Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Требования к служебному поведению




Требования к служебному поведениюдолжны определять систему нравственных стандартов, конкретных норм поведения гражданских служащих при реализации полномочий государственных органов. Требования определяют, в том числе, и этические нормы служебного поведения. Мораль гражданского служащего не может основываться только на собственном представлении о нравственности, она определяется и общественными потребностями. Законодатель при закреплении требований к служебному поведению опирался на реальные нравы и традиции, сообразовывал требования с системой ценностей, существующих в обществе, исторически сложившимися представлениями о морали.

Требования к служебном поведению в основном повторяют положения указа Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»[155], принятого в целях повышения доверия общества к государственным институтам, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения государственными служащими должностных (служебных) обязанностей, исключения злоупотреблений на государственной службе. Всем лицам, замещающим государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ и выборные муниципальные должности, было предписано придерживаться принципов, утвержденных данным указом, в части, не противоречащей правовому статусу этих лиц.

Большинство требований к служебному поведению гражданского служащего связано с обязанностями гражданского служащего (ст. 15), правами (ст. 14), ограничениями (ст. 16), запретами (ст. 17) федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Требования к служебному поведению включают в себя три типа нравственных норм:

а) предписывающие (как требуется поступать с точки зрения профессиональной морали гражданского служащего);

б) запретительные (что недопустимо в рамках служебного поведения);

в) рекомендательные (как следует вести себя в той или иной ситуации в служебное и неслужебное время).



Решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции 23 декабря 2010 г. был одобрен Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих РФ и муниципальных служащих[156]. Он явился основой для разработки в государственных органах и органах местного самоуправления кодексов этики и служебного поведения. Более 80 подобных документов было принято на федеральном уровне различными государственными органами. Подробнее об этических требованиях вы ознакомитесь в курсе «Этика государственной и муниципальной службы».

Интересно, что институт требований к служебному поведению не был известен законодательству о муниципальной службе до 2013 г., когда была введена в федеральный закон № 25-ФЗ статья 14.2[157].

Конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта РФ или РФ (соответственно).

Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, в том числе в случае установления подобного факта комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

В целях предотвращения или урегулирования конфликта интересов представитель нанимателя должен исключить возможность участия гражданского служащего в принятии решений по вопросам, с которыми связан конфликт интересов.

Представитель нанимателя вправе отстранить гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей) в период урегулирования конфликта интересов.

Личная заинтересованность служащего — это возможность получения служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (необоснованного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для служащего, членов семьи или близких родственников, а также для граждан или организаций, с которыми служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

В случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме. Муниципальный служащий сообщает о личной заинтересованности непосредственному руководителю. В случае неисполнения служащим обязанности сообщить представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, а также в случае непринятия служащим мер по предотвращению такого конфликта представитель нанимателя может привлечь служащего к дисциплинарной ответственности (модус «ненадлежащее исполнение служебных обязанностей»).

5. Ограничения на гражданской
и муниципальной службе

Ограничения, связанные с гражданской или муниципальной службой, — это обстоятельства (юридические факты), с которыми законодательство связывает невозможность поступления и нахождения на гражданской и муниципальной службе. Данные ограничения законодатель распространил и на иные виды государственной службы.

Правовое ограничение — «правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите»[158].

Общие признаки правоограничений заключаются в следующем:

1) связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественных интересов в охране и защите;

2) сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что достигается с помощью обязанностей, запретов, наказаний и т. п.;

3) обозначают отрицательную правовую мотивацию;

4) предполагают снижение негативной активности;

5) направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны.

Положение о федеральной государственной службе, утвержденное указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2267[159], впервые установило перечень таких ограничений. Государственный служащий был не вправе: занимать другую должность в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и общественных объединениях; заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; получать в связи с исполнением должностных полномочий подарки, денежное и иное вознаграждение от юридических лиц и граждан и пр. При этом, как в Положении о федеральной государственной службе, так и в федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» ограничения и запреты не были четко разграничены.

 

þ Установление ограничений и запретов на государственной службе соответствует международным правовым актам. Так, в соответствии с п. 8 Международного кодекса государственных должностных лиц, принятого 12 декабря 1996 г. резолюцией 51/59 Генеральной Ассамблеи ООН[160], государственные должностные лица в соответствии с занимаемым ими служебным положением и как это разрешено или требуется законом и административными положениями выполняют требования об объявлении или сообщении сведений о личных активах и обязательствах, а также, по возможности, сведения об активах и обязательствах супруга (супруги) и/или иждивенцев.

Ст. 15 Модельного кодекса поведения для государственных служащих, прилагаемого к Рекомендации № R (2000) 10 Комитета министров Совета Европы о кодексах поведения для государственных служащих, принятой 11 мая 2000 г.[161], предусматривается, что государственный служащий не должен осуществлять деятельность или операции, занимать (возмездно или безвозмездно) пост или должность, несовместимые с надлежащим исполнением его служебных обязанностей или наносящие им вред. В случае если нет ясности относительно совместимости с государственной службой какой-либо деятельности, он или она должны спросить мнение своего непосредственного начальника.

В соответствии со ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., допускаются ограничения прав и свобод, которые устанавливаются законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

 

Конституционный суд РФ неоднократно указывал, что специфика государственной службы РФ как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов предопределяет особый правовой статус государственных служащих в трудовых отношениях. Регламентируя правовое положение государственных служащих, порядок поступления на государственную службу и ее прохождения, государство вправе устанавливать в этой сфере и особые правила. Установление таких правил (например, ст. 16 и 21 федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации») обусловлено задачами, принципами организации и функционирования государственной службы, целью обеспечения поддержания высокого уровня ее отправления (в том числе за счет обновления и сменяемости управленческого персонала), особенностями деятельности лиц, исполняющих обязанности по государственной должности государственной службы[162].

При этом Конституционный суд РФ признает установление ограничений прав государственных служащих обоснованным при наличии компенсации в виде повышенных льгот и гарантий социальной защищенности[163], что и нашло отражение в ч. 1 ст. 52 федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

 

þ Схожий правовой институт мы находим в семейном праве — условия заключения брака и препятствия к его заключению (ст. 12–14 Семейного кодекса Российской Федерации[164]). Общая цель закрепления таких норм в законе — обеспечить стабильность и прочность отношений (семейных и государственно-служеб­ных).

 

Общее правило ст. 2 федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» устанавливает обязательность наличия гражданства Российской Федерации у государственного служащего. Гражданство представляет собой устойчивую правовую связь человека с государством, выражающуюся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанной на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Вопросы гражданства регулируются федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»[165]. Гражданство — основополагающий элемент правового статуса личности. Объем прав и обязанностей того или иного лица в значительной мере зависит от наличия или отсутствия гражданства. В полном объеме оно принадлежит гражданам государства.

Согласно ст. 15 федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[166] иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу). Однако они вправе поступить на военную службу по контракту или поступить на работу в Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы в качестве лица гражданского персонала в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Статьей 18.1 федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» подтверждается такое право иностранных граждан. Наконец, федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» военная служба определяется как особый вид федеральной государственной службы, исполняемой в том числе и иностранными гражданами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах. Прохождение военной службы иностранными гражданами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах осуществляется по контракту только на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами. При этом данный Закон определяет, что контракт о прохождении военной службы заключается с иностранным гражданином сроком на пять лет.

Вместе с тем на государственную службу любого вида может быть принят гражданин РФ, также являющийся гражданином иного государства, но только в случае, если это прямо предусмотрено международным договором РФ. Большинство государств мира нежелательно воспринимают ситуацию двойного гражданства, подчас запрещая его собственным гражданам. РФ более мягко относится к выбору своих граждан, но ограничивает при этом их участие в управлении государственными делами.

 

þ В настоящее время у России действуют только два международных Договора об урегулировании вопросов двойного гражданства:

1) договор между РФ и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства (Москва, 7 сентября 1995 г.). Во исполнение этого Договора был принят федеральный закон от 15 декабря 1996 г. № 152-ФЗ «О ратификации договора между Российской Федерации и Республикой Таджикистан об урегулировании вопросов двойного гражданства»[167];

2) соглашение между РФ и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства (Ашхабад, 23 декабря 1993 г.), на основании которого был принят федеральный закон от 25 ноября 1994 г. № 41-ФЗ «О ратификации соглашения между Российской Федерации и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства»[168]. Несмотря на то, что 10 апреля 2003 г. РФ и Туркменистаном был подписан Протокол о прекращении действия Соглашения между РФ и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства, Соглашение продолжает действовать, так как этот протокол до сих пор не вступил в силу.

 

Вместе с тем ни один из указанных договоров не содержит разрешения на прохождение гражданином России, имеющим также гражданство Таджикистана или Туркменистана, государственной гражданской службы РФ.

Сомнительно и отсутствие номинативности гражданства в определении понятия «муниципальная служба», лишь в ст. 13 федерального закона № 25-ФЗ «Омуниципальной службе в Российской Федерации» дается объяснение этому, соответствующее требованиям Европейской хартии местного самоуправления: на муниципальную службу в РФ может поступить и иностранный гражданин, если международным договором РФ с конкретным государством такое право ему предоставлено. На наш взгляд, данную норму необходимо включить в ст. 2 Закона о муниципальной службе.

В связи с действием Союзного договора[169], заключенного Белоруссией и Россией, возникает проблема приема на государственную и муниципальную службу в России граждан Белоруссии, которые в соответствии с указанным договором имеют те же права, что и россияне.

Важным ограничением на государственной и муниципальной службе является возраст. В законодательстве установлены предельные возрасты поступления и нахождения на государственной и муниципальной службе.

В отличие от Трудового кодекса Российской Федерации, который допускает прием на работу по общему правилу с 16 лет, право поступления на государственную и муниципальную службу возникает у гражданина только с 18 лет. Повышение возраста по сравнению с общими требованиями, установленными Трудового кодекса Российской Федерации, обусловлено спецификой профессиональной служебной деятельности служащего, его более высокой, по сравнению с другими работниками, ответственностью за выполнение возложенных функций, а также особыми требованиями, предъявляемыми законодательством.

Предельный возраст нахождения на государственной гражданской и муниципальной службе определен в 60 лет (независимо от пола). Вместе с тем до 65 лет может доработать не каждый гражданский служащий, а только тот, кто до наступления 60 лет работал на условиях бессрочного служебного контракта и с кем при наступлении 60 лет был заключен срочный служебный контракт на срок 5 лет.

Применительно к федеральным гражданским служащим, достигшим предельного возраста пребывания на гражданской службе, замещающим должность категории «руководители» высшей группы должностей (например, руководитель Администрации Президента РФ, первый заместитель, заместители руководителя Администрации Президента РФ, помощник, пресс-секретарь, руководитель протокола Президента РФ, полномочные представители Президента в федеральном органе, в палатах Федерального Собрания РФ, Конституционном Суде РФ, руководители аппаратов палат Федерального Собрания РФ, заместители Руководителя Аппарата Правительства РФ, первые заместители, заместители федеральных министров, директора департаментов федеральных министерств и их заместители, Управляющий делами Президента РФ, его заместители, руководители (директора) федеральных служб и федеральных агентств, а также их заместители), срок гражданской службы с их согласия может быть продлен по решению Президента РФ, но не свыше, чем до достижения ими возраста 70 лет. Применительно к гражданской службе субъектов РФ такое исключение не установлено.

Муниципальный же служащий может проработать на муниципальной службе до наступления 66 лет, заключив при наступлении 65 лет срочный трудовой договор на 1 год.

Предельный возраст нахождения на государственной службе других видов устанавливается, как правило, в зависимости от группы (категории) замещаемой должности.

Предельный возраст пребывания на службе в органах внутренних дел составляет для сотрудника:

- имеющего специальное звание генерала полиции РФ, генерал-полковника (полиции, внутренней службы, юстиции), - 65 лет;

- имеющего специальное звание генерал-лейтенанта, генерал-майора (полиции, внутренней службы, юстиции) – 60 лет;

- имеющего специальное звание полковника (полиции, внутренней службы, юстиции) – 55 лет;

- имеющего иное специальное звание – 50 лет.

В интересах службы при положительной аттестации и отсутствии медицинских противопоказаний сотрудники органов внутренних дел в персональном порядке и с их согласия могут быть оставлены на службе сверх установленного предельного возраста на срок до пяти лет начальниками, которым предоставлено право назначения на должности этих сотрудников.

Аналогичные правила установлены в отношении сотрудников других правоохранительных органов, а также военнослужащих.

Гражданин не может поступить на службу или находиться на ней в случаях признания его недееспособным, ограниченно дееспособным, осуждения к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей служащего, а также — только для гражданской службы — наличия не снятой или не погашенной судимости. Данные решения в соответствии с законодательством принимаются в судебном порядке.

В соответствии со ст. 29 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин может быть признан судом недееспособным, если вследствие психического расстройства он не может понимать значения своих действий или руководить ими.

Согласно ст. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации ограниченно дееспособными могут быть признаны судом лица, которые вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставят свою семью в тяжелое материальное положение.

Дело о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным может быть начато по заявлению членов его семьи, профсоюзов или иных общественных организаций, прокурора, органа опеки и попечительства, психиатрического лечебного учреждения (ст. 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации[170]).

В случае осуждения служащего к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей, вступивший в законную силу приговор суда является основанием для отказа в приеме гражданина на государственную или муниципальную службу в течение срока, определенного судом. По истечении этого срока гражданин может быть принят на службу на общих основаниях.

Для граждан, имеющих неснятую или непогашенную судимость, также исключается возможность исполнения обязанностей по должности государственной службы. Судимость погашается в отношении лиц:

— условно осужденных — по истечении испытательного срока;

— осужденных к более мягким видам наказания, чем лишение свободы, — по истечении одного года после отбытия наказания;

— осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести — по истечении трех лет после отбытия наказания;

— осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления — по истечении восьми лет после отбытия наказания;

— осужденных за особо тяжкие преступления — по истечении 10 лет после отбытия наказания.

Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью.

Более раннее ограничение связано с совместной службой близких родственников и свойственников, но только в случаях непосредственной подчиненности или подконтрольности одного другому.

Одно из ограничений, установленных федеральными законами в 2004 и 2007 гг. соответственно, стало действовать только со 2 февраля 2010 г., когда вступил в силу приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 14 декабря 2009 г. № 984н «Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или ее прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения»[171]. К заболеваниям, препятствующим поступлению на гражданскую и муниципальную службу или ее прохождения, отнесены (в соответствии с МКБ-10):

— органические, включая симптоматические, психические расстройства;

— шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства;

— расстройства настроения;

— расстройства привычек и влечений;

— умственная отсталость;

— психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ;

— эпилепсия (прил. 6).

Необходимо обратить внимание, что в отношении ряда гражданских служащих действует и иной перечень заболеваний[172], в который включены некоторые инфекционные и паразитарные заболевания, новообразования, болезни крови, эндокринной системы, болезни глаза и придаточного аппарата, уха и сосцевидного отростка, системы кровообращения, органов пищеварения и т.п. (прил. 7).

Требования к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ, распространяемые и на иные виды государственной службы, утверждены постановлением Правительства РФ от 4 июля 2013 г. № 565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе»[173].

Ряд ограничений связан с субъективными решениями граждан, поступающих на государственную или муниципальную службу, или замещающими должности государственной или муниципальной службы:

— отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну[174];

— представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу;

— непредставление установленных законодательством сведений (представления заведомо ложных сведений) о доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера.

