Простое предложение. Понятие предикативности. Категории, оформляющие предикативность (модальность, синтаксическое время, синтаксическое лицо)
Синтаксис Синтаксис как самостоятельный уровень языковой системы. Вопрос о количестве и качестве синтаксических единиц. Основная синтаксическая единица. Аспекты изучения синтаксических единиц Один из разделов грамматики языка – изучения строя предложения (Виноградов), которое представляет собой высшую единицу в составе русского языка (в традиционном понятии). «Синтаксис» - с греч. «син» - «со» + «таксис» - «порядок» т.е. «составление, построение, соотношение». Синтаксис – «сложение знаменательных слов» (несовременное понимание). На современном этапе происходит переход от изучения слова к изучению предложения в целом. СИНТАКСИС – НАУКА О КОММУНИКАТИВНЫХ ЕДИНИЦАХ (совр. Поним). Синтаксис — высший уровень языковой системы. Предмет С-са: способы соединения слов + изучение типов предложения. С-с изучает правила образования и функционирования ед-ц, непосредственно служащих для человеч-го общения (коммуник. функция) следовательно С-с – высший уровень языка. Виноградов: С-с – «организованный центр грамматики». Язык – система систем, С-с – сложная подсистема языка. Выделяют разное количество синтаксических единиц.( Кустова выделяет 3 лекс. ед.: словосочетание, простое предложение, сложное предложение). Вопрос о составе синтаксических единиц (сколько их и какие они) до сих пор однозначно не решен в лингвистике, однако в большинстве вузовских учебников (Грамматика русского языка, Синтаксис современного русского языка — Валгина, Современный русский язык — Попов) рассматриваются как основные синтаксические единицы — это словосочетание, простое предложение, сложное предложение. В 20-м веке в традиционным синтаксическим единицам присоединились еще две: синтаксема — словоформа (иногда со служебным словом), обладающая более/менее определенной синт. Семантикой. Этот термин введен Галиной Золотовой: сложное синтаксическое целое — группа предложений синтаксически объединенная различными средствами и способами. ССЦ объединено одной микротемой, ее важно отличать от абзаца. Основная синтаксическая единица — предложение. Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования выражения и сообщения мысли" ( Виноградов). Аспекты изучения синтаксических единиц: 1. Логический аспект правила построения мысли (внешний экстралингвистический взгляд на ед-цу языка), простое предложение соотносится с особой формой мысли – суждением, которое обязательно двучленно: субъект (предмет) речи + признак в широком смысле (предикат), т.е. то, что сообщается о предмете. «+»: логический подход проявляет основную функцию предложения (коммуникативная, но когнитивная – средство познания мира, мысль как процесс познания). «-»: логическая структура мысли может не в прямую отражаться в грамматической структуре. Логический аспект важен прежде всего потому, что степень членимости мысли определяет степень членимости предложения, является основой для выделения структурно-семантических типов простого предложения: двусоставных, односоставных, нечленимых ( Буслаев, Потебня, Шахматов) 2. Структурный аспект ( формально-грамматичекмй) - основан на морфологическом подходе. Специфика этого лингвистического направления в том, что ученые при изучении синтаксических единиц особое внимание уделяют их моделям, структурным схемам, то есть стереотипным образцам, по которым строятся в речи единицы разных уровней синтаксической системы. В структурные схемы простого предложения входят лишь те строевые элементы, которые отражают логическую структуру мысли, определяющей синтаксические позиции членов предложения. В результате в центре внимания оказались лишь подлежащее и сказуемое, а второстепенные члены перешли в синтаксис словосочетания. 3. Семантический аспект, активно развивается в 70-е г.г. 20 века. изучение значения предложения (грамм.знач.) и его компонентов. Новый аспект. Место, причина, цель компонентов, противопоставление, сопоставление – для сложн. П, и т. д. (Ломтев, Богданов, Кокорина) 4. Коммуникативный аспект связан прежде всего со способностью предложения выступать в качестве средства общения (коммуникации). Коммуникативный аспект предложения проявляется в так называемом актуальном членении, при наличии которого в предложении выделяется данное (тема, основа высказывания) и новое (рема). Коммуникативный аспект оказывает влияние и на решение вопроса об объеме члена предложения. Способы актуализации информативного центра высказывания - логическое ударение, порядок слов, лексический повтор, частицы и т.п ( Распопов, Сиротинина). 5. Функциональный аспект - для чего существует эта единица – цель, а не только состав. Подаспекты: 1) актуальное членение текста (зависит от того, насколько речевое, а не языковое образование текст); 2) когнитивно-функциональный аспект – изучение содержания предложения в сочетании с внеязыковой действительностью (их соотношение). (Бондарко, Золотова, Гак, Ширяев) Простое предложение. Понятие предикативности. Категории, оформляющие предикативность (модальность, синтаксическое время, синтаксическое лицо) Различаются предложения простые и сложные. Простое предложение имеет один организующий его предикативный центр и содержит в себе, таким образом, одну предикативную единицу. Например: Утро было свежее и прекрасное (Л.) Сложное предложение состоит из объединенных по смыслу и грамматически двух или нескольких предикативных единиц. Каждая из частей сложного предложения имеет свои грамматические составы. Сложное предложение представляет собой структурное, смысловое и интонационное единство. Эта мысль о целостности сложного предложения была обоснована в трудах Н. С. Поспелова. Главное различие между простым и сложным предложением состоит в том, что простое предложение — единица монопредикативная, сложное — полипредикативная. Предикативность– основное грамматическое значение простого предложения, складывающееся из трех синтаксических категорий (модальности, темпоральности, персональности). В АГ-50, 80 предикативности - свойство двусоставных предложений (По Пешковскому) 1. Модальность– отношение высказываемого к действительности в плане реальности / ирреальности, т.е. это категория представляет сообщаемое как реально существовавшее, существующее или мыслимое как совершенное в будущем в действительности/воображении или как ирреальное, т.е. желаемое, возможное, предполагаемое. Модальность бывает реальной и ирреальной. Средства выражения реальной модальности: 1. Глаголы в изъявительном наклонении (наступила осень); 2. Утверждающая интонация в безглагольных предложениях (Зима. Морозит. Стемнело. Москва – столица; Курить – здоровью вредить). Средства выражения ирреальной модальности: 1. Глаголы в сослагательном и повелительном наклонении. (Не пугайся козел. Не мотай головой; Поехала бы она в Турцию, но…) 2. Интонация, кроме утвердительной (Побудительная, восклицательная, вопросительная и т.д.). Догнать, сказать последнее «Прости!», пожать руку. Молчать! Ко мне! Сюда! Дети вернулись из школы? 3. Союзная частица ли (вряд ли) 4. Союз чтобы в придаточной части (Я хочу, чтоб к … приравняли перо) 5. Вводное слово со значением сомнения, неуверенности. 2. Темпоральность / синтаксическое время– отношение высказывания к моменту речи. Категория синтаксического времени шире, чем морфологического, которое во многом на неё опирается. В большинстве случаев синтаксическое время выражается глагольными формами времени. Например, отсутствуют формальные показатели времени в предложении, соответствующие настоящему времени (Москва – столица РФ. Ночь. Улица. Фонарь. И т.д.) Время может выражаться лексически, то есть наречиями со значением времени (Скоро конкурс. Завтра среда). Морфологическое время может входить в противоречия с лексическим (Иду вчера и вижу…). Наречие «вчера» определяет время. (Темпоральность прошедшего времени выражает наречие со значением времени) В грамматике существует понятие вневременности. Чаще всего оно выражается в обобщенно-личных односоставных предложениях, а также в двусоставных предложениях с обобщённо-личной семантикой. (пословицы, цыплят по осени считают). NB!!! Категория темпоральности определяется только в предложениях с реальной модальностью. 3. Персональность/категория синтаксического лица:отношение высказываемого к говорящему, собеседнику / третьему лицу или предмету. Способы выражения: 1. личные местоимения 1,2 лица 2. личные формы глагола; 3. лицо может мыслиться: o определенно / в определённо-личных односоставных предложениях (люблю грозу в начале мая) o неопределенно (в неопределенно-личных односоставных предложениях) Лицо есть, но оно неважно для говорящего (лицо действенное, но не существенное для говорящего) Тебя вчера искали, звонили. o обобщённо (в обобщенно-личных односоставных предложениях) (что посеешь, то и пожнешь) 4. Синтаксическое лицо может отсутствовать (=безличность) (в безличных и инфинитивных односоставных предложениях: Смеркается. Похолодало. Намусорено. Синтаксическое лицо 1,2,3. Третье синтаксическое лицо соответствует понятию предмета речи (подлежащего). Предикативность – конституирующий, констатирующий и дифференцирующий признак простого предложения. Его уникальное грамматическое значение. Помимо предикативности простое предложение обладает следующими признаками: 1. Синтаксическая организация компонентов предложения (главное, второстепенные члены, выделительные словосочетания). 2. Относительно законченное содержание 3. Интонация завершенности.
3. Понятие о члене предложения. Способы выражения члена предложения. Синтаксически целые словосочетания. 1) Повторы разного типа: 1.1) прямой повтор (И музыка, музыка…) 1.2) словообразовательный повтор (Смехом смеялись) 2) Частицы СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ЧП: 1) одним знаменательным словом 2) синтаксически неделимым словосочетанием Это словосочетания, которые целиком выполняют роль одного члена предложения. Основной признак – недостаточность главного слова. Разновидности главных слов в синтаксически неделимом сл/сочетании: • количества, меры (литр молока, метр ткани) • слова с предельно широкой семантикой (человек, женщина) • термин родства (в определенном контексте) • слова, обознач. части тела человека / части предметов, которые являются неотъемлимыми (девушка с большими глазами) • слов/сочетания со значением последовательности (листик за листиком) • слов/сочетания со значением совместного действия (Мы с Сережей пошли гулять) • слово в метафорическом значении + конкретизирующее слово с прямым значением (полоска зари) Пример: «Самые мягкие и трогательные стихи, книги и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени» (определения «мягкие», «трогательные», «русскими» - морфологизованные, так как выражены прилагательными; субъектные дополнения «поэтами», «писателями», «художниками» и объектное дополнение «об осени» - тоже морфологизованные, так как выражены формами имен существительных). Пример: «Я с трепетом ждал ответа» (обстоятельство с трепетом - неморфологизованное, так как выражено не наречием «трепетно», а словоформой «с трепетом».
НЕЧЛЕНИМЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: Нечленимые предложения состоят или из одного слова, отсюда традиционное название "слова-предложения", или из сочетаний частиц, модальных слов и междометий. Среди нечленимых предложений различают: • утвердительные (Да; Конечно); • отрицательные (Нет; Еще чего); • вопросительные (Неужели?; Разве?); • побудительные (Давай, Вон!; Ну!; Тш-ш!); • эмоционально-оценочные (Ура!; Увы!; Э-э-эх!) Нечленимость упомянутых единиц заключается в том, что в них не обнаруживаются синтаксические отношения и, следовательно, не выделяются члены предложения; они не могут быть распространены другими словами. Эти предложения обладают свойством воспроизводимости готовых единиц. Лекант называет такие предложения «эквивалентами предложения», т.к.: • они не имеют самостоятельного конкретного содержания, а только указывают на него в определенном контексте. • они не имеют четкой грамматической формы. • не содержат показателей модальности, времени, лица. • представлены в языке определенным количеством лексико-грамматических единиц (модальных слов, частиц, междометий), которые могут быть перечислены полностью. Нечленимые предложения активно используются в речевой деятельности. Преимущественно – в диалоге.
Наиболее важной и существенной чертой современного синтаксиса является многоаспектный подход к изучению синтаксических единиц, как и других единиц языка. СИНТАКСЕМА - минимальная структурно-семнатическая единица синтаксиса, образующая как предложения, так и словосочетания. По Золотовой: Синтаксема – это первичная синтаксическая единица, выделяемая на основе категориально-лексического значения и морфологической формы и характеризующаяся определенной синтаксической функцией. Двусоставными называются такие предложения, в которых грамматическая основа образована двумя главными членами предложения — подлежащее и сказуемое. Подлежащее с зависимыми от него второстепенными членами образует состав(группу) подлежащего, сказуемое с зависимыми членами группу сказуемого. Сказуемое согласуется с подлежащим в формах лица и числа. Связь между подлежащим и сказуемым называется координация. По отношению к частям речи (морфологии) члены предложения делятся наморфологизированные и неморфологизированные. МорфологизированныеЧП — это выраженные частями речи, для которых данная синтаксическая функция является первичной, основной, вытекающей из значения и формы части речи. Так, первичная синтаксическая функция имен существительных – подлежащее и дополнение. Морфологизированное подлежащее — это существительное в форме именительного падежа. Морфологизированное дополнение — это существительное в форме одного из косвенных падежей. Неморфологчизированные члены предложения – такие члены предложения, для которых данная синтаксическая функция является вторичной, неосновной.
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОДЛЕЖАЩЕГО: При описании подлежащего выделяют 2 наиб. частые формы = 2 основных типа: 1)номинативное – подлежащее, выраженное сущ., местоим., числит. в форме Им. падежа; 2)инфинитивное – подлежащее выраженное инфинитивом (Курить – здоровью вредить).
Основные способы выражения подлежащего: 1) существит. в форме И. п. (Мама мыла раму); 2) местоимение в форме И.п. 2.1) личные (Я встретил ее у своего приятеля ) 2.2) неопределенные (Все кто-то ходит, не спит) 2.3) отрицательные (Ничто не сблизит больше нас) 2.4) вопросительно-относительные (Кто не проклинал станционных смотрителей) 3) субстантивированные слова, обозначающие предмет или лицо по признаку, - прилаг., порядковые числительные, некотор. местоимения (каждый ит.п.), причастия (Умный в гору не пойдет: Вам любой дорогу покажет). В данных случаях легко восстанавливается сущ-е.
4) синтакс. неделимым словосочетанием (Кто-нибудь из нас останется дежурить); 5) инфинитив (Ученого учить – только портить) 6) Значительно реже - используются неизменяемые части речи, которые в таком случае функционально замещают существительные, - союзы, частицы, наречия, междометия, например: Это «если бы», отнесенное им к прошедшему, сбылось; ...И опять слышится «бу-бу-бу»; А это «так» для меня нож острый ВОПРОС О ВЫДЕЛЕНИИ ПОДЛЕЖАЩЕГО В КОСВЕННО-ПАДЕЖНОЙ ФОРМЕ: Данный тип стал выделяться в последнее время. Это предложения типа: - Коров две; - Нас двое; -Денег в обрез. Виноградов рассматривал эти предложения как безличные. Но: • В ряде случаев форму Р.п. нельзя рассматривать как зависимую • Сказуемое в таких примерах может употребляться в форме единств. и множ. числа (Сидели по два человека) => нельзя отнести к безличным. Эта вариативность возможна только в двусоставном П. с формально присутствующим подлежащим. • На месте таких сл./сочет. в косвенной форме можно употребить подлежащее в И.п. • В коммуникативном плане: начинаются с темы. Тема выраж. подлежащим (Коров две). Обязательно интонационно расчлененная конструкция – пауза, выражающая предикацию (приписывание). • В семантич. плане эти предложения нельзя считать безличными, т.к. в них используются личные по значению глаголы. Т.о., уступка в сторону семантического и коммуникативного подхода, но только при наличии грамматических оснований.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5227)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |