Методика А. Оценка индивидуально-типологических особенностей личности
Цель: выявить свойства нервной системы испытуемого при помощи самооценки и групповой оценки. Задачи: 1. Определить уровень силы-слабости процесса возбуждения. 2. Определить уровень силы тормозного процесса. 3. Определить уровень инертности-подвижности психических процессов. 4. Сравнить результаты, полученные при помощи самооценки и групповой оценки. Теоретическое обоснование. В отечественной психологии выделяется несколько методов изучения силы (интенсивности) протекания нервных процессов. 1. Диагностика силы нервной системы по максимальной интенсивности однократного раздражителя, т.е. через верхний порог чувствительности. 2. Диагностика силы нервной системы по количеству раздражителей средней величины (выносливость). 3. Диагностика силы нервной системы по скорости реакции на раздражитель. 4. Диагностика силы нервной системы через нижний порог чувствительности. Однако все эти методы требуют применения специальной аппаратуры. Поскольку особенности нервной системы проявляются в поведении человека, то особенности протекания нервных процессов возможно пронаблюдать, описать и оценить по выделенным характеристикам. На этом принципе основана методика «Оценка индивидуально-типологических особенностей личности», разработанная на факультете психологии Ленинградского университета. Под силой-слабостью процесса возбуждения, силой процесса торможения в данной методике понимается интенсивность проявления качеств, описывающих состояния того или иного психического процесса или явления. Инертность-подвижность психических процессов – это реактивная характеристика нервной системы. Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын отмечали такую закономерность: чем сильнее раздражитель, тем короче ответная реакция. Ход работы. Испытуемый оценивает себя по предложенным в опроснике «Оценка индивидуально-типологических особенностей личности» качествам (Таблица 1), ориентируясь при этом на следующую шкалу оценок: 1 балл – качество представлено в минимальной степени; 2 балла – качество представлено не явно; 3 балла – качество выражено в средней степени; 4 балла – качество выражено хорошо; 5 баллов – качество явно выражено. Затем по этим же критериям испытуемого оценивают еще три эксперта. Обработка результатов: 1. Вычислить среднее арифметическое самооценки по каждому из пяти разделов опросника. 2. Вычислить среднее арифметическое оценки экспертов по каждому предложенному в опроснике качеству. 3. Рассчитать средневзвешенную величину оценок экспертов по каждому из пяти разделов опросника. 4. Построить столбчатую диаграмму по результатам самооценки и групповой оценки (ось ОХ – номер раздела, ось ОУ – средний/средневзвешенный балл). При проведении анализа результатов учитываются самооценка и экспертные оценки свойств нервной системы испытуемого.
Таблица 1 – Оценка индивидуально-типологических особенностей личности Ф.И.О. испытуемого_________________________ Эксперты:_________ __________ __________
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (678)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |