Сформированность пространственных представлений
А) Зрительно-пространственная организация движений (пробы Хэда) Предварительно выявляется, усвоено ли понятие" правой" и "левой" руки, а затем экспериментатор, садится напротив ребенка и предлагает воспроизвести положение своей руки. Инструкция: "Когда я подниму правую руку ты тоже поднимешь правую руку, когда я подниму левую руку, ты поднимешь левую руку". После выполнения этого упражнения сидящий напротив ребенка экспериментатор, предлагает воспроизвести положение своей руки в пространстве: правой тыльной стороной ладони он прикасается к подбородку левой рукой, дотрагивается до правой брови. Последующие пробы психолог просит ребенка воспроизвести по инструкции: "Возьми левой рукой правое ухо; дотронься правой ладонью до левой щеки". Регистрируется правильное выполнение в замедленном темпе, не может самостоятельно воспроизвести пространственное положение руки, путает правую и левую руку; не может найти заданную часть лица (нарушение схемы тела), импульсивно воспроизводит пробы, не стремится к коррекции указанных ошибок, что свидетельствует о нарушении произвольной регуляции. Ошибки при выполнении заданий по речевой инструкции свидетельствуют о несформированности регулирующей функции речи. Б) Конструктивный праксис. Ребенка просят выполнить графическую зрительно-пространственную перешифровку (с разворотом на 180 градусов) какой-либо фигуры или схематического изображения человека. Инструкция: "Давай с тобой немного поиграем. Это будет мое поле, а это - твое. Сейчас я нарисую единицу. Вверху ее головка, внизу - основание. Нарисуй такую же для себя"
Экспериментатор сопровождает инструкцию последовательным рисованием "единицы" в размеченной части листа (рис.1). 2) Изображение трехмерного объекта (рисунок стола). Инструкция: "Нарисуй стол так, чтобы были видны все четыре ножки". После самостоятельного выполнения рисунка стола ребенку предъявляется готовый образец (рис.2), выполненный на отдельном листе бумаги, и просят ребенка срисовать его с образца. Определяется сформированность представлений об относительном размере фигуры, пространственных соотношений ее отдельных частей. Регистрируются нарушения конструктивной деятельности - искажение фигур, пространственные ошибки - неточности расположения частей объекта относительно друг друга, инертность движений - многократное обведение одних тех же элементов. Фиксируются возможности коррекции и ее характер: самостоятельное исправление ошибок - после наводящих вопросов - совместная с психологом - не может исправить ошибок. Грубые нарушения воспроизведения фигур связаны, прежде всего, с незрелостью зрительно-пространственных операций. 3) Понимание ребенком взаиморасположения объектов в пространстве. Использование рисунков отражающих взаиморасположение двух предметов в пространстве, дает возможность проверить правильное употребление предлогов в речи (в, на, под, за и т.д.) и позволяет оценить возможность анализа пространственных отношений. Зрительная память. Эта проба заключается в запоминании и последующем графическом воспроизведении четырех геометрических фигур. Все фигуры предъявляются одновременно на карточке. Инструкция: "Посмотри внимательно на эти фигурки. Тебе их надо срисовать в том же порядке, как у меня, и запомнить. Смотри очень внимательно!" После того, как ребенок срисовал фигурки, его спрашивают: "Запомнил? А теперь нарисуй по памяти эти фигурки", Образец при этом убирается. При невозможности выполнить задание - образец предъявляется ребенку пять на 8-10 секунд, и он пытается по памяти воспроизвести предложенные фигурки, и так не более трех раз. Анализируется продуктивность - число удержанных стимулов, количество и характер допущенных ошибок: пространственные ошибки, искажение фигур, изменения порядка реверсия. Грубые ошибки в воспроизведении фигур могут быть связаны как с незрелостью зрительно-пространственных операций, так и с отставанием в развитии программирования и контроля. Исследования внимания, памяти, мышления широко представлены в патопсихологии, кратко обозначим методики, используемые для диагностики этих функций. Исследование внимания
Исследование памяти
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (581)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |