Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика А. Оценка индивидуально-типологических особенностей личности



2016-01-26 678 Обсуждений (0)
Методика А. Оценка индивидуально-типологических особенностей личности 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель: выявить свойства нервной системы испытуемого при помощи самооценки и групповой оценки.

Задачи:

1. Определить уровень силы-слабости процесса возбуждения.

2. Определить уровень силы тормозного процесса.

3. Определить уровень инертности-подвижности психических процессов.

4. Сравнить результаты, полученные при помощи самооценки и групповой оценки.

Теоретическое обоснование.

В отечественной психологии выделяется несколько методов изучения силы (интенсивности) протекания нервных процессов.

1. Диагностика силы нервной системы по максимальной интенсивности однократного раздражителя, т.е. через верхний порог чувствительности.

2. Диагностика силы нервной системы по количеству раздражителей средней величины (выносливость).

3. Диагностика силы нервной системы по скорости реакции на раздражитель.

4. Диагностика силы нервной системы через нижний порог чувствительности.

Однако все эти методы требуют применения специальной аппаратуры.

Поскольку особенности нервной системы проявляются в поведении человека, то особенности протекания нервных процессов возможно пронаблюдать, описать и оценить по выделенным характеристикам. На этом принципе основана методика «Оценка индивидуально-типологических особенностей личности», разработанная на факультете психологии Ленинградского университета.

Под силой-слабостью процесса возбуждения, силой процесса торможения в данной методике понимается интенсивность проявления качеств, описывающих состояния того или иного психического процесса или явления. Инертность-подвижность психических процессов – это реактивная характеристика нервной системы. Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын отмечали такую закономерность: чем сильнее раздражитель, тем короче ответная реакция.

Ход работы.

Испытуемый оценивает себя по предложенным в опроснике «Оценка индивидуально-типологических особенностей личности» качествам (Таблица 1), ориентируясь при этом на следующую шкалу оценок:

1 балл – качество представлено в минимальной степени;

2 балла – качество представлено не явно;

3 балла – качество выражено в средней степени;

4 балла – качество выражено хорошо;

5 баллов – качество явно выражено.

Затем по этим же критериям испытуемого оценивают еще три эксперта.

Обработка результатов:

1. Вычислить среднее арифметическое самооценки по каждому из пяти разделов опросника.

2. Вычислить среднее арифметическое оценки экспертов по каждому предложенному в опроснике качеству.

3. Рассчитать средневзвешенную величину оценок экспертов по каждому из пяти разделов опросника.

4. Построить столбчатую диаграмму по результатам самооценки и групповой оценки (ось ОХ – номер раздела, ось ОУ – средний/средневзвешенный балл).

При проведении анализа результатов учитываются самооценка и экспертные оценки свойств нервной системы испытуемого.

 


Таблица 1 – Оценка индивидуально-типологических особенностей личности

Ф.И.О. испытуемого_________________________

Эксперты:_________

__________

__________

  Самооценка Оценка Средняя оценка   Самооценка Оценка Средняя оценка  
 
I. Сила возбудительного процесса           7. Недостаточная самостоятельность в действиях, поступках            
1. Энергичность           8. Робость в малознакомой обстановке            
2. Способность к преодолению           9. Растерянность при волнении            
3. Высокая работоспособность           10. Потребность в полном сне повышена            
4. Уверенность в себе           IV. Подвижность нервных процессов            
5. Настойчивость           1. Легкая приспособляемость к новой обстановке            
6. Смелость, решительность           2. Быстрая реакция на различные воздействия            
7. Свободное общение           3. Любовь к путешествиям            
8. Склонность к самостоятельности           4. Быстрая смена переживаний            
9. Вспыльчивость           5. Находчивость в беседе, в новой ситуации            
10. Бурное проявление эмоций           6. Быстрая реакция на все новое            
11. Энергичность в жестах           7. Быстрое усвоение новых знаний, навыков            
II. Сила тормозного процесса           8. Быстрый выбор действий, поступков            
1. Выдержка в сложных ситуациях           9. Склонность к смене увлечений, привязанностей            
2. Выносливость к боли, жажде, голоду           10. Быстрый темп речи и движений            
3. Осторожность           V. Инертность нервных процессов            
4. Сдержанность в проявлении эмоций           1. Медленная приспособляемость к новой обстановке            
5. Обдуманность поступков, действий           2. Замедленная реакция на воздействие            
6. Полноценный ночной сон           3. Домосед(ка)            
III. Слабость возбудительного процесса           4. Длительность переживаний            
1. Малая активность           5. Отсутствие находчивости в сложной ситуации            
2. Боязнь трудностей, стремление избежать их           6. Медленное привыкание к новому (консерватизм)            
3. Низкая работоспособность           7. Склонность к медленному усвоению знаний            
4. Неуверенность в себе           8. Длительное обдумывание перед совершением поступка            
5. Склонность к сомнениям           9. Устойчивость в привязанностях, увлечениях            
6. Чрезмерная уступчивость           10. Медлительность в речи, движениях          
                                       



2016-01-26 678 Обсуждений (0)
Методика А. Оценка индивидуально-типологических особенностей личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика А. Оценка индивидуально-типологических особенностей личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (678)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)