М) социокультурные; и др
5.По видам труда, осуществляемые на основе: а) общественной; б)личной; в)частнойсобственности на средства производства. 6.По характеру распределения общественных фондов потребления: а) платные(оплачиваемые населением, предприятиями и учреждениями по наличному или безналичному расчету); б) бесплатные. 7.По видам потребления: а) индивидуальные; Б)массовые. Если термин «непроизводственная сфера» заменить терминами «социальная сфера» и «институциональная сфера», то сфера услуг представляется как в определенной мере охватывающая все сферы человеческой жизнедеятельности (рис. 4). Рис. 4. Модель основных сфер человеческой жизнедеятельности
В данной модели: — институциональная сфера включает все институты государственного управления (и местного самоуправления); — производственная сфера – все формы организации производства материальных благ; — социальная сфера – все разнообразие способов удовлетворения социальных потребностей людей; — сфера услуг – все виды производства самых разнообразных услуг. В рыночной экономике в сфере услуг различаются рыночный и нерыночный секторы. Причем рыночный сектор выступает как рынок услуг, нерыночный – как система государственного и некоммерческого обслуживания населения. Рынок услуг имеет следующие специфические черты: — высокая динамичность; — территориальная сегментация; — локальный характер производства и потребления услуг; — высокая скорость оборота капитала (высокая доля оборотного капитала); — высокая чувствительность к изменениям рыночной конъюнктуры; — специфика организации производства услуг (большое число малых и сверхмалых предприятий); — специфика оказания услуг (личные контакты производителей и потребителей услуг); — высокая степень дифференциации услуг (персонификация потребления); — неопределенность результата деятельности по оказанию услуг. Деятельность предприятий сферыуслуг имеет ряд специфических особенностей,которые отличают ее от других сфер и отраслей народного хозяйства: — полная зависимость от спроса на предлагаемые услуги и их сезонный характер; — совмещение в своей деятельности производственных и торговых операций; — использование товарных ценностей населения; — необходимость создания и рационального сочетания самых разных по величине и функциям организаций обслуживания (предприятий, ателье, салонов, домов быта, приемных пунктов и др.); — сильная ориентация на психолого-социологическую квалификацию обслуживающего персонала (наряду с узкой специализацией в области профессии); — большая территориальная разобщенность производства и пунктов приема заказов. Эти особенности в той или иной степени присущи всем предприятиям обслуживания, хотя в каждой разновидности их могут проявляться в различных формах. В связи с этим целесообразно дать краткую характеристику разных предприятий обслуживания. Ателье, мастерские, салоны – преимущественный тип производственного звена в бытовом обслуживании. Они одновременно осуществляют производство работ, прием заказов и их выдачу (совмещают производственный цех и приемный пункт). Их характерная особенность – предметно-замкнутая организация технологического процесса. С развитием сферы услуг происходит специализация в деятельности обслуживающих предприятий, результатом которой является увеличение количества цехов, выполняющих чисто производственные функции и не имеющих непосредственного контакта с заказчиком (потребителем). В этом случае заказы поступают в производство через сеть территориально обособленных приемных пунктов. Приемные пункты, бюро, представительства – это специфические подразделения предприятий сферы услуг, осуществляющие прием, оформление, выдачу заказов. Они бывают стационарными, передвижными, специализированными, комплексными. Дома быта – комплексные производственные предприятия, оказывающие населению несколько видов бытовых услуг (в том числе и торговых). Сервисные центры –в них оказывают услуги материального характера (продажа авиа-, автобилетов, парикмахерские, кос-метологические и др.). Характерная особенность предприятий сферы услуг также в том, что в основном производственные подразделения (ателье, мастерские, салоны и т.д.), входящие в состав домов быта и сервисных центров, не образуют единого производственного комплекса (общая только «территория»), каждое из них имеет законченный производственный цикл и по-своему является малым предприятием. Сам процесс оказания услуг состоит из трех взаимосвязанных элементов: — прием заказов на услуги от населения, — производство (выполнение, создание) услуг, — реализация услуг. Прием заказовот населения – начальная стадия процесса оказания услуг, на которой выполняется ряд операций технологического характера, влияющих затем на весь дальнейший процесс производства (обмер фигуры заказчика, выявление дефектов вещей, принимаемых в ремонт, определение характера загрязнения вещей, выяснение потребностей на отдыхе и т.д. Непосредственное производствоопределяется характером выполняемых услуг. По типу организации и масштабам производства однотипной продукции предприятия сферы услуг следует отнести к индивидуальным, единичным производствам, иногда к мелкосерийным. Однако техническая оснащенность данных предприятий (в силу их децентрализации и разобщенности) значительно ниже крупных предприятий соответствующих отраслей производства (например, ателье индивидуального пошива одежды и фабрика). Реализация услуг(заказов) – доведение услуги до потребителя. Большинство предприятий сферы услуг имеют непосредственный контакт с потребителем при оказании услуги, могут достаточно адекватно реагировать на его запросы. В современных условиях конкурентного взаимодействия в области обслуживания потребителей складывается система сервисного обслуживания. Под сервисным обслуживаниемпонимается не обычная, ранее сформированная сфера услуг как самостоятельная отрасль (и сфера) народного хозяйства, а рассредоточенная по формам, видам, организациям система сопровождения любой основной услуги особыми дополнительными услугами, придающая данной услуге особую привлекательность для потребителя. Подобное сервисное обслуживание, по сути, сопровождает любую деятельность, в том числе и промышленного предприятия, которое в строгом смысле слова обслуживающим предприятием может и не быть. Возрастающее значение сервисного обслуживания потребителей обусловлено объективными тенденциями: — возрастанием сложности промышленных изделий и появлением дополнительных требований к квалификации работников по их эксплуатации, к качеству проведения обслуживающих и ремонтных операций; — быстрым моральным старением оборудования, вызывающим необходимость принудительной модернизации; — повышением требований к качеству промышленных изделий (так как в конкуренции выигрывает тот производитель, у которого более качественная продукция); — возрастанием роли вторичных ресурсов. В конкурентной борьбе за «своего» потребителя производители неизбежно должны прийти к сервисному сопровождению своей основной продукции. «Конкуренция по-новому – это не конкуренция между собой того, что произведено фирмами на своих заводах и фабриках, а того, чем они дополнительно снабдили свою продукцию в виде упаковки, услуг, рекламы, консультаций для клиентов... и прочих ценимых людьми вещей» {Кулибанова В.В. Маркетинг: Сервисная деятельность: Учеб. пособие. СПб.; М.; Харьков; Минск, 2000. С. 11-12). Итак, сервис –это система обеспечения, позволяющая потребителю выбрать для себя оптимальный вариант приобретения и потребления изделия (услуги) и экономически выгодно эксплуатировать его в течение разумно обусловленного срока, диктуемого интересами потребителей. Контрольные вопросы и задания 1. Охарактеризуйте сервисологию как науку. 2. Дайте характеристику сферы услуг. Понятие услуги. 3. Приведите классификацию услуг: ■ по специфике содержания; ■ по формам оказания услуг; ■ по способу оплаты; ■ по видам потребления. 4. Проследите соотношение основных классов и сфер услуг. 5. Охарактеризуйте черты рынка услуг, особенность деятельности и виды предприятий сферы услуг. 6. Дайте характеристику понятиям: сервис и сервисное обслуживание.
Лекция 7
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (746)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |