Психофизиология профориентации, профессионального отбора и профпригодности
Цель: рассмотреть основные направления профориентационной работы, освоить методы и принципы проведения профконсультаций и профотбора, рассмотреть специфику профпригодности. Методы:фронтальный опрос (тестирование), самодиагностика, работа в малых группах, работа в парах, интервью, дискуссия. План: 1.Фронтальный опрос: Ø Что такое профессиональный отбор? Назовите его компоненты. Ø В чем суть профориентационной работы? Ø Каковы основные направления профессиональной ориентации? Ø Охарактеризуйте различные формы профориентации. Ø Чем характеризуется профессиональная пригодность? Ø В чем заключаются психофизиологические компоненты (аспекты) профотбора и профпригодности? Ø Определите соотношение понятий «профессиональное самоопределение», «профориентация» и «профконсультация» Ø Дайте определение понятию «профессиональная адаптация». Ø Каковы особенности психофизиологии работоспособности? 2. По Дифференциально-диагностическому опроснику Е.А. Климова определите свои способности к овладению той или иной профессией. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО; Е.А. Климов). В основу опросника положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета или объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда: 1. Человек – природа. 2. Человек – техника. 3. Человек – человек. 4. Человек – знаковая система. 5. Человек – художественный образ. Перед испытуемым ставится задача — дать, не задумываясь, ответы на 20 пар вопросов ДДО. При этом ответы должны быть дифференцированы. Если названная в вопросе деятельность скорее нравится, чем не нравится, следует поставить в соответствующей клетке «Листа ответов ДДО» знак плюс (+). Если определенно нравится — два плюса (+ +), а если очень нравится— три плюса (+ + +). Если скорее не нравится, чем нравится, — один минус (—), если определенно не нравится — два минуса (- -), а если очень не нравится — три минуса (- - -). Инструкция: предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнять любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?
Стимульный материал к опроснику ДДО
Результаты ответов (количество плюсов и минусов) подсчитываются по каждой колонке «Листа ответов ДДО». Итог может быть выражен как алгебраическая сумма. Эти результаты и будут характеризовать область наиболее целесообразного применения сил испытуемого. Однако следует оговорить, что результаты ДДО лишь в какой-то мере характеризуют его способности в данный момент.
Лист ответов ДДО Фамилия, имя учащегося___________ Класс ______ Школа __________ Дата _____________________
3.Работа в парах. А. Вы находитесь в поиске работы и обратились в службу занятости населения. На приеме специалист службы занятости предложил Вам составить резюме. Составьте резюме. Подготовьте сообщение о правилах составления резюме. Б. Интервью. Представьте, что Вам необходимо провести собеседование с потенциальным работником. Составьте список вопросов, которые Вы будете ему задавать, продумайте и обоснуйте их порядок.
4.Используя знания о своей нервной системе, темпераменте, характере работы с учетом работоспособности человека в течение рабочего дня, суток и недели составьте свой наиболее оптимальный режим дня.
5.Считается, что профессиональная пригодность не является врожденным качеством человека. Она формируется в ходе длительного профессионального труда, протекающего в определенных социально-экономических условиях. Со временем формируются не только отдельные функциональные системы человека и психические процессы, но и его личность. Не всегда этот процесс может быть благоприятен, возможна и профессиональная деформация личности. Приведите пример такой деформация, объясните возможные причины ее возникновения.
6.Тема для последующей дискуссии: значение определения индивидуальных возможностей человека для решения актуальных задач профессиональной деятельности.
7.Проведите профориентационную игру "Угадай профессию" Цель данного упражнения — познакомить участников со схемой анализа профессий (В качестве основы для предлагаемого варианта схемы анализа профессии использована расширенная и модифицированная “формула профессий”, разработанная Е.А. Климовым — см. Климов Е.А. Как выбирать профессию. — М Просвещение, 1990.— 159 c .). Упражнение проводится с группой, может быть использовано и в индивидуальной работе. Упражнение можно использовать и в индивидуальной работе как элемент профконсультации. По времени оно занимает около часа. При этом на подготовку к игре уходит около 30—40 минут, а на саму игру — 10—15 минут. Процедура включает следующие основные этапы: 1. Ведущий просит назвать учащихся в группе профессию, которую все хорошо знают. К примеру, профессия — таксист. 2. Далее необходимо назвать характеристики профессии и запасать в свои тетради схему анализа профессии (см. Таблицу 5). И проанализировать только что обсуждавшуюся профессию (например, таксист). 3. После первого знакомства со схемой анализа профессий все участники разбиваются на пары и игрокам предлагается следующее: 1 — сначала каждый загадывает конкретную профессию и так, чтобы не видел напарник, выписывает се где-нибудь; 2 — каждый игрок «кодирует» загаданную профессию с помощью характеристик схемы анализа профессии в свободной колонке на своей таблице; 3 — игроки обмениваются тетрадями с за кодированным и профессиями; 4 — каждый игрок по тетради своего напарника пытается отгадать загаданную (закодированную) профессию примерно в течение 5—10 минут и предлагает 3 варианта отгадки (если хотя бы один вариант будет правильным или близким к правильному ответу, то считается, что профессия отгадана). Если профессия не отгадана и в ходе обсуждения игроки в парс выяснят, что значительная часть характеристик профессии названа (закодирована) была неверно, то виноватым оказывается тот, кто не смог правильно закодировать профессию.
Таблица 5 – Схема анализа профессий (перечень основных характеристик профессий)
8.Подведение итогов: самоанализ студентов собственной деятельности, подведение итогов занятия преподавателем. Литература: 1. Губарева, Л.И. Психофизиология: Учеб. пособие для студентов вузов / Л.И. Губарева, Р.О. Будкевич, Е.А. Агаркова. – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2007. –188с. 2. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов – М.: Академия, 2004 - 304 с. 3. Носкова, О. Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под ред. Е. А. Климова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с. 4. Рыбников, О.Н. Психология профессиональной деятельности : учебник для студ. высш. учеб. заведений /О.Н. Рыбников. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 320с. 5. Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности : Учеб. пособие для студентов вузов /Н.В. Самоукина. –СПб.: «ПИТЕР», 2005. – 220с. 6. Трудовой кодекс РФ. — М.: ООО ВИТРЭМ, 2011. Семинарское занятие 3
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (545)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |