Значение философии французских философов-материалистов
1. Атеизм– направление в философии, сторонники которого полностью отрицают существование Бога в каких-либо его проявлениях, а также религию. Материализм – направление в философии, не признающее самостоятельного идеального (духовного) начала в сотворении и бытии окружающего мира и объясняющее окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук. Атеистическо-материалистическая философия была распространена во Франции XVIII в., накануне и во время Великой французской революции. Ее видными представителями являлись Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеции, Гольбах.
2. Жан Мелье (1664 – 1729) – священник по профессии, в процессе жизни пришедший к полному отрицанию Бога и религии (атеизму), философ-материалист: - не допускал существования ничего сверхъестественного (в том числе и Бога); - не верил в наличие идей, обособленных от материи, бессмертие души; - считал, что весь окружающий мир состоит из особой субстанции – материи; - материя является первопричиной всех вещей, всего сущего, она вечна, несотворима, реально существует, изменяется и постоянно развивается благодаря заложенному в ней самой свойству – движению; - материя состоит из мельчайших частиц, в результате комбинации которых образуются вещи; - познание – отражение материи самой материей; - источником большинства знаний являются чувства; - причиной социальных антагонизмов видел частную собственность, которая возникла «по злой воле» некоторых лиц, желающих избавиться от физического труда; - выступал за свержение абсолютизма, ликвидацию существующего государства и частной собственности; - в качестве общества будущего видел союз братских общин, члены которых равны, вместе живут, вместе занимаются производительным трудом, равномерно делят полученные доходы и радуются жизни. За социально-политические взгляды Мелье зачастую относят к социалистам-утопистам, первым коммунистам.
3. Жюльен Ламетри (1709 – 1751) также выступал с атеистически-материалистических позиций: - полностью отвергал идеализм и теологию; - считал окружающий мир совокупностью различных проявлений единой субстанции – материи, которая несотворима, вечна, бесконечность; - душа, сознание, чувства, по Ламетри, имеют естественное происхождение, являются свойствами материи; - поскольку материя самодостаточна, то нет вечной необходимости в Боге; - выступал за полную познаваемость мира, причем главную роль в познании отводил органам чувств; - был утилитаристом – считал, что смысл жизни человека – личное счастье; - считал частную собственность гарантией свободы человека; - идеалом государства видел «просвещенный абсолютизм».
4. Дени Дидро (1713 – 1784) – один из самых выдающихся французских философов-материалистов. Дидро внес большой вклад в Просвещение, выдвинув идею создания «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». «Энциклопедия» была свободна от религиозных предрассудков и содержала основы ведущих наук, искусства и знания в области производства, закладывала основы буржуазного мировоззрения. В ее создании принимали участие ведущие философы эпохи – современники Дидро: Вольтер, Монтескье, Кондильяк, Гольбах и др. На создание «Энциклопедии» ушло свыше 20 лет. Философские взгляды Дидро близки к взглядам других французских просветителей-материалистов: - признавал материю единственно существующей субстанцией, проявлением которой считал все единичные вещи; - движение объяснял таким свойством материи, как разнородность (взаимодействие бесчисленного множества разнородных частей материи приводит к движению); - отвергал духовное начало мироздания, считал сознание свойством материи; - в основе общества и государства видел «общественный» договор», исходя из которого, отрицал божественность власти короля и феодалов; - идеалом государства считал «просвещенную монархию», а экономики – разделенную разумно, с учетом интересов большинства частную собственность.
5. Сходные взгляды имели такие философы-просветители, как Гольбах (1723 – 1789) и Гельвеций (1715 – 1771). Значение деятельности французских философов атеистическо-материалистического направления для философии и для общества в целом в том, что они: - четко выделили два ведущих философских направления – материализм и идеализм («линию Демокрита» и «линию Платона»); - освободили философию от многих религиозных предрассудков; - дали более реалистическое определение субстанции – материя; - выдвинули идею (распространенную в настоящее время) о сознании как свойстве материи отражать саму себя; - подвергли критике доопытное, сверхчувственное («чистое») знание; - обосновали и распространили теорию материалистического сенсуализма (в основе познания лежат чувственные ощущения); - выдвинули идею о том, что все единичные вещи являются различными комбинациями микрочастиц; - обратили внимание на движение не как на сверхъестественное явление, а как на свойство материи; - обосновали идеи социальной справедливости; - идеологически подготовили Великую французскую революцию. ВОПРОС 21. Социалистическо-утопическое
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (592)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |