Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Комментарии к технологической карте. Изучение этой темы значимо для развития у учащихся умения использовать полученные



2016-01-26 426 Обсуждений (0)
Комментарии к технологической карте. Изучение этой темы значимо для развития у учащихся умения использовать полученные 0.00 из 5.00 0 оценок




Изучение этой темы значимо для развития у учащихся умения использовать полученные ранее знания при изучении нового материала. Они уже изучили основные тенденции развития Франции и Пруссии в третьей четверти XIX в., знают проблемы этих государств и умеют делать портретные характеристики таких исторических деятелей, как Наполеон III, Вильгельм I, Бисмарк. Задача учителя — привлечь имеющиеся знания и актуализировать их при изучении содержания урока, организовать дискуссию об историческом значении Коммуны, о международном значении образования Германской империи, проанализировать новые противоречия, возникшие в Европе в связи с этим событием, попытаться сделать прогноз дальнейшего развития европейской истории.

Содержание материала также позволяет активизировать мотивацию учебной деятельности школьников, создать широкие познавательные мотивы, ориентирующие на овладение новыми историческими знаниями, и социальные мотивы, позволяющие понять значимость изучения истории для личности.

В начале занятия школьники обсуждают проблемы, ставшие для них личностно значимыми, затем знакомятся с планом урока и познавательными заданиями, выбирают для себя задание, над решением которого они будут работать (задание 1 или 2). Третье познавательное задание предназначено для общей дискуссии.

В связи с большим объемом нового материала не рекомендуется проводить проверку знаний учащихся по заданиям предыдущего урока. Значительно эффективнее при изучении первого вопроса вспомнить основные факты и проблемы из истории Второй империи во Франции и борьбы Пруссии за объединение Германии с тем, чтобы на основе этих знаний учащиеся смогли самостоятельно сделать выводы о причинах, которые привели эти государства к войне.

Первый вопрос рассматривается в ходе беседы, во время которой школьникам предлагается ответить на вопросы: какие цели преследовала внутренняя политика Наполеона III? Если во Франции произошел переход от авторитарного правления к конституционной монархии, то чем объяснить непопулярность императора? Какие цели лежали в основе внешней политики Наполеона III? Согласны ли вы с названием первой части параграфа «Император на шатающемся троне»? Подумайте, какой политический вопрос стал главным в жизни немецкого общества в первой половине XIX в. Какими методами его пытались решить? Как складывались отношения между Пруссией и Францией? Как вы думаете, можно ли считать непримиримыми противоречия между этими двумя государствами?

Подводя итоги беседы, учитель делает выводы о причинах войны между Францией и Пруссией, обязательно подчеркивает, что имеющиеся между государствами противоречия необходимо уметь решать дипломатическим путем.

В качестве повода к войне Бисмарком была использована ситуация, сложившаяся в связи с вопросом о кандидате на испанский трон.

В 1868 г. в Испании произошла революция, власть в Мадриде захватили военные, требовавшие заменить новым государем дискредитировавшую себя и низложенную королеву Изабеллу, бежавшую из Испании во Францию. Бисмарк сразу же заинтересовался испанскими делами. Представитель испанских военных предложил принцу Леопольду Гогенцоллерну, родственнику Вильгельма I, выставить свою кандидатуру на обсуждение кортесов. Эта кандидатура показалась Бисмарку подходящей, но совсем иначе воспринял сложившуюся ситуацию Наполеон III, рассудивший, что иметь Гогенцоллернов и на восточной и на южной границах Франции достаточно опасно. Французский министр иностранных дел Грамон произнес в парламенте пламенную патриотическую речь. «Интересы и честь Франции под угрозой гибели»,— заявил он и добавил, что французский народ «вовсе не обязан позволять иностранному государству... сажать одного из своих принцев на трон Карла V». Прочитав сообщения газет о речи Грамона, Бисмарк произнес: «Это очень похоже на войну». Он был готов ответить на вызов, но сам не хотел провоцировать начало военных действий. Непримиримая позиция Наполеона III заставила Вильгельма I посоветовать своему родственнику отказаться от притязаний на испанский трон. Но Бисмарк, считавший, что рано или поздно война между Францией и Германией будет неизбежна, рассудил, что лучше начать войну, пока Франция к ней не готова. Не успокаивался и французский император. Французский посол явился в г. Эмс, где отдыхал прусский король, и, руководствуясь полученными инструкциями, попросил у короля гарантий того, что он и в будущем никогда не согласится на выдвижение кандидатуры Гогенцоллерна на испанский трон. Вежливо, но твердо король отказался давать какие-либо гарантии. Посол снова попытался получить аудиенцию у короля, но ему передали, что по этому вопросу Вильгельму I больше сообщить нечего. Бисмарк не преминул воспользоваться сложившейся ситуацией. Составленным для прессы телеграммам он придал такую язвительность, что поведение французского посла стало выглядеть как наглое приставание к королю, который в свою очередь дал достойный отпор официальному представителю Франции.

На следующее утро берлинская пресса опубликовала подправленный Бисмарком текст телеграммы, а вечером появились специальные приложения к парижским газетам. Расчеты Бисмарка оправдались: французское правительство восприняло опубликованную телеграмму как оскорбление. Толпы парижан на улицах выкрикивали слова «На Берлин!», точно так же, как немецкие манифестанты в германских городах скандировали лозунг «На Париж!».

Этот сюжет — классический пример того, как политики предпочитают силовые методы методам дипломатическим. Рядовые же граждане, и французы и немцы, находились в состоянии шовинистического угара, ставя искусственные «интересы нации и государства» выше интересов человеческих.

Второй пункт плана рассказывается в пределах учебника, но при наличии времени можно дать материал о начале войны и Седанской катастрофе.

4 августа пруссаки перешли в наступление, вынудив французов с самого начала войны занять оборонительные позиции. Вместо ожидаемой быстрой победы войска Наполеона III стали терпеть поражение от прекрасно вооруженной и обученной германской армии. Уже после первых сражений французская армия была расчленена на две части: войска маршала Базена были окружены в районе Меца, а войска под командованием Наполеона III и маршала Мак-Магона — в районе крепости Седан на северо-востоке Франции, где и произошла решающая битва, предопределившая исход войны.

1 сентября при Седане (местечко вблизи бельгийской границы) французы проиграли сражение. Окруженные и дезорганизованные французские войска сосредоточились в крепости. Император мог бы сделать попытку прорваться через позиции пруссаков, но этого не произошло. Более того, Наполеон III приказал вывесить на крепости белые флаги, а свою шпагу переслал прусскому королю.

О масштабах Седанской катастрофы свидетельствовал тот факт, что в плен сдались более 100 тыс. солдат и офицеров во главе с самим императором Наполеоном III. Вскоре после восхода солнца 2 сентября Наполеон лично прибыл в ставку германского командования. Он надеялся на личную встречу с Вильгельмом. Бисмарк был вежлив, но настроен против встречи двух монархов до подписания акта о капитуляции Франции. Как только армия капитулировала, Бисмарк проводил Наполеона к Вильгельму. Было принято решение, что французский император будет считаться военнопленным до завершения военных действий. Провожая 3 сентября карету, увозившую Наполеона III, Бисмарк произнес: «Вот уходит целая династия». Слова эти оказались пророческими, так как на следующий день в Париже произошла революция, свергнувшая правящую династию.

В первые недели покорная властям пресса еще скрывала истинное положение, сообщая о «победах французского оружия», о «взятых в плен тысячах немецких солдат». Тем большим стало потрясение в обществе, когда власти 4 сентября 1870 г. были вынуждены сообщить о сокрушительном разгроме и капитуляции французской армии под Седаном.

Третий пункт плана рассматривается в пределах учебника.

Перейдя к четвертому пункту плана и рассуждая о причинах восстания в Париже, учитель указывает на ряд обстоятельств, повлиявших на это событие.

Германские войска, не встречая сколько-нибудь значительного сопротивления, двинулись на Париж, осада которого началась уже 19 сентября. В течение короткого времени пруссаки оккупировали весь северо-восток Франции. Страшным ударом для патриотически настроенных французов стало известие о капитуляции маршала Базена в Меце, где находилось около 200 тыс. солдат — армия, имевшая все возможности продолжать борьбу.

Маршал Базен, крайне честолюбивый и не слишком совестливый, не сделал попытки прорваться. Немцам было известно, что в крепости нет продовольствия и солдаты питаются кониной, но и та подходит к концу. Бисмарк вступил в переговоры с Базеном, настаивая на капитуляции крепости. 27 октября капитуляция была подписана. После 72-дневной блокады на башнях крепости вывесили германские флаги. В плен сдались 6 тыс. офицеров и около 200 тыс. солдат. К немцам перешло огромное количество французской техники. Пленных отправили в Германию.

Немецкие войска двигались к Парижу. Продвижение пруссаков в глубь страны вызвало среди населения патриотический подъем. Особенно он чувствовался в столице. Правительство сформировало для защиты Парижа гарнизон, насчитывавший до полумиллиона вооруженных людей, большей частью солдат Национальной гвардии, состоявшей из мужчин непризывного возраста. Они были плохо обучены и не слишком дисциплинированы, но защищать свой родной город могли. Поэтому подступившие к Парижу прусские войска отказались от намерения штурма города и перешли к его осаде. Город был окружен несколькими рядами укреплений, прусская армия насчитывала около 230 тыс. человек. С конца декабря прусская артиллерия стала бомбардировать жилые кварталы столицы.

Жители столицы рвались в бой. Жилось им очень трудно. Запасы продовольствия были рассчитаны на 4 месяца. Приходилось питаться лошадиным мясом, а иногда даже крысами. Вскоре и эта еда стала недоступной. Членам Национальной гвардии платили за службу 1,5 франка в день, а крыса стоила 2 франка.

Прекращение подвоза сырья и вывоза продукции парализовало промышленность. Промышленники и торговцы лишились дохода, рабочие и служащие — заработной платы. Нечем было платить за жилье, погашать кредиты. Правительство временно запретило взыскивать плату за наем помещений и по долговым обязательствам.

Зима в тот год оказалась необычайно суровой. Угля не хватало. Пришлось распилить на дрова все деревья, украшавшие парижские бульвары и улицы. Люди коченели, часами простаивая в очередях. Народ голодал, а в то же время в ресторанах богатых кварталов устраивались пиршества: на черном рынке за большие деньги можно было купить все.

Сытость и благополучие богачей Парижа особенно бросались в глаза на фоне голода и обнищания большинства населения. Ответственность за плохое снабжение и прочие злоупотребления жители столицы возлагали на правительство. Они примирились бы и с голодом, и с другими лишениями, если бы видели, что власти намерены активно отстаивать столицу. Но правительство и не помышляло об этом, так как больше, чем пруссаков, оно боялось вооруженных парижских рабочих. В этих условиях недовольство парижан приобрело политическую окраску, правительство национальной обороны они стали называть правительством национальной измены.

После рассказа о событиях 18 марта 1871 г. учащиеся называют причины восстания парижан. Последующие пункты плана рассматриваются в пределах учебника. Заключительная часть урока — обсуждение оценки Парижской коммуны и образования Германской империи. Важно, чтобы учащиеся задумались и попытались ответить, что они извлекли для себя лично на уроке.

1 Мыт — пошлина, собираемая с купцов за провоз товаров из одного пункта в другой.

Тема 3. СТРАНЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ
НА РУБЕЖЕ XIX— XX вв.
ПУТЕМ МОДЕРНИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ (5 ч)

УРОК 20. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема Германская империя в конце XIX — начале XX в.: борьба за место под солнцем 1. «Расширенная Пруссия». 2. «Посадим Германию в седло, а ехать она сможет сама». 3. Модернизация в экономике. Монополистический капитализм. 4. «Железный канцлер» борется с оппозицией. 5. Внешняя политика: от «нового курса» к «мировой политике». 6. Империя готовится к большой войне. Возможная личностно значимая проблема: опасность шовинизма и национализма для личности, так как эти чувства мешают способности рассуждать трезво, превращают человека в марионетку
Планируемые результаты изучения материала Учащиеся узнают об эволюции государственного устройства Германии; применяют теоретические знания, полученные при изучении процессов, происходящих в области экономического развития, для анализа особенностей индустриализации в Германии; испытывают негативное отношение к национализму в различных его проявлениях (пангерманизм, шовинизм); понимают, что разжигание национализма и милитаризация экономики являются факторами, способствующими развязыванию войны
Методы обучения и формы организации учебной деятельности Проблемный или частично поисковый метод. Познавательные задания: 1. Как вы думаете, почему Германия, где формирование гражданского общества и правового государства развивалось медленнее, чем в Великобритании, стала первой европейской страной, где было принято социальное законодательство? 2. Оценивая факт создания Германской империи, английский политический деятель Дизраэли 2 сентября 1871 г. заявил, что «европейское равновесие держав полностью разрушено. Страна, которая больше всех пострадает от этого, — Англия». Подумайте, какие основания для таких опасений были у Дизраэли. 3. Немецкий историк дал такую оценку Германской империи: «Государство 1870 г. не имело собственной государственной идеи, это была просто расширенная Пруссия». Подтвердите или опровергните эту точку зрения. Форма урока: комбинированный урок. Приемы деятельности учителя: описание с элементами беседы («Расширенная Пруссия»), аналитическое описание («Посадим Германию в седло...»), образное повествование с элементами беседы (Модернизация в экономике. Монополистический капитализм; Империя готовится к большой войне), информативное сообщение («Железный канцлер» борется с оппозицией; Внешняя политика: от «нового курса» к «мировой политике»), сюжетный повествовательный рассказ с элементами драматизации («Человек больших неожиданностей»)
Развитие умений учащихся Учатся переносить знания в новые ситуации (Германия на пути к единству, Вильгельм I, Бисмарк); воссоздавать исторические образы; анализировать и выделять главное; рационально выполнять задания и определять круг информации, необходимой для решения проблемы (что мне надо знать, что я уже знаю, что мне надо узнать); аргументировать свою точку зрения и выслушивать мнения товарищей
Основные понятия и термины Милитаризация, лицензия, пангерманизм, шовинизм
Источники информации: школьные и внешкольные Учебник, § 21. Рабочая тетрадь. Карты: «Франко-прусская (франко-германская война) 1870—1871 гг.», «Европа в конце XIX — начале XX в. Экономическое развитие», «Мир к концу XIX в. (1870 г.)», «Мир к 1914 г.». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: Энциклопедия для детей. Всемирная история. — М.: Аванта +, 1995. — Т. 1. — С. 576—578 (Бисмарк и объединение Германии)


2016-01-26 426 Обсуждений (0)
Комментарии к технологической карте. Изучение этой темы значимо для развития у учащихся умения использовать полученные 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Комментарии к технологической карте. Изучение этой темы значимо для развития у учащихся умения использовать полученные

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (426)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)