Тема 7. Западноевропейская философия в культуре ХІХ в
Лекция 1.Социально-политическая философия. К. Маркса. Марксистская концепция человека. 2.Развитие общественных наук. Позитивизм. Неокантианство. 3.Философия «жизни»: А.Шопенгауэр, Ф.Ницше 4.Зарождение философии экзистенциализма: С.Кьеркегор Семинар 1.Учение К.Маркса о прибавочной стоимости и эксплуатации. Учение К.Маркса об отчуждении и его преодолении. 2.Зарождение позитивизма: О.Конт. 3.Европейский нигилизм: философия Ф.Ницше. СРС 1).Подготовить индивидуальные презентации: 1.Развитие техники, науки и культуры в ХІХ в и формирование индустриального общества. ХІХ в – «Золотой век» науки. 2.Эмпириокритицизм и махизм. 3.Неокантианство и его разработка проблемы метода научного исследования. 4.Философия «жизни»: А.Шопенгауэр. 5.С.Кьеркегор как основоположник экзистенциализма 2).Подготовка конспектов. 3).Решение задач и упражнений. 4).Ответы на тесты. СРС-п 1).Индивидуальные презентации: 1.Развитие техники, науки и культуры в ХІХ в и формирование индустриального общества. ХІХ в – «Золотой век» науки. 2.Эмпириокритицизм и махизм. 3.Неокантианство и его разработка проблемы метода научного исследования. 4.Философия «жизни»: А.Шопенгауэр. 5.С.Кьеркегор как основоположник экзистенциализма 2).Проверка конспектов. 3).Проверка задач и упражнений. 4).Проверка ответов на тесты Задачи и упражнения. 1.«Подобно тому, как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие, и как только молния мысли основательно ударит в эту нетронутую народную почву, совершится эмансипация немца в человека». На основе анализа этого высказывания ответьте: какую роль К.Маркс отводит философии? 2.«Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». На основе анализа этого высказывания ответьте: в чем К.Маркс видит ограниченность предшествующей философии? 3.«Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, в своей действительности она есть совокупность общественных отношений». На основе анализа этого высказывания ответьте: в чем К.Маркс видит сущность человека? 4.Человеческая жизнь «уже по самому своему характеру не способна к истинному блаженству, а является по существу многообразным страданием и состоянием вполне несчастным». В человеческом мире «все лучшее пролагает себе путь, благородное и мудрое очень редко проявляет себя и воздействует, ему редко внемлют, все же абсурдное и превратное в области мысли, плоское и безвкусное в искусстве, злое и коварное в сфере поступков действительно утверждают свое господство, прерываемое лишь изредка и ненадолго». Сравните эти высказывания А.Шопенгауэра и раскройте их смысл. Как называются подобные взгляды? 5.«Величайшая нелепость материализма состоит в том, что он исходит из объективного, принимает за крайнюю основу объективное. Между тем, в действительности все объективное как таковое обуславливается познающим субъектом с формами его познания и таковые предполагают, следовательно, с устранением субъекта тоже совершенно исчезает». В чем А.Шопенгауэр видит недостаток материализма? 6.«Сущность вещей не заключается в слепом желании жить. Жить- это значит распространяться, расти и побеждать; правильнее будет сказать, что сущность вещей- это есть слепое желание власти, и все явления, совершающиеся в человеческой душе, должны быть истолкованы как проявления этого желания». На основе анализа этого высказывания Ф.Ницше ответьте: в чем состоит сущность его волюнтаризма? Вопросы для подготовки к 1 рубежному экзамену 1. Понятия мировоззрения и мироотношения. Структура мировоззрения и его исторические формы. 2. Философия как любовь к мудрости. Особенности философского мировоззрения. 3. Основной вопрос философии и многообразие философских направлений и систем. 4. Предмет философии. Многообразие истолкования сущности философии. Особенности философии. 5. Философия и наука: общее, различия, взаимодействие. 6. Смысл и назначение философии. Функции философии. 7. Социально-исторические детерминанты возникновения философии, ее духовные истоки. 8. Ведическая религия и ее влияние на становление и развитие древнеиндийской философии ее особенности. Упанишады: поиск путей достижения мокши и их осмысление в ортодоксальных школах. 9. Буддизм как философско-этическое учение и его влияние на формирование ментальности восточного человека. 10.Социальная направленность конфуцианства и прагматический характер социально-этических максим конфуцианства. 11.Философия даосизма. 12.Моизм и легизм как социально-этические концепции. 13. Генезис древнегреческой философии, этапы ее развития, проблематика и особенности. 14. Проблема первоначала, бытия , сущего в древнегреческой натурфилософии, и ее решения в различных философских школах. 15.Софисты и Сократ. 16.Философия Платона. 17.Философия Аристотеля. 18. Философско- этические учения киренаиков киников, Эпикура, стоиков. 19.Философия Древнего Рима. 20. Христианство и философия. Предмет средневековой философии Западной Европы, ее задачи, исходные принципы. 21.Апологетика и патристика как феномены средневековой философии. 22.Философия схоластики, ее проблемы и решения. 23. Философия Августина Блаженного и Фомы Аквинского. 24. Основные направления мусульманской философии. Восточный перипатетизм: АльКинди, Аль Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд. Суфизм. 25. Гуманизм и антропоцентризм философии. Возрождения. Пантеизм. 26. Социально-политические концепции Возрождения: Н.Макиавелли, Т.Мор, Т.Компанелла 27.Философия эмпиризма: Ф.Бэкон, Д.Локк, Г.Гоббс. 28. Философия рационализма: Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц. 29.Просветительская концепция человека и «теория разумного эгоизма». 30. Просветительская теория общественного договора и гражданского общества. 31.Сущность коперниканского переворота, совершенного И.Кантом, в философии. Теория познания И.Канта. 32. Философия Гегеля как диалектическая концепция развития. 33. Этика И.Канта.
Неделя 8
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (626)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |