Сенсуализм Кондильяка (обоснование приоритета чувственного опыта в познании)
1. Деизм – направление в философии, сторонники которого допускали существование Бога только как первопричины, Творца всего сущего, однако отвергали Его какое-либо последующее влияние на окружающий мир, человека, ход истории, выступали как против персонификации Бога (наделения Его личностными чертами), так и против отождествления Бога с природой (пантеизма). К числу видных французских философов-деистов принадлежали Воль тер, Монтескье, Руссо, Кондильяк. 2. Вольтер (наст, фамилия – Аруэ) Франсуа (1694 – 1778) – философ, писатель, публицист, один из основоположников французского Просвещения, который: - страстно выступал против религии, особенно католицизма (в отношении религии ему принадлежит известное высказывание: «Раздавите гадину!»); - считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, однако был убежден, что никакая теория и практика не сможет достоверно доказать ни Его наличие, ни Его отсутствие; - видел необходимость в признании существования Бога с морально-эстетической точки зрения для того, чтобы поддерживать порядок в обществе, держать людей (под угрозой Божьего наказания) в повиновении и жестких рамках нравственности; - в отношении познания выступал за совмещение эмпиризма и рационализма, отдавая предпочтение первому; - выступал за гуманное отношение к простому народу и уважение его прав, однако идеалом государства считал абсолютную монархию во главе с просвещенным властителем (то есть выдвинул идею «просвещенного абсолютизма»), а также вел переписку с рядом «просвещенных» монархов (в числе которых была императрица России Екатерина II) и давал практические рекомендации по обустройству государства.
3. Современником и во многом единомышленником Вольтера был Шарль Луи Монтескье (1689 – 1755) – французский философ, писатель, юрист, ученый (во многих сферах знаний), который: - выступал с позиций деизма – видел в Боге создателя, но отвергал Его возможность вмешиваться в дела людей и процессы природы; - видел в Боге средство для поддержания порядка и воспитания нравственности; - отвергал идею бессмертия души, критиковал христианство и католическую Церковь за претензии на власть и влияние в обществе, введение в заблуждение верующих (во многих вопросах) и подавление человеческой инициативы; - считал, что история делается людьми, а не в силу Божественного предопределения; - видел влияние климата и географии на устройство общества (южные страны с жарким климатом обычно тяготеют к деспотизму, северные с холодным климатом – к демократии, среднеевропейские с умеренным климатом периодически переходят от деспотизма к демократии и наоборот); - считал, что до появления государства существовало «естественное состояние», где люди беспрепятственно проявляли свои инстинкты и удовлетворяли потребности, не считаясь друг с другом, но когда подобное существование стало невозможным, люди создали государство на основе «общественного договора», который предусматривал взаимное признание прав и обязанностей друг друга и возникновение публичной власти; - выдвинул идею «разделения властей»– то есть разделение государственной власти в целях ее более эффективного функционирования и предотвращения деспотизма на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную; выступал за верховенство закона. Философия Монтескье имела большое значение для всей дальнейшей истории человечества, философом были выдвинуты основополагающие идеи, на которых строится большинство современных демократических государств: - идея приоритета закона; - идея разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. 4. Жан Жак Руссо (1712 – 1778) основное внимание уделял социально-политической философии, выступал с позиций революционной демократии. В целом можно выделить следующие основные положения философии Руссо. Он: - видел в Боге мировую волю и мировой разум; - считал, что материя несотворима и объективно существует всегда; - считал, что человек состоит из смертного тела и бессмертной души; - был убежден, что человек не в силах до конца познать мир (в частности, сущностей вещей и явлений); - выступал против религии как таковой, против христианства, однако из-за боязни того, что в случае ликвидации религии упадут нравы и исчезнут моральные ограничения, предлагал создать заменитель религии – «гражданскую религию», «культ великого существа (Бога)», «культ мировой воли» и т. д.; - был сторонником эмпирического (опытного) познания; - считал главной причиной противоречий в обществе частную собственность; - обосновал право народа на восстание (угнетенное, лишенное прав и собственности большинство имеет право свергнуть паразитирующее меньшинство и властителя и создать общество по собственному усмотрению); - в справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами в размерах, необходимых для жизни (но не для обогащения); - власть должна осуществляться не через парламент, а гражданами – непосредственно через собрания, сходы; - в будущем государстве должна быть применена принципиально новая система воспитания детей: дети должны быть изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где из них будут воспитывать людей нового общества – на идеях личной свободы, взаимоуважения, нетерпимости к религии и деспотизму, владеющих профессией и понимающих ведущие науки.
5. Этьенн Кондильяк (1715 – 1780) меньше уделял внимания проблемам общества и основные усилия приложил к исследованию проблем познания (гносеологии). Можно выделить следующие основополагающие идеи его философии: - мир познаваем; - человек может познать внешний мир настолько, насколько это позволят сделать его человеческие возможности (ума, органов чувств); - окружающий мир является источником всех знаний; - в основе познания лежит чувственное восприятие (отражение органами чувств окружающей действительности в разуме человека); - самостоятельного познания разумом без участия чувственного восприятия не существует. ВОПРОС 20. Атеистическо-материалистическое
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1070)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |