Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Обшие принципы управления педагогическими системами



2016-01-26 469 Обсуждений (0)
Обшие принципы управления педагогическими системами 0.00 из 5.00 0 оценок




Любая деятельность, в том числе и управленческая, основывается на соблюдении ряда принципов, которыми руководствуется организатор и руководитель при выполнении всех управленческих функций. Принципы управления являются конкретным проявлением и отражением закономер­ностей управления.

Вытекающие из закономерностей управления принципы управле­ния выступают в качестве основных положений, ориентирующих руко­водителя, директора в практической деятельности. К основным принципам относятся:

· Демократизация и гуманизация управления педагогическими сис­темами;

· Системность и целостность в управлении;

· Рациональное сочетание централизации и децентрализации;

· Единство единоначалия и коллегиальности;

· Объективность и полнота информации в управлении подсистема­ми.

Демократизация и гуманизация управления педагогическими сис­темами предполагает развитие самодеятельности и инициативы руководи­телей, учителей, учащихся и родителей, возможность открытого обсужде­ния и принятия управленческих решений, выборность руководителей школы, регулярные отчеты администрации, совета школы перед обще­школьным коллективом и т.д.

Системность и целостность в управлении побуждает руководителя иметь ясное представление о школе, как системе, ее основных признаках.

Этот принцип предполагает взаимодействие и взаимосвязь управленче­ских функций в деятельности ее руководителя и педагогического коллек­тива. Реализация этого принципа исключает односторонность в управле­нии. Данный принцип подчеркивает, что управленческая деятельность по­следовательна, взаимовыгодна, все ее функции в равной степени важны.

Рациональное сочетание централизации и децентрализации. История школы и педагогики доказала, что чрезмерная централизация неиз­бежно ведет к усилению администрирования в управлении, что сковывает инициативу руководителей нижних уровней, учителей, учащихся, проис­ходит дублирование управленческих функций, потеря времени, перегрузка как руководителей, так и исполнителей.

Отрицание централизации в угоду децентрализации может привести к снижению роли руководителя и администрации в целом, утрате аналити­ческих и контролирующих функций управления. И только сочетание цен­трализации и децентрализации во внутришкольном управлении обеспе­чивает деятельность руководителей в интересах всего коллектива школы.

Реализация принципа единоначалия и коллегиальности направлена на преодоление субъективности, авторитаризма в управлении цело­стным педагогическим процессом, позволяет опереться на опыт и знания коллег, сопоставить разные точки зрения, принять оптимальное решение. Вместе с тем коллегиальность не исключает личной ответственности каж­дого члена коллектива за порученное дело.

Единоначалие в управлении обеспечивает дисциплину и порядок, четкое разграничение и соблюдение полномочий участников педагогиче­ского процесса. Если коллегиальность приоритетна на этапе обсуждения и принятия решений, то единоначалие необходимо на этапе реализации принятых решений.

Единоначалие и коллегиальность в управлении - это проявление «единства противоположностей». Единоначалие предполагает оператив­ность в выполнении решений, коллегиальность отличается некоторой «медлительностью». При определении тактических действий целесообраз­но единоначалие, при разработке стратегических - коллегиальность.

Объективность и полнота информации в управлении педагоги­ческими системами.

Эффективность управления педагогическими системами в значи­тельной мере определяется наличием достоверной и необходимой инфор­мации. В социально-педагогических науках информацию рассматривают либо как средство коммуникации между педагогами и воспитанниками, либо как совокупность сведений о состоянии системы и окружающей среды (Ю.А. Конаржевский, Л.И. Новикова).

Трудности с использованием информации в управлении часто свя­зываются с информационным избытком или с ее недостатком. Роль ин­формации во внутришкольном управлении нельзя понимать односторонне, то есть как увеличение информации, так и ее отсутствие затрудняют про­цесс принятия решений. В педагогических системах недостаток информа­ции чаще ощущается в области воспитательной деятельности. Чаще полу­чают информацию об успеваемости учащихся, качестве их знаний, но зна­чительно меньше располагают данными об особенностях направленности личности, ее становления, характере и др.

Для человека, имеющего дело с внутришкольной информацией, важно знать методы ее сбора, обработки, хранения и использования. Школьный руководитель использует в своей деятельности наблюдение, анкетирование, тестирование, работу с инструктивными и методическими материалами. С внедрением компьютеров существенно сократились сроки сбора и обработки материалов.

В управлении педагогической системой важна любая информация, но прежде всего управленческая информация. Управленческая информа­ция может быть распределена по различным признакам:

· По времени - ежедневная, ежемесячная, четвертная, годичная;

· по функциям управления - оценочная, аналитическая, конструк­тивная, организационная;

· по источникам поступления - внутришкольная, ведомственная, вневедомственая;

· и т.д.

Тема 2. Школа как педагогическая система и объект на­учного управления.

Управленческая культура руководителя школы.



2016-01-26 469 Обсуждений (0)
Обшие принципы управления педагогическими системами 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Обшие принципы управления педагогическими системами

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (469)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)