Чередование гласных о-а при образовании глаголов несовершенного вида на –ива, -ыва в корнях видовых пар глаголов
Корневая гласная о сохраняется:захлопнуть - захлопывать, озаботить – озабочивать, опорочит – опорочивать, отсрочить – отсрочивать, приурочить – приурочивать, узаконить – узаконивать, уполномочить – уполномочивать.
Глаголы, требующие чередования о-а:выхлопотать – выхлопатывать, заболотить – заболачивать, заморозить – замораживать, застроить – застраивать, обработать – обрабатывать, облагородить – облагораживать, освоить – осваивать, оспорить – оспаривать, удостоить – удостаивать, усвоить – усваивать.
Ошибки в употреблении возвратных форм на –ся и –сь Если у глагола нет собственно-возвратного значения ( действие не возвращается на субъект), формы на –ся ошибочны. НЕЛЬЗЯ: ребенок играется, подметается, стирается. Иногда при употреблении –ся возникает двусмысленность: Огурцы моются под струей холодной воды (при консервировании). Надо: Огурцы моют… Нельзя злоупотреблять формами на –ся, которые имеют просторечно-разговорный характер: умывалася, одевалася, причесывалася, мылася, обувалася и т. д. Запомните употребление следующих глаголов: класть (неправильно ложить), подстричься (неправильно постричься), поскользнуться (неправильно подскользнуться), взвесить (неправильно свешать), есть (неправильно кушать), насмехаться (неправильно надсмехаться). Контрольные тестовые задания к разделу «Морфологические нормы» Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий морфологической норме существительных (множественное число, именительный падеж).
Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий морфологической норме существительных (множественное число, родительный падеж).
Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий морфологической норме прилагательных (употребление степеней сравнения).
Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий морфологической норме числительных.
Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий морфологической норме местоимений.
Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий морфологической норме глагола.
Список литературы 1. Большой орфографический словарь русского языка. – М., 1993. 2. Бучкина Б. З. Орфографический словарь русского языка: Слитно? Раздельно? Через дефис? Впервые с грамматическими формами, толкованиями и примерами употребления. – М., 1998. 3. Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Грамматическая правильность русской речи. Опыт частотно-стилистического словаря вариантов. – М., 1976. 4. Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка. Грамматические формы. Ударение. – М., 1994. 5. Ефремова Т. Ф., Костомаров В. Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М., 1993. 6. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и стилистике. – СПб.,1997. Синтаксические нормы
Синтаксиспредставляет собой систематизированную совокупность словосочетаний и предложений, а также правил их построения и употребления, и в то же время – раздел грамматики, который изучает и описывает эти словосочетания, предложения и правила. Синтаксические нормы, так же как и другие нормы, исторически изменчивы, но не в такой степени, как орфоэпические или лексические. Синтаксические нормы – это сфера речевой культуры, регламентирующая построение и использование в речи синтаксических конструкций (словосочетаний, предложений), предусмотренных системой языка. Чтобы овладеть синтаксическими нормами, недостаточно научиться правильно строить словосочетания и предложения; необходимо учитывать значение конструкции, связи синтаксиса и лексики, синтаксиса и морфологии. Взаимодействие это бесконечно многообразно, потому что лексика языка практически неисчерпаема, да и разнообразие морфологических форм и синтаксических моделей в русском языке весьма велико. Нарушения синтаксических норм можно разделить на две категории: 1) нарушения правил построения синтаксических конструкций в сложных случаях, связанные с наличием вариантов в строе языка (согласование и управление); 2) грамматически правильно, но неудачно построенные конструкции, вызывающие нежелательный результат.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1938)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |