Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Современное состояние и проблемы дальнейшего развития физической культуры и спорта (1990 - 2010 гг.)



2016-01-26 3199 Обсуждений (0)
Современное состояние и проблемы дальнейшего развития физической культуры и спорта (1990 - 2010 гг.) 3.00 из 5.00 1 оценка




В Российской Федерации насчитывается 87 тыс. дошко­льных учреждений, которые посещают около 9 млн. детей, или 65% их общей численности. В настоящее время в большинстве дошкольных учреждений отсутствуют необ­ходимые условия для организации физкультурно-оздоровительных и профилактических занятий. Программ­но-методическое обеспечение дошкольных учреждений не соответствует современным требованиям. Программа фи­зического воспитания для детей дошкольных учреждений, утвержденная Российской академией образования, преду­сматривает только три физкультурных занятия в неделю. Положительным моментом можно признать введение с 1991 г. в дошкольные образовательные учреждения долж­ности инструктора по физической культуре. Во многих дет­ских садах физическое воспитание детей осуществляют специалисты, имеющие среднее и даже высшее образова­ние. Но в большинстве дошкольных учреждений по-преж­нему не хватает специалистов такого рода.

На сегодняшний день в Российской Федерации число общеобразовательных школ различных типов составляет около 67 тыс., в них обучается 20,9 млн. человек: в 4,3 тыс. СПТУ — 1,9 млн. учащихся; в 2,5 тыс. средних специальных учебных заведениях - 2,3 млн. человек; в 560 вузах -2,8 млн. человек. Таким образом, почти 28 млн. молодых людей включены в систему обязательных занятий физиче­ской культурой и спортом в учебных заведениях различно­го типа. На протяжении последних десятилетий вместо ко­ренной модернизации всей системы физического воспита­ния молодежи в соответствии с требованиями современной жизни осуществлялись лишь косметические преобразова­ния. Специалистами установлено, что объем двигательной активности, необходимый для поддержания (и улучшения) уровня здоровья и физической подготовленности человека в возрасте от 7 до 25 лет, в настоящее время составляет лишь 25 - 40%. Существующие нормы организации заня­тий физической культурой (2 академических часа в неделю в общеобразовательной школе и ПТУ, 4 часа в средних и высших учебных заведениях) не решают проблемы необхо­димого объема двигательной активности. Реально повысить уровень физической подготовленности учащихся на двух уроках физической культуры в неделю при одновременных занятиях 30 человек с разным уровнем функционального состояния невозможно. В то же время в развитых странах мира уже осуществляется переход на ежедневные обяза­тельные занятия по физическому воспитанию, а в подав­ляющем большинстве стран уже давно введены 3-4 часа обязательных занятий каждый день. Существующий ныне уровень подготовки преподавателей физической культуры не позволяет дать ученикам развернутое понятие о здоро­вом образе жизни, сделать их образованными в области физической культуры.

В настоящее время в России функционирует 4,5 тыс. спортивных школ различного типа, 800 из которых являют­ся специализированными учреждениями. Охват массовым спортом составляет 10,3% от населения 6 - 15-летнего воз­раста, спортом высших достижений - 0,22% от населения 16 - 25-летнего возраста. За последние годы количество спортивных школ резко сократилось. Только в 1992 г. в системе профсоюзов из-за отсутствия финансирования за­крыто 346 спортивных школ (40%), которые имели финан­совую поддержку за счет средств государственного соци­ального страхования. В результате прекратили занятия 162 тыс. детей и подростков. Из-за отсутствия финансиро­вания в некогда мощных спортивных школах, например таких, как «Динамо», осталось по 1 - 2 тренера-преподава­теля. На грани закрытия большинство спортивных форми­рований, например в обществе «Юный динамовец», кото­рое охватывало более 11 тыс. учащихся детских домов, школ-интернатов и более 32 тыс. «трудных подростков», практически отсутствуют бесплатные занятия в секциях на спортивных сооружениях из-за введения в них дорогостоя­щих платных услуг.

За последние годы из спортивных школ были вынужде­ны уволиться около 9 тыс. тренеров-преподавателей по спорту, большинство из которых ушло в различные струк­туры и практически навсегда прекратило свою профессио­нальную деятельность.

Наиболее критическое положение сложилось в студен­ческом спорте. В 526 вузах нет средств на содержание сту­денческих спортивных клубов. Резко сократился календарь студенческих соревнований, снизилось число студентов, отдыхающих в оздоровительно-спортивных лагерях. Серь­езное беспокойство вызывает тенденция ежегодного сни­жения физической подготовленности призывников, что является следствием низкого уровня организации занятий по физической культуре в средних учебных заведениях и недостаточного взаимодействия их руководителей с воен­коматами. Это не позволяет обеспечить в короткие сроки необходимую физическую готовность военнослужащих.

Большие трудности испытывает сегодня физкультурно-оздоровительная и спортивная работа среди взрослого на­селения. Многократное повышение стоимости физкуль­турно-оздоровительных услуг делает недоступными для большинства людей учреждения физической культуры, спорта, туризма и отдыха. Под предлогом экономической нецелесообразности предприятия отказываются от содер­жания спортивных и оздоровительных объектов, закрыва­ют, продают, передают их другим собственникам или ис­пользуют не по назначению. Нуждается сегодня в помощи вся система физкультурно-оздоровительной и спортивной работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, которая была направлена на осуществление реабилитаци­онных мероприятий, проведение профессионально-прикла­дных занятий в режиме рабочего дня, послеродовое восста­новление, снижение неблагоприятных воздействий произ­водства на человека, повышение его адаптации к профес­сиональной деятельности и общего уровня сопротивляемо­сти различным заболеваниям.

До 1990 годов основную долю физкультурно-спортив-ной работы с трудящимися брали на себя профсоюзы. Физ­культурные организации профсоюзов имели в общей слож­ности 80 - 85% всех спортивных сооружений России, 60 -65% кадрового потенциала, более половины всех детско-юношеских спортивных школ. В настоящее время сворачи­вается работа по физической культуре и спорту по месту жительства. Не хватает научно обоснованных рекоменда­ций и методических разработок по организации физкуль­турно-оздоровительной работы среди пенсионеров и людей пожилого возраста. Обеспеченность физкультурными кад­рами населения России в расчете на 10 тыс. жителей со­ставляет не более 13 работников (при нормативе 26), а в странах ближнего зарубежья этот показатель составляет от 17 до 22 работников. Дефицит кадров требует радикального улучшения всей системы подготовки и повышения квали­фикации специалистов.

Особо остро стоит вопрос о подготовке специалистов для работы с дошкольниками. В дошкольных учреждениях практически отсутствуют педагоги с физкультурным обра­зованием. Из 968,3 тыс. педагогических работников только 78,5% имеют общее педагогическое образование, причем высшее - лишь 16,7%. Имеется большая потребность в спе­циалистах пограничных областей знаний (медицины и фи­зического воспитания): валеологов, санологов, реабилито-логов и т.д., а также в преподавателях, владеющих метода­ми нетрадиционных систем оздоровления или новых видов двигательной активности.

Для успешного развития физической культуры и спорта, широкого вовлечения людей в сферу физкультурно-спортивной деятельности необходимо соответствующее матери­ально-техническое обеспечение. Уровень обеспеченности населения России (из расчета на 10 тыс. жителей) спортив­ными залами составляет лишь 18,9% социальных нормати­вов, плавательными бассейнами — 4,5%, плоскостными сооружениями — 56,6%. Физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения страны в основном оснащены ста­рым энергоемким оборудованием, не имеют необходимых площадей для организации работы с населением, не осна­щены современным тренажерным и технологическим обо­рудованием. Неудовлетворительное техническое оснаще­ние отрасли - одна из причин, не позволяющих в полной мере успешно решать задачу оздоровления населения пу­тем эффективного использования имеющейся материаль­ной базы.

К факторам, сдерживающим развитие физической куль­туры и спорта, относится также недостаточно развитое производство продукции спортивного и туристского назна­чения. Производство этой продукции всегда было одним из самых слабых звеньев в структуре промышленности СССР. До сих пор в стране практически не выпускаются серийно тренажеры коллективного пользования, многие виды спор­тивно-технологического оборудования и инвентаря, спе­циализированные технические средства для ухода за спорт-сооружениями, технические средства для обеспечения ак­тивного отдыха населения. Для сравнения, за рубежом про­изводство товаров для занятий физической культурой и спортом является одной из наиболее устойчивых и дина­мично развивающихся отраслей экономики, поскольку дав­но известно, что вкладывать деньги в здоровье не только полезно, но и экономически выгодно. В экономически раз­витых странах среднедушевое потребление товаров данной группы составляет: в Италии — 50 дол., в Германии — 70, во Франции - 80, в Швеции - 120, в Канаде - 150, в США -200, в Японии - 220.

Крайне низок уровень грамотности населения по всем вопросам здорового образа жизни и физической культуры. Большинство населения слабо информировано о реальном состоянии своего здоровья и физической подготовленности, о факторах, определяющих физическое состояние человека, средствах воздействия на него, методике применения этих средств и т.д. До сих пор деятельность средств массовой информации не направлена на формирование у каждого человека потребности в активных занятиях физической культурой, на оказание практической помощи тем, кто же­лает делать это самостоятельно. Не ведется целенаправлен­ная пропаганда тех видов спорта, которые наиболее содей­ствуют физическому совершенству. Не сформировано по­ложительное общественное мнение по отношению к физи­ческой культуре и спорту. Не выработана личная ответст­венность каждого человека за собственное здоровье не только перед собой, но и перед обществом. Поликлиники, больницы, врачебно-физкультурные диспансеры не стали центрами активной и широкой пропаганды здорового об­раза жизни. На низком уровне ведется такая работа в домах отдыха, на спортивных сооружениях и в местах массового отдыха, не получили развитие современные виды организа­ций физической культуры и спорта, такие как клубы, обще­ственные движения. Значительная роль в приобщении лю­дей к здоровому образу жизни принадлежит средствам мас­совой информации, особенно телевидению и радио. Сего­дня отсутствует система, обеспечивающая координацию усилий всех средств массовой информации в информаци­онно-образовательном обеспечении населения в сфере фи­зической культуры и спорта. Средства массовой информа­ции редко выступают в роли организатора массовых физ­культурно-оздоровительных многолетних кампаний, на­правленных на вовлечение определенных категорий и групп населения в занятие тем или иным видом спорта, слабо ведется поиск новых форм вовлечения людей в ак­тивные занятия, недостаточно обобщают опыт физкультур­ного движения в России и за рубежом.

Анализ ситуации, сложившейся в 1991 - 2000 гг. в сфе­ре физической культуры и спорта, которая по самой своей социальной природе призвана обеспечить сохранение и укрепление здоровья населения, свидетельствует, что сего­дня эта область находится в критическом положении. Без существенных изменений в этой сфере невозможно решить проблему духовного, нравственного и физического оздо­ровления народа. Только от государства зависит, будут ли в ближайшем будущем созданы налоговые и иные механиз­мы стимулирования приоритетного развития физической культуры и массового спорта, равно как и обеспечение прав потребителей услуг в области физической культуры и спор­та. Возникла необходимость принятия федеральных и ре­гиональных законов, программ, в которых поэтапно реша­лись бы основные задачи развития физической культуры и массового спорта, а также народного спортивного движе­ния.



2016-01-26 3199 Обсуждений (0)
Современное состояние и проблемы дальнейшего развития физической культуры и спорта (1990 - 2010 гг.) 3.00 из 5.00 1 оценка









Обсуждение в статье: Современное состояние и проблемы дальнейшего развития физической культуры и спорта (1990 - 2010 гг.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3199)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)