Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Традиционная культура стран Востока (Япония, Индия, Китай)



2016-01-26 11176 Обсуждений (0)
Традиционная культура стран Востока (Япония, Индия, Китай) 0.00 из 5.00 0 оценок




Япония.

Исторический контекст.

Японская цивилизация сформировалась в результате сложных и разновременных этнических контактов. Японская культура на рубеже средних веков только рождалась, поэтому ей был присущ повышенный динамизм и особенная чуткость к восприятию чужеземных влияний. Исследователи выделяют следующие этапы истории средневековой Японии: "Кодай" (древность) - от IV до конца XII в. и "Тюсей" (средневековье) - XII-XVI вв.

Сословия и их занятия

Сословная система си-но-ко-сё, установленную в Японии при сёгунате (военная диктатура) Токугава (классический феодализм Японии). Си – было представлено самурайством (военным сословием), но – крестьянством, ко – ремесленниками, сё – торговцами.

Социальная структура средневековой Японии:

  1. Император (тэнно)
  2. Родовая знать (кугэ)
  3. Букэ (самураи)
  4. Крестьяне
  5. Ремесленники
  6. Торговцы
  7. Низшие слои населения (эта, ронины, гейши, отшельники, ниндзя и др).

 

  1. Устройство жилища (город, деревня)

Город.

На протяжении средневекового периода в Японии сложилось шесть типов городов: столичный город сегуната, призамковый город, портовый город, храмовый город, почтовый город и дзаймати (город который образовался из деревни, а после отделился от нее). Средневековый период в Японии характеризуется активным возведением замков (развитие призамковых городов). Особенности: отсутствие стен, строгая иерархичность структуры расселения, наличие ворот на улицах, высокая плотность застройки кварталов. Их пространственное развитие происходило по спирали и имело четко иерархичную структуру. Чем дальше – тем беднее.

Деревня.

Для удобства надзора, сбора налогов и контроля за выполнением правительственных распоряжений деревня была разбита на пятидворки.

Традиционный дом.

Средневековая японская архитектура проста и отчетлива по своим линиям. Главным строительным материалом служило дерево. Основой являлся каркас из столбов и поперечных балок. Стены не были прочными и не имели опорного значения. Окон не было. Вместо стекол натягивалась белая бумага, пропускающая рассеянный свет. Внутри не было постоянной мебели. Скользящие стены-перегородки, циновки. Вещи приносились и уносились по мере надобности. Кухня отдельно от дома. Обувь снималась у порога.

Брак и семья.

Патриархат. Браки между представителями отдельных сословий строго порицались и даже в ряде случаев преследовались по закону. Брак рассматривался как долг, выполнение которого должно служить интересам семьи, требованиям культа предков. Целью брака было появление мужского потомства. Возраст брачного совершеннолетия в кодексах не закреплялся, но варьировался вокруг цифр 15—16 для мужчин и 14—15 для женщин. Запрещалась полигамия, второй брак при жизни первой жены признавался недействительным. У мужчин могло быть неограниченное число наложниц, права которых определялись обычаем. Наследование носило характер общего правопреемства, так как сопровождалось ответственностью наследников за долги умершего.

Пища.

Рис, рыба, водоросли, грибы, различные бобовые. Чай, сакэ – традиционные напитки. Важной особенностью национальной кухни Японии является большое количество блюд без термической обработки. Овощи, мясо, рыбу зачастую подавали в маринованном виде или просто сырыми с соусами.

  1. Одежда.

Японцы преклонялись перед белокожими дамами (это остается в силе и сейчас), поэтому японские знатные дамы сильно белили лица. Многослойные одежды делали тело массивным, а голову маленькой – красиво. Все имело символический смысл.
Мужская одежда. В окончательном варианте мужской костюм сформировался в следующем составе: нательная плечевая и поясная одежда и верхняя плечевая и поясная одежда. Нательная плечевая одежда — это дзюбан. Нательной поясной одеждой были набедренная одежда фундоси и несшитая юбка до колена, обернутая вокруг бедер, — косимаки. Верхней плечевой одеждой были кимоно, косодэ, хаори. Верхней поясной одеждой была широкая юбка-брюки хакама, состоявшая из половинок, пришитых к двум разным поясам.
Женская одежда. Костюм женщин включат в себя нательную и верхнюю одежду. Нательная одежда была плечевой и поясной. Плечевая одежда дзюбан была похожа на мужской дзюбан.
Поясной нательной одеждой были хлопчатобумажная короткая несшитая юбка и косимаки — длинная несшитая юбка из более дорогой ткани. Верхняя одежда — кимоно, косодэ, хаори — напоминала мужскую.
Отличительной чертой женских дзюбана, кимоно и хаори являлось то, что они не были зашиты в области подмышки и проймы. Пояс оби был очень нарядной деталью женского кимоно. Обувь. Гэта (надевались на белые носки таби на утолщенной подошве с отдельно выделенным напальчником для большого пальца стопы). Дзори — обувь одного размера, напоминающая современные пляжные шлепанцы.
В холодную погоду и мужчины, и женщины носили традиционные прямоугольные платки.
Мужчины сбривали волосы ото лба к темени, а сзади их завязывали, стягивали в виде пучка или узла небольшого размера. Женские прически до XVI в. представляли собой распушенные волосы.

  1. Философия и религия.

Влияние Китая, Индии, Кореи. Пристальный интерес ко всему, что происходит в природе, и к смене времен года. Культ природы – важная часть традиционной религии – синтоизма. Другие основания синтоизма — культ предков и культ героев. Характерной чертой средневековой японской культуры были многочисленные праздники, посвященные божествам, героям и предкам, а также памяти о важнейших событиях в жизни станы или данной местности. В формировании своеобразия японской культуры значительный вклад внесли синтоизм, буддизм и конфуцианство.

  1. Наука.

Развиты медицина, математика и астрономия. Они находились под влиянием китайской науки и восприятия природного мира.

Письменность. Путь японского письма начался в III - V веках нашей эры.

История каллиграфии связана с китайской письменностью. Взяв за основу китайские иероглифы и трансформируя их, японцы на протяжении веков создали свой порядок письма и развили каллиграфию в искусство, записывая тексты буддийских молитв, изречений и стихотворений. .

  1. Образование.

Первые школы были при монастырях (нравственное обучение). Образование складывалось из изучения китайской классической литературы, конфуцианских сочинений, каллиграфии. Особое внимание обращалось на воспитание детей и молодежи в духе глубочайшего почтения и уважения к родителям, учителям, старшим. Для каждого сословия была создана собственная форма обучения, призванная закрепить его роль и положение в общественной иерархии. Цели образования в средневековой Японии: «Нет необходимости, став ученым, бегло читать и обладать энциклопедическими знаниями. Достаточно усвоить ряд принципов преданности, уважения и доверия, Нет необходимости в глубоких знаниях и литературных достижениях».

  1. Искусство.

Стихи умели слагать буквально все образованные люди. Короткие пятистишья – танка служили средством светского общения. Экспромты – картины, экспромты – пейзажные миниатюры, экспромты – психологические зарисовки возникали по каждому поводу. Достаточно прочесть одно стихотворение, чтобы ощутить общий поэтический настрой времени:

В становлении культуры средневековой Японии огромную роль сыграла живопись кайга, что по-японски означает картину или рисунок. Японская живопись считается самым древним видом живописи страны, который характеризуется множеством форм и решений.

 

 

Индия.

История.

Средневековая Индия - страна развитой культуры, фундамент которой закладывался с глубокой древности. В истории Индии, как уже упоминалось, очень трудно провести грань между древней историей и Средневековьем. Когда в Европе происходили серьезные изменения, связанные с падением Западной Римской империи и становлением феодализма, Индия продолжала развиваться по своему собственному сценарию. Множество мелких государств воевали между собой, тогда как основы жизни основной массы населения оставались незыблемыми. Средневековая культура страны формировалась под влиянием многих факторов. Историю средневековой индии можно разделить на 3 периода:

  • Раджпутский период
  • Эпоха делийского султаната
  • Эпоха монгольской империи

 

Раджпутский период

В эпоху Средневековья Индия вступила в VII в. раздробленной на ряд мелких государств, которые образовались после недолгого господства кочевников-эф-талитов, уничтоживших империю Гуптов. Эпоха Гуптов стала восприниматься как золотой век индийской культуры. Однако обособления районов и упадка культуры в феодальных центрах не произошло из-за развития портовой торговли. В результате слияния пришлых народов с местным населением возникла компактная этническая общность раджпутов, возводивших свои родословные к кшатрийским Солнечной, Лунной и Огненной династиям. Под эгидой раджпутских кланов оформилась система устойчивых политических центров – Северная Индия, Бенгалия, Декан и крайний юг (VII-XII вв.).

Эпоха Делийского султаната

В XIII в. на севере Индии утверждается крупное мусульманское государство - Делийский султанат, главенствующее положение в котором занимали мусульманские военачальники из среднеазиатских тюрок. Государственной религией становится ислам суннитского направления, а официальным языком - персидский. Просуществовало это государственное образование почти триста лет вплоть до 1526 г., когда султанат пал под натиском войск правителя Кабула тимурида Бабура. В эпоху мусульманского завоевания Индии наряду с Делийским султанатом существовали и другие крупные мусульманские государства: империя Брахманидов на Декане, султанат Голконда на восточном побережье полуострова, государство Гуджарат на западе Индии. Единственным немусульманским централизованным государством была империя Виджаянагар на юге, просуществовавшая почти 200 лет, с середины XIV до середины XVI вв.

Эпоха Монгольской империи

Начало Могольской империи, просуществовавшей в Индии почти 200 лет (XVI-XVIII вв.) и охватившей большую часть полуострова Индостан, положил правитель Кабула тимурид Бабур (1483-1530), который разбил войска делийского султана Ибрахима в битве при Панипате в 1526 г. В годы правления Акбара (1556-1605) власть Моголов окончательно утвердилась в Индии, а столица была перенесена в г. Агру на реке Джамне. При преемниках Акбара Могольская держава достигла наивысшего расцвета. В XVIII в., когда страну сотрясали междоусобные войны, она стала легкой добычей английских колонизаторов.

 

Иерархия.

 

В средние века в Индии сохранялось сложившееся еще в древности деление людей на обособленные большие группы – касты. Выше всех по-прежнему стояли наиболее «чистые» касты – брахманы и воины, а ниже их – торговцы и ростовщики. Касты шудр, которые в древности были слугами, теперь составляли ремесленники и земледельцы. Подобно большой семье, каста защищала своих членов, помогала нуждающимся, заботилась о вдовах и сиротах.

На самой низшей ступени общества стояли те, кого называли «неприкасаемые». Считалось, что неприкасаемые могут осквернить человека из высшей касты своей тенью или взглядом. Они должны были брать воду из отдельных колодцев, имели особые кладбища. Неприкасаемые были обречены на самые презираемые занятия: убой животных, торговлю мясом, обработку кож, уборку мусора и нечистот в общественных местах, исполнение обязанностей палача. Им полагалось жить за чертой селения и приходить в него только днем для выполнения работы.

Всей жизнью касты руководили старейшины и кастовый совет. Изгнание из касты было страшным наказанием: человек лишался защиты, прав на семью и имущество.

Торговля.

На западном берегу Индостана возникло много портов. Крупнейшим из них был Каликут. Правителя Каликута называли «властителем моря». Он имел большой флот и считался наиболее сильным из князей западного берега Индии.

За тканями, пряностями и красками, за изделиями ювелиров и резчиков приезжали купцы из Китая, Африки и Аравии. Главную роль в торговле с Индией играли арабы. Они захватили в свои руки торговые пути в Индийском океане. В индийских портах постоянно жили арабские купцы.

Европейцы издавна стремились побывать в сказочно богатой Индии. С этой целью русский купец Афанасий Никитин совершил длительное, полное опасностей путешествие через Кавказ и Иран и в 1469 году добрался до Индии. Он прожил там три года. Афанасий Никитин оставил интересное и правдивое описание своего путешествия - книгу «Хождение за три моря».

Ремесло и т.д.

Индийские крестьяне при феодальном строе продолжали жить общинами. Рядом с посёлком, где жили общинники, находились загон для скота и площадка для молотьбы. На вышках вокруг полей дежурили сторожа, отгоняя от посевов птиц и диких зверей. В лесу пастухи пасли скот общинников. В общине производилось почти всё, что нужно было крестьянам: продукты, одежда, орудия труда. Здесь имелись и свои ремесленники — кузнецы, плотники, ткачи, гончары, портные.

Пища.

Религия (индуизм) запрещала употреблять в пищу мясо коров и некоторых других домашних животных, птиц и рыб, отдельные виды овощей и грибов. Поэтому индийцы, кроме воинов, мало ели мяса, считая, что только нецивилизованные люди увлекаются мясной пищей. Профессии охотников, мясников презирались.

Самой главной пищей индийцев был рис, сваренный на воде или молоке, а также пшеница, просо и бобы. В изобилии индийцы ели овощи – огурцы, тыквы, дыни, арбузы и фрукты – бананы, кокосовые орехи, финики, манго. Из Ирана завезли и начали выращивать грецкий орех, миндаль и виноград; очень любили мед, разводили сахарный тростник. В индийской кухне почетное место занимали пряности, которые употребляли для придания особого вкуса и аромата вареному рису.

 

Брак.

Обычно индийцы вступали в брак очень рано. Жених и невеста до свадьбы не встречались. О браке сговаривались родители.

Расходы на свадьбу и приданое оплачивала семья невесты.

Индийцы гордились многочисленным потомством. Особенно радовались рождению сыновей, так как именно на них возлагалось исполнение похоронных обрядов в случае смерти родителей. Лучшим пожеланием индийцы считали: «Да будет у тебя сто сыновей!» Если жена не родила сына, муж мог взять другую жену.

Среди знати было распространено многоженство.

