Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Педагогический анализ во внутришкольном управлении



2016-01-26 682 Обсуждений (0)
Педагогический анализ во внутришкольном управлении 0.00 из 5.00 0 оценок




Одной из функций управления целостным педагогическим процес­сом является педагогический анализ. В структуре управленческого цикла он занимает особое место: с него начинается и им заканчивается любой управленческий цикл, состоящий из последовательно взаимосвязанных функций. Исключение педанализа из цепи управленческой деятельности приводит к ее распаду. Основное назначение педагогического анализа как функции управления школой состоит в изучении состояния и тенденций развития педагогического процесса, в объективной оценке его результа­тов. Эта функция - одна из наиболее трудоемких в структуре управленче­ского цикла. Она требует максимума интеллектуального напряжения лич­ности, аналитического мышления, умения обобщать, сравнивать, система­тизировать, синтезировать педагогические факты и явления.

Виды и содержание педагогического анализа. В теории и практи­ке внутришкольного управления определены основные виды педагогиче­ского анализа. Существуют различные его классификации. В зависимости от его содержания выделяют три вида анализа: параметрический, темати­ческий и итоговый.

Параметрический анализнаправлен на изучение ежедневной ин­формации о ходе и результатах образовательного процесса, выявлению причин, нарушающих его. Предметом параметрического анализа является изучение текущей успеваемости, дисциплины в классах и в школе за день и за неделю, анализ посещаемости уроков и внеклассных занятий, сани­тарного состояния школы, соблюдения расписания занятий и др.

Основное содержание параметрического анализа, проводимого ди­ректором школы и его заместителями, составляет посещение уроков и внеклассных занятий. Параметрический анализ - это не просто констата­ция фактов, а их сравнение, обобщение, поиск причин их возникновения и прогнозирование возможных последствий. Результаты такого анализа и принятые на их основе решения требует оперативного выполнения. Фик­сирование результатов параметрического анализа, их систематизация и осмысление подготавливают тематический педагогический анализ.

Тематический анализ направлен на изучение более повторяющих­ся, устойчивых зависимостей, тенденций в ходе и результатах педагогиче­ского процесса. В содержании тематического анализа больше проявляется системный подход к изучению урочной и внеурочной деятельности. Предметом тематического анализа являются система уроков, система вне­классной работы и т.д. Опираясь на данные параметрического анализа, ру­ководители школы в ходе тематического анализа подготавливают и обос­новывают содержание и технологию итогового анализа.

Итоговый анализ охватывает более значительные временные, про­странственные или содержательные рамки. Он проводится по завершению учебной четверти, полугодия, учебного года и направлен на изучение ос­новных результатов, предпосылок и условий их достижения. Итоговый анализ подготавливает протекание всех последующих функций управлен­ческого цикла. Информация для итогового анализа складывается из дан­ных параметрического и тематического анализа, четвертных, полугодовых контрольных работ, официальных отчетов, справок, представляемых учи­телями, классными руководителями.

Основные объекты педагогического анализа. Основными объек­тами педагогического анализа являются организационные формы обуче­ния, и прежде всего урок, внеклассные мероприятия и итоги работы шко­лы за учебный год. Общей объединяющей педагогический анализ указан­ных объектов является методология системного подхода, для которой ха­рактерна определенная последовательность действий.

Объектом постоянного внимания руководителей школы является по­сещение и педагогический анализ урока. В управленческой деятельности руководителей школы выделяются три вида анализа урока с соответст­вующими алгоритмами: развернутый, краткий, аспектный.

Развернутый педагогический анализ урока предполагает детальное выделение и обсуждение всех моментов урока как единого целого. Он проводится при посещении уроков начинающих учителей, а также тех, кто испытывает затруднения в работе с планом, учителей, чей опыт является предметом специального изучения для его обобщения и распространения.

Краткий анализ урока со стороны директора или завуча требует хорошего знания личности учителя, высокой методической и управленче­ской культуры для объективного изложения предложений и рекоменда­ций.

Аспектный анализ направлен на изучение какого-либо одного ас­пекта урока, например, на использование средств наглядности на уроке и т.д.

Важное место в аналитической деятельности руководителя школы занимает педагогический анализ воспитательных мероприятий. В общем виде логика анализа воспитательного дела определяется последовательно­стью этапов его проведения, которая может иметь следующий вид: совме­стная выработка целей, задач воспитательного мероприятия; выбор форм проведения; совместное планирование; участие учащихся в подготовке и особенности педагогического руководства учителей; непосредственное проведение воспитательного дела; совместное подведение итогов и ана­лиз.

Один из возможных вариантов педагогического анализа воспита­тельного дела может быть таким:

· Анализ цели воспитательного дела;

· Анализ темы воспитательного дела, формы его проведения. Определение места мероприятия в системе воспитательной работы класса, школы;

· Оценка места проведения воспитательного дела. Оформление класса, анализ состояния и качества оборудования, анализ каждого этапа проведения воспитательного дела;

· Анализ влияния воспитательного дела на индивидуальное развитие личности школьника, на развитие детского коллектива;

· Оценка деятельности учителя, классного руководителя, уровня его педагогического мастерства;

· Недостатки в проведении воспитательного дела, их причины; рекомендации и советы классному руководителю.

Содержательную основу итогового анализа работы школы за учебный год составляют ведущие направления: качество преподавания, качество знаний, умений, навыков учащихся; уровень воспитанности школьников, состояние и качество методической работы в школе, эффективность работы с родителями и общественностью; состояние здоровья школьников и санитарно-гигиеническая культура; результативность деятельности совета школы и педагогического совета; работа школы за прошедший десятилетний цикл обучения и воспитания.

Проведение итогового анализа, его объективность, глубина, перспективность подготавливают работу над планом нового учебного года.

2. Целепологание и планирование как функция управления.

Процесс управления любой педагогической системой предполагает целепологание (постановку целей) и планирование (принятие решений). Совершенствование целепологания и планирования учебно-воспитательной работы диктуется необходимостью постоянного развития педагогической системы. Планирование позволяет прогнозировать основные условия, этапы становления личности и коллектива.

Педагогическая деятельность целенаправленна. Цели и задачи, решаемые школой, социально значимы, так как являются отражением целей и задач, состоящих перед обществом. Цель выступает стержнем плана. Цель управленческой деятельности – это начало, которое определяет общее направление, содержание, формы и методы работы. Важно соотнести общую цель управленческой деятельности с возвратными и индивидуально психологическими особенностями учащихся. При определении «дерева» целей управления необходимо общую «генеральную» цель представить в виде ряда конкретных частных целей. Планирование в управлении школой выступает как принятие решения на основе соотношения данных педагогического анализа изучаемого явления с запрограммированной целью. Принимаемые решения могут быть рассчитаны на дальнюю перспективу, направлены на решение текущих оперативных дел. Логично на этом основании выделять перспективные, годовые, текущие планы работы школы.

Виды планов работы школы и основные требования к ним.

Подготовка планов работы школы основывается на соблюдении ряда требований:

· целевой направленности;

· перспективности;

· комплексности;

· объективности.

В практике работы школ разрабатываются три основных вида планов: перспективный, годовой, текущий.

Перспективный план разрабатывается на 5 лет на основе глубокого анализа работы школы за последние годы. Структура перспективного плана работы школы может иметь следующий вид:

1. Задачи школы на планируемый срок.

2. Перспективы развития контингента учащихся по годам, возможное количество классов.

3. Перспективы обновления учебно-воспитательного процесса, внедрение педагогических инноваций.

4. Потребность школы в педагогических кадрах.

5. Повышение квалификации педагогических кадров.

6. Развитие материально-технической базы и учебно-методическое оснащение школы.

7. социальная защита педагогов и учащихся, улучшение их быта, условий труда и отдыха.

Годовой план охватывает весь учебный год, включая летние каникулы. Подготовка плана работы школы осуществляется в течение текущего учебного года и проходит в несколько этапов. Примерное содержание годового плана работы школы:

1. Краткий анализ итогов работы школы за прошедший год и задачи на новый учебный год.

2. Работа школы по выполнению всеобуча.

3. Деятельность педколлектива по повышению качества учебно-воспитательного процесса. Это наиболее развернутый раздел плана.

4. Совместная работа школы, семьи, общественности по воспитанию учащихся.

5. Работа с педагогическими кадрами.

6. Система внутришкольного контроля.

7. Укрепление учебно-материальной базы.

8. Организационно-педагогические мероприятия (тематика заседаний совета школы, педсовета, совещаний при директоре).

Текущий план составляется на учебную четверть, он является кон­кретизацией общешкольного годового плана. Все планы являются страте­гическими по отношению к планам работы учителей и классных руково­дителей.

 

 

Тема 4. Основные функции и методы управления школой:

организация и внутришкольный контроль.



2016-01-26 682 Обсуждений (0)
Педагогический анализ во внутришкольном управлении 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Педагогический анализ во внутришкольном управлении

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (682)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)