В соответствии с указом Президента РФ от 21 сентября 2009 г. № 1065[175] кадровые службы федеральных государственных органов организуют проверку:

— достоверности сведений, сообщенных гражданином о себе при назначении на государственную должность РФ или при поступлении на федеральную государственную службу;

— соблюдения лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации и должности федеральной государственной гражданской службы, ограничений, установленных федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» и федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

— достоверности сведений о доходах и имуществе указанных лиц.

Руководитель федерального государственного органа, давший поручение об организации проверки, направляет соответствующие запросы в правоохранительные органы, иные уполномоченные федеральные государственные органы, а также в органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, на предприятия, в учреждения и организации и устанавливает срок для получения ответа.

Гражданин или государственный служащий, в отношении которого проводится проверка, обязательно о ней уведомляется.

Существует правовая неопределенность, связанная с ограничением, которое было введено федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ[176]: признание гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации данное положение было признано частично не соответствующим Конституции РФ (но только в отношении пункта 1 статьи 3 федерального закона № 170-ФЗ[177], то есть только в отношении гражданской службы). Аналогичного решения Конституционного Суда РФ в отношении пункта 1 статьи 4 закона № 170-ФЗ не принималось.

Подводя итоги, следует сказать, что регламентация ограничений для гражданской и муниципальной службы не проведена унифицирующим образом.

6. Запреты на гражданской
и муниципальной службе

Понятие запретов. Важным элементом правового статуса служащего являются запреты.

!
Запреты, связанные с гражданской и муниципальной службой, — это виды деятельности, которые несовместимы с замещением должности службы.

Установленные запреты для служащих в основном связаны с прохождением службы, поэтому их действие ограничено временем ее прохождения, но в отдельных случаях гражданин обязан соблюдать запреты и после увольнения со службы.

Цели установления запретов:

— обеспечить эффективную профессиональную деятельность по исполнению полномочий государственных органов, органов местного самоуправления;

— установить препятствия возможному злоупотреблению служащих;

— создать условия для независимости служебной деятельности;

— гарантировать соблюдение служащими действующего законодательства РФ.

Запреты имеют абсолютный характер и не связаны непосредственно с исполнением служащим должностных обязанностей. Если запреты нарушаются в процессе служебной деятельности, то это обстоятельство отягчает ответственность служащего.

Характерно, что, формулируя правила о запретах, законодатель ушел от практики установления тотального запрета («запрещено заниматься любым видом деятельности, кроме…»). Тотальный запрет установлен федеральным законом «О противодействии коррупции» не в отношении гражданских и муниципальных служащих, а в отношении лиц, замещающих государственные и выборные муниципальные должности, в отношении одного муниципального служащего – главы местной администрации (в случае, если он не является главой муниципального образования. Это объясняется тем, что право не является абсолютным регулятором всех общественных отношений, многие из них не регламентируются. В этой связи объективно общее правило говорит «о разрешении любой деятельности», а сами подвергающиеся запретам ситуации подлежат конкретному описанию.

Запреты, связанные с замещением отдельных должностей. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ предусматривает жесткий запрет на замещение гражданским служащим должности гражданской службы в случае:

— избрания или назначения на государственную должность;

— избрания на выборные должности в органах местного самоуправления;

— избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе (п. 2 ч. 1. ст. 17 федерального закона № 79-ФЗ).

Если такая ситуация возникает, то гражданский служащий должен уволиться с гражданской службы (с его согласия он может быть включен в кадровый резерв).

Запреты, связанные с предпринимательской деятельностью. Служащему категорически запрещено осуществлять предпринимательскую деятельность лично или через доверенных лиц.

Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск, деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ). Именно нацеленность на получение прибыли является ключевым критерием в определении предпринимательской деятельности.

Служащий может участвовать в управлении хозяйствующим субъектом в рамках своих служебных обязанностей. Более того, при представлении интересов государства на него возлагаются вполне определенные обязанности. Это предусмотрено, в частности, постановлением Правительства РФ от 22 февраля 1997 г. № 214[178]. Эта деятельность осуществляется в рамках служебной деятельности, при которой невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей может явиться основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности, а полномочия по представлению интересов государства в органах управления этих коммерческих организаций могут быть прекращены.

В то же время служащему не запрещено осуществлять управление жилищным, жилищно-строительным, гаражным кооперативом, садоводческим, огородническим, дачным потребительским кооперативом, товариществом собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке. Вместе с тем, необходимо учитывать, что в случае возможности возникновения конфликта интересов, управление данными хозяйствующими субъектами может быть запрещено.

Служащий может состоять членом органа управления коммерческой организации только в том случае, если это предусмотрено федеральным законом или если это ему поручено в законодательном порядке. Так, указом Президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1200[179] установлено, что представители государства в органах управления обществ, акции (доли, паи) которых закреплены в федеральной собственности, осуществляют свою деятельность в органах управления указанных обществ в соответствии с этим указом, решениями Правительства РФ, а также федеральных органов исполнительной власти или Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, от имени которых они действуют. Определен порядок назначения представителей государства и заключения с ними договоров.

Гражданскому служащему запрещается быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено федеральным законом № 79-ФЗ и другими федеральными законами (п. 5 ч. 1 ст. 17 федерального закона № 79-ФЗ). Данный запрет распространяется и на аналогичную деятельность гражданского служащего в государственных органах или организациях, непосредственно подчиненных или подконтрольных государственному органу, в котором он замещает должность гражданской службы.

Запреты, связанные с дарением. Закон устанавливает, что гражданские служащие не вправе получать вознаграждения в связи с исполнением своих должностных обязанностей (п. 6 ч. 1 ст. 17 федерального закона № 79-ФЗ). Этот запрет установлен для того, чтобы гражданские служащие не оказывали предпочтения каким-либо лицам на основе семейных, дружеских или иных связей, помимо служебных, не оказывались обязанными по отношению к организациям, желающим получить от них выгоду в любой форме.

В качестве подарка (вознаграждения) в законе рассматриваются материальные или имущественные ценности. Следовательно, в контексте закона подарком следует считать:

― безвозмездную передачу физическим или юридическим лицом гражданскому служащему вещи в собственность либо имущественного права (требования) дарителю или третьему лицу;

― безвозмездное обязательство дарителя перед гражданским служащим передать вещь в собственность либо имущественное право (требование) дарителю или третьему лицу;

― безвозмездное освобождение гражданского служащего от имущественной обязанности перед дарителем или третьим лицом;

― безвозмездное обязательство дарителя освободить государственного служащего от имущественной обязанности перед дарителем или третьим лицом.

Запрет принимать подарки также означает наказуемость любых действий по извлечению доходов, выгод имущественного и иного характера, получению услуг за счет создания коллизии служебных и иных интересов. Разумеется, данный запрет не лишает гражданских служащих возможности принимать символические подарки и сувениры в соответствии с общепринятыми нормами вежливости и гостеприимства при проведении протокольных и иных официальных мероприятий.

При оценке подарков, принятие которых разрешается, следует руководствоваться ст. 575 ГК РФ. Согласно данной статье запрещается дарение государственным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей.

Подарки, которые получены гражданскими и муниципальными служащими, и стоимость которых превышает три тысячи рублей, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность. Служащие имеют право выкупить подобный подарок[180].

Стоимость подарка определяется в следующем порядке:

— для денежных вознаграждений, а также выраженных в деньгах требований или обязательств стоимость подарка равна соответствующей денежной сумме;

— для ценных бумаг стоимость подарка равна рыночной, а при ее отсутствии — номинальной стоимости;

— для жилых домов, квартир, дач и иных строений и помещений, а также транспортных средств применяется рыночная стоимость этих объектов;

— для иных вещей подарок оценивается по стоимости приобретения (создания) вещи дарителем, а при ее отсутствии — на основе экспертной оценки.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1018)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.033 сек.)