Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 2. Мировой рынок и его конъюнктура



2016-01-26 1504 Обсуждений (0)
Глава 2. Мировой рынок и его конъюнктура 0.00 из 5.00 0 оценок




Мировой рынок

Мировой рынок – это сфера устойчивых товарно-денежных отношений в общем комплексе государств мира, основанных на развитии и углублении международного разделения труда и движении факторов производства между странами.

Современный мировой рынок сформировался в ходе длительного исторического развития на основе внутренних рынков отдельных, прежде всего ведущих государств, рыночные взаимосвязи которых постепенно выходили за национальные государственные границы. На практике и в экономической теории используются различающиеся между собой такие понятия, как внутренний, национальный, международный и мировой рынок.

Внутренний рынок представляет собой форму хозяйственного общения, при которой всё произведённое в стране и предназначенное для продажи сбывается самими производителями внутри страны.

Развивающиеся внутренние рынки со временем стали специализироваться, создавая базу для развития национальных рынков товаров.

Национальный рынок – это весь рынок данной страны, часть которого при этом ориентирована на иностранных покупателей (и, соответственно, на эту часть он оказывается больше внутреннего рынка).

С углублением разделения труда национальные рынки расширялись до региональных, государственных, межгосударственных и, наконец, мировых масштабов, превращаясь в международные рынки. Следовательно, международный рынок – это часть национальных рынков, которая непосредственно связана с зарубежными рынками.

Таким образом, переход от внутреннего рынка к мировому отражает историческую эволюцию в развитии рынка – от его первичных, относительно простых форм, связанных исключительно с внутренним рынком, к сложным комплексным взаимодействиям современного мирового рынка, на котором реализуются рыночные стратегии глобального масштаба.

Мировой рынок, так же как и внутренний, состоит из товарного рынка, рынка рабочей силы и рынка капитала, но его хозяйственное поле приняло масштабы всего мира, и он в своей структуре (в отличие от внутреннего) имеет два дополнительных блока:

1) валютный рынок, соизмеряющий ценности денежных единиц;

2) специальную инфраструктуру.

Такая инфраструктура обслуживает потребности мирового рынка: формирование единого мирового информационного хозяйственного поля, институтов по разработке единых стандартов международных расчётов, институтов по координации усилий по развитию мирохозяйственных связей.

Товарообмен на мировом рынке существенно отличается от движения товаров на внутреннем рынке. Его специфика может проявляться по многим направлениям, классифицируемым в зависимости от следующих критериев:

– по объекту торговли, где обменивается не вся национальная продукция, а наиболее конкурентоспособная;

– по характеру конкуренции – более ужесточённый её уровень, удержаться на котором сложнее, чем на внутреннем рынке;

– по степени динамизма – более высокая степень динамизма, как по объёмам его потоков, так и по изменениям их структуры;

– по условиям формирования продажных цен – особая система мировых цен на основе мировой, а не национальной конъюнктуры.

Таким образом, мировой рынок отличается столь важными показателями по сравнению с национальными, что предопределяет необходимость выделить его в особую сферу товарно-денежных отношений.

Динамизм, свойственный ему, привёл к тому, что внешняя сфера экономики развивается быстрее внутреннего производства. Всё больше возрастает та часть национального производства, которая направляется на продажу за пределы страны (экспорт). По мере роста благосостояния стран возрастает и внутреннее потребление, покрываемое в том числе и за счёт ввезённых иностранных товаров. В современной глобальной экономике развитие национальных хозяйств всё в большей степени будет определяться внешнеэкономической средой.

Основными чертами и функциями мирового рынка являются:

– перемещение товаров и услуг между странами (т.е. мировая торговля) как главный внешний признак;

– первичность по отношению к производителю и функционирование в качестве центральной категории мировой экономики;

– международное разделение труда и другие факторы производства как основа действия основных экономических законов, с одной стороны, и различных коммерческих и торгово-политических факторов – с другой;

– множественность применяемых цен;

– структурированность.

К функциям мирового рынка относятся:

– регулирующая, так как мировой рынок оказывает обратное влияние на производство;

– информационная, так как мировой рынок сообщает усреднённые параметры совокупного спроса и совокупного предложения, через которые каждый из частников может оценить и адаптировать параметры своего производства;

– балансирующая – балансирует спрос и предложение через мировую цену;

– санирующая – мировой рынок «выбраковывает» из международного обмена товары, которые не соответствуют международным стандартам качества при конкурентных ценах.

Основной формой проявления мирового рынка является международная торговля. В своих простейших формах она зародилась ещё в глубокой древности. Мощный импульс к развитию международной торговли задало становление рыночных капиталистических отношений. Со второй половины двадцатого столетия существенно ускорился процесс её развития под воздействием научно-технического прогресса, который, в свою очередь, оказывает заметное влияние на конъюнктуру мирового рынка.

 

2.2. Конъюнктура мирового рынка[7]

Одним из важнейших понятий при оценке развития международной торговли является конъюнктура мирового рынка.

В широком смысле слова конъюнктураозначает кон­кретное состояние (ситуацию) на данном рынке в определён­ных временных, географических и иных рамках, складываю­щееся под воздействием совокупности конъюнктурообразующих факторов.

При исследовании конъюнктуры на различных уровнях экономики различают:

– общеэкономическую конъюнктуру, т.е. конъюнктуру в мировом хозяйстве в целом, регионе или в экономике отдельных стран;

– отраслевую конъюнктуру;

– конъюнктуру рынков отдельных конкретных товаров.

Очевидно, что для анализа конъюнктуры отдельного товара нужно знать отраслевую конъюнктуру, а для исследо­вания отраслевой конъюнктуры – общеэкономическую конъ­юнктуру. Иными словами, разные уровни конъюнктуры тесно взаимосвязаны между собой. Если исходить из временных критериев, то можно говорить о текущей конъюнктуре, крат­ко- и среднесрочной, а также долгосрочной конъюнктуре.

Конъюнктура рынка постоянно изменяется под воздей­ствием широкой совокупности факторов: экономических, научно-технических, политических, социальных и др. Конъюнктурообразующие факторы распадаются:

– на постоянные и переменные;

– циклические и нециклические;

– стимулирующие развитие рынка или сдерживающие его.

Конъюнктурообразующие факторы можно также классифицировать по срокам их действия:

– факторы краткосрочного действия (1–2 года);

– факторы среднесрочного действия;

– факторы долгосрочного действия.

При составлении прогнозов конъюнктуры рынка выделяют и анализируют прежде всего те конъюнктурообразующие факторы, от действия которых в максимальной степени зависит его будущее развитие.

В основе конъюнктурных колебаний в значительной степени лежит циклический характер развития экономики[8]. Эта цикличность конъюнктуры хорошо видна на приме­ре конъюнктуры рынка машин и оборудования. Здесь в ос­нове фундаментальных конъюнктурных изменений лежат как процессы обновления используемого в производстве основного капитала на базе внедрения новых технологий (что вносит существенные изменения в основные параметры про­изводственного процесса), так и кардинальные изменения в самой выпускаемой продукции. При этом цикличность ока­зывается связанной с основными стадиями «жизненного цик­ла продукта».

В данном случае речь идёт о фундаментальных, долго­временных факторах изменения конъюнктуры. Однако в реальной практике конъюнктура оказывается существенно бо­лее динамичной, изменчивой, чем движение конъюнктуры, связанное с собственно фазами больших циклов. В отдель­ных случаях изменения конъюнктуры могут не отражать бу­квально прохождение тех или иных фаз цикла, когда кон­кретные дополнительные конъюнктурообразующие факторы оказывают на конъюнктуру нередко противоположное фундаментальным факторам воздействие. Эти отклонения («вверх» и «вниз» от динамики «больших волн» конъюнктуры) связаны с действием нециклических, по­стоянных и переменных факторов. Кроме этого, в ряде слу­чаев воздействие на конъюнктуру конкретных товаров ока­зывают и просто случайные, не программируемые заранее явления.

К числу постоянно действующих нециклических факто­ров можно отнести:

– регулирование конъюнктуры крупнейшими монополи­стическими объединениями;

– государственное регулирование экономики (хотя сте­пень воздействия государства на экономическое раз­витие в различных странах неодинакова);

– симбиоз первых двух факторов – государственно-монополистическое регулирование (когда регулирую­щее воздействие является результатом срастания мо­щи монополий с государственными институтами);

– политические факторы, оказывающие как позитивное, так и негативное воздействие на конъюнктуру рынка.

Вместе с тем в ряде случаев можно говорить о том, что есть постоянно действующие факторы, которые традиционно определяют как нециклические, однако на самом деле они по существу имеют свою собственную цикличность. Так, на­пример, на многие аспекты изменения конъюнктуры про­мышленной продукции оказывает воздействие милита­ризация экономики, которая связана с развитием военно-промышленного комплекса (ВПК) отдельных стран, оказывающего существенное влияние на конъюнктуру рынков машиностроения. Постоянно действующим нециклическим фактором является и научно-технический прогресс, который в текущем столетии оказывает огромное влияние на конъюнктуру мирового рынка.

Конъюнктурные исследования опираются на ряд методологических предпосылок:

1. Между всеми явлениями, определяющими развитие конъюнктуры, имеется взаимосвязь. Изменение положения на одном товарном рынке оказывает влияние на ряд других товарных рынков.

2. Развитие различных товарных рынков характеризуется исключительной неравномерностью и даже противоречивостью движения конъюнктурных показателей. Ярким примером является разнонаправленная динамика промышленного производства в различных отраслях (топливная, цветная металлургия и т.д.).

3. Изучение конъюнктуры включает большой круг вопросов товароведческого характера. То есть необходимо знать, какие отрасли экономики и в каком объёме являются потребителями данного товара, каковы особенности спроса и предложения отдельных видов и сортов товаров.

Изучение конъюнктуры осуществляется с помощью показателей, позволяющих количественно оценить происходящие на рынке изменения и определить тенденции в развитии, т.е. составить прогноз прежде всего кратко- и среднесрочный. Эти показатели должны дать количественную характеристику качественным изменениям в экономике в целом и в отдельных отраслях в частности.

Ряд показателей прямо отражают изменения, а некоторые являются косвенными. Целесообразным представляется классифицировать показатели по следующим группам: производство, внутренний товарооборот, показатели внешней торговли и кредитно-денежной сферы.

1. Данные о промышленном производстве. Эти показатели имеют первостепенное значение для анализа конъюнктуры любого товарного рынка. В группу входят следующие показатели:

– данные по динамике и структуре ВВП;

– индекс промышленного производства (физический объём);

– данные о производстве в абсолютных единицах измерения;

– динамика и структура капиталовложений;

– динамика заказов;

– данные о занятости и безработице и пр.

Рассмотрим некоторые из них.

Данные о капиталовложениях даются преимущественно в виде валовых инвестиций, т.е. учитывают не только новые вложения, но и затраты на возмещение основного капитала за счёт амортизационных фондов. Динамика капиталовложений отражает процесс обновления и расширения основного капитала. Вложения в основной капитал рассматривают и по отдельным группам: вложение в приобретение машин и оборудования (технологическая структура) и в техническое перевооружение и модернизации (воспроизводственная структура). Капиталовложения определяют масштабы производства и приток заказов на производственное оборудование. Если объём инвестиций в ту или иную отрасль промышленности увеличивается, значит, поступление заказов растёт и производство, скорее всего, будет расширяться, и наоборот. Помимо капиталовложений в отрасль, выпускающую какую-либо продукцию, важно изучать и динамику капиталовложений в отрасли экономики, потребляющие эту продукцию. В целом капиталовложения служат одним из основных критериев, определяющих развитие экономики отдельных стран.

Сведения о заказах. Имеющийся портфель и новые поступления заказов являются показателями загруженности производственных мощностей на перспективу. Считается, что оптимальным является режим экономики, когда загрузка мощностей составляет 82%. Сопоставление ежемесячного поступления новых заказов с ежемесячными отгрузками или продажами позволяет судить о направлении развития конъюнктуры.

Показатели по труду связаны с изменением в сфере производства и зависят от них. Расширение производства сопровождается привлечением новой рабочей силы, и наоборот, сокращение производства сопровождается ростом безработицы.

2. Показатели внутреннего товарооборота. Данные показатели отражают изменения конъюнктуры внутреннего рынка и наиболее важны при изучении конъюнктуры рынков товаров потребительского назначения. К числу таких показателей относятся:

– оборот розничной торговли;

– сумма продаж крупнейших универмагов;

– индексы стоимости жизни;

– данные о движении товарных запасов;

– размер продаж в кредит;

– информация о внутренних перевозках грузов.

Рассмотрим некоторые из них.

Обороты розничной торговли (дают информацию о платёжеспособном спросе населения). Розничная торговля в ходе цикла развивается параллельно промышленному производству, т.е. в фазе подъёма растут обороты торговли, в фазе кризиса – сокращаются.

Потребительский кредит. Как правило, продажи в кредит достигают максимума в преддверии кризиса, когда продавцы пытаются преодолеть начавшееся затоваривание, вводя льготные условия продаж. Развитие кризиса приводит к сокращению кредита и оказывает влияние на его возвратность. Поэтому динамика задолженности населения по потребительскому кредиту (наряду с данными о реальных доходах трудящихся) является одним из показателей платёжеспособного спроса населения. Расширение потребительского кредита на некоторое время искусственно продлевает или повышает спрос на товары. Однако расширение сбыта за счёт продаж в кредит ведёт к сокращению сбыта за счёт продаж в кредит, ведёт к сокращению сбыта в будущем, т.к. реальный платёжеспособный спрос населения уменьшается на сумму ранее закупленных в кредит товаров плюс проценты. Таким образом, расширение или сокращение потребительского кредита может временно изменить обороты розничной торговли.

Движение товарных запасов. Известно, что товарные запасы достигают максимума в начале кризиса, когда уже происходит падение производства и сокращаются до минимума при переходе из фазы депрессии в фазу оживления (когда производство начинает расширяться). В целом движение товарных запасов несколько отстаёт от динамики производства. Существует отчётливая разница в движении запасов сырья и готовых изделий.

Размер запасов сырья зависит от следующих факторов:

1) от объёма производства: расширение производства требует увеличения запасов сырья и наоборот;

2) условий доставки (скорость, регулярность и т.д.). Чем больше расстояние от места добычи сырья до места его использования, чем больше времени занимает транспортировка, тем более значительными должны быть запасы сырья на складах;

3) времени обработки в соответствии с технологией производства.

Существует прямая связь между движением цен и размерами запасов сырья: рост

цен ведёт к увеличению запасов у потребителей, и наоборот, при снижении цен. При этом расширение закупок сырья имеет свои пределы, поскольку способствует росту издержек производства (отвлекаются дополнительные средства на приобретение и хранение сырья). Имеют пределы и сокращения запасов сырья – это его минимально необходимое количество.

3. Показатели внешней торговли.Существует взаимосвязь в динамике показателей промышленного производства и объёмами торговли, т.к. все изменения в промышленном производстве отражаются на динамике и структуре внешней торговли.

Рост промышленного производства сопровождается увеличением объёмов торговли. Временной лаг объясняется длительными сроками поставки товаров и пр. Наносит отпечаток и неравномерность циклического развития экономика разных стран. В результате падения промышленности производства в одной из стран может сопровождаться расширением экспорта (в основном в страны, экономика которых не затронута кризисом).

4. Данные, характеризующие положение в кредитно-денежной сфере (делятся на две группы – эмиссия ценных бумаг и курс акций).

Эмиссия ценных бумаг. Эмиссия подвержена влиянию цикла: в фазе кризиса резко падает, в фазе подъёма растёт. Более заметным циклическим колебаниям подвержена эмиссия акций. Максимума эмиссия достигает раньше, чем производство, поскольку требуется время для того, чтобы рост эмиссии (рост привлечения капиталов) отразился на промышленном производстве. С этих позиций показатель эмиссии может быть использован для оценки перспектив развития конъюнктуры. Исключение составляет эмиссия государственных ценных бумаг: государственная эмиссия менее чувствительна к воздействию конъюнктурообразующих факторов, чем частная.

Курс акций. Динамика курса акций определяется состоянием спроса и предложения на них, что, в свою очередь, зависит от доходности акций, величины банковского процента и пр. Курс акций прямо пропорционален приносимому дивиденду и обратно пропорционален преобладающей ставке банковского процента. Вместе с тем наиболее существенным фактором, определяющим динамику движения курса акций, выступает перспектива получения дивидендов в будущем. Это связано с величиной будущих прибылей данной компании, которые зависят от состояния всей отрасли и экономической ситуации в целом. Следовательно, динамику курса акций необходимо включить в группу показателей прогноза конъюнктуры. Повороты в движении курсов акций обычно предшествуют изменению конъюнктуры.

Колебания курсов акций под воздействием различных причин более заметны, чем изменение прочих конъюнктурных показателей. Так, в фазе подъёма курсы акций повышаются в значительно большей степени, чем производство, и наоборот. Это объясняется биржевой спекуляцией, возможностью отдельных субъектов существенно влиять на совокупный спрос и предложение на бирже («быки» и «медведи»). «Быки» покупают определённое количество акций, что при относительно стабильном их предложении приводит к росту цен на бирже. Когда рост цен достигает ожидаемого уровня, «быки» реализуют акции с прибылью. Играющие на понижение «медведи» продают акции, что приводит к росту цен на бирже при относительно стабильном спросе. Это вызывает снижение цен (курса акций). Когда падение достигает ожидаемого уровня, «медведи» покупают необходимое количество акций. Прибыль достигается путём их продажи позже, когда цены стабилизуются.

Динамика курсов акций оценивается с помощью фондовых индексов. Все национальные фондовые индексы характеризуют динамику курсов акций национальных эмитентов, имеют разную базу, часто рассчитываются по разным методикам и поэтому несопоставимы.

Учётный процент – цена банковского капитала. Это исключительно чуткий показатель конъюнктуры. На динамику данного показателя воздействуют изменения конъюнктуры и кредитная политика государства. Повышение учётного процента свидетельствует о расширении спроса на ссудный капитал (повышение инвестиционной активности). Снижение учётной ставки свидетельствует об обратном.

Минимальное значение данный показатель достигает в период стагнации, максимального – в период кризиса. Изменение учётного процента широко используется в практике антициклического регулирования.

Валютный курс. Динамика данного показателя оказывает заметное влияние на состояние платёжного баланса страны, а также на конкурентоспособность экспортируемых товаров. Так, более низкий курс национальной валюты в отношении иностранной способствует:

а) расширению экспорта (экспортёры получают дополнительную выручку);

б) снижению импорта (компании-импортёры несут дополнительные расходы, связанные со снижением курса национальной валюты).

Анализ конъюнктуры мирового товарного рынка опирается на систему показателей, приведённых выше. Сам алгоритм анализа выглядит следующим образом:

1. Анализ страновой структуры рынка

Прежде всего необходимо определить, какие страны на данном товарном рынке играют решающую роль как производители и потребители, как экспортёры и импортёры.

Сопоставление показателей внутреннего производства, потребления, экспорта и импорта объясняет особенности положения на рынках отдельных стран. Необходимо знать, какой удельный вес занимают поставки на экспорт в общем объёме производства и сколь велика доля импорта во внутреннем потреблении. Показатели экспортной и импортной квоты позволяют установить степень зависимости страны от внешнего рынка. В то же время сила воздействия отдельной страны на конъюнктуру конкретного товарного рынка зависит от того, насколько велик удельный вес этой страны в мировом потреблении, производстве, экспорте данного товара.

2. Анализ цен

Важнейшей частью исследования конъюнктуры товарного рынка является изучение ценовых колебаний. Лучше понять причины ценовых колебаний позволяет анализ изменений в технологии производства в условиях потребления товара, учёт изменений в объёмах и направлениях международной торговли, в фирменной структуре.

3. Прогноз конъюнктуры

Прогноз является наиболее важным элементом изучения конъюнктуры любого товарного рынка, а рассмотренные ранее вопросы являются фундаментом, на котором строится прогноз. Цикличность развития экономики вынуждает начать прогноз конъюнктуры любого рынка с оценки перспектив развития экономики в целом.

Оценка общехозяйственной конъюнктуры должна быть дополнена определением перспектив развития конъюнктуры отдельных стран – крупнейших экспортёров и импортёров данного товара. На рынках, где предложение традиционно превышает спрос, большее внимание стоит уделить конъюнктуре стран-импортёров. Поэтому изменение общехозяйственной конъюнктуры в этих странах оказывает влияние на уровень спроса рассматриваемых товаров. В свою очередь, изменение вопроса на указанных двух крупнейших рынках воздействует на рынок данных товаров других стран. Например, уровень спроса в США и Китае на энергоносители будет определять развитие конъюнктуры данного рынка в целом.

На основе изучения конъюнктурообразующих факторов составляются оценки предполагаемых изменений в объёме и структуре потребления.

После прогноза предполагаемых изменений в объёме и структуре потребления составляется оценка развития производства товара, конъюнктура рынка которого изучается. Сопоставление оценок перспектив развития потребления и производства даёт возможность сделать вывод об изменении соотношения спроса и предложения, определить вероятный объём международной торговли и будущий уровень цен. Именно оценка перспектив движения цен – основная задача прогноза любого товарного рынка. Существенное значение при этом приобретают методы прогнозирования конъюнктуры.

Существует множество методов прогнозирования, среди которых наибольшее распространение получили метод экстраполяции, экспертных оценок и экономико-математическое моделирование.

Экстраполяция основана на анализе сложившихся в прошлом и настоящем закономерностей развития изучаемого явления и распространения этих закономерностей на будущее.

Экспертные оценки основываются на опыте, знаниях и интуиции высококвалифицированных специалистов. Как правило, проводится письменный опрос широкого круга экспертов в несколько туров. Компетентность (весомость мнения) каждого эксперта учитывается с применением соответствующих коэффициентов. Этот метод наиболее часто применяется и во многих случаях является основополагающим при разработке экономических прогнозов.

Экономико-математическое моделирование (ЭММ) с использованием современных компьютерных технологий. Часто ЭММ используется для разработки различных альтернативных сценариев, в том числе и изменения конъюнктуры рынка.

Существуют и другие методы прогнозирования. В целом, применяя любой метод, необходимо понимать, что речь идёт лишь о прогнозировании основных тенденций.

Практическая ценность прогнозных оценок заключается в своевременном и правильном использовании прогноза. Величина инвалютных расходов при импорте и поступлении валюты при экспорте (при прочих равных условиях) зависит от уровня цен. Правильное же определение цен во всех внешнеторговых операциях непосредственно связано с реализацией результатов изучения конъюнктуры в практике оперативной работы. Прогноз конъюнктуры даёт оценку вероятного движения цен. В зависимости от возможного повышения или понижения цен меняется тактика реализации или закупки товаров.

Вместе с тем практическая реализация прогноза с наибольшей эффективностью сопряжена с рядом трудностей.

Во-первых, расширение продаж ограничивается ёмкостью рынка. Ёмкость рынка – это то количество товара, которое может быть реализовано в течение определённого периода времени (год, месяц). Поэтому, если ёмкость рынка составляет, например, 100 тыс. единиц в месяц, а продавцы предлагают 500 тыс. единиц, то это приведёт к резкому снижению цен (предложение в 5 раз превосходит спрос).

Во-вторых, ёмкость рынка не является постоянной величиной. При ухудшении конъюнктуры она уменьшается, при оживлении – расширяется. Это связано с доходами населения и предприятий и их склонностью к сбережениям.

В-третьих, интересы экспортёров и импортёров диаметрально противоположны. Если в период начавшегося снижения цен экспортёр начинает форсировать продажи, то импортёр, наоборот, сокращает закупки, ожидая максимального падения цен, и наоборот.

Таким образом, чтобы наиболее полно реализовать конъюнктурный прогноз, необходимо знание ёмкости рынка, возможностей её изменения, оперативной тактики конкурентов и пр. Очевидно, что необходима и оценка правильности составленного конъюнктурного прогноза. Критерий полного и эффективного использования конъюнктурного прогноза – величина валютной выручки (при экспорте) или суммы валютных платежей (при импорте).



2016-01-26 1504 Обсуждений (0)
Глава 2. Мировой рынок и его конъюнктура 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 2. Мировой рынок и его конъюнктура

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1504)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)