Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Мультимедиа технологии в образовании



2016-01-26 663 Обсуждений (0)
Мультимедиа технологии в образовании 0.00 из 5.00 0 оценок





После изучения материала данной лекции разместите в блоге комментарий, ответив на следующие вопросы:
1. Что входит в понятие мультимедиа?
2. Как можно преодолеть недостатки использования мультимедийных ресурсов в образовании?
3. Опишите ситуации, когда использование в ходе учебного занятия видеоурока будет наиболее оправданно и рационально?

4. Какие нетрадиционные формы учебных занятий возможно организовать с использованием видеоуроков?

Лекция 1
Информационно-образовательная среда

1.1. Понятие информационно-образовательной среды Понятия «образовательная среда» и «информационная образовательная среда» не тождественны. Современный этап развития образования отличает информатизация, вследствие чего образовательная среда стала информационной – информационно-образовательной средой (ИОС). ИОС является продуктом информатизации образовательной сферы. Основная цель ИОС – обеспечение перехода образования в новое качественное состояние, соответствующее информационному обществу. ИОС – это средство осуществления и реализации образовательного процесса и образовательного взаимодействия, которое под воздействием информатизации стало информационным. ИОС является многоуровневой иерархической средой. Выделяют следующие уровни: - общеобразовательная ИОС, - ИОС образовательного учреждения, - личная ИОС. ИОС содержит ресурсы социально-информационной среды, используемые в образовании, специализированные ресурсы – информационно-образовательные (ИОР) и электронно-образовательные (ЭОР) ресурсы, методические ресурсы, ресурсы ИКТ. В современном образовании они стали средством поддержки преподавания любого учебного курса в образовательных учреждениях всех уровней. Отметим, что ФГОС – часть образовательной среды. Это правовой документ, выражающий заказ общества, порядок и условия его реализации. При этом он регламентирует не только осуществление и развитие образования, но и развитие самой образовательной среды. Основным компонентом образовательной среды является ИОС образовательного учреждения. Данный уровень ИОС поддерживает реализацию целей образования в конкретном образовательном учреждении с учетом специфики территориального расположения, условий, характеристиками реальных субъектов образования. За основу понятия ИОС выберем ее определение, данное в Стандарте (2, с. 49): «Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде». В соответствии с данным Стандартом, каждое образовательное учреждение должно создавать собственную образовательную среду, как внутренний образ общей образовательной среды. Общая образовательная (общеобразовательная) среда имеет следующую особенность: в отличие от локальных (школьных, вузовских и т. п.) образовательных сред она абстрактна, в ней абстрактно выражены и представлены на информационном языке все ее средства, ресурсы, технологии, методики. Это универсальная информационная модель реальной образовательной среды. Образы (проекции) этой универсальной модели составляют множество конкретных сред образовательных учреждений, создаваемых с учетом их специфики. Создание эффективной (с точки зрения ее позитивного воздействия) ИОС является одной из важнейших задач образовательного учреждения. Согласно Стандарту ИОС ОУ «должна обеспечивать: · информационно-методическую поддержку образовательного процесса; · планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения; · мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса; · мониторинг здоровья обучающихся; · современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации; · электронное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей, педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования; · дистанционное взаимодействие школы с различными организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности» (2, с.49). Личная информационно-образовательная среда – ИОС конкретной личности (ученика, педагога) как субъекта образования. Одной из задач ИОС школы является опосредованное управление личной информационной средой каждого ученика. Возникают дополнительные требования к ИОС: организованность, упорядоченность, структурированность, наличие формализованных систем идентификации, адресов и ссылок, доступных субъектам образования, наличие «путеводителей» в многомерном пространстве ресурсов, чтобы неопытный субъект образования смог ориентироваться в этом пространстве, «не утонул в море информации». Основное содержание ИОС составляют информационно-образовательные ресурсы – ИОР, в том числе электронно выраженные ИОР: электронно-образовательные ресурсы – ЭОР. Состав этих ресурсов определяет степень полноты и насыщенности ИОС. Каждый информационно-образовательный ресурс, являясь целенаправленным средством обучения в предметной области, имеет определенное назначение, которое обусловливает требования к нему, содержание, форму выражения и порядок документирования. ИОР и ЭОР являются предметами авторского и другого информационного права, имеют социальную значимость и в этом качестве подлежат защите и правовой охране. Экспертная оценка, сертификация ИОР, проверка его на соответствие определенным требованиям и свойствам могут быть как обязательными (для учебников, учебно-методических пособий), осуществляемыми в порядке, установленном государством (законодательством, министерством), так и добровольными, проводимыми авторитетными, компетентными организациями. Однако информационные ресурсы ИОС не исчерпываются множеством ИОР и ЭОР, составляющих ее первый и главный уровень. Второй уровень ресурсов ИОС составляют информационные ресурсы, имеющие образовательное значение. Информационными ресурсами образовательного значения являются печатные и электронные носители социокультуры, литературные источники (художественные, критические, научно-познавательные произведения), источники права, хранящиеся в открытых фондах и вовлекаемые в учебные процессы в соответствии с их целями и методами их реализации. Это ресурсы библиотек, Интернет, радио и телевидения, научно-познавательная литература, электронные документы. Насыщение образовательной среды открытой информацией, необходимой для обучения и удовлетворения познавательных потребностей субъектов обучения, обеспечение ее доступности является одной из важнейших задач информатизации образования. Методические