Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные преимущества и недостатки предприятий принадлежности к малому бизнесу




Итак, выше были описаны основные признаки, по которым можно определить предприятие как малое. Однако наиболее целесообразным будет рассмотреть также, какие основные преимущества характеризуют малый бизнес.

К основным преимуществам малого бизнеса можно отнести следующие [6, с.75]:

1. близость к клиенту. В отличие от предприятий крупного бизнеса малые предприятия практически всегда находятся в тесном контакте с клиентом, почти в повседневном. Это отлично позволяет данным предприятиям наиболее быстро адаптироваться и проявлять гибкость в зависимости от желаний клиентов, и, как результат, они могут добиться того, что именно их продукции потребитель в итоге отдаст свое предпочтение:

2. способность постоянно изменяться и адаптироваться. Предприятиям малого бизнеса в процессе осуществления своей деятельности приходится постоянно «бороться за выживание», так как велика вероятность вытеснения со стороны крупных и средних предприятия. Помимо этого, они сильно зависят от своей клиентуры и поставщиков, так что они вынуждены постоянно искать различные новые способы снижения издержек;

3. низкие накладные расходы. Является фактом то, что в традиционной организации в процессе ее расширения круг управленческих задач, которые необходимо решать в кратчайшие сроки, постоянно увеличивается. Вместе с этим наблюдается и рост удельных накладных расходов на все время увеличивающийся аппарат администрации. Небольшие компании, которые лишены внутренней бюрократии, могут держать эти расходы на относительно низком уровне;

4. использование «малых ниш». В процессе насыщения рынков сбыта все более растет необходимость поиска новых товарных ниш. В сравнении с крупными предприятиями, которые в основном гонятся за увеличением масштаба деятельности, мелкие предприятия наоборот видят необходимость в поиске микрониш. Работая на первом этапе с минимальной прибылью, они нередко в качестве результата деятельности получают расширение ниши, которая с течением времени может стать новым, крупным источником дохода;



5. инновационный потенциал. Как было отмечено выше, предприятия малого бизнеса имеют необходимость постоянно адаптироваться к изменениям в бизнес-среде, в технологиях производства, а также в потребностях покупателей. Более того, мелкими организациями зачастую руководят предприниматели, которые являются новаторами в своей сфере, которые вполне готовы к риске, если это обеспечит им рост прибыли и эффективности работы организации;

6. возможность объединять усилия. Для того, чтобы предприятия малого бизнеса были способны оказать сопротивление своих крупных и средним конкурентам, целесообразно для них образовывать различного рода объединения как краткосрочного, так и долгосрочного характера.

Рассмотрим подробнее, какое значение малый бизнес имеет для развития экономики государства, в частности России [7, с 140]:

1. Малый бизнес – важный сектор экономики.

Малые предприятия гораздо более легко переносят изменения внешней среды. Когда в России в начале 90-х годов начался экономический спад, именно предприятия малого бизнеса смогли обеспечить России возможность подстроиться под новую рыночную конъюнктуру. Это демонстрирует гибкость и большую мобильность малого бизнеса, а также то, что они могут значительно помочь в укреплении рыночной экономики.

2. Малый бизнес - один из основных источников налоговых поступлений.

Малый бизнес принимает большое участие в формировании бюджетов на всех уровнях. Они совершают отчисления в бюджет, которые берутся из прибыли различных организаций, также малый бизнес играет большую роль в формировании рабочих мест, то есть являются источников доходов для населения. Также малые предприятия оказывают помощь в сборе налогов с физических лиц.

3. Социально-экономическая роль малого бизнеса.

Малый бизнес оказывает огромное влияние в сфере создания рабочих мест для населения, то есть данные предприятия повышают уровень занятости населения, уменьшая при этом, соответственно, уровень безработицы. На предприятиях малого бизнеса работает сравнительно небольшое количество человек, что способствует образованию достаточно тесных связей в трудовом коллективе, чего нельзя сказать о крупных и средних предприятиях. Это оказывает положительное влияние на мотивацию персонала, ввиду чего улучшаются показатели эффективности деятельности организации. Кроме того, стоит заметить, что часто малые предприятия обеспечивают работой социально-нестабильные слои населения, куда включены молодежь, женщины, иммигранты и т.д.

Однако для характеристики малых предприятий недостаточно рассмотреть лишь их преимущества, так как наряду с ними существует также ряд принципиальных проблем.

Главная проблема, которая характеризует малый бизнес, представляется очевидной – необходим постоянный поиск инвестиций для того, чтобы организовать собственное дело. Необходимо в этом случае указать, каковы же причины постоянной нехватки денежных средств[15]:

- Инвестирование в малый бизнес всегда затруднено. Государство, конечно оказывает поддержку малым предприятиям с помощью различных программ помощи, однако государственные структуры, у которых имеются на это необходимые средства, скорее вложат их в предприятия, которые являются лидерами на рынках. Как можно догадаться, чаще всего ими оказываются отнюдь не малые предприятия, а крупные организации. Кроме того, криминализация предприятий малого бизнеса частично связана непосредственно с отсутствием интереса к нему со стороны крупных инвесторов.

- Кредиты также малодоступны. Ввиду того, что у начинающих предпринимателей в большинстве случаем не имеется имущества, которым можно было бы обеспечить кредиты, банки не имеют достаточного стимула кредитовать такие предприятия, даже при условии проводимых государством соответствующих программ.

