Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Метод «Мозговая атака»



2016-01-26 469 Обсуждений (0)
Метод «Мозговая атака» 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Это метод стимулирования творческой активности, исходящий из предложения, что при обычных приемах обслуживания и решения проблем возникновению новаторских идей препятствуют контрольные механизмы сознания, стереотипных форм принятия решений. Тормозящее влияние оказывают также боязнь неудачи, страх оказаться смешным и так далее.

Мозговой штурм - это средство стимулирования интеллектуальных творческих способностей, при котором участникам работы предлагается высказать как можно больше вариантов управленческого решения, в том числе самых фантастических. Затем из большого числа идей отбираются наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Метод разработан и описан в 1938 году американским психологом А.Ф. Осборном, обратившим внимание на то, что одни люди легко выдвигают новые идеи, другие более склонны к критическому анализу этих идей, при обычном обсуждении мешая, друг другу. В связи с этим разделено на этапы генерирования и их анализ и на 2 группы:

1. Участники - те, кто должен предложить новые варианты решения нужной задачи;

2. Члены комиссии, которые обрабатывают предложенные материалы.

Руководитель мозговой атаки сообщает членам группы суть решаемой проблемы за 2-3 дня до ее проведения. Проблема должна быть обозначена как можно четче и всесторонне. Создает непринужденную атмосферу обслуживания: никто из участников не должен бояться того, что его высказывания не представляют ценности; любая критика запрещена и желательна их поддержка и развитие; мысли высказывать откровенно и свободно; чем больше идей, тем лучше. Следует стремиться к этому, чтобы предложения поступали быстро, но не сковывали группу. Мозговая атака проводится в первой половине дня, когда участники не устали. Слишком быстрое завершение мозговой атаки нежелательно, так как установлено, что новые и оригинальные идеи возникают тогда, когда кажется, что исчерпаны все возможные мысли и ассоциации.

 

Статистический метод.

 

Статистический метод (аналогично аналитическому) представляет собой набор приемов для выбора и точного выполнения правил и инструкций при принятии управленческих решений. Он использует в качестве модели информацию о прошлом удачном опыте каких-либо компаний при подготовке или реализации управленческих решений. Модель включает набор инструкций, рекомендаций, отзывов, примеров и другой справочной и описательной информации. Модель может быть представлена в виде релевантной информации, сайта в Интернете или в письменном виде и формируется в процессе сбора, обработки и анализа статистических, материалов, полученных в результате реальных действий и выработанных искусственно, путем статистического моделирования.

Статистический метод можно использовать как на стадии разработки, так и на стадии выбора управленческого решения. На стадии разработки выбирается только модель, а разработкой приемов и способов занимается сама компания. На стадии выбора компания берет для исполнения весь набор мероприятий, составной частью которых является модель.

Статистический метод очень распространен из-за его простоты и очевидной, сиюминутной полезности. Так, руководители многих компаний периодически собираются для обсуждения опыта работы, используя для этого: рыбалку, баню, охоту и другое. Симпозиумы, конференции, собрания также являются элементом статистического метода. Ряд консультационных фирм используют данный метод для создания интегрированных систем управления компаниями.

Компания «Галактика» широко представляет свой интегрированный сетевой комплекс, снабженный контурами административного и оперативного управления, управления производством и бухгалтерского учета. Каждый контур может использоваться самостоятельно и в сочетании с любым другим. Основные условия эффективного использования данного метода:

· штат исполнителей, привлеченных к выполнению управленческих решений, не ограничен;

· время выполнения управленческих решений должно быть ограничено в соответствии с жизненным циклом функционирования модели;

· характер принятия управленческих решений, объекта управления и потребителя решения - типовой.

Профессионализм принятия управленческих решений определяется руководителем или специалистом, ответственным за выбор варианта модели или всего набора мероприятий.

Данный метод базируется на статистических методах, теории размытых множеств, теории подготовки решений в условиях определенностей.

