Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этногенез как процесс. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева



2016-01-26 2209 Обсуждений (0)
Этногенез как процесс. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева 0.00 из 5.00 0 оценок




Проблемы этногенеза и этнической истории являются комплексными, т. к. комплексно само понятие этноса, определяемого на основании многих признаков. Поэтому в разработке этих проблем кроме антропологов, этнологов и лингвистов, участвуют ученые многих других специальностей. Вскрытие внутренних закономерностей этногенеза послужило основой для создания нового взгляда на этническую историю, которая рассматривает причины и условия формирования этнических общностей разных порядков, их развития и расселения, взаимодействия, дробления и слияния.

Под этногенезом понимается процесс возникновения и прохождения стадий развития этнических общностей. Этногенез связан с образованием языка, становлением культуры, формированием самосознания, сопряжен с процессом взаимодействия человеческих рас. Практически все известные этносы складывались сложным путем из нескольких разнородных частей, пока не осознали себя единством, фиксированным в самоназвании (этнониме).

Мы не знаем точно, когда возникли первые этнические общности, но многие ученые предполагают, что они столь же древни, как древни сами люди современного биологического вида Ноmо sapiens («человек разумный»), сформировавшегося по новейшим данным за 50 — 40 тысяч лет до нашего времени.

Имеется достаточно оснований считать, что уже десятки тысяч лет назад существовали этносы, хотя, конечно, мы знаем об их истории очень мало, скорее даже не знаем, а догадываемся. Район расселения человечества уже сотни тысяч лет назад был слишком велик, чтобы в нем могло поддерживаться единство языка, судя по тем лингвистическим законам, которые мы знаем. Вероятно, этническое деление могло быть развито даже гораздо сильнее, чем сейчас, в силу большей разобщенности отдельных групп людей, занимавшихся охотой и собирательством. Археологи установили, что орудия и предметы быта, найденные в разных районах, отличаются друг от друга. Сегодня мы назвали бы такие отличия этническими. Однако здесь надо оговориться: нельзя считать большую область с однотипной археологической культурой местом расселения древней единой этнической общности. Ведь этнос должен еще и осознавать свое единство, а в тех условиях население огромной территории никак не могло осознавать себя единым целым. Не обязательно люди, живущие на такой большой территории, должны были говорить на близких языках.

Первым по времени объединением людей, которое обычно определяется как этнос, является племя. Однако в научной литературе можно встретить мнение, согласно которому первоначальным типом этнической общности был род. Этому утверждению противоречит то обстоятельство, что в силу экзогамности рода его основная функция связана с гетерогенностью, притом не только биологической, но и культурной. К тому же род не может существовать вне племени, хотя бы слабо сформированного. Все это и не позволяет считать род этнической общностью. Именно племена обычно рассматриваются в качестве основного этнического подразделения первобытного общества.

Известным ученым Л.H. Гумилевым была разработана пассионарная теория этногенеза. Она получила неоднозначную оценку у представителей различных наук. Весьма благожелательно она была встречена географами, геологами, зоологами, ботаниками и философами, но не вызвала интереса у историков, филологов и востоковедов. Некоторая часть этнологов не разделяет гумилевскую теорию.

Гумилев исходит из того, что ни один этнос не вечен. Древние шумеры, хетты, филистимляне, дарданы, этруски и венеты уступили свое место парфянам, эллинам, латинам и римлянам, которые выделились из латинов и других италиков. Но и этих сменили итальянцы, испанцы, французы, греки, турки, таджики, узбеки и казахи.

История человечества свидетельствует, что из народов, процветавших 5 тысяч лет тому назад, не осталось ни одного. Из тех, кто творил великие дела за 2 тысячи лет до нашей эры, уцелели лишь жалкие осколки немногих. Те же, кто существовал в X в., по большей части еще живут, хотя и весьма изменившись. По-видимому, и в дальнейшем этносы будут появляться и исчезать. Как и почему это происходит — центральная проблема этногенеза.

В своей теории этногенеза Л.H. Гумилев соединил геобиохимию и системологию с исторической географией, исходя из того, что этнос как биосоциальная общность есть порождение и часть биосферы и одновременно продукт социальной эволюции. Этносы (биосоциальные общности) рождаются, живут и умирают не столько по социальным, сколько по естественным законам природы. Каждая этническая система имеет историю, укладывающуюся в схему: толчок-подъем-перегрев-упадок-затухание (с отдельными зигзагами на том или ином этапе).

Л.Н. Гумилевым на основе исторического материала было показано, что все процессы этногенеза разворачиваются единообразно, т. е. смена фаз этногенеза в различные эпохи подчинялась четкой внутренней закономерности, а длительность каждого из этих процессов составляла 1200 — 1500 лет. Для объяснения этого феномена Л.Н. Гумилевым была предложена концепция пассионарности, связывающая смену фаз этногенеза с изменением уровня пассионарного напряжения системы. Пассионарность является эффектом энергии живого вещества биосферы, проявляющимся в повышенной активности этнических коллективов. Следовательно, правомерно говорить об этногенезе как о процессе, движущими силами которого являются природные биосферные факторы. Эти же факторы опосредованно определяют социальные формы жизни, которые создаются людьми этносов, т. к. эти формы связаны с фазами этногенеза и господствующими в них императивами поведения.

В целом можно выделить три основных исторических типа этногенеза. Палеоэтногенез — формирование этносов разных метаэтнических общностей, т. е. групп этносов, сложившихся в результате их длительного культурного взаимодействия или политических связей. Выделяются этноязыковые (германцы, славяне, тюрки, арабы), этнорасовые (в Латинской Америке), этнокультурные (народы Кавказа, Поволжья, Сибири) и этнополитические (британцы, швейцарцы) формы палеоэтногенеза. Мезоэтногенез — возникновение этносов типа народностей, т. е. этносов, находящихся на стадии между племенами и нациями. Мезоэтногенез совпадает с образованием раннеклассовых государств, и впоследствии именно на базе этносов типа народностей сформировалось большинство современных наций развитых государств.

Неогенез — этногенез Нового и Новейшего времени, происходящий на территории Африки, Америки, Океании, Азии, в котором принимают участие как представители ранее сложившихся этносов (главным образом европейские переселенцы), так и местных этнических групп, находящихся на разных стадиях этногенеза.



2016-01-26 2209 Обсуждений (0)
Этногенез как процесс. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Этногенез как процесс. Теория этногенеза Л.Н. Гумилева

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2209)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)