- Лизинг или приобретение дорогого оборудования в кредит тоже затруднены. К тому же и первые взносы являются слишком высокими для большинства начинающих бизнесменов.

Таким образом, рассмотрев основные преимущества и проблемы малого бизнеса, оценим эффективность деятельности малых предприятий в экономике России.

Начало реформ 90-х годов в России ознаменовалось большим притоком людей в малый бизнес. Достаточно сказать, что к 1995 году почти 60% всех российских частных предприятий были малыми. Последовавший после этого кризис 1998 года, однако, пришелся тяжелым ударом по малому бизнесу. Лишь к началу 2000 года число малых предприятий вновь составило 891 000, приблизившись к отметке 1994 года (общее число постоянно работающих на малых предприятиях на тот момент равнялось 10% от общего числа Работающих в российских организациях). [17]

Также значение малого бизнеса для экономики России можно охарактеризовать с помощью основных экономических показателей деятельности малых предприятий (Таблица 1).

Таблица 1 – Основные экономические показатели деятельности малых предприятий в России за 2012-2014 гг.

  Малые предприятия
всего В том числе микропредприятия
Численность предприятий (на конец года),тыс. 1644,3 1836,4 2003,0 1415,2 1593,8 1760,0
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. человек 9790,2 10421,9 10755,7 3320,0 3864,4 4248,9
Средняя численность внешних совместителей, тыс. человек 745,5 639,6 400,0 363,8
Средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданского характера, тыс. чел. 313,0 288,6 90,1 86,9

Продолжение таблицы 1

Среднемесячная заработная плата работников, руб.
Оборот предприятия, млрд. руб 18933,8 22610,2 23463,7 5609,2 7028,3 8347,4
Инвестиции в основной капитал, млрд руб. 431,6 521,5 149,6 157,1

Источник: Разработано автором [9]

Чтобы определить эффективность деятельности малых предприятий в экономике России необходимо также рассмотреть, какое количество из существующих предприятий является прибыльным (Таблица 2).

Таблица 2 – Удельный вес прибыльных и убыточных предприятий в общем числе малых предприятий в России за 2012-2014 гг.

Год Малые предприятия Микропредприятия
Прибыльные Убыточные Прибыльные Убыточные
79,3 20,7 79,8 20,2
81,3 18,7 81,5 18,5
82,3 17,7 82,4 17,6

Источник: Разработано автором [9]

Итак, основываясь на данных таблиц можно сделать вывод, что практически по всем указанным показателям наблюдается тенденция к увеличению. Исключение составляет средняя численность внешних совместителей и средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера. Так, Средняя численность внешних совместителей по малым предприятиям в 2014 в сравнении с 2013 годом уменьшилась на 14,2%. Тот же показатель по микропредприятиям составляет -9,05%. Также средняя численность работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера в малых предприятиях и микропредприятиях в 2014 году по отношению в 2013 году уменьшилась на 7,8 и 3,6% соответственно. Численность малых предприятий в 2014 году по отношению к 2012 возросла на 358,7 тыс. предприятий или на 21,8%. Численность микропредприятий в 2014 году по сравнению с 2012 годом возросла на 344,8 тыс. предприятий или на 24,4%. Среднесписочная численность работников как малых, так и микропредприятий также значительно выросла. В малых предприятиях в 2014 году по сравнению с 2012 данных показатель вырос на 6,45%, а в микропредприятих – на 28%. Очень высокие темпы прироста также показывают, насколько малые предприятия выполняют одну из своих важнейших функций – содействие в обеспечении максимальной занятости населения и создания рабочих мест. Среднемесячная заработная плата работников также показывает высокие темпы прироста. По малым предприятиям этот показатель в 2014 году по сравнению с 2012 вырос на 35%, а в случае микропредприятиям за тот же рассматриваемый период - на 31%. На этот показатель сильное воздействие оказывает инфляция, однако тем не менее такой сильный прирост невозможно полностью объяснить действием данного фактора. Что касается оборота предприятий, в 2014 году по сравнению с 2012 по малым предприятиям этот показатель вырос на 24,5%, а в микропредприятиях – на 48,8%. Опять же необходимо указать, что на этот показатель во многом оказывает влияние инфляция, однако такой прирост безусловно говорит о расширении деятельности предприятий малого бизнеса. Вся указанная выше динамика основных показателей деятельности малый предприятий безусловно отражает возрастающую роль малого бизнеса в экономике России, что безусловно положительно сказывается на качестве выпускаемой продукции, обеспечении максимальной занятости населения. Также необходимо указать, что, поскольку малые предприятия легче переориентируются под запросы потребителей, можно сказать, что степень удовлетворенности покупателей безусловно возрастет.

Также основываясь на данных об удельном весе прибыльных и убыточных предприятий малого бизнеса можно сказать, что количество прибыльных предприятий растет и в 2014 году по сравнению с 2012 годом количество прибыльных малых и микропредприятий возросло на 3 и на 2,6% соответственно. Это говорит о возрастании эффективности деятельности малого бизнеса в экономике России. Однако это происходит недостаточно быстрыми темпами и можно сказать, что доля убыточных предприятий все еще остается относительно большой. Государству необходимо обратить внимание на данную ситуации, чтобы с помощью различных программ поддержки предприятий малого бизнеса попытаться ликвидировать существующую проблемы. Тем не менее, положительная динамика в отношении убыточности предприятий безусловно создает некую уверенность в будущей деятельности предприятий малого бизнеса.

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1220)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)