эффективное исполнение служебных и должностных обязанностей.

3. Государственная служба — своеобразная привилегия граждан РФ, именно они могут поступать на государственную службу и находиться на ней. Это общее правило дополнено некоторыми исключениями, речь о которых будет идти ниже.

4. Деятельность по обеспечению исполнения полномочий государства, государственных органов и лиц, замещающих государственные должности. Государственные служащие создают условия для реализации полномочий (компетенции) РФ, субъекта РФ, федеральных государственных органов, государственных органов субъекта РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ и субъектов РФ.

Государственная служба по самому своему названию производна от понятия «государство» и от доступной народу государственной идеи, воплощаемой им в определенном типе государственности. Она является прежде всего институтом ведения публичных (государственных) дел, что находит правовое закрепление как во внутреннем законодательстве России, так и в международных правовых актах (табл. 1.1).

Основываясь на нормах Всеобщей декларации прав человека[8] и Международного пакта о гражданских и политических правах[9], государственную службу следует определять, как институт равнодоступного и непосредственного участия граждан в ведении государственных дел.


Таблица 1.1

Цели государственной службы[10]

Направление деятельности Содержание целей
Государственно-политическое Выполнение конституционных требований о государственной поддержке социальной сферы Реализация обязательств государства по обеспечению определенного уровня жизни, удовлетворению материальных потребностей людей Обеспечение благосостояния общества
Экономическое Повышение эффективности государственного управления экономикой Осуществление от имени государства управления государственной собственностью Поддержка предпринимательства Обеспечение финансирования затрат на государственную службу Снижение затрат на содержание государственного аппарата
Социальное Исполнение и обеспечение полномочий государства и его органов Решение общегосударственных задач управления Выполнение публичных дел Практическое осуществление функций государства Создание условий для связи государственного аппарата с народом
Правовое Обеспечение соблюдения законодательства государства Создание правовых условий для нормального функционирования государственного аппарата
Организационное Организационно-техническое обеспечение государственных органов Профессионализация государственного аппарата Совершенствование норм, стандартов, правил регулирования состава государственного аппарата, продвижение по службе Приведение структуры государственного аппарата в соответствие задачам государственной службы

Первичным и субъективным правом ведения государственных дел обладает гражданская нация («многонациональный народ Российской Федерации» по действующей Конституции) как единоправный публично-правовой субъект государства.

Избранные лица, государственные служащие, осуществляющие функции по ведению государственных дел, реализуют не собственные субъективные права, а совокупное право всех граждан государства, выступающих в качестве доверителей своего публичного права. Таким образом, в законодательстве утверждается положение о связанности воли государства волей народа.

Обязанности государств перед своими гражданами в отношении государственной службы образуют для каждой демократической страны содержательную сторону правообязанностей государственных служащих перед гражданской нацией, определяют состав функций государственной службы. Исполнение таких функций и обязанностей государства перед учредившим его народом образует юридическую основу квалификации государства как демократического и его службы именно как государственной службы.

Система (от древнегр. Σύστημα — сочетание) — множество взаимосвязанных элементов, обособленных от среды и взаимодействующих с ней как целое.

В настоящее время существует достаточно большое количество теоретико-методологических подходов к определению сущности системы. Вместе с тем анализ различных дефиниций позволяет выделить общие моменты, которые присущи практически всем определениям системы — рассмотрение ее как целенаправленного комплекса взаимосвязанных элементов любой природы и отношений между ними; общие цели; целенаправленные правила взаимосвязей общих для всех элементов. Характеристиками системы являются:

— ее целостность;

— эмерджентность — появление у системы эмерджентных свойств, которые не присущи составляющим ее элементам;

— синергизм — однонаправленность действий, происходящих в определенной системе, результатом чего является повышение конечного эффекта;

— обособленность — закономерность систем, заключающаяся в некоторой их изолированности от взаимодействия с другими системами;

— совместимость — взаимосвязанность элементов и подсистем одной системы с элементами и подсистемами других систем;

— адаптивность — закономерность, связанная с приспособлением системы к изменяющимся внешним и внутренним параметрам ее существования;

— иерархичность — каждый элемент системы может рассматриваться как целостная система.

Государственная служба как система представляет собой упорядоченную совокупность элементов (подсистем), взаимосвязей между ними и с внешней социальной средой в процессе достижения целей государственного управления.

Системный подход акцентирует внимание на исследовании государственной службы как единого целого, обладающего общими характеристиками системы, отмеченными выше, на соотношении, взаимосвязанности и взаимозависимости структурных элементов. Одна из важнейших характеристик государственной службы — это численность государственных служащих, демонстрирующая масштаб данного института (прил. 2 и 3).

В федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» используется понятие «система», однако оно раскрывается весьма просто: система государственной службы включает в себя: гражданскую, военную и иные виды государственной службы (рис. 1.1). При этом, до принятия федерального закона № 262-ФЗ система государственной службы была более определенной – она включала в закрытом перечне помимо гражданской и военной еще и правоохранительную службу[11].

Одновременно не определена и взаимосвязь видов государственной службы, которая должна проявляться в соотносимости основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий, в том числе основных условий пенсионного обеспечения; установлении ограничений и обязательств при прохождении государственной службы различных видов; учете стажа государственной службы различных видов при его исчислении.

 

 

Рис. 1.1. Система государственной службы РФ
в соответствии с федеральным законом
«О системе государственной службы Российской Федерации»
и соотношение муниципальной и государственной службы:
— соотношение государственной и муниципальной службы

Единственный пример установления взаимосвязи видов государственной службы касается включения 7 июня 2011 г. таблицы соотношения классных чинов федеральной государственной гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции в указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 113[12] (прил. 4).

Государственная служба России сегодня имеет многоплановую структуру, определяемую:

а) конституционно-федеративным устройством нашего государства;

б) функционально-видовыми особенностями деятельности государственных органов.

В соответствии с принципом федерализма, находящим свою реализацию в российском законодательстве и правовой практике, структура государственной службы РФ включает два уровня:

― федеральную государственную службу, находящуюся в соответствии с п. «т» ст. 71 Конституции РФ в исключительном ведении РФ;

― государственную службу субъектов РФ, находящуюся в совместном ведении РФ и субъектов РФ в соответствии с п. «к» ст. 72 Конституции РФ.

Другой, не менее важный принцип государственного управления, установленный Конституцией РФ 1993 года, — принцип разделения власти при ее осуществлении, предопределяет существование особых видов государственной службы:

― государственной службы в органах представительной (законодательной) власти;

― государственной службы в органах исполнительной власти;

― государственной службы в органах судебной власти.

В определении содержания государственной службы необходимо знание того, что во всех ее видах государственная служба является структурой единого и целостного государства. Она должна подчиняться прежде всего выражению и реализации общенационального интереса, защите конституционных прав и свобод граждан, совмещая региональные, корпоративные, ведомственные и индивидуальные интересы и потребности.

Учет этого особенно важен в современных условиях, когда существуют определенные трудности укрепления единого и целостного государства, когда отдельные субъекты РФ и ведомства на первый план нередко выдвигают местные потребности и ведомственные интересы. Только единое конституционно-пра­вовое пространство выступает стабилизирующим фактором укрепления ее целостности и единства, стабильности и устойчивости развития.



2015-11-07 1667 Обсуждений (0)
Понятие и система государственной службы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и система государственной службы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1667)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)