Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Католическая церковь: культурная функция



2016-01-26 1627 Обсуждений (0)
Католическая церковь: культурная функция 0.00 из 5.00 0 оценок




В 1054 г. Из-за конфликта между папой и константинопольским патриархом произошел раскол церкви на католическую и православную.
Установление примата римских пап в западном христианстве - не просто признание папы властелином церкви. При этом были ликвидированы все различия местных церквей в вероучении, богослужениях, обрядах, даже в одежде и прическах священников. Все это отныне соответствовало образцам римской церкви.
Католическая церковь стала строго централизованной организацией во главе с римским папой, который руководил ею как полноправный монарх. Пап титуловали «наместниками святого Петра», позднее «наместниками Христа».

Для управления церковью папы создали в Риме многочисленный бюрократический аппарат (курия) с сотнями своих чиновников-священников. Главная роль в курии принадлежала кардиналам — высшим особам в католической церкви после папы. Именно коллегия кардиналов из своего состава избирала нового папу после смерти предыдущего.
Далее в иерархии духовенства следовали архиепископы, епископы, пресвитеры, дьяконы. Архиепископы и епископы управляли церковными провинциями (диоцезами ), на которые были разделены территории всех католических стран. Пресвитеры стояли во главе приходов — низших административных церковных единиц. Дьяконы помогали пресвитерам, епископам в различных сферах церковной жизни. Архиепископы, епископы, а также аббаты должны были строго выполнять распоряжения папы. Архиепископы даже приносили присягу верности папе. Обязательными для местного духовенства были и распоряжения легатов — папских посланников.


Папство и католическая церковь в социально-политической жизни Европы.

В средние века церковь в Европе непосредственно включилась в процесс феодализации. Церкви и монастырям принадлежало огромное количество земли. Церковное землевладение имело ряд льгот, в том числе налоговых. Большое количество земледельцев, чтобы избавиться от налогового гнета, переходило в поземельную и личную зависимость от церкви и монастырей. Церковные и монастырские владения были такими же феодальными владениями, как и у светских феодалов.
Епископам и аббатам в Западной Европе принадлежало немало городов. Поэтому борьба горожан за самоуправление выливалась в борьбу против сеньоров из числа духовенства и монашества.
Верхушка духовенства и аббатов постепенно втягивалась в феодальную иерархию с ее отношениями сюзеренитета — вассалитета. Так, епископы и аббаты обязаны были по приказу короля поставлять в его войско своих рыцарей-вассалов. Светская власть (короли, герцоги, графы) стала назначать епископов, аббатов. Этот акт называли светской инвеститурой. Таким образом, в ходе феодализации церковь попадала в зависимость от светских властей. Этот процесс с сопутствующим ему упадком нравственности и дисциплины называют «обмирщением церкви». Часть духовенства и монашества осознавала пагубность такого пути для церкви, и с X в. началось движение за реформу церкви. Главные лозунги движения - требования независимости церкви от светских властей и усиления власти папы. «Власть папы выше любой светской власти, папа может даже свергать императоров, королей, а их подданных освобождать от присяги негодным императорам». Главное препятствие в выполнении своих требований видели в светской инвеституре (отказывались выполнять).

С конца X в. церковь предприняла попытки частично обуздать анархию и произвол в раздробленной Европе, сопровождавшиеся междоусобными войнами феодалов, уносившими тысячи жизней мирных людей и причинившими огромный материальный ущерб. Соборы духовенства в разных странах начали принимать постановления о «Божьем перемирии» и «Божьем мире». Первые - запрещали феодалам воевать в церковные праздники, посты и определенные дни недели. Вторые - требовали от феодалов не убивать и не наносить ущерба духовенству, крестьянам, купцам, женщинам и другим категориям мирного населения. Однако эффект от этого был невелик.
Освобождающаяся от жесткой опеки светской власти католическая церковь была серьезным консолидирующим фактором, т.к. одна вера, одна церковь объединяли западноевропейцев. Эта консолидирующая сила — церковь во главе с папством — направила разрушительные силы западноевропейского общества за его пределы на иноверцев. Организовала крестовые походы.
Вершиной политического могущества папства - XIII в. Тогда многие монархи Европы признали себя вассалами римских пап. В своей борьбе с непокорными королями папы использовали различные средства, вплоть до отлучения королей от церкви, интердикта (запрет совершения богослужений и обрядов на определенной территории) и крестовых походов. В XIII в. воля пап во многом определяла политические отношения в Европе.
Политическое могущество папства было подорвано созданием централизованных государств в Европе. Упадок папства в позднем Средневековье привел к созданию в ряде стран, (Англия, Франция), фактически национальных церквей, духовенство которых подчинялось своим королям, чем папам.


Церковь и культура.

На фоне общего упадка культуры в западноевропейском раннем Средневековье церкви и монастыри - очаги культуры. Духовенство и монашество - наиболее образованный слой общества. При монастырях и резиденциях епископов основывались школы, и библиотеки, хоть и небольшие. Христианство многое отвергло из классической античной культуры, особенно то, что было связано с языческой традицией. При этом определенная часть достижений античной культуры была передана Средневековью именно церковью: латынь, «семь свободных искусств», основные знания в других областях наук и искусств. Уставы монашеских орденов предписывали монахам читать и переписывать книги.
В условиях всеобщей неграмотности населения церковь имела настоящую монополию на образование. Наука - занятие небольшой группы интеллектуалов, в основном священников и монахов, которых интересовали главным образом богословские проблемы.
Центры культурной жизни в высоком Средневековье - города. Открываются городские школы, университеты. Это подорвало монополию церкви на образование. Развитие экономики, расширение контактов с другими цивилизациями способствовали увеличению интереса к естественнонаучным знаниям. Куртуазная литература снижала влияние церкви на культуру. Тем не менее, несмотря на то, что светское направление в средневековой культуре все более ширилось (особенно в позднее Средневековье, гуманизм), влияние религии, церкви на культуру было сильным. Мировоззрение средневековых людей, в том числе и гуманистов, оставалось религиозным.
Церковь дала мощный толчок развитию архитектуры и изобразительного искусства. Самыми красивыми зданиями Средневековья были храмы и монастыри. Лучшие архитекторы, художники, скульпторы считали своим долгом участвовать в их создании и украшении. Их произведения в храмах могли видеть тысячи людей.

 

Билет.



2016-01-26 1627 Обсуждений (0)
Католическая церковь: культурная функция 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Католическая церковь: культурная функция

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1627)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)