После изучения материала данной лекции разместите в блоге комментарий, ответив на следующие вопросы:
1. В чем отличие ЭОР, размещенных на сайте http://www.fcior.edu.ru, и ЦОР с сайта http://school-collection.edu.ru ?
2. Какие основные характеристики современных ЭОР можно выделить?
3. Можно ли доверять ЭОР, размещенным на личных сайтах учителей и преподавателей, а не в коллекциях ЭОР на официальных сайтах государственных образовательных учреждений? Каким требованиям должны отвечать эти ЭОР?
4. Какие функции может выполнять ЭОР на разных этапах обучения?
5. В чем специфика деятельности учителя в условиях использования ЭОР?
Лекция 2
2.1. Мультимедийные образовательные ресурсы
В широком смысле мультимедиа – это интегрированное представление текстовой, графической, анимационной, видео- и звуковой информации.
Мультимедиа успешно используется в образовании. Знания о предметных областях представляются, хранятся и накапливаются посредством учебных средств мультимедиа. Технологии мультимедиа позволяют эффективно комбинировать различные виды информации в одном ресурсе:
· изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды;
· звук, например звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыку;
· видео, включая сложные видеоэффекты и анимационное имитирование человеческого лица;
· анимацию.
Сценарии использования мультимедиа в образовании были классифицированы Джоном Андерсеном в несколько моделей (см. табл. 2.1.).
Таблица 2.1. Модели использования мультимедиа в образовании (2)
| Модель
| Описание
|
| Использование линейных мультимедийных приложений
| Представление линейно организованного мультимедийного материала. Применение: представление сложных функциональных зависимостей, взаимосвязей различных аспектов или процедур.
|
| Использование нелинейных мультимедийных приложений
| Представление нелинейно-упорядоченного мультимедийного материала, такого как гипертекст с внедренными объектами. Применение: как источник информации.
|
| Академическое руководство
| Содержание мультимедийных приложений ориентировано на преподавание. Использование тесно связано с программой учебного курса и содержит: ознакомление с изучаемой предметной областью, практическое закрепление знаний, средства обратной связи.
|
| Создание мультимедиа
| Создание учащимися собственных мультимедийных продуктов посредством применения средств обработки текста, графики, видео, звука, и т.д. Применение: мультимедиа как средство коммуникации и представления знаний.
|
Модель 1
Приложение с линейной структурой представления информации знакомит учащегося с материалом последовательно. Основное отличие таких приложений от традиционных печатных книг состоит в более широких возможностях интеграции различных типов мультимедийной информации в рамках одного пособия, а именно: текста, речи, музыки, анимационных клипов, визуальных схем, видеоклипов, и т.д. Приложение предоставляет учащимся уже структурированную информацию подобно главам обычного учебника. Этот тип изложения особенно хорошо отвечает этапу формирования начальных знаний в некоторой области.
Преимущества. Структурированное представление материала от начала и до конца. Меньше рассеивается внимание учащихся. От учащихся не требуется глубоких знаний в области ИКТ. Приложение с линейной структурой могут быть эффективно использованы как в индивидуальной, так и в групповой работе.
Модель 2
Гипертекстовые приложения с поддержкой интерактивности часто используются как источники справочной информации, т.е. как энциклопедии, атласы, руководства, и т.д. Если элементы модели 1 отличаются небольшим набором связей изучаемой темы с другими темами, то для модели 2 характерна расширенная навигация по связанным темам. Основной задачей учащихся в модели 2 является поиск информации. Наиболее распространенными примерами таких информационных ресурсов могут служить сайты Интернета и электронные энциклопедии на компакт-дисках.
Преимущества. Гипертекст предоставляет читателю гораздо больший контроль над тем, что он читает, и в какой последовательности.
Используется данная модель когда учащиеся уже обладают некоторыми предварительными знаниями по изучаемой тематике, достаточными для того, чтобы самостоятельно задавать вопросы и ставить перед собой задачи. Вторая ситуация возможного применения модели – когда учащиеся не обладают никакими предварительными знаниями, однако могут четко сформулировать свой вопрос.
Модель 3
Модель 3 часто включает в себя элементы моделей 1 и 2. Кроме того приложения содержат упражнения для самоконтроля, средства интерактивной реакции на ответы пользователя, а также поддержку в случае необходимости.
Преимущества. Учащиеся могут изучать материал с присущей им скоростью, приспосабливая его к своим академическим потребностям. Приложения сопровождаются руководствами. Присутствует интерактивное взаимодействие с пользователем. Используются мотивационные факторы, такие как игры.
В рамках приложений этой модели учащийся получает возможность контролировать и оценивать свои знания. Он может также до начала изучения курса обратиться к тестам и оценить, какая часть материала ему уже известна.
Исследования показывают, что использование сложных учебных игр, в которых происходит множество различных событий, является хорошим методом побуждения детей к дискуссиям при решении сложных задач. Чистые программы компьютерного обучения без игрового элемента могут рекомендоваться в том случае, когда задачей учеников является оценка своих знаний.
Пример мультимедийного он-лайн ресурса (модель 3): сайт «Искусство Японии» – http://library.thinkquest.org/27458/. С помощью мультимедийных материалов пользователь знакомится с пятью различными направлениям национального искусства этой страны: оригами, архитектурой, садоводством, живописью и скульптурой. Помимо материалов, посвященных этим жанрам искусства, ученики могут найти полезные ссылки, конкурсы и загадки, и библиографию печатных изданий, а также могут виртуально создать свой собственный японский сад. Предоставляется также тест для самоконтроля и возможность поиска по сайту.
Модель 4
Учащиеся являются уже авторами и создателями мультимедийных приложений (а не конечными пользователями, как в рамках моделей 1 – 3).
Преимущества. Развитие мышления и навыков решения задач. Развитие навыков совместной работы. Высокая степень мотивации благодаря созданию собственных продуктов. Активность обучения.
Учащиеся могут использовать для этих целей различные программные продукты: от простого текстового редактора (для создания отдельных страниц, которые можно связывать между собой в гипертекстовую структуру) до специальных мультимедийных средств визуального проектирования, таких как FrontPage, Hyperstudio 4.0, mPower 4.0, Web Workshop Pro, и т.д.