Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Физическое воспитание в учебных заведениях России со второй половины XIX в. до XX в



2016-01-26 9872 Обсуждений (0)
Физическое воспитание в учебных заведениях России со второй половины XIX в. до XX в 0.00 из 5.00 0 оценок




В ходе школьной реформы 60 — 70-х гг. были приняты новые положения и уставы о народных училищах, гимнази­ях и университетах. Эти реформы в очень малой степени коснулись постановки физического воспитания в учебных заведениях.

В 1862 г. кадетские корпуса были реорганизованы в во­енные гимназии, в них был расширена программа изучае­мых предметов, приглашены лучшие педагоги, а также гимназии отличались хорошей постановкой физического вос­питания.

В начале 80-х гг. гимназии были вновь переименованы в кадетские корпуса и гимнастика в них стала дополнитель­ным средством военной муштры и издевательства над каде­тами.

С 1872 г. гимнастика стала обязательным предметом в реальных училищах.

В 1873 г. было издано руководство по гимнастике для сельских школ.

В 1889 г. вышла в свет «Инструкция и программа пре­подавания гимнастики в мужских учебных заведениях и в армии». Несмотря на то, что этим документом предусмат­ривались занятия строевыми и военными упражнениями, а также развитие физических качеств, на практике она мало, где применялась.

В общем, в учебных заведениях не было специалистов и материальной базы для проведения занятий физическими упражнениями. Государственные органы не проявляли за­интересованности в улучшении постановки физического воспитания.

Лишь общественные деятели и отдельные педагоги стремились к тому, чтобы улучшить положение дел с физи­ческим воспитанием детей. Они во внеучебное время орга­низовывали детские игры, создавали спортплощадки и кружки для занятий физическими упражнениями. Но и их забота во многом сводилась на нет теми тяжелейшими ус­ловиями, в которых жила основная масса детей в России.

В начале XX в. наблюдается подъем физического вос­питания и спорта в учебных заведениях.

В 1904 г. при министерстве народного просвещения создается врачебно-санитарный отдел, в обязанности кото­рого входило наблюдение за физическим состоянием и здо­ровьем детей.

В 1908 г. по инициативе военного министра и с участи­ем Николая II в начальных школах вводится обучение во­енному строю и гимнастике. Преподавателями были унтер-офицеры, солдаты, урядники.

В этот период создаются отряды «потешных», где дети обучались военному строю, гимнастическим упражнениям, принятым в армии, военным играм. В течение трех лет (1910— 1912 гг.) военный министр и Николай II проводили и присутствовали на парадах «потешных». К 1914 г. эти отряды перестали существовать.

В средних учебных заведениях — частных гимназиях, реальных и коммерческих училищах, кадетских корпусах -учились дети дворян, буржуазии, чиновников. Занятия по физическому воспитанию в этих заведениях проводились на более высоком уровне специально обученными педаго­гами. На них отводилось 2-3 часа в неделю,.

В 1913 г. вопрос о состоянии физического воспитания в средних учебных заведениях поднимался на заседании в Государственной думе. В результате министр народного просвещения Игнатьев утвердил комиссию по физическому воспитанию в средних школах, которая разработала про­грамму, с учетом занятий спортом и ручным трудом.

В учебных заведениях России не было единой методики преподавания гимнастики. Все зависело от подготовки учи­телей. В большинстве средних учебных заведений занятия строились по методу сокольской гимнастики, в некоторых преобладала шведская или немецкая гимнастика. Выпуск­ники курсов П.Ф. Лесгафта проводили уроки, используя средства и методы, разработанные русским ученым.

Во внеурочное время, по инициативе замечательных рус­ских педагогов Н.С. Филитиса, Н.О. Массалитовой, И.Я. Гер-да, Н.В. Зака, с детьми организовывались экскурсии, сорев­нования, занятия спортом, игры.

К этому периоду относится и создание скаутских отря­дов, основной задачей которых являлось пополнение рядов офицеров, преданных царю. Педагогами являлись скаут-мастера из Англии. Детей учили заниматься разведкой, по­могать полиции и т.д. Средствами физического воспитания являлись элементы сокольской гимнастики, различные ви­ды спорта и военизированные игры.

С начала XXв. гимнастика, спорт и игры получают рас­пространение среди студентов. Чтобы отвлечь студентов от политической борьбы, разрешено было организовывать спортивные секции. В университетах Петербурга, Москвы, Киева, Томска создаются кружки спорта, гимнастики и игр. В 1911 г. организовываются С.-Петербургская, а в 1914 г. Московская городские спортивные лиги студентов, которые стали проводить соревнования среди учащихся высших учебных заведений.

К началу Первой мировой войны в России было 105 ву­зов, в 40 из них — спортивные кружки по фехтованию, лы­жам, конькам, гимнастике, футболу, борьбе, легкой атлети­ке. Самодеятельное развитие не могло компенсировать от­сутствие физического воспитания как обязательного пред­мета в учебных планах вузов

39. Развитие спорта и участие русских спортсменов в международных соревнованиях. Российские Олимпиады. «Канцелярия главного наблюдающего за физическим раз­витием народонаселения Российской империи».

После реформ XIX века возникли спортивные общества и клубы, доступ в которые имели лишь представители крупной буржуазии и дворянства. Первыми были «С.-Петербургский речной яхт-клуб» (1860) и «Речной яхт-клуб» в Москве (1867).

Наибольшее распространение получили такие виды спорта, как футбол, лыжи, борьба, легкая атлетика, гимна­стика, гребной спорт, поднятие тяжестей.

Большое значение для развития спорта в России имели международные встречи спортсменов. В конце XIX века представители и спортсмены нашей страны принимали участие в международной спортивной жизни. В 1894 г. генерал А.Д. Бутовский участвовал в Международном спортивном конгрессе в Париже, где был избран в члены Международ­ного олимпийского комитета.

Несмотря на то, что российские спортсмены не участво­вали в первых Олимпийских играх в Афинах, они постоян­но принимали участие в международных соревнованиях по конькобежному спорту, борьбе, тяжелой атлетике, вело­спорту, фехтованию, гребле.

С начала XXв. русские спортсмены нередко выходили победителями на первенствах Европы и мира, в Олимпий­ских играх.

Н. Струнников дважды в 1910и 1911 гг. был чемпионом мира по конькам. Н.А. Панин-Коломенкин завоевал золо­тую медаль по фигурному катанию на IV Олимпийских иг­рах в Лондоне (1908). Борцы Н. Орлов и А. Петров сереб­ряные медали на этих играх.

Отметим и других талантливых спортсменов: Н. Струн­ников и В. Ипполитов (коньки), С. Елисеев (штанга). И. Поддубный (борьба), А. Харлампиев (бокс), М. Свешников (греб­ля).

В 1912 г. Россия впервые полной командой официально выступила на Олимпийских играх в Стокгольме. Из-за пло­хой подготовки команды Россия заняла предпоследнее ме­сто в неофициальном зачете, завоевав две серебряные и две бронзовые награды и поделив с командой Австро-Венгрии 15-16 место.

В конце 1912 г. в целях усиления контроля и политиче­ского надзора за деятельностью спортивных обществ цар­ское правительство создало «Канцелярию главного наблю­дающего за физическим развитием народонаселения Рос­сийской империи». В 1913 г. при ней был организован Вре­менный совет, в который вошли представители мини­стерств - военного, просвещения, финансов, путей сообще­ния, а также от императорского двора и др. Учреждение

ПО

канцелярии и совета не оказало существенного влияния на развитие спортивного движения в России.

После неудачного выступления на Олимпийских играх по предложению Российского Олимпийского комитета бы­ло решено ежегодно проводить свои Российские Олимпиа­ды. Первые прошли в 1913 г. в Киеве и в 1914 в Риге. В соревнованиях в Риге приняло участие 24 города. Про­грамма рассчитана была на шесть дней, в нее входили со­ревнования для мужчин по таким видам спорта, как легкая атлетика, гимнастика, фехтование, стрельба, вело- и мото­спорт, тяжелая атлетика, конный спорт, футбол, плавание, парусно-гребные гонки; для женщин — по легкой атлетике и фехтованию.

Накануне Первой мировой войны в России насчитыва­лось свыше 1200 спортивных, охотничьих и рыболовных клубов и обществ. Спортивные клубы (800) объединяли 50 тыс. спортсменов. Эти показатели намного ниже, чем в Германии, США, Англии, Франции и др.

Во главе спортивных обществ «Богатырь», «Маяк», Все­российских спортивных лиг и союзов (футбола, конного и теннисного спорта и др.) стояли генералы, коммерсанты, банкиры.

