Иллюстративный перечень потребностей, по г. Меррею
Продолжение таблицы 2 Продолжение таблицы 2
Рис. 3. Детерминанты благополучия, по Г. Меррею
Кроме того, для более предсказуемого поведения индивида Меррей исследует не только сами потребности, но и среду, в которой действует индивид («прессы», облегчающие или затрудняющие достижение цели). В результате формируется сложная система мотивов. При актуализации потребностей индивид оказывается в напряжении, а удовлетворение потребности ведет к его редукции. Удовлетворение – во многом следствие потребностных состояний и их поведенческих следствий. Индивид может ассоциировать конкретные объекты с определенными потребностями (вследствие опыта) и на этом основании формируются способы приближения к данному объекту или способы его избегания. Взаимодействие между всеми детерминантами (потребности, их взаимоотношение, жизненный стиль) и составляет глубинную основу поведения индивида. Потребность всегда предполагает возникновение некоторого итогового состояния, т.е. ценности, которая должна учитываться при анализе мотивации того или иного поведения. Ценности и соответствующие блага, по Г. Меррею, составляют благополучие. Существуют также различные классификации потребностей человека, которые строятся на зависимости организма (или личности) от каких-то объектов или же от нужд, им испытываемых. Так, А.Н. Леонтьев (1956) делил потребности на предметные и функциональные. Пьерон выделяет двадцать видов фундаментальных физиологических и психофизиологических потребностей, которые, по его мнению, создают базу для любого мотивированного поведения: гедонические (hedone – удовольствие); исследовательского внимания, новизны; поиска коммуникации и взаимопомощи; конкурентные и т.п. В отечественной психологии потребности подразделяются: материальные (потребность в пище, одежде, жилище); духовные (потребность в познании окружающей среды и себя, в творчестве, в эстетических наслаждениях и т.п.); социальные (потребность в общении, в труде, в общественной деятельности, в признании другими людьми и т.д.). Материальные потребности называют первичными, они лежат в основе жизнедеятельности человека и сформировались в процессе филогенетического, общественно-исторического развития человека. Они составляют его родовые свойства. Вся история борьбы человека с природой была прежде всего борьбой за удовлетворение материальных потребностей. Духовные и социальные потребности отражают общественную природу человека, его социализацию. Хотя и материальные потребности человека ©социализировались (так, например, человек употребляет пищу после длительного процесса ее приготовления). П.В. Симонов (1987) делит потребности на три группы: витальные – сохранения и развития; социальные – сохранения, развития, «для себя», «для других»; идеальные – сохранения и развития. Причем потребности «для себя» осознаются субъектом как принадлежащие ему права, потребности же «для других» – как осознаваемые обязанности. Также психологи говорят о потребностях: сохранения и развития (роста); быть отличным от других, единственным, незаменимым (т.е. потребность, связанная с формированием и сохранением собственного «Я»); потребность в избегании; в новых впечатлениях. Выделяют также группу невротических потребностей, неудовлетворение которых может привести к невротическим расстройствам: - в сочувствии и одобрении; - во власти и престиже; - в обладании и зависимости; - в информации; - в славе; - в справедливости. Выше мы приводили классификацию невротических потребностей у К. Хорни при рассмотрении ее взгляда на человека и его потребности. Г. Олпорт (1953) и А. Маслоу (1970) выделяют потребности «нужды» и «потребности роста». Пожалуй, наиболее стройной является классификация потребностей А. Маслоу (см. выше). А. Маслоу исходил из иерархии потребностей, зависящих от фазы развития индивида и приоритетного ранжирования потребностей. Согласно его теории человек, прежде чем «перейдет к следующей категории (иерархии) потребностей, должен попытаться удовлетворить доминирующие потребности (потребности более низкой иерархии). Удовлетворение потребностей низшего порядка позволяет более высоким потребностям служить мотиватором человеческого поведения и влиять на него. Интенсивность (настоятельность) уже удовлетворенных потребностей ослабляется, а настоятельность потребностей высшего порядка повышается. Происходит эволюция структуры потребностей в зависимости и от уровня развития индивида по мере его перехода от общей цели обеспечения жизненного минимума к целям более высокого порядка, относящимся к стилю и качеству жизни. Рис. 3. Иерархия потребностей, по А. Маслоу
Функциональные потребности – это фундаментальные (жизненные) потребности. Будучи удовлетворенными, они перестают быть доминирующими факторами мотивации и более на поведение индивида не влияют. Потребности в безопасности – это потребности в физической и психологической безопасности. Социальные потребности – потребности во взаимопомощи, сопричастности, чувстве общности. Потребности в уважении – это самоуважение, личное достоинство, уверенность в себе, компетентность, в признании, в наличии значимого социального статуса. Потребности в самоактуализации – это самореализация, развитие личности. В реальной жизни все категории (типы) потребностей сосуществуют, причем та или иная категория (тип) потребностей приобретает большую важность в зависимости от особенностей индивида или в соответствии с теми обстоятельствами, в которых индивид находится в данное время. Говоря о доминировании тех или иных иерархий потребностей, А. Маслоу вовсе не имел в виду необходимость их полного удовлетворения. Более того, последовательность потребностей, изложенная А. Маслоу (функциональные, в безопасности, социальные, в самоуважении и самоактуализации), необязательна для всех людей. Биографии выдающихся творческих личностей доказывают индивидуализацию структуры и иерархии потребностей. Для многих из них потребности в творчестве, в самоактуализации являются доминирующими не после удовлетворения потребностей более низкого порядка (физиологических, в безопасности), а тогда, когда основные потребности в пище, жилище, безопасности и т.д., по сути, еще не удовлетворены или удовлетворены на «грани выживания». Хотя, конечно, удовлетворение потребностей существования (низшего порядка) на некотором базовом уровне – необходимый уровень формирования всех других потребностей. Таким образом, анализ приведенных выше классификаций потребностей показывает, что многообразие человеческих потребностей в виде строгой иерархии представить невозможно. Если иерархия потребностей, основанная на биологических инстинктах, видима и понимаема, то иерархия душевных и духовных потребностей более динамична. Объединенные вместе эти потребности создают феномен человека. И хотя в большинстве случаев эмоциональное и ментальное владеют человеком и держат приоритет, человек как существо духовное должен стать господином своего тела, эмоций и мыслей. Рассмотрев основные подходы к человеку и его потребностям, можно перейти к характеристике особенностей функционирования сферы услуг в контексте удовлетворения потребностей. Контрольные вопросы и задания 1. Охарактеризуйте группы потребностей с учетом критериев, положенных в основу классификации. 2. Дайте характеристику первичным и вторичным потребностям человека. 3.Приведите классификацию потребностей по Гегелю и Достоевскому, проведите сравнение. 4.Дайте характеристику структурного анализа системы потребностей. 5.Охарактеризуйте базисные потребности человека. 6.Охарактеризуйте высшие потребности человека. 7.Классификация потребностей у С.С. Корнеенкова. 8.Поясните классификацию потребностей Г. Меррея.
Лекция 6
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (832)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |