Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структурные компоненты педагогической системы



2016-01-26 960 Обсуждений (0)
Структурные компоненты педагогической системы 0.00 из 5.00 0 оценок




Основным определяющим структурным компонентом педагогиче­ской системы школы является деятельность педагогического коллектива и его руководителей или управляющей системы. Структура управляющей системы большинства школ представлена четырьмя уровнями управления.

Первый уровень - директор школы, руководители совета школы, ученического комитета, общественных объединений. Этот уровень опре­деляет стратегические направления развития школы.

Второй уровень - заместители директора школы, школьный психо­лог, социальный педагог, старший вожатый, помощник директора школы по административно-хозяйственной части, органы и объединения, участ­вующие в самоуправлении.

Третий уровень - учителя, воспитатели, классные руководители, педагоги, взаимодействующие с органами общественного управления и самоуправления, с учреждениями дополнительного образования.

Четвертый уровень - учащиеся, органы классного и общешкольно­го ученического самоуправления.

Из приведенной иерархической схемы взаимодействия видно, что каждый нижестоящий уровень субъекта управления является одновремен­но и объектом управления по отношению к вышестоящему уровню.

Основное место в управляемой системе принадлежит ученическо­му коллективу. В нем можно выделить 2 уровня управления по вертикали: общешкольный коллектив и классные коллективы. По горизонтали управ­ляемая система представлена ученическими общественными организация­ми, спортивными секциями, кружками, бригадами и т.д. Управляемая сис­тема отражает единство и многообразие видов деятельности (учебной, ис­следовательской, спортивной, художественно-эстетической, общественно-полезной), в которой участвуют школьники.

Содержание как структурный компонент определяется целями, стоящими перед школой. Характерные для современного общества про­цессы гуманизации и гуманитаризации, индивидуализации и дифферен­циации определяют особенности использования форм и методов обучения и воспитания. Наряду с формами коллективной и групповой работы серь­езное внимание уделяется формам индивидуальной работы.

Кроме методов обучения и воспитания детей и подростков, сущест­вуют методы управления (как способы воздействия управляющей системы на управляемую). Здесь наряду с методами убеждения, упражнения, кон­троля и самоконтроля, стимулирования и самовоспитания учитель должен владеть методами сбора и обработки информации, проведения диагности­ки индивидуального развития, коррекции и т.д.

Таким образом, выделение факторов, условий, структурных компо­нентов подчеркивает сложную внутреннюю организацию педагогического процесса, причем все это должно быть постоянно в поле зрения организа­торов педагогической системы.

Указанные компоненты вплетены в деятельность учителя и образу­ют при этом функциональные компоненты педагогической системы, в ос­нове которых лежат устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности педагога.

Функциональные компоненты; педагогический анализ, целепологание и планирование, организация, контроль, регулирование и корриги­рование - отражают педагогический процесс в движении, изменении.

В управленческой деятельности директор школы самореализуется как личность, как руководитель, организатор и воспитатель.

Функциональные обязанности должностных лип образователь­ных учреждений

Управление учебным заведением осуществляют директор и его за­местители, функциональные обязанности, порядок назначения или избра­ния которых определяется Уставом общеобразовательной школы или дру­гого заведения. Первостепенная роль в управлении учебно-воспитательным процессом принадлежит директору школы, который, как правило, имеет опыт педагогической работы не менее трех лет, положи­тельно зарекомендовал себя на учительской должности и обладает необ­ходимым организаторскими способностями.

В самом общем виде функциональные обязанности директора шко­лы определены во «Временном положении о государственных общеобра­зовательных учебных заведениях», на основании которого каждое обще­образовательное учебное заведение разрабатывает свой Устав.

· Директор общеобразовательного учебного заведения выполняет сле­дующие обязанности: несет ответственность перед государством и об­ществом за соблюдением требований охраны прав детей. Планирует и организует учебно-воспитательный процесс, осуществляет контроль за его ходом и результатами, отвечает за качество и эффективность рабо­ты учебного заведения;

· Представляет интересы учебного заведения в государственных и общественных органах;

· Создает необходимые условия для организации внешкольной и внеклассной работы;

· Проводит подбор заместителей директора, определяет их функцио­нальные обязанности, осуществляет расстановку педагогических кад­ров учебного заведения с учетом мнения педагогического коллектива, учащихся и родителей (лиц, их заменяющих), назначает классных руко­водителей;

· Принимает на работу и увольняет педагогический, административный, учебно-воспитательный и обслуживающий персонал учебного заведе­ния;

· Организует в установленном порядке рациональное использование вы­деляемых учебному заведению бюджетных ассигнований;

· По согласованию с советом учебного заведения устанавливает надбавки к заработанной плате творчески работающим учителям;

· Создает условия для творческого роста педагогических работников учебного заведения, для применения ими передовых форм и методов обучения и воспитания, дня осуществления педагогических экспери­ментов;

· Несет ответственность за свою деятельность перед соответствующим органом управления образованием.

Указанные функциональные обязанности директора школы сущест­венно дополняются в Уставе школы в зависимости от типа школы, терри­ториального расположения, состава учащихся и особенностей педагогиче­ского коллектива, сложившейся системы в работе с родителями и общест­венностью и др. В поле зрения директора школы находятся вопросы, свя­занные с деятельностью ученического самоуправления, профориентацией, работой с родителями и т.д. В пределах своей компетенции директор шко­лы от имени учебного заведения заключает договоры и осуществляет дру­гие действия, направленные на реализацию права владения, пользования и распоряжения имуществом учебного заведения.

Руководство отдельными направлениями работы в школе воз­лагается на заместителей директора. Это заместители по учебно-воспитательной работе, организатор внеклассной и внешкольной работы, заместители директора школы по научно-исследовательской работе, за­меститель по профильным классам или по классам с углубленным изуче­нием отдельных предметов, заместитель или помощник директора школы по хозяйственной части.

Заместители директора по учебно-воспитательной работе отвечают за организацию педагогического процесса, за выполнение образователь­ных программ и государственных образовательных стандартов; осуществ­ляют контроль за качеством знаний учащихся и их поведением; регулиру­ют учебную нагрузку учителей и учеников, составляют расписание заня­тий; руководят методической работой в школе, внедрением педагогиче­ских инноваций, стимулируют деятельность учителей по повышению пе­дагогической культуры. Обязанности заместителей директора школы оп­ределены в Уставе школы.

В круг обязанностей организатора внеклассной и внешкольной работы (на правах заместителя директора школы) входит установление связей с учреждениями дополнительного образования - дворцами и дома­ми детского творчества, станциями юных натуралистов, юных техников и другими детскими объединениями; работа с классными руководителями по совершенствованию содержания, форм и методов внеклассной воспи­тательной работы, оказание им методической помощи, организация рабо­ты с учащимися по месту жительства, оказание помощи и поддержки дет­ским общественным организациям, действующим в соответствии с требо­ваниями Конвенции ООН о правах ребенка. В последние годы в новых ти­пах школ - гимназиях, лицеях и др. по решению совета школы могут вво­диться должности заместителей директора школы по новым перспек­тивным направлениям работы. Например, заместитель директора по научной работе устанавливает контакты с учеными, преподавателями ву­зов, научными центрами по организации научных исследований в школах, привлекает их к педагогической работе в школе, помогает учителям своей школы включаться в опытно-экспериментальную работу и др. Замести­тель директора школы по коммерции (завуч-координатор) устанавлива­ет связи со спонсорами, шефами, определяет источник внебюджетного финансирования и др. В некоторых, как правило, больших или специали­зированных школах может быть введена должность заместителя дирек­тора по социально-педагогической реабилитации, который организует, контролирует и анализирует работу классов выравнивания, педагогиче­ской коррекции, адаптации.

Эффективность управленческой деятельности директора во многом зависит от целесообразности, четкости распределения прав и обязанностей в административном аппарате школы. По мере необходимости директор школы проводит инструктивные или оперативные совещания, в опреде­ленные дни - совещания при директоре, заседания педагогического совета и др.



2016-01-26 960 Обсуждений (0)
Структурные компоненты педагогической системы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структурные компоненты педагогической системы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (960)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)