Первые шаги делали: баскетбол, плавание, русский хок­кей, ручной мяч, автомотоспорт.

В стране стали проводиться соревнования в городах и губерниях, а по некоторым видам — первенство России.

В 1915 г. правительство объявило мобилизацию спорт­сменов для помощи царской армии.

40. Становление и развитие физической культуры и спо­рта в СССР.

После Октябрьской революции в 1917 г. среди первых мероприятий Советской власти значилось и создание в рамках Государственного Наркомата просвещения отдела школьной медицины и гигиены, основной задачей которого было организация питания, а также постановка физическо­го воспитания в школе.

Небольшая группа ученых, врачей и педагогов, при­знавшая Советскую власть, в Петрограде и Москве начала разрабатывать научные основы системы социалистического физического воспитания.

22 апреля 1918 г. ВЦИК принял декрет «Об обязатель­ном обучении военному искусству», согласно которому было учреждено Главное управление всеобщего военного обучения и формирование резервных частей Красной Ар­мии (всевобуч). В его составе был организован отдел физ­культурного развития и спорта, ведавший физической под­готовкой в частях Красной Армии, на пунктах допризывной подготовки, а также среди гражданского населения.

Военное обучение проходили граждане от 16 до 40 лет. Оно включало в себя и физическую подготовку — занятия гимнастикой и различными видами спорта. Военное обуче­ние строилось по 96-часовой программе.

Но для того, чтобы осуществлять физическую подго­товку по программе всевобуча, нужны были специалисты. В связи с этим в Москве в 1918 г. было создано высшее специальное физкультурное заведение, а в 1919 г. на базе бывших курсов П.Ф. Лесгафта открылся Государственный институт физического образования.

В 1919 г., руководствуясь программой по военному де­лу, было разработано содержание занятий физкультурой с детьми и юношеством. Эти материалы служили основой для составления губернскими отделами народного образо­вания примерных программ.

Программы разрабатывались учителями, инспекторами и инструкторами физкультуры и утверждались губернски­ми научно-методическими советами. Программы значительно отличались по содержанию. Например, в основу программы, разработанной Иркутским ГубОНО (губерн­ский отдел народного образования), была положена соколь-ская система с сохранением ее терминологии. Авторы про­граммы не отказывались от исторического наследия в об­ласти теории и практики физического воспитания, макси­мально используя все лучшее, полезное, что было накопле­но ранее. Материалами при составлении программы служи­ли «Теория и практика, курс физического воспитания (Ж. Демени, Ж. Филини), «Физическое воспитание» (В.В. Го-риневский).

В апреле 1919 г. состоялся первый Всероссийский съезд по физической культуре, спорту и допризывной подготов­ке, который выработал программу развития советского фи­зического воспитания и спортивного движения на военный период.

Охваченная кольцом интервенции Советская Россия не получила приглашения на Олимпийские игры, проходив­шие в 1920 г. в Антверпене. И было решено провести в стране областные соревнования под названием «Среднеази­атская», «Сибирская», «Кавказская» олимпиады. Но из-за необходимости сосредоточить силы против Колчака прове­дение в Москве финалов не состоялось.

В середине 20-х гг. вместе с созданием ликбезов развер­нулось движение за ликвидацию «физкультнеграмотности», которое сопровождалось вовлечением широких масс насе­ления в спортивные секции, разъяснением оздоровительной и воспитательной роли занятий физическими упражнения­ми.

27 июня 1923 г. был образовал центральный орган управления — Высший Совет физической культуры (ВСФК), который учредил свои отделы в республиках, губерниях и городах, решал задачи, связанные с физической культу­рой.

41. Физическое воспитание в начальной, средней и выс­шей школах с 1917 по 1941 г. Введение комплекса ГТО.

Высший Совет физкультуры ввел на 1923/24 учебные годы всеобщее, обязательное преподавание физкультуры в школах. Но этот процесс шел очень медленно. Такая же картина была и со школьным спортом. Физкультурные кружки были только в школах крупных городов. Такое кри­тическое положение объяснялось экономическими трудно­стями, нехваткой гимнастических залов и специалистов, но самой основной трудностью было отсутствие содержания и методов работы советской физической культуры.

В связи с этим возникло много всевозможных направ­лений в вопросах определения содержания и методов со­циалистической физической культуры.

Выступавшие под знаком центризма детского физиче­ского воспитания видели развитие физической культуры в том, чтобы в школах занимались только благоприятной и полезной для учеников игровой деятельностью, тем самым упрощались подходы к физическому воспитанию.

