Человеческое тело в культуре традиционного общества
В Средние века величие тела, столь популярное в античности, сменилось аскетизмом, который характеризовался презрением к телу и телесным удовольствиям (ограничения в питании и добровольные страдания, которые должны были напоминать о страданиях Христа). Восхваление боли выражалось в стигматах (знаках ран Христа на теле людей, символ «нисхождения на человека Святого Духа) и самобичевание. Церковь поддерживала свое влияние тем, что постоянно расширяла перечень ограничения в пище. Чревоугодие относилось ко всему, что связано со ртом человека, включая пьянство. В карнавалах - празднествах перед началом поста – ограничения в чревоугодии снимались, прославлялось наслаждение едой. Таким образом, карнавал – антипод поста, и то, что содержанием жизни людей являлись и посты, и карнавалы порождает противоречие в отношении тела в Средневековье. В сексуальных отношениях также наблюдалось принижение тела: близость допускалась лишь с целью зачатия, контрацепция воспринималась как смертный грех. Была установлена «иерархия дозволенного». Целомудрие в браке ценилось высоко, выше него было целомудрие вдовства, и на самой вершине – девственность. Церковь пыталась наложить ограничение и на сексуальную свободу супругов (воздержания во время постов, определение правильности позы соития, осуждении близости в воскресенье). Даже смех считался проявлением сатанинского влияния в человеке, низменным действием вследствие своего происхождения из живота – неблагородной части тела. А так же тем, что Иисус ни разу не смеялся в Новом Завете. Поэтому смех подавлялся и порицался. Как и смех, жестикуляция являлась признаком греха и коварства. Около XII века смех получил реабилитацию – церковь перестала подавлять смех и начала его контролировать. Теперь смех делился на дозволенный (божественный) и недозволенный (дьявольский). Продолжительность жизни - невелика, поэтому старики – редкое явление той эпохи. Образ старика был связан с образом монаха, ибо в основном долгожителями являлись служители монастырей, где следили за здоровым образом жизни. Но совершенно другое отношение в Средние века было к старым женщинам. Авторитет памяти и мудрости здесь сменялся образом старческой хитростью и коварства. Старухи подвергались гонениям, образ старухи в литературе являлся образом зла. Такое же противоречие было и в восприятии детей: невинность с одной стороны и возможность поддаться дьяволу в силу малого ума с другой. Тело являлось центром противоречий и постоянных перемен: 1. Противоречие двух культур питания – культуры злаков и культуры мяса, которое являлось противостоянием культуры античности и культуры варварских народов. 2. Противоречивость восприятия наготы разделялось на «образ невинности человека до первородного греха, красоты, которую Господь даровал мужчине и женщине, и образ сладострастия». 3. Отношение к женской красоте также было противоречиво, в чем выразилось отношение к самой женщине: с одной стороны, грешница, с другой стороны искупительница грехов. 4. Культура тела не занимала какого-либо места в жизни людей Средневековья, поэтому спорт в понимании как испытание сил не получил развития в эту эпоху. Физические упражнения, которыми занимались жители, это рыцарские игры, цель которых являлась военная подготовка, и борьба у простонародья, не имевшие отношения к спорту. Тело как метафора Тело в Средневековье представляло собой метафору, при помощи которой объясняли строение и функции общества и его институтов. Тело - как символ общественной жизни. Тело как микрокосм включало в себя следующие составляющие: голова, внутренности и остальные члены. Разум и чувства человека сосредотачивались в груди и сердце человека, печень считалась вместилищем страстей, животу же подчинялись все остальные элементы тела. Метафора сердца сложилась в XIII веке. Сердце представлялось как сосредоточие всего духовного в человеке. В конце XVII века сердце стало олицетворяться со Святым Сердцем Иисуса, в связи с чем рана на теле Христа в момент распятия была перенесена с правой на левую часть тела. А сердце Марии стало изображаться пронзенным семью мечами скорби. Ведущая роль в теле отводилась голове, как сосредоточие жизненной силы человека. Христианство добавила голове еще и роль «высокого» в теле человека. Голова воспринималась как центр организма. Печень являлась местом возникновения страстей. Причина такого отношения – расположение печени ниже пояса. Рука являлась символом защиты и руководства. Рука являет собой самые важные жесты, но при этом представляет орудие покаяния через ручной труд. Использование частей тела в описании текущей формы власти начиналось в эпоху раннего Средневековья. Христианство рассматривала Церковь как тело, «головой которого являлся Христос». Билет. Повседневные трудовые практики. Технологии. Билет.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1227)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |