Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Финансовая политика предприятия и ее влияние на экономические результаты деятельности субъектов малого предпринимательства




Повышение эффективности производства является одной из основных задач для российских предприятий. [8, с. 29] Особенно если это касается малого бизнеса. Основной причиной тому служит усиление конкуренции на российских рынках.

Есть много способов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов, которые позволяют предприятию развиваться. Но только разработка и внедрение финансовой политики на предприятии помогут более чётко определить основные направления развития. Она является наиболее важным составным элементом общей политики развития предприятия, включающая в свою очередь в себя инвестиционную политику, инновационную, производственную, кадровую, маркетинговую и другие. [1,5,6]

На многих предприятиях в настоящее время финансовые ресурсы расходуются стихийно, по мере возникновения задолженностей, например. Таким организациям необходима разработка финансовой политики, поскольку её основой является чёткое определение единой концепции развития предприятия, как в долгосрочной, так и краткосрочной перспективе, выбор из всего многообразия механизмов достижения поставленных целей наиболее оптимальных, а также разработка эффективных механизмов контроля.

Причём результативность финансовой политики предприятия тем выше, чем больше она учитывает потребности общества, для которого предприятие производит продукцию (выполняет работы, оказывает услуги), его конкретно-исторические условия развития и особенности жизни, интересы персонала, а также все тонкости финансовых инструментов. И чем более предсказуемыми становятся внешние условия, тем вернее будет финансовая политика для предприятия [16].

В период экономического кризиса существенное значение приобретает укрепление партнерских отношений, взаимовыгодное сотрудничество, поддержка друг друга, в конце концов. Это просто необходимо для обеспечения финансовой устойчивости предприятия, его развития.

Действительно, сильный бренд, финансовая и имиджевая поддержка собственников бизнеса, корпоративный дух могут облегчить жизнь в кризис. Но не менее важно, чтобы сотрудники предприятий не только брали, но и отдавали предприятию по максимуму [17]. Поэтому в сложившейся ситуации также и изменение психологии, мотивации частного бизнеса становится в один ряд к наиважнейшим задачам.



В настоящее время, говоря о финансовой политике, подразумевают всё чаще крупные предприятия. Так, информации относительно финансовой политики предприятий встречается в средствах массовой информации достаточно часто, но повествуют они чаще всего о финансовой политике крупных предприятий. Считается, что данный термин применим к сферам, которые требуют больших материальных вложений, например, страховая деятельность, банковское дело, добыча полезных ископаемых, машиностроение, что объясняется отсутствием у большинства людей понимания финансовой политики, её значения и важности для других, даже малых предприятий.

Проблемы с эффективностью управления бывают в любой организации, будь то производственное или торговое предприятие, холдинг или небольшая фирма. Да, конечно, чем сложнее технологическая цепочка, чем крупнее предприятие и чем больше в нём подразделений и филиалов, тем больший ущерб оно может понести, не имея, либо до конца, не реализуя грамотно разработанную финансовую политику.

Но и малые предприятия рискуют! Возможно ещё и сильнее, поскольку череда неверных решений, либо одна серьёзная ошибка грозит им и вовсе банкротством. Все мы понимаем, что малое предпринимательство является одним из формообразующих элементов экономики любой страны.

В настоящее время малое предпринимательство относится к числу важнейших направлений экономического развития. Вместе с тем, малый бизнес, являясь по природе своей наиболее мобильной частью экономической жизни общества, требует специальных усилий по оптимизации его развития.

Как показывает практика, слабость малого бизнеса в России состоит вовсе не в недостаточном количестве таких предприятий. В исследовании компании KPMG, которое было подготовлено для Минэкономразвития, приводится следующий количественный показатель: 33 малых и средних предприятия на тысячу жителей, что вполне на уровне развитых стран.

Проблема находится в эффективности предприятий малого и среднего бизнеса, которая очень низка, при этом сам указанный сектор на 87% состоит из микропредприятий и лишь на 0,7% — из средних, тогда как в развитых странах 4,1% составляет доля среднего бизнеса.

Согласно данному исследованию присутствует в России общий негативный тренд: оборот и прибыльность малых предприятий снизились за последние пять лет в среднем на 6%. Так доля малого бизнеса в ВВП нашей страны по данным «Бизнес журнала» составляет 21%, в то время как в развитых странах этот показатель более чем в два раза больше, а именно: более 40%.

Главной причиной сокращения выручки у малых предприятий в России видится низкий уровень финансовой обеспеченности большинства их них. Он, в свою очередь, формируется вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможностью получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективностью налоговой системы. Так с 1 января 2010 года произошла замена ЕСН со ставкой 26% страховыми взносами общим размером 34%. Эта реформа увеличила налоговую нагрузку на все категории зарплат. Однако это увеличение явилось неравномерным, поскольку сильнее всего фискальное бремя сказалось на средних зарплатах, а также на начислениях любого размера занятым в малом бизнесе. Существенное усиление нагрузки на средние заработные платы привело к тому, что большая их часть вновь ушла «в тень». В связи с чем Правительство РФ с 01.01.2012 г. было вынуждено уменьшить размер страховых взносов до 30%.

Аналогичная ситуация получилась при увеличении фиксированных страховых взносов для индивидуальных предпринимателей. Так, после двукратного повышения ставки страховых взносов, каждый восьмой предприниматель (полмиллиона из четырёх миллионов) прекратил свою деятельность.

Также на развитие малого бизнеса в сфере материального производства негативно воздействуют нехватка специализированного оборудования, неразвитость производственной инфраструктуры, слабость информационной базы.

Поэтому необходимо построить эффективную систему управления финансами, направленную на достижение стратегических и тактических задач предприятия. Таким образом, чтобы малым предприятиям быть финансово устойчивыми и независимыми, принимать эффективное участие в рыночных процессах, им необходима грамотно разработанная финансовая политика.

Разработанная финансовая политика (включающая в себя элементы учетной, кредитной и инвестиционной политики, анализа финансового состояния и пр.) позволяет предприятию постигнуть намеченной цели с наименьшими затратами.

Эффективная финансовая политика, внедрённая на малом предприятии, во-первых, кардинально облегчает его руководству планирование и координацию деятельности персонала, что позволяет переключить ресурсы руководства на стратегическое и тактическое планирование; во-вторых, она делает прозрачными все мероприятия отделов и расходуемые ими ресурсы, что существенно повышает эффективность этих мероприятий.

Указанные процессы позволяют, в свою очередь, предприятию быть финансово устойчивым и независимым, принимать эффективное участие на рынке.





Читайте также:





Читайте также:

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)