Статистический метод гарантирует среднюю эффективность управленческих решений и достижение цели. Использование методов повышает качество принимаемых решений за счет использования научного подхода, системной ориентации и моделей.

 

Моделирование как метод принятия решений

Моделирование

 

Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Наука управления старается повысить эффективность организации путем увеличения способности руководства к принятию обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности с помощью моделей и количественных методов.

Особенность науки управления - использование моделей. Моделирование часто необходимо в силу сложности проблем управления и трудности проведения экспериментов в реальной жизни. Некоторые модели, используемые наукой управления, настолько сложны, что без компьютера обойтись невозможно.

Моделирование является основным методом исследования производственно-экономических систем. Под ним понимается способ отображения объективной реальности, при котором для изучения оригинала применяется специально построенная модель, воспроизводящая определенные свойства исследуемого реального явления. Моделирование представляет собой исследование объектов познания на их моделях. В нашем случае объект познания - это организация, ее структурное подразделение или же определенное явление, свойственное организации или сопровождающее организацию. Следовательно, обращение к этому методу предполагает рассмотрение определенной модели - организации, ее части, явления. (Необходимо заметить, что моделирование довольно часто используется в практике управления, когда даже общественные системы общественные процессы исследуются на моделях.).

Модель - это объект любой природы, который способен замещать исследуемый объект так, что его изучение дает новую информацию об исследуемом объекте.

Под моделью же в управлении понимается: копия - уменьшенная или увеличенная - какого-то объекта, то есть его воспроизведение или макет, а также схема, изображение или описание какого-либо явления или процесса, свойственные организации.

Таким образом, модель - это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности. Главной характеристикой модели можно считать упрощение реальной жизненной ситуации, к которой она применяется. Поскольку форма модели менее сложна, а не относящиеся к делу данные, затуманивающие проблему в реальной жизни, устраняются, модель зачастую повышает способность руководителя к пониманию и разрешению встающих перед ним проблем. Модель помогает руководителю совместить свой опыт и способность к суждению с опытом и суждениями экспертов.

Модель есть избираемый вариант представления на уровне сознания или в конкретной визуальной форме объекта исследования, но такой вариант, который при его исследовании дает адекватную информацию о самом объекте.

Управленческая модель (и это главное) - это упрощенная форма реальной жизненной ситуации, явления или объекта, освобожденных от ненужных (для рассмотрения конкретной проблемы) элементов или информации, затрудняющих восприятие или анализ реального объекта, явления или ситуации.

Хотя некоторые модели, используемые наукой управления, настолько сложны, что без ЭВМ обойтись невозможно, концепция моделирования проста. По определению Шеннона: «Модель - это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности». Схема организации, к примеру, это и есть модель, представляющая ее структуру. Существует ряд причин, обусловливающих использование модели вместо попыток прямого взаимодействия с реальным миром. К ним относятся естественная сложность многих организационных ситуаций, невозможность проведения экспериментов в реальной жизни, даже когда они необходимы, и ориентация руководства на будущее.

Сложность как все школы управления, наука управления стремится быть полезной в разрешении организационных проблем реального мира. Может показаться странным, что возможности человека повышаются при взаимодействии с реальностью с помощью модели. Но это так, поскольку реальный мир организации исключительно сложен и фактическое число переменных, относящихся к конкретной проблеме, значительно превосходит возможности любого человека, и постичь его можно, упростив реальный мир с помощью моделирования.

Экспериментирование. Встречается множество управленческих ситуаций, в которых желательно опробовать и экспериментально проверить альтернативные варианты решения проблемы. Конечно, руководители фирмы были бы не правы, если бы вложили миллионы долларов в новое изделие, сначала не установив экспериментально, что оно будет функционировать, как намечено.

Существует множество управленческих ситуаций, в которых, до принятия окончательного решения желательно разработать и экспериментально проверить альтернативные варианты. Когда фирма «Боинг» проектирует новый самолет, «Ай Би Эм» - новую модель компьютера, они всегда изготавливают экспериментальный образец, проверяют его в реальных условиях и только потом начинают полномасштабное производство. Однако прямое экспериментирование такого типа дорого стоит и требует времени.

Существуют бесчисленные критические ситуации, когда требуется принять решение, а на эксперимент нет времени или средств. К примеру, когда фирма «Фольксваген» решила построить производственное предприятие в США, ей необходимо было выбирать место с достаточным обеспечением рабочей силой и благоприятными условиями налогообложения. Фирма не могла решить эти проблемы, построив в порядке эксперимента в каждом возможном месте по заводу, да еще и по нескольким проектам.

Ориентация управления на будущее. Невозможно наблюдать явление, которое еще не существует, и, может быть, никогда не состоится, как и проводить прямые эксперименты. Моделирование - единственный к настоящему времени систематизированный способ увидеть варианты будущего и определить потенциальные последствия альтернативных решений, что позволяет их объективно сравнивать.

Построение модели является процессом. Основные этапы процесса - постановка задачи, построение, проверка ее достоверности, применение и обновление модели.

Постановка задачи - наиболее важный этап построения модели, способный обеспечить правильное решение управленческой проблемы. Для нахождения приемлемого и оптимального решения задачи нужно знать, в чем она состоит.

Правильное использование математики или компьютера не принесет никакой пользы, если сама проблема не будет точно диагностирована.

Из того только, что руководитель осведомлен о наличии проблемы, вовсе не следует факт идентификации истинной проблемы. Руководитель обязан уметь отличать симптомы от причин. Построение модели. После правильной постановки задачи следующим этапом процесса предусматривается построение модели. Разработчик должен определить главную цель модели, какие выходные нормативы или информацию предполагает получить, используя модель, чтобы помочь руководству разрешить стоящую перед ним проблему.

Проверка модели на достоверность. После построения модели ее следует проверить на достоверность. То есть устанавливается степень соответствия модели реальному миру, определяется уровень информации, получаемый с ее помощью, насколько эта информация действительно помогает руководству овладеть проблемой. Модель можно опробовать на ситуации из прошлого.

Один из аспектов проверки заключается в определении степени соответствия модели реальному миру. Специалист по науке управления должен установить - все ли существенные компоненты реальной ситуации встроены в модель. Проверка многих моделей управления показала, что они не совершенны, поскольку не охватывают всех эквивалентные переменных. Естественно, чем лучше модель охватывает реальный мир, тем выше ее потенциал как средства оказания помощи руководителю в принятии хорошего решения.

Второй аспект проверки модели связан с установлением степени, в которой информация, получаемая с ее помощью, действительно помогает руководству совладеть проблемой.

Хороший способ проверки модели заключается в опробовании ее на ситуации из прошлого.

После проверки на достоверность модель готова к использованию. Прежде всего, необходимо объяснить, как она функционирует, каковы ее потенциальные возможности и ограничения. Согласно одному обследованию отделов, анализирующих операции на корпоративном уровне, лишь около 60% моделей были использованы в полной или почти полной мере. Основная причина недоиспользования моделей руководителями, которые должны их применять, возможно, заключается в том, что они их опасаются или не понимают.

Обновление модели. Даже если применение модели оказалось успешным, почти наверняка она требует обновления. Руководство может обнаружить, что форма выходных данных не ясна или не желательны дополнительные данные, а так же изменения во внешнем окружении. Если цели организации изменяются таким образом, что это влияет на критерии принятия решений, модель необходимо соответствующим образом модифицировать.

Эффективность модели может быть снижена рядом потенциальных погрешностей таких как: недостоверные исходные данные, информационные ограничения, страх пользователей, слабое использование на практике, чрезмерная стоимость. Существует следующие типы моделей: математическая, аналоговая, физическая, модели науки управления.

 

Математическая модель

 

Математическая, или экономико-математическая, модель часто именуется и как символическая, поскольку ее построение связано с использованием символов объекта, явления. Эта форма моделирования представляет собой специфическую форму отображения экономических характеристик исследуемого объекта в системе математических символов. Примером простого математического моделирования выступает производственная функция (1):

 

Кпр = f (К, Т, Пр). (1)

 

Технология - Постоянная

 

При обращении к такому управлению менеджер понимает, что объем производимой продукции (Кпр - количество производимых товаров) есть функция капитала (К), труда (Т), природных ресурсов (Пр), а точнее их определенных количеств и установленных пропорций соотношения этих факторов производства (при постоянной технологии). Выстраивая новую модель своей организации, менеджер на этой основе заключает: для увеличения объема производства в 2 раза требуется вовлечение в процесс производства капитала, труда, природных ресурсов в 2 раза больше.

В практике применяют различные математические модели, например:

1. Регрессионный анализ представляет собой статистическую процедуру для математического расчета среднего соотношения зависимой и независимой переменных. Выделяют 2 вида: простая (1 независимая переменная) и множественная (2 и более) регрессия.

2. Метод Лангранжа. Вся совокупность методов решения управления задач делится на 2 группы: аналитические и числительные. При выборе метода решения конкретной задачи следует учесть, что аналитические решения всегда предпочтительнее численного, так как она позволяет исследовать влияние различных факторов на оптимальное решение. Но при решении конкретных задач не всегда удается получить аналитическое решение. Метод Лангранжа - метод дифференциального исчисления, применяемый при наличие ограничивающих условий. Позволяет перейти от оптимизационной задачи с ограничениями к альтернативной оптимизационной задачи без ограничений, у которых совпадают решения. Фактически математическая задача на условный экстремум заменяется задачей на безусловный экстремум, но с увеличением числа неизвестных.

 

Физическая модель

 

Физическая модель есть исследуемый объект, ситуация, явление или система в уменьшенном виде, то есть она представляет собой то, что исследуется, с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы. Эта модель именуется иногда портретной моделью. Этот вид моделирования в основном используется тогда, когда необходимо визуальное представление объекта, но в натуральную величину охватить такой визуально невозможно. Такого рода моделям являются чертеж, план предприятия и так далее.

Пример физической модели - синька чертежа завода, его уменьшенная фактическая модель в определенном масштабе. Такая физическая модель упрощает визуальное восприятие и помогает установить, сможет ли конкретное оборудование физически разместиться в пределах отведенного для него места, а так же разрешить сопряженные проблемы, например размещение дверей.

 

Аналоговая модель

 

Аналоговая модель - представляет исследуемый объект аналогом, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит как таковой. Это графики, схемы и так далее. Пример аналоговой модели - организационная схема. Выстраивая ее, руководство в состоянии легко представить себе цепи прохождения команд и формальную зависимость между индивидами и деятельностью. Аналоговая модель - более простой и эффективный способ восприятия и проявления сложных взаимосвязей структуры крупной организации, чем составление перечня взаимосвязей всех работников. Этот способ моделирования применяется в тех случаях, когда нет возможности в обращении к моделям физической, когда единственно возможным представляется исследование аналога реального объекта, события, ситуации или системы.

Под аналогом понимается нечто, представляющее собой соответствие конкретному предмету, событию, или нечто, отражающее реально проистекающий процесс или механизм взаимодействия.

Аналогия, используемая в таком случае как метод исследования, есть метод умозаключения, когда на основании сходства 2 предметов, явлений в каком-то отношении делается вывод об их сходстве в других отношениях с целью получения ответа на заданный вопрос.

Например, через построение графика или таблицы зависимостей между издержками производства и прибылью можно найти ответ на вопрос, какой объем производства может выступить в качестве максимально эффективного.

Исследуемый объект - это объем производства, который рассматривается через построение аналоговой модели взаимосвязи издержек и прибыли в форме, скажем, графика. График, иллюстрирующий соотношения между объемом производства и издержками (рис. 4.2.1), является аналоговой моделью.

 



2016-01-26 469 Обсуждений (0)
Метод «Мозговая атака» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Метод «Мозговая атака»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (469)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)