 

Жилище.

Жилища в Индии строили из материалов, которые преобладали в данной местности: или дерева, или камня, или глины.

Бедняки жили чаще всего в глинобитных домах и в тростниковых хижинах, крытых соломой или пальмовыми листьями. В крохотном доме обычно только спали, а в основном жизнь семьи проходила во дворе.

Дома зажиточных горожан были двух- или трехэтажными, с балконами и верандами; обычно они были крыты черепицей. Нижние этажи были заняты под мастерские, лавки или склады.

В богатых домах стены внутри жилых помещений иногда покрывались росписями, полы – коврами и циновками. Столов и стульев не было. Мебелью служили деревянные и плетеные сиденья и лежанки, сундуки для одежды и украшений. В таких домах отгораживали особые помещения для купания и туалета.

Шедеврами архитектуры являлись буддийские храмы, вытесанные в скалах.

Одежда.

Одежду изготовляли из хлопчатобумажных, шерстяных, льняных и шелковых тканей. Повседневная одежда состояла из нижней – юбки или набедренной повязки – и верхней – накидки. Даже князья и знать носили столь же простые одеяния, но из лучших материалов.

Большинство крестьян ходили босыми или в простых сандалиях, а знать и богачи носили кожаную обувь, украшенную драгоценными камнями. Зажиточные люди носили множество украшений, большие серьги, кольца, браслеты, ожерелья, бусы из драгоценных металлов и камней, жемчуга, слоновой кости. Они подчеркивали богатство и положение в обществе. Количество украшений на женщине также свидетельствовало о богатстве ее рода.

Религия.

В начале средних веков буддизм постепенно вытеснялся индуистской религией, или индуизмом. Эта религия объединила множество верований, в том числе и древних. Главными богами в индуизме стали Шива и Вишну, считавшиеся создателями мира и его хранителями. В честь богов воздвигали храмы, им приносили жертвы. Жрецы в храме «поили» и «кормили» статую бога, храмовые танцовщицы исполняли перед ней особые танцы. В честь богов в храмах устраивали празднества, на которые собирались массы верующих.

Индуизм предписывает верующим, чтобы они избегали наносить вред живому существу даже в случае крайней необходимости, жертвовали долю своего имущества брахманам и храмам. Индусы верили, что душа умершего попадает в рай или в ад лишь на определенное время, – это зависит от числа добрых или злых дел, совершенных в жизни. При новом рождении душа возвращается на землю и вселяется в новое существо. Поэтому положение каждого человека зависит от его поведения в другой жизни, которая была до его рождения. Если человек совершал добрые дела, то в следующем рождении он перейдет в более высокую касту, а за дурные поступки может вторично родиться неприкасаемым или даже мерзким животным.

Под влиянием религии сложилась особая мораль. Индийцы высоко ценили вежливость, выдержку, тактичность. Младшие должны были быть почтительны к старшим. Считалось невежливым сидеть в присутствии старшего, если он стоит. Полагалось уступать дорогу престарелым, больным, несущим тяжести, женщинам, брахманам, жениху, направляющемуся в свадебной процессии к дому невесты.

Индийцы были очень гостеприимны. Считалось, что даже людям из низших каст нельзя отказать в ночлеге. Хозяин обеспечивал гостя водой для омовения, пищей и местом для отдыха. Сам он мог есть только после того, как накормил гостей.

 

Праздники.

 

Праздники Индии, большинство которых имеет религиозную основу, дают наглядное представление о красочном многообразии индийской культуры. В стране с древности и по сей день действует лунный календарь, поэтому новолуние и полнолуние обрели здесь священный смысл.

Один из трех центральных индуистских праздников – Холи. Это праздник весны и расцветающей природы, посвященный Кришне. На перекрестках разжигают костры, символизирующие очищение от злых сил, а утром люди, и старые, и молодые, выходят на улицы и начинают поливать друг друга подкрашенной водой, женщины выходят из своего уединения, ломаются кастовые барьеры.

Философия.

.Особенностью индийской философии является ее интеллектуальная терпимость. Различные учения не опровергают, а дополняют друг друга, утверждая, что истина одна, но она многогранна. Философское знание - не самоцель, а средство внутренней трансформации, ведущей к освобождению.

Медицина. В Раджпутскую эпоху была создана оригинальная по своим методам лечебная школа - аюрведа (наука одолголетии), отводившая главное место профилактике болезни, гигиене и диете. Индийские медики особо подчеркивали значение свежего воздуха и водных процедур. Йога, хирургия, ветеринария.

 

Китай.



2016-01-26 11176 Обсуждений (0)
Традиционная культура стран Востока (Япония, Индия, Китай) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Традиционная культура стран Востока (Япония, Индия, Китай)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (11176)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)