Психофизиологические компоненты работоспособности
Цель: рассмотреть психофизиологические компоненты работоспособности, установить характер взаимосвязи между ними, выявить пути повышения эффективности работоспособности. Методы:фронтальный опрос (тестирование), работа в парах, самодиагностика. План: 1.Фронтальный опрос или тест. Примерное содержание вопросов представлено ниже: Ø Раскройте структуру понятия «работоспособность субъекта труда». Ø Что понимается под уровнем, степенью устойчивости и динамикой работоспособности? Ø Опишите стадии кривой работоспособности. Ø Что отражают прямые и косвенные показатели работоспособности?
2.Заслушивание докладов: ¨ «Изменения физической и умственной деятельности в течение рабочего дня» ¨ «Психофизиологические показателей в оценке работоспособности человека»
3.Выполните и оформите лабораторную работу: «Определение силы нервной системы и работоспособности» Цель - определить силу нервной системы испытуемого (при помощи теппинг-теста). Задачи: 1. Определить уровень силы нервной системы по динамическим показателям не ведущей руки (для правшей - левая рука, для левшей -правая). 2. Выявить динамические особенности работоспособности испытуемого (по показателям ведущей руки). 3. Провести сравнительный анализ показателей особенности нерв ной системы с динамикой работоспособности испытуемого. Теоретическое обоснование. Сила нервных процессов является показателем работоспособности нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Е.П. Ильин, основываясь на типологии свойств нервной системы И.П. Павлова, предлагает провести более детальную дифференцировку нервной системы по силе. Соответственно сильная нервная система включает в себя следующие подклассы: - собственно сильная нервная система; - средне-сильная нервная система; - средне-слабая нервная система. Использованная для данного опыта методика Е.П. Ильина основана на определении динамики максимального темпа движения рук. Полученные в результате обработки экспериментальных данных опыта варианты динамики максимального темпа могут быть условно разделены на пять типов (см. Рисунок 1): - выпуклый тип - темп нарастает до максимального в первые 10-15 секунд работы; в последующем, к 25-30 секундам, он может опуститься ниже исходного уровня, наблюдавшегося в первые 5 сек. работы. Этот тип кривой свидетельствует о наличии у испытуемого сильной нервной системы; - ровный тип - максимальный темп удерживается примерно на одном уровне в течение всего времени работы. Этот тип кривой характеризует нервную систему испытуемого как нервную систему средней силы; - нисходящий тип - максимальный темп снижается уже со второго 5-секундного отрезка и остается на сниженном уровне в течение всей работы. Этот тип свидетельствует о слабости нервной системы испытуемого; - промежуточный тип - темп работы снижается после первых 10-15 секунд. Этот тип расценивается как промежуточный между средней и слабой силой нервной системы - среднеслабая нервная система; - вогнутый тип - первоначальное снижение максимального темпа сменяется затем кратковременным возрастанием темпа до исходного уровня. Вследствие способности к кратковременной мобилизации такие испытуемые относятся к группе лиц со среднеслабой нервной системой.
Рисунок 1. Типы динамики максимального темпа движений: а - выпуклый; б - ровный; в - промежуточный и вогнутый; г- нисходящий; горизонтальная линия - линия, отмечающая уровень начального темпа работы в первые 5 сек. Оборудование. Стандартные бланки, представляющие собой листы бумаги (203x238 мм), разделенные на шесть расположенных по три в ряд равных квадрата (4 см х 4 см). Секундомер (или часы с секундной стрелкой). Карандаш. Заготовленная таблица для фиксации результатов (см. Таблица 6).
Таблица 6 – Результаты эксперимента испытуемого ______________ ФИО
Ход работы. Студенческая группа делится на пары: испытуемый - экспериментатор (каждый студент должен выполнить работу как испытуемый и как экспериментатор). Опыт проводится последовательно сначала правой, затем левой рукой. Испытуемый садится за рабочий стол. Экспериментатор сообщает испытуемому инструкцию. Инструкция испытуемому. «По моему сигналу Вы должны начать проставлять точки в каждом квадрате бланка. За отведенное для каждого квадрата время (5 сек.) Вы должны проставить в нем как можно больше точек. Переходить с одного квадрата в другой будете по моей команде, не прерывая работы, и только по направлению часовой стрелки. Все время работайте в максимальном для себя темпе. Теперь возьмите в правую (или левую руку) карандаш и поставьте его перед первым квадратом стандартного бланка». Экспериментатор подает сигнал: «Начали!», а затем через каждые 5 секунд дает команду: «Следующий» (или «Перейти в другой квадрат»). Через 5 секунд после начала работы в 6-м квадрате экспериментатор подает команду: «Стоп». Обработка результатов включает следующие процедуры: 1) подсчитать количество точек в каждом квадрате и внести результаты в протокол; 2) построить график работоспособности (по результатам ведущей руки), для чего отложить на оси абсцисс 5-секундные промежутки времени и на оси ординат - количество точек в каждом квадрате; 3) построить график динамики силы нервной системы (по результатам ведущей руки); 4) сравнить динамические показатели силы нервной системы с динамикой работоспособности испытуемого. На основании анализаформы кривой, построенной по результатам не ведущей руки, диагностируйте силу нервной системы согласно критериям, приведенным в теоретическом обосновании. Проведите сравнительный анализ кривой работоспособности (не ведущая рука) с кривой силы нервной системы (ведущая рука). Сделайте выводы относительно соответствия динамических характеристик.
4.Домашнее задание. Заполните таблицу 7. Таблица 7 – Взаимосвязь типов темперамента и индивидуального стиля деятельности
5.Подведение итогов: самоанализ студентов собственной деятельности, подведение итогов занятия преподавателем.
Литература: 1. Губарева, Л.И. Психофизиология: Учеб. пособие для студентов вузов / Л.И. Губарева, Р.О. Будкевич, Е.А. Агаркова. – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2007. –188с. 2. Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. – СПб.: ПИТЕР, 2005. – 412 с. 3. Носкова, О. Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Под ред. Е. А. Климова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с. 4. Рыбников, О.Н. Психология профессиональной деятельности : учебник для студ. высш. учеб. заведений /О.Н. Рыбников. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 320с. 5. Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности : Учеб. пособие для студентов вузов /Н.В. Самоукина. –СПб.: «ПИТЕР», 2005. – 220с. 6. Трудовой кодекс РФ. — М.: ООО ВИТРЭМ, 2011. Семинарское занятие 4
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (676)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |