Государственно-служебное правоотношение
Государственная служба представляет собой практическое и профессиональное участие в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения обязанностей и полномочий по государственной должности, определенной в конкретном государственном органе. Ключевое здесь слово «исполнение», которое означает не просто работу, измеряемую либо временем, отведенным на нее правилами внутреннего трудового распорядка, либо количеством прочитанных, подготовленных или подписанных документов и т. п., а формирование властно-управленческих взаимоотношений между государством и обществом, государственным органом и подлежащими его ведению управляемыми объектами. Государственная служба связывает государственную должность, государственного служащего и гражданина. Государственная служба как право является: ― во-первых, публичным правом, т. е. правом народа как суверена демократического государства на профессиональное ведение его государственных дел как общего дела всего народа; ― во-вторых, корпоративным правом ее профессионального сообщества; ― в третьих, субъективным публичным правом гражданина. Государство обеспечивает общенациональный характер права, устанавливая законом определенную связь между этими тремя модусами права. Во-первых, регулируется как равное право каждого гражданина на замещение административных должностей. Во-вторых, как право государственных служащих на создание профессионального сообщества в форме соответствующих союзов. И, в-третьих, как право законоустановленного института контроля союза государственных служащих за назначениями на вакантные должности в государственных органах в интересах обеспечения профессионального и статусного характера государственной службы. В-четвертых, как право государства на управление государственной службой в целом, реализуемое посредством формирования и функционирования специального государственного ведомства по вопросам государственной службы. Сегодня многие вопросы государственной службы урегулированы законодателем, но публично-правовые отношения государственной службы получили лишь декларативную юридизацию законом, по-прежнему не установлена непосредственная юридическая связь служащего и государства, так как она традиционно опосредована отношениями найма и усмотрения вышестоящих должностных лиц. Государственный (муниципальный) служащий России, как и всякий субъект права — гражданин РФ, имеет права, свободы и обязанности человека и гражданина, установленные Конституцией и другими нормативными правовыми актами. Вместе с тем с момента замещения государственной (муниципальной) должности он становится субъектом государственно-служебных отношений. Правовой статус (правовое положение) государственных (муниципальных) служащих — это содержание (сущность) государственно-служебного правоотношения (рис. 5.1). Правовой статус государственных (муниципальных) служащих представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности служащих, установленных законодательством и гарантированных государством.
Рис. 5.1. Основные элементы правового статуса государственного Элементы правового статуса установлены соответствующими законами о видах государственной службы, о муниципальной службе в РФ, они не зависят от конкретной должности, которую замещает служащий. Должностной статус определяется должностным регламентом государственного гражданского служащего или должностной инструкцией муниципального служащего. 2. Комплекс основных прав гражданских
Основные служебные права гражданского служащего перечислены в ст. 14 федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Их можно разделить на три группы: 1. Права, обеспечивающие уяснение служащим своего правового статуса и его правовую защиту: ― ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности государственной гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста (п. 2 ч. 1 ст. 14). Основными документами, помимо должностного регламента, являются положения о государственном органе и его структурных подразделениях, служебный распорядок; ― ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов (п. 8 ч. 1 ст. 14); ― защиту сведений о гражданском служащем (п. 9 ч. 1 ст. 14); ― рассмотрение индивидуальных служебных споров в соответствии с федеральными законами (п. 13 ч. 1. ст. 14); ― проведение по его заявлению служебной проверки (п. 14 ч. 1 ст. 14); ― защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения (п. 15 ч. 1 ст. 14); ― государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества (п. 17 ч. 1 ст. 14). 2. Права, способствующие непосредственному выполнению служебных обязанностей: ― обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей (п. 1 ч. 1 ст. 14). К ним могут быть отнесены организационно-правовые условия (главным из которых является наличие должностного регламента), материально-технические, информационно-технологические и санитарно-гигиенические; ― получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также внесения предложений о совершенствовании деятельности государственного органа (п. 5 ч. 1 ст. 14); ― доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений (п. 6 ч. 1 ст. 14); ― доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и другие организации (п. 7 ч. 1 ст. 14); ― дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном федеральными законами (п. 11 ч. 1. ст. 14). 3. Права, содействующие усилению должностной активности государственного служащего, реализации принадлежащих ему конституционных прав и свобод, обеспечивающих социальные гарантии служащего: ― отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков (п. 3 ч. 1 ст. 14); ― оплата труда и другие выплаты в соответствии с федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом (п. 4 ч. 1 ст. 14); ― должностной рост на конкурсной основе (п. 10 ч. 1. ст. 14); ― членство в профессиональном союзе (п. 12 ч. 1 ст. 14); ― медицинское страхование в соответствии с федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих РФ (п. 16 ч. 1 ст. 14); ― государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом (п. 18 ч. 1 ст. 14); ― выполнять иную оплачиваемую работу с предварительным уведомлением представителя нанимателя, если это не повлечет за собой конфликт интересов (ч. 2 ст. 14). Близкие по своему содержанию права установлены ст. 11 федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» в качестве основных прав муниципальных служащих (с учетом рассмотренных выше особенностей законодательства о муниципальной службе). Это касается, например, прав на участие в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы (единственный установленный законом способ должностного роста), рассмотрение индивидуальных трудовых споров. Также существенно ограничивается право на получение дополнительного профессионального образования в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета (это не дает возможности оплачивать его за счет средств бюджета субъекта РФ, хотя в ряде субъектов РФ программами развития муниципальной службы такая оплата предусмотрена). Таким образом, государственный и муниципальный служащий обладает достаточным объемом основных прав для эффективного и результативного осуществления своей профессиональной деятельности.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3347)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |