Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Комментарии к технологической карте. После проверки домашнего задания учитель знакомит учащихся с планом урока и



2016-01-26 395 Обсуждений (0)
Комментарии к технологической карте. После проверки домашнего задания учитель знакомит учащихся с планом урока и 0.00 из 5.00 0 оценок




После проверки домашнего задания учитель знакомит учащихся с планом урока и предлагает выбрать каждому одно из первых трех познавательных заданий, предупредив, что четвертое задание обязательно для всех. Цель выполнения четвертого задания — обратить внимание школьников на суть имперской идеологии, создающей условия для развития крайнего национализма (джингоизма) и являющейся почвой для колониальных и империалистических войн. На уроке широко используются внутрикурсовые связи. Вступление к параграфу формирует у школьников мотивацию на овладение новыми историческими знаниями и понимание социальной значимости изучения истории.

Первый пункт плана может быть рассмотрен в ходе беседы, что создает условия для переноса ранее полученных школьниками знаний (уроки «Индустриальная революция: достижения и проблемы» и «Англия: сложный путь к величию и процветанию»). Учащиеся получают задание записать в тетради причины замедления темпов экономического развития. Для конкретизации содержания при рассмотрении вопроса о развитии монополистического капитализма учитель может привести ряд примеров. С развитием империализма быстрыми темпами стал происходить процесс концентрации банков, образования богатейших в мире гигантских банковских монополий. Знаменитая «большая пятерка» лондонских банков и другие банки держали в руках весь финансовый мир: к 1913 г. у них сосредоточилось около 70% всего банковского капитала страны. Во главе всей банковской системы стоял Английский банк. Практически не было на карте мира ни одного значительного города, где бы не было отделения какого-нибудь английского банка (50 английских банков в 1904 г. имели 2279 отделений).

Английские предприниматели строили нефтяные фабрики в Голландии, сталелитейные заводы в Бельгии, в России и других странах Европы, вкладывали средства в строительство железных дорог и морских путей сообщения. Но наибольшую выгоду давал вывоз капитала в неевропейские страны, особенно в США, Южную Америку и в колонии. Активный вывоз капитала, возможный прежде всего из-за наличия огромных колониальных владений, уменьшал капиталовложения в английскую экономику, что замедляло темпы экономического роста.

Обобщив причины замедления темпов экономического развития Англии, учитель подчеркивает, что страна оставалась могущественной промышленной державой, где бурно развивался процесс модернизации.

Второй вопрос плана позволяет актуализировать знания учащихся об английской политической двухпартийной системе. В дополнение к тексту учебника следует подчеркнуть, что к середине XIX в. в Англии в значительной мере сложилось гражданское общество: допускались свобода слова и демонстраций, издание газет, сословные привилегии теряли свое значение, на первое место ставились свобода и способности отдельной личности, ее самостоятельность, независимость, индивидуализм.

Содержание третьего пункта плана позволяет познакомиться с особенностями внутренней политики Англии, и прежде всего с реформаторской деятельностью Б. Дизраэли и У. Гладстона, внесших огромный вклад в развитие политической системы Великобритании.

Б. Дизраэли разработал концепцию национальной партии, которой должна стать партия консерваторов и ее ядром была его идея «одной нации». Она исходила из его убеждения в том, что в человеческом обществе существует иерархия, так как люди обладают разными способностями. Правящий класс составляют образованные люди с высоким уровнем способностей. Они должны руководить страной, но при этом их долг — заботиться об остальной части общества. Дизраэли утверждал, что англичане расколоты на две нации — богатых, образованных и бедных. Конкретизируя это положение, можно обратиться к материалам для дополнительного чтения, помещенным в конце параграфа. Задача правящего класса — объединить народ в одну нацию. Он подчеркивал, что это выгодно и верхушке общества: «Дворец не будет спокоен, пока несчастлива хижина». Уничтожить раскол в обществе можно и нужно путем постепенного проведения реформ. В то же время Дизраэли стремился к тому, чтобы не разрушать старые традиции. В одном из выступлений в 1868 г. он сказал: «В прогрессивной стране изменения происходят постепенно, и великий вопрос не в том, сопротивляться ли изменению, которое неизбежно, а в том, будет ли оно осуществлено с должным уважением к нравам, обычаям, законам и традициям народа или же... по произволу».

Дизраэли не жалел сил для проведения имперской идеи в сознание англичан. Он стремился поддерживать в британцах чувство гордости за свою страну путем проведения активной внешней политики. Следует отметить, что созданная Б. Дизраэли концепция и сегодня служит британским консерваторам.

С реализацией на практике имперской идеи консерваторов учащиеся знакомятся при изучении четвертого вопроса плана. Для этого вполне возможна организация самостоятельной работы школьников с текстом учебника и картой.

Можно привести дополнительные факты о том, как Дизраэли обеспечил Великобритании контроль над Суэцким каналом.

Строительство Суэцкого канала, соединившего Средиземное и Красное моря, было закончено в 1869 г. Он значительно сократил путь кораблей, следующих из Европы в Индию и Тихий океан. Для Великобритании значение канала было огромным потому, что большая часть грузов, следовавших по нему, была английского производства. Между тем акции компании, управляющей каналом, были поделены приблизительно поровну между Францией и Египтом. Хедив (правитель) Египта был очень расточительным человеком и, увязнув в долгах, решил в 1875 г. продать свою часть акций. Англичане узнали, что хедив ведет об этом переговоры с французами. Дизраэли понимал, что, прибрав к рукам все акции Суэцкого канала, французы тем самым значительно осложнят торговлю Великобритании. Тогда он решил опередить французов и купить за 4 млн фунтов стерлингов половину акций для своей страны. Но действовать надо было решительно, не теряя времени. В казне не было денег, и Дизраэли обратился за помощью к крупнейшему банкиру Ротшильду, который и финансировал сделку. Таким образом Дизраэли не только обеспечил Великобритании контроль над каналом, но и подготовил последующую оккупацию ею Египта (Энциклопедия для детей: Всеобщая история. — М.: Аванта +, 1995. — Т. 1. — С. 570).

Одним из центральных вопросов урока является сюжет о создании лейбористской партии. Следует пояснить школьникам, что это была социалистическая партия, а также напомнить, что сегодня это крупнейшая политическая партия Англии. Реформистская идеология партии, уже известная учащимся, конкретизируется высказыванием Макдональда, приведенным в тексте учебника.

Вопрос «Реформы во имя «классового мира» раскрывается в пределах учебника. При этом школьники сравнивают реформы, проведенные Бисмарком в Германской империи, с реформами, проведенными в Англии, указывая, что эти реформы проводились не одним человеком, а партией и были более глубокими по содержанию, рассчитанными не на укрепление полуавторитарного государства, а на укрепление гражданского мира и расширение прав личности.

Важное значение имеет рассмотрение ирландского вопроса, так как это поможет понять современную проблему Ольстера.

Подводя итоги урока, следует добавить, что в начале XX в. Великобритания выходит из состояния «блестящей изоляции», а ее стремление к сохранению мирового лидерства приводит страну к участию в Первой мировой войне.

После проверки выполнения познавательных заданий и обсуждения личностно значимых проблем, учащимся разъясняется домашнее задание, включающее и вопросы внутрикурсовых связей (Франция Бурбонов и Орлеанов).

УРОК 22. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема Франция: Третья республика 1. После поражения. 2. От свободной конкуренции к монополистическому капитализму. 3. Борьба за республику. 4. Третья республика. Эпоха демократических реформ. 5. Коррупция государственного аппарата. 6. Позорная страница в истории Франции: «дело Дрейфуса». 7. Рабочее и социалистическое движение. Движения протеста. 8. Создание колониальной империи. Возможная личностно значимая проблема: политика национализма и шовинизма нарушает права личности
Планируемые результаты изучения материала Учащиеся узнают, что только напряженная борьба за республику позволила создать во Франции республиканское устройство; используют ранее полученные знания для анализа экономического и политического развития страны; убеждаются в антигуманной сущности шовинизма, антисемитизма и осуждают их проявления; понимают, что шовинизм и реваншизм приводят к войнам
Методы обучения и формы организации учебной деятельности Проблемный или частично поисковый метод. Познавательные задания: 1. Французский писатель Шарль Пеги писал в начале XX в., что после 1870 г. и к 1910-м гг. Франция изменилась больше, чем за период от завоевания Цезарем до 1870-х гг. Как вы думаете, какие изменения имел в виду Пеги? 2. Какие из демократических реформ во Франции имели, на ваш взгляд, наибольшее значение для формирования в этой стране гражданского общества? 3. Подумайте, почему судебный процесс над неизвестным штабным офицером Дрейфусом превратился в политическое событие, всколыхнувшее всю Францию и всю прогрессивную мировую общественность. Согласны ли вы с такой оценкой «дела Дрейфуса», что «вместе с безвестным офицером на скамью подсудимых села вся Франция»? Форма урока: комбинированный урок. Приемы деятельности учителя: беседа и организация самостоятельной работы учащихся с учебником (После поражения; Почему отставало сельское хозяйство), образное повествование (От свободной конкуренции к монополистическому капитализму), аналитическое описание (Борьба за республику. Эпоха демократических реформ), сюжетный повествовательный рассказ (Коррупция государственного аппарата; Позорная страница в истории Франции), конспективное повествование (Рабочее и социалистическое движение. Движения протеста; Создание колониальной империи)
Развитие умений учащихся Учатся переносить на изучаемый материал ранее полученные знания; делать сравнительный анализ и выделять главное; размышлять и рационально выполнять задания; аргументировать свою точку зрения и выслушивать мнения товарищей
Основные понятия и термины Радикал, коррупция, атташе
Источники информации: школьные и внешкольные Учебник, § 21. Рабочая тетрадь. Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Энциклопедия для детей. Всемирная история. — М.: Аванта + , 1995. — Т. 1. — С. 563—567 (Жорж Клемансо; Дело Дрейфуса)


2016-01-26 395 Обсуждений (0)
Комментарии к технологической карте. После проверки домашнего задания учитель знакомит учащихся с планом урока и 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Комментарии к технологической карте. После проверки домашнего задания учитель знакомит учащихся с планом урока и

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (395)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)