Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Внутришкольный контроль, его виды, формы, методы



2016-01-26 877 Обсуждений (0)
Внутришкольный контроль, его виды, формы, методы 0.00 из 5.00 0 оценок




Значение контроля в управлении современной школой особенно возрастает в связи с предоставлением школе больших полномочий в оцен­ке качества обучения и воспитания учащихся. Инспекторские функции возложены на директора и его заместителей. В то же время управленче­ская деятельность руководителей школы, конечные результаты ее дея­тельности становятся объектом контроля высших инспекторских служб органов управления образованием.

Контроль тесно связан со всеми функциями управленческого цикла. Особенно эта связь заметна с функцией педанализа, т.к. информация, по­лученная в ходе внутришкольного контроля, становится предметом педанализа. Контроль отвечает на вопрос: «Что произошло?», дает пищу для ума. Анализ осуществляет наше сознание и отвечает на вопрос «Почему это произошло?» Педанализу подвергается тот фактический материал, ко­торый был получен в ходе контроля. Поэтому содержание внутришколь­ного контроля и педанализа составляют одни и те же направления дея­тельности.

Особенность внутришкольного контроля состоит в его оценочной функции - направленности на личность учителя. Если это молодой учи­тель, то он сказывается на его профессиональном становлении; если это учитель со стажем - на укреплении или ослаблении его профессиональной позиции и авторитета в школе. Поэтому в осуществлении контроля так важен профессионализм и компетентность проверяющего. Современный инспектор или директор школы должен быть личностью. Их задача не в «подлавливании» и нагнетании страха, а в объективной оценке состояния дел, оказании методической помощи, поддержке, стимулировании педаго­гической деятельности.

Чтобы избежать недостатков, ошибок и недоразумений в организации внутришкольного контроля, важно знать некоторые общие требования. К числу таких требований относятся:

· Систематичность – регулярное проведение контроля, создание в школе системы контроля, позволяющей управлять всем ходом процесса;

· Объективность – проверка деятельности учителя или педколлектива должна проводиться в соответствии с требованиями государственных стандартов и образовательных программ, на основе выбранных критериев;

· Действенность – результаты проведенного контроля должны привести к позитивным изменениям, к устранению выявленных недостатков;

· Компетентность проверяющего – предполагает знание предмета контроля, владение методикой контроля, умение увидеть достоинства в работе и возможные недостатки, прогнозировать развитие результатов контроля.

В школоведческой литературе в содержание внутришкольного контроля включаются следующие направления:

· Выполнение организационно-педагогических вопросов всеобуча;

· Качество и ход выполнения образовательных программ и государственных образовательных стандартов;

· Качество знаний, умений и навыков учащихся;

· Уровень воспитанности учащихся;

· Состояние преподавания учебных дисциплин;

· Состояние и качество организации в неурочной воспитательной деятельности;

· Работа с педагогическими кадрами;

· Эффективность совместной деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию детей; исполнение нормативных документов и принятых решений.

Проблема классификации видов, форм и методов внутришкольного контроля в наше время остается дискуссионной. Среди педагогов-теоретиков широко известна классификация, предложенная Т.И. Шамовой. Эта классификация структурно выдержана, логична, удобна в пользовании, и, главное, виды и формы контроля в полной мере отвечают природе целостного педагогического процесса.

В ней выделяются 2 вида контроля: тематический и фронтальный.

Тематический контроль направлен на углубленное изучение какого-либо конкретного вопроса в системе деятельности педколлектива, группы учителей или отдельного учителя. Содержание его составляют различные направления педагогического процесса, частные вопросы, но изучаемые глубоко и целенаправленно.

Фронтальный контроль направлен на всестороннее изучение деятельности педколлектива, методического объединения или отдельного учителя. Этот вид контроля вследствие его трудоемкости, большого количества проверяющих используется не более 2-3-х раз в году. При проведении аттестации учителя он подвергается фронтальному контролю, т.к. изучаются все напрвления его работы – учебной, воспитательной, общественно-педагогической, управленческой.

В зависимости от того, кто или что подвергается контролю, выделяются следующие его формы:

· Персональный контроль осуществляется за работой отдельного учителя, классного руководителя, воспитателя. Может быть тематическим и фронтальным.

· Классно-обобщающий контроль применим при изучении совокупности факторов, влияющих на формировании классного коллектива в процессе учебной и внеучебной деятельности. Предметом изучения в данном случае выступает деятельность учителей, работающих в одном классе.

· Предметно-обобщающий контроль используется в тех случаях, когда изучается состояние и качество преподавания отдельного предмета в одном классе, или в целой школе. Этот контроль осуществляют представители администрации и методических объединений.

· Тематически-обобщающий контроль имеет своей главной целью изучение работы разных учителей в разных классах, но по отдельным направлениям учебно-воспитательного процесса.

· Комплексно-обобщающий контроль используется при осуществлении контроля за организацией изучения ряда ряда учебных предметов в одном или нескольких классах. Данная форма преобладает при фронтальном контроле.

В названии форм контроля повторяется термин «обобщающий». Это подчеркивает назначение контроля как функции управления процессом, обеспечивающей его достоверной, объективной, обобщающей информацией.

В процессе внутришкольного контроля используются такие метода как изучение школьной документации, наблюдение, беседы, устный и письменный контроль, анкетирование, изучение педагогического опыта, хронометрирование, диагностические методы, т.е. такие методы, которые позволяют получить необходимую объективную информацию. Методы взаимно дополняют друг друга, и если мы хотим получить объективную информацию, то должны по возможности использовать разные методы контроля. При проведении контроля возможно использование метода изучения школьной документации, в которой отражается количественная и качественная характеристика учебно-воспитательного процесса. К ней относят­ся: алфавитная книга записи учащихся, личные дела учащихся, классные журналы, журналы факультативных занятий, групп продленного дня, кни­га протоколов заседаний педсовета школы, книга приказов по школе, кни­га учета педагогических работников, журнал учета пропусков и ?амещения работников и др. Школьная документация многообразна, богата информа­цией, причем содержит ее за несколько лет, что позволяет вести сравни­тельный анализ, особенно ценный для прогностической деятельности.

Наиболее часто в школьной практике используется устный и пись­менный контроль, но ограничиваться им нельзя. Используются при кон­троле социологические методы сбора информации. К ним относятся анке­тирование, опрос, интервьюирование, беседа, метод экспериментальных оценок и др. Они позволяют проверяющему быстро получить нужную ин­формацию.

Метод хронометрирования используется при изучении режима рабо­ты школы, рационального использования времени урока и внеклассных занятий, занятости учителей и учащихся, причин их перегрузки, при опре­делении объема домашних заданий, скорости чтения и др.

Таким образом, выбор форм и методов внутришкольного контроля определяется его целями, задачами, особенностями объекта и субъекта контроля, наличием времени.

 

Тема 5. Педагогический коллектив школы.



2016-01-26 877 Обсуждений (0)
Внутришкольный контроль, его виды, формы, методы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Внутришкольный контроль, его виды, формы, методы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (877)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)