Сторонники медицинского направления видели основы физического воспитания в кондиционной гимнастике, они считали, что лечебная гимнастика, став всеобщей в практи­ке школ и спортивных кружков, может не только устранить возможность производственных заболеваний, но и создать связи между процессом работы и физическим воспитанием.

Гигиеническое направление и его преемники исходили из того, что эксплуатация и нездоровый образ жизни про­шлого поколения закономерно ослабили организм рабочих и их детей. Для них работа означала лишь ощутимую уста­лость, и поэтому дальнейшую нагрузку, связанную с гим­настической и спортивной деятельностью, они считали только подрывом здоровья.

Специальную форму пути развития физкультуры пред­ставлял Комитет художественного физического воспита­ния. По представлению Комитета, действительное физиче­ское воспитание должно основываться на художественном переживании в процессе работы. В предлагаемых формах были отброшены буржуазные системы упражнений и вме­сто них введены стилизованные формы рабочих движений (загребание угля, пиление, строгание и др.). Основным со­держанием физической культуры должны стать — гимна­стика, спорт, подвижные игры.

В 1927 г. была выпущена программа по физической культуре, ставшая исходным рубежом для всех следующих программ, в ней были сформулированы задачи физического воспитания, средства и методы урока физкультуры, формы организации, также ею предусматривалось проведение в начальной школе уроков физической культуры три раза в неделю. Схема урока состояла из 6 серий (как в уроке у Ж. Демени) для начальной школы и 8 серий для средней: 1) порядковые упражнения; 2) подготовительные упражнения; 3) метание; 4) сопротивления; 5) прыжки; 6) специальные упражнения профилактического и корригирующего харак­тера для отдельных групп мышц; 7) ходьба; 8) заключи­тельная часть.

Недостатки этой программы заключались в том, что не было учета физкультурных достижений, она не давала кон­кретных нормативных требований. В рамках программы осуществлялось также воспитание санитарно-гигиеничес­ких навыков - с изучением явлений окружающей среды (производство, рынок, пекарня). Это сокращало время на физические упражнения.

В 1927 - 1928 гг. физическое воспитание было включе­но в учебные планы педагогических и медицинских вузов. В июле 1929 г. физическое воспитание стало обязательным предметом в высших учебных заведениях России, а с 1930 г. оно стало обязательным предметом во всех вузах СССР. Для осуществления работы в данном направлении в вузах были созданы кафедры физического воспитания и спорта, приглашены на работу соответствующие специали­сты. Студенты занимались лыжным спортом, боксом, стрелковым спортом, гимнастикой, баскетболом и волейбо­лом. Серьезным препятствием для осуществления физиче­ского воспитания студентов являлось отсутствие матери­альной базы, спортивных сооружений и инвентаря.

В конце 30-х гг. физическое воспитание и спорт все прочнее занимали свое место в системе учебно-воспита­тельной работы средних и высших учебных заведений.

В 1939 г. были внесены изменения в школьные про­граммы физического воспитания. Введена была начальная и допризывная военная подготовка школьников, которой предусматривались строевая подготовка, стрельба, правила противовоздушной обороны и противохимической защиты. В новых программах отводилось место внеклассным и внешкольным формам занятий гимнастикой, спортом и иг­рами.

В стране регулярно проводились соревнования на пер­венство школ, районов, городов, областей, республик и Со­ветского Союза.

Вся работа с подрастающим поколением и студентами строилась по единым программам на основе комплекса БГТО и ГТО, а также Единой Всесоюзной классификации.

42. Спортивно-массовая работа с населением с 1917 го­да до начала Второй мировой войны.

Развернувшееся физкультурное движение в стране тре­бовало значительного улучшения материально-технической базы. Несмотря на большие финансовые затруднения, в стране началось строительство крупных спортивных со­оружений. В ноябре 1927 г. в Ленинграде открылся первый в стране зимний плавательный бассейн, в 1928 г. вступил в строй московский стадион «Динамо»

Первая Всероссийская спартакиада была проведена в августе 1928 г. На Красной площади прошло торжествен­ное ее открытие. В течение года в городах, селах, областях и республиках проводились отборочные соревнования по легкой атлетике, футболу, плаванию, велоспорту, тяжелой атлетике, борьбе, стрельбе, гребле и другим видам спорта. В финальной части соревнований приняли участие 7225 человек, из них 960 девушек, 612 участников - из капита­листических стран (Чехословакии, Германии, Англии, Фран­ции, Норвегии, Финляндии, Аргентины, Уругвая), которые состязались в 21 виде спорта (проходившие в эти же дни XIОлимпийские игры в Амстердаме включали в програм­му 17 видов). В течение двух недель шли соревнования по легкой атлетике, футболу, плаванию, велосипедному спор­ту, баскетболу, волейболу, ручному мячу, теннису, тяжелой атлетике, борьбе, стрельбе, городкам, народной гребле, фехтованию, национальным танцам.

В Москве построили два стадиона «Динамо» и «Юных пионеров». В ходе спартакиады было установлено 80 новых всесоюзных рекорда. Но главное заключалось не в рекор­дах, а в самой идее спартакиады - привлечь к спорту как можно больше юношей и девушек, вызвать подъем физ­культурного движения, выявить талантливых спортсменов, дать толчок развитию спорта в национальных республиках.

Героем спартакиады стал молодой ленинградский пло­вец Александр Шумин. Он участвовал в девяти заплывах и в восьми из них победил с рекордными результатами. В последующие годы Шумин 120 раз устанавливал рекорды страны на различных дистанциях. Он был одним из органи­заторов первой в стране детско-юношеской спортивной школы плавания. В 1934 г. ему в числе первых было при­своено звание «Заслуженный мастер спорта».

В числе призеров гребной регаты был заслуженный мастер спорта П. Дементьев.

В результате I место заняла команда РСФСР, II-Ук­раины, III-Белоруссии, IV-Узбекистана, V-Закавказья, VI-Туркменистана.

Спартакиада вскрыла ряд недостатков в организации физкультурной работы: 1) несмотря на рост массовости, уровень спортивного мастерства основной массы участни­ков был невысок; 2) передовой опыт Москвы и Ленинграда распространялся слабо; 3) по-прежнему ощущался недоста­ток учебно-методической литературы, спортивных соору­жений и инвентаря, квалифицированных преподавателей и тренеров.

Важным вкладом в создание советской системы физиче­ского воспитания явился комплекс ГТО (готов к труду и обороне), введенный в 1931 г., который помог устранить разнобой в средствах и методах физкультурной работы.

Нормы ГТО, учитывающие возрастные и половые осо­бенности человека, были пригодны для школьного и вне­школьного физического воспитания молодежи. Система ГТО требовала относительно малого количества специали­стов и играла большую роль в вовлечении общественных организаций в спортивную жизнь. Стержень норм ГТО со­ставляла гимнастика, легкая атлетика, игры, борьба и на­циональные виды спорта.

С 1931 г. была введена сдача норм ГТО I ступени, в ко­торую входили нормативы по бегу, прыжкам и метаниям, подтягиванию (для мужчин), лазанию по канату (для жен­щин), плавание, езда на велосипеде, лыжные переходы, гребля, передвижение в противогазе. А также в этот ком­плекс входило знакомство с оказанием первой медицинской помощи, с основами самоконтроля.

С января 1933 г. введена сдача норм ГТО II ступени, в которую входило 22 нормы и 3 требования, а также военно-прикладные виды: прыжки на лыжах, прыжки в воду, фех­тование на штыках, преодоление полосы препятствий и др.

118

В 1934 г. введен комплекс БГТО (будь готов к труду и обороне), который носил прикладной, оздоровительный характер. Установление этого комплекса завершило оформ­ление всей системы комплекса ГТО, в котором нашли от­ражение основные принципы советской системы физиче­ского воспитания — прикладность, всесторонность и оздо­ровительная направленность. Благодаря комплексу ГТО советские люди приобщались к систематическим занятиям физической культурой. Со сдачи норм ГТО начали свой путь многие известные спортсмены. Только за 1933 -1937 гг. нормы ГТО I ступени сдавали 4 млн. 458 тыс. че­ловек, II ступени - 35 тыс., БГТО - 759,5 тыс. человек.

Идеи и принципы ГТО получили свое дальнейшее раз­витие в Единой спортивной классификации (ЕВСК), соз­данной в 1935 - 1937 гг. Это повлекло за собой введение разрядных норм, спортивных званий. Классификация дала возможность установить единые принципы определения спортивной подготовки на всей территории СССР.

В Конституции 1936 г. было закреплено право трудя­щихся на создание различных общественных организаций, в том числе и спортивных обществ. В течение 1935 -1936 гг. в СССР создается система ДСО.

21 июня 1936 г. начинает функционировать Всесоюзный Комитет по делам физкультуры и спорта при Совете На­родных Комиссаров, который работал вплоть до 1958 г.

В 1937 - 1940 гг. физкультурное движение развивалось во всех союзных республиках. В стране проводилось боль­шое количество соревнований и спортивных праздников. Смотром достижений физкультурной работы в стране стали Всесоюзные дни физкультурника, проводившиеся в 1939 и 1940 годах. В стране было построено 378 стадионов, около 70 тыс. спортивных площадок, 6 тыс. спортивных залов и других сооружений.

Но в тоже время, согласно данным, приведенным Кол­легией Комитета государственной безопасности СССР, «В 1930 — 39 гг. по обвинению в контрреволюции, государст­венных преступлениях судебными и всякого рода несудеб­ными органами вынесены приговоры и постановления в отношении 3778234 человек, их них 786098 человек рас­стреляно».

Трагические события 1937 — 1938 гг. вместе со всей страной пережило и советское физкультурное движение, его руководители, педагоги и спортсмены. Так, незаконно подверглись репрессиям - председатель Всесоюзного сове­та физической культуры при ЦИК СССР Н.К. Антипов, председатель Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта при СНК СССР Н.И. Харченко, председатель со­ветской секции исполкома КСИ М.С. Кедров, ректор ГЦИФК А.А. Зикмунд, директор ГЦОЛИФК С.М. Фрумин и др. Такая же участь постигла создателя и пропагандиста борь­бы самбо В. Ощепкова и спортсмена из ЦДКА Н. Ковтуна. В 1937 г. Николай Ковтун показал выдающийся по тем временам результат в прыжках в высоту (201 см), что явля­лось не только всесоюзным рекордом, но и одним из луч­ших мировых достижений в этом виде спорта. Впоследст­вии Н. Ковтун был необоснованно репрессирован, его дос­тижение вычеркнули из списка рекордов нашей страны на 20 лет. Его имя не упоминалось и в спортивной печати. Лишь спустя годы результат Н. Ковтуна был восстановлен в истории спорта.

Большинство из этих людей погибло в тюрьмах и лаге­рях.

43. Перестройка советского физкультурного движения на военный лад в годы Великой Отечественной войны. Физическое воспитание учащейся молодежи в воен­ные годы.

С первых дней Великой Отечественной войны физкуль­турное движение стало перестраиваться на военный лад.

Задачи вставшие перед физкультурными организациями в годы войны формулировались так: 1) подготовить резервы Красной Армии; 2) проводить массовую военно-физи­ческую подготовку населения; 3) готовить кадры специали­стов по лечебной физической культуре для работы в госпи­талях.

Физкультурные организации включились в проведение военно-физической подготовки населения, предоставив для этого кадры специалистов, спортивные базы, инвентарь и оборудование. Для ведения занятий на военно-учебные пункты направлялись преподаватели и тренеры, инструкто­ры физической культуры, студенты физкультурных учеб­ных заведений.

В сентябре 1941 г. было введено всеобщее военное обу­чение трудящихся. Физкультурные организации совместно с Осоавиахимом и Красным Крестом помогали органам Всеобуча готовить воинов прикладных специальностей.

Составной частью военно-физической подготовки насе­ления стали массовые лыжные и легкоатлетические кроссы, военизированные походы, марш-броски, сдача норм на зна­чок ГТО. В целях приближения комплекса ГТО к требова­ниям военного времени в 1942 г. в него были внесены неко­торые дополнения: изучение материальной части винтовки, знание топографии, оказание санитарной помощи и др. В годы войны физкультурные организации много сделали по внедрению лечебной физической культуры в госпиталях.

Преподаватели и студенты ИФК им. П.Ф. Лесгафта только за вторую половину 1941 г. подготовили по военно-прикладным видам 140 тыс. человек. В эти годы коллектив Государственного центрального института физкультуры дал Красной Армии и народному ополчению свыше 340 тыс. обученных военно-прикладным специальностям бойцов.



2016-01-26 9872 Обсуждений (0)
Физическое воспитание в учебных заведениях России со второй половины XIX в. до XX в 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Физическое воспитание в учебных заведениях России со второй половины XIX в. до XX в

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (9872)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)