ресурсы составляют научно-практические разработки по актуальным темам общего образования и предметного обучения. Эти документированные разработки, распространяемые в открытой печати, направлены на учебно-методическую сферу, учителей, студентов педагогических вузов. Следовательно, это тоже информационно-образовательные ресурсы, имеющие вполне определенное назначение и открытую сферу применения. Информационными ресурсами в сфере образования и, следовательно, в ИОС являются источники права, законодательные документы. Никакие описания и комментарии не могут заменить первоисточники права. Поэтому каждый субъект образования должен уметь работать со стандартными автоматизированными правовыми системами. Выделим базовые компоненты ИОС школы (1, стр. 89). Учебная компонента. Одним из наиболее значимых компонентов среды является программно-методический комплекс, нацеленный на информатизацию учебной деятельности учебного заведения. Учебная компонента ИОС взаимосвязана со средствами ИКТ, собранными в организационно-управленческой компоненте ИОС. Организационно-управленческая компонента ИОС – это система внутреннего управления ИОС и организации прямой и обратной связи с другими ее компонентами и пользователями – субъектами образования. В автоматизации организационно-управленческой деятельности школы получает применение множество программных систем, таких как планировщики занятий, системы бухгалтерского учета, средства расчета учебной нагрузки и тарификации, электронные базы данных о преподавателях, школьниках, средствах обучения и многие другие. Учебная компонента ИОС содержит систему информационно-образовательных ресурсов – ИОР, в том числе, систему ЭОР, структурированных в соответствии с предметным обучением, тематикой и направлениями познавательной деятельности. Но возможно выделение специализированной ресурсной компоненты ИОС, интегрирующей информационные ресурсы образовательного применения. Компонента оценки результатов обучения включает в себя средства измерения, оценки и контроля знаний, умений и навыков учащихся. Современные технологии, модели, формы оценки и контроля уровня учебной подготовки учащихся образуют самостоятельную систему. Широкий класс компьютерных и коммуникационных средств, предназначенных для автоматизации диагностики и контроля знаний, не укладывается в систему функционирования учебной компоненты среды. Поэтому целесообразно выделение этой системы в качестве самостоятельной компоненты ИОС. Методическая компонента аккумулирует методические ресурсы, классифицированные по тематике и предметам обучения, в том числе имеющие электронное представление. Электронная библиотека методических ресурсов ИОС должна иметь свободный доступ и быть открытой для расширения. Она может как включаться в учебную компоненту ИОС, так и выделяться в самостоятельную компоненту. Одной из существенных сфер деятельности образовательного учреждения являются научно-методические исследования педагогов, а также и учащихся. Целесообразно выделение специальной компоненты ИОС, интегрирующей средства информатизации научно-исследовательской деятельности, продукты творческого труда педагогов. Возможно ее включение в качестве подсистемы в методическую компоненту ИОС. Внеучебная компонента ИОС. Информационные технологии способны поднять на более высокий уровень внеучебные мероприятия, непосредственно не связанные с содержанием основной учебной деятельности. Целесообразно использование компьютерных телекоммуникаций и в межличностном внеучебном общении. Административная компонента ИОС. В административной компоненте ИОС образовательного учреждения должны быть представлены существенные факторы внешней среды, создающие условия образования и обучения в данном учреждении. Это, в частности, регламентирующие, нормативные документы, стандарты, ФГОС, законодательная база образования, правовые системы. Должна быть обеспечена их общедоступность. Проектирование ИОС образовательного учреждения должно заранее предусматривать возможность ее последующего объединения с другими ИОС учебных заведений в единое информационно-образовательное пространство. На сегодня реальной и эффективной реализацией требования системной интеграции ИОС образовательных учреждений является создание общеобразовательной ИОС в телекоммуникационном web-пространстве Интернета. Информационные и коммуникационные технологии ИОС смогут оказать положительное воздействие на процесс обучения только при условии грамотного использования их возможностей. Педагог приводит «механизм» ИОС в действие, вовлекая в него своих учеников и необходимые для этого информационные объекты – ресурсы и технологии ИОС. Педагог регулирует как процессы потребления ресурсов ИОС, так и процессы их дополнения своими собственными технологиями и ресурсами, включая ЭОР собственной разработки. Общие тенденции развития социально-информационной среды – информатизация, глобализация, коммуникация – определяют и тенденции развития ИОС. Одна из тенденций – ориентация на общемировую коммуникационную сеть Интернет, вхождение в ее сферу на правах подсистемы. Интернет является интегрированным информационно-технологическим ресурсом общемирового значения. Он объединяет непрерывно расширяемое множество информационных объектов, учебных, методических и социокультурных ресурсов, ИОР, ЭОР. Правильное использование этого потенциала в образовательной сфере, как показывает практика, приносит положительные результаты. Но следует учитывать, что виртуальный компьютерный мир кроме множества «плюсов» имеет и свои «минусы». При попадании в виртуальное познавательное пространство складывается ощущение доступности любой информации. Однако полагая, что любые конкретные знания можно получать средствами коммуникации по мере их необходимости, пользователи не уделяют должного внимания их усвоению и воспроизведению в памяти. В результате есть риск остаться только потребителями, имеющими лишь «виртуальные» знания. Цель ИОС не в удовлетворении информационных потребностей любознательного человека и предоставление информации в готовом для этого потребления виде, а формирование личности, умеющей создавать производную информацию. Следует рассматривать Интернет как интегрированный ресурс познания, образования и самообразования, обучения и самообучения, духовного и культурного развития человека. 1.2. Сетевые ресурсы для формирования электронной образовательной среды. Современный учитель должен уметь конструировