Философия как феномен культуры
Кафедра Всемирной истории и социально-политических дисциплин
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Философия по кредитной технологии обучения для студентов ВСЕХ специальностиЕЙ
Курс – 2 Семестр – 3 Количество кредитов - 3 Лекции – 30 часов Практические занятия – 15часов СРС – 45 часов СРСП – 45 часов Экзамен – в 3 –м семестре Всего – 135 часов. Уральск 2014г. Введение Задачи курса: философия одна из древнейших форм человеческого знания и является мировоззренческой дисциплиной, которая формировалась и развивалась в контексте социально- исторического и культурного развития человечества. Она всегда выступает как самосознание культуры, ее духовное ядро и критическая совесть эпохи. Этот курс включает в себя онтологию, гносеологию, антропологию, социальную философию, аксиологию, историю философии, философию политики6 религии образования. Философия все свои проблемы сфокусировала на человеке и его отношении к миру, к себе и показывает особенности, методы и формы их осмысления человеком. Формирование целостного, теоретического мировоззрения посредством раскрытия сущности философских проблем на каждом этапе развития философии и рассмотрения специфики их решения различными философскими направлениями; раскрытие содержания основных философских понятий, сущности философского понимания бытия, познавательной деятельности человека; рассмотрение особенностей философского познания человека, его духовного мира, жизни и смерти человека, смысла его жизни и системы ценностей; раскрытие специфики бытия общества и культуры их развития. систематическое изложение истории философии представить как синтез преемственности и новаторства философских идей; систематическое изложение основных теоретических проблем философии направить на формирование целостного понимания мира, на расширение гуманитарной культуры студентов; систематическое изложение философских учений направить на формирование творческого мышления студентов, овладение ими методами философского анализа теоретических проблем и практической деятельности; прививать навыки самостоятельной работы с философскими текстами. К концу семестра студент должен знать: предмет, сущность философии, специфику философских проблем и особенности философского знания; основные этапы развития философии и направления мировой и отечественной философии; содержание философских понятий, их смысл и значение; содержание основных тем и понятий онтологии, гносеологии, антропологии, социальной философии, аксиологии. К концу семестра студент должен уметь: применять философские методы для анализа действительности; проводить сравнительный анализ различных философских учений и выделять их созвучие и различия; использовать философские понятия в познавательной деятельности; самостоятельно изучать содержание философских учений и текстов. Пререквизиты: знания «Истории Казахстана», «Культурологии» в объеме программы ВУЗа, «Всеобщей истории», «Истории России», «Человек и общество» в объеме программы средней школы. Постреквизиты: курс «Философия» поможет Вам более глубоко и всесторонне изучить социологию, политологию, психологию, религиоведение, экономическую теорию и другие дисциплины, выработать культуру мышления, поднять на теоретический уровень гуманитарную культуру. Требования к студентам:успешное усвоение этого курса невозможно без систематической и постоянной работы, поэтому Выобязаны посещать все виды занятий, в строго установленные сроки, выполнять все виды заданий, принимать активное участие в работе семинаров. На лекции, семинары, СРС-п Вы должны приходить подготовленными в соответствии с темами и вопросами, заданиями данного силлабуса. Сотовые телефоны студентов и преподавателей во время занятий должны быть отключены. Политика выставления оценок. Максимальный балл составляет 100 за каждое занятие. Оценивается каждое занятие по дисциплине. Ваша оценка по курсу формируется в течение всего семестра как среднеарифметическая сумма баллов всех занятий за каждую неделю учебных занятий: все средние баллы за каждую неделю суммируются и делиться на количество недель учебных занятий. Все виды работ являются индивидуальными и потому, баллы будут начисляться индивидуально. Не допускаются отработки пропущенных занятий и неудовлетворительных оценок. Не допускается пересдача экзаменов с целью повышения балла. Напоминаем: Ваша оценка зависит от того, насколько качественно и своевременно Вы будете выполнять все виды работ по философии. Посещение занятий, начисленные баллы будут фиксироваться в журнале учебных занятий. Любое нарушение кодекса чести студента (списывание с работ другого студента, шпаргалки на экзаменах, использование конспектов другого студента, не проработанная информация из интернета и электронных учебников и т.д.) наказывается . Философский портрет- вид письменного задания, который студент в устной форме должен изложить на занятии. В этом задании необходимо рассмотреть жизнь философа, дать краткую характеристику его наиболее известных и актуальных работ, раскрыть содержание, оригинальность, новизну учения данного философа, место и роль его учения в истории философии и культуры. Философское эссе- вид письменной работы, в котором студент в свободной форме излагает свое понимание данного вопроса. Обращаем внимание, что в основе этой работы должны лежать знания. Реферат- вид письменной работы, в которой студент должен продемонстрировать знание вопроса или знание литературы по данному вопросу. І. Основная часть. Философия как феномен культуры Неделя 1 Тема 1. Философия, ее предмет и функции. Философия в культурно-историческом контексте. Лекция 1.Основные типы истолкования сущности философии. Основной вопрос философии и его решение. Многообразие философских направлений и систем. 2.Предмет философии, ее структура и особенности. 3.Смысл и назначение философии в мире культуры. Семинар 1. Философия как любовь к мудрости. Предмет философии, ее структура и особенности. 2.Философия и наука: общее, различия и взаимодействие. 3.Смысл и назначение философии в мире культуры. Функции философии СРС. 1)Вопросы для устных ответов: 1.Понятия мировоззрения и мироотношения. Мировоззрение и философия. 2.Философия и мифология. Мифология как духовный источник философии. 3.Философия и религия. 4.Социально-исторические детерминанты (предпосылки, условия, истоки) возникновения философии 2).Подготовка конспектов. 3).Решение задач и упражнений. 4).Ответы на тесты. СРС-п. 1).Устные ответы:1.Понятия мировоззрения и мироотношения. Мировоззрение и философия. 2.Философия и мифология. Мифология как духовный источник философии. 3.Философия и религия. 4.Социально-исторические детерминанты (предпосылки, условия, истоки) возникновения философии 2).Проверка конспектов. 3).Проверка задач и упражнений. 4).Проверка ответов на тесты
Задачи и упражнения 1.«Философия без системы не может иметь в себе ничего научного; помимо того, что такое философствование само по себе выражает скорее субъективное настроение, оно еще и случайно по своему содержанию». В чем Г.Гегель видит назначение системы для философии? Сделайте вывод из этого высказывания. 2.На какой предмет философии указывает Аристотель в этих высказываниях: «познание сущего,… вечного и непреходящего», «исследование о причинах и принципах вещей»? 3.Какое место философии отводит Р.Декарт в этом высказывании: «Вся философия подобна как бы дереву, корни которого- метафизика, ствол- физика, а ветви, исходящие из этого ствола- все прочие науки. Сводящиеся к трем главным: медицине, механике, этике»? 4.На какое назначение философии указывает К.Д.Кавелин в этом высказывании: «Философия всегда и везде сопровождала умственную жизнь и была ее показателем»? 5.Какая функция философии отображена в этом высказывании Г.Гегеля: «Философию можно определить как мыслящее рассмотрение вещей»? 6.Раскройте смысл этого высказывания Г.Гегеля: «Философия есть современная ей эпоха, постигнутая в мышлении». 7.Сравните эти высказывания Эпикура «Философия или любовь к мудрости, есть упражнение разума; путем размышления и собеседования она раскрывает смысл счастливой жизни», «Пусты слова философа, которыми не врачуется никакое страдание человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезни из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни души» и ответьте на вопрос: в чем состоит назначение философии? 8.«Все философы говорят не о том, как они сами живут, но как надо жить». О какой особенности философии говорит Сенека? 9.«Будущее в конце концов приносит смерть, и это не может не вызывать тоски» и философия «освобождена от тоски и скуки жизни. Философская мысль всегда освобождала меня от гнетущей тоски «жизни»». На какую функцию философии указывается в этих высказываниях Н.Бердяева? 10.«Общественная философия должна указать путь к высшему совершенству, но определить этот путь она может лишь общими и отвлеченными чертами,…чтобы не впасть в недоразумения и ошибки». О какой роли и особенности философии говорится в этом высказывании П.Новгородцева? Литература 1.Желнов М.В. Предмет философии в истории философии. 2.Заблуждающейся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1991 3.Ойзерман Т.И. Проблемы историко- философской науки. М., 1969. 4.На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: философия и мировоззрение. М.,1990
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1162)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |