Обшие принципы управления педагогическими системами
Любая деятельность, в том числе и управленческая, основывается на соблюдении ряда принципов, которыми руководствуется организатор и руководитель при выполнении всех управленческих функций. Принципы управления являются конкретным проявлением и отражением закономерностей управления. Вытекающие из закономерностей управления принципы управления выступают в качестве основных положений, ориентирующих руководителя, директора в практической деятельности. К основным принципам относятся: · Демократизация и гуманизация управления педагогическими системами; · Системность и целостность в управлении; · Рациональное сочетание централизации и децентрализации; · Единство единоначалия и коллегиальности; · Объективность и полнота информации в управлении подсистемами. Демократизация и гуманизация управления педагогическими системами предполагает развитие самодеятельности и инициативы руководителей, учителей, учащихся и родителей, возможность открытого обсуждения и принятия управленческих решений, выборность руководителей школы, регулярные отчеты администрации, совета школы перед общешкольным коллективом и т.д. Системность и целостность в управлении побуждает руководителя иметь ясное представление о школе, как системе, ее основных признаках. Этот принцип предполагает взаимодействие и взаимосвязь управленческих функций в деятельности ее руководителя и педагогического коллектива. Реализация этого принципа исключает односторонность в управлении. Данный принцип подчеркивает, что управленческая деятельность последовательна, взаимовыгодна, все ее функции в равной степени важны. Рациональное сочетание централизации и децентрализации. История школы и педагогики доказала, что чрезмерная централизация неизбежно ведет к усилению администрирования в управлении, что сковывает инициативу руководителей нижних уровней, учителей, учащихся, происходит дублирование управленческих функций, потеря времени, перегрузка как руководителей, так и исполнителей. Отрицание централизации в угоду децентрализации может привести к снижению роли руководителя и администрации в целом, утрате аналитических и контролирующих функций управления. И только сочетание централизации и децентрализации во внутришкольном управлении обеспечивает деятельность руководителей в интересах всего коллектива школы. Реализация принципа единоначалия и коллегиальности направлена на преодоление субъективности, авторитаризма в управлении целостным педагогическим процессом, позволяет опереться на опыт и знания коллег, сопоставить разные точки зрения, принять оптимальное решение. Вместе с тем коллегиальность не исключает личной ответственности каждого члена коллектива за порученное дело. Единоначалие в управлении обеспечивает дисциплину и порядок, четкое разграничение и соблюдение полномочий участников педагогического процесса. Если коллегиальность приоритетна на этапе обсуждения и принятия решений, то единоначалие необходимо на этапе реализации принятых решений. Единоначалие и коллегиальность в управлении - это проявление «единства противоположностей». Единоначалие предполагает оперативность в выполнении решений, коллегиальность отличается некоторой «медлительностью». При определении тактических действий целесообразно единоначалие, при разработке стратегических - коллегиальность. Объективность и полнота информации в управлении педагогическими системами. Эффективность управления педагогическими системами в значительной мере определяется наличием достоверной и необходимой информации. В социально-педагогических науках информацию рассматривают либо как средство коммуникации между педагогами и воспитанниками, либо как совокупность сведений о состоянии системы и окружающей среды (Ю.А. Конаржевский, Л.И. Новикова). Трудности с использованием информации в управлении часто связываются с информационным избытком или с ее недостатком. Роль информации во внутришкольном управлении нельзя понимать односторонне, то есть как увеличение информации, так и ее отсутствие затрудняют процесс принятия решений. В педагогических системах недостаток информации чаще ощущается в области воспитательной деятельности. Чаще получают информацию об успеваемости учащихся, качестве их знаний, но значительно меньше располагают данными об особенностях направленности личности, ее становления, характере и др. Для человека, имеющего дело с внутришкольной информацией, важно знать методы ее сбора, обработки, хранения и использования. Школьный руководитель использует в своей деятельности наблюдение, анкетирование, тестирование, работу с инструктивными и методическими материалами. С внедрением компьютеров существенно сократились сроки сбора и обработки материалов. В управлении педагогической системой важна любая информация, но прежде всего управленческая информация. Управленческая информация может быть распределена по различным признакам: · По времени - ежедневная, ежемесячная, четвертная, годичная; · по функциям управления - оценочная, аналитическая, конструктивная, организационная; · по источникам поступления - внутришкольная, ведомственная, вневедомственая; · и т.д. Тема 2. Школа как педагогическая система и объект научного управления. Управленческая культура руководителя школы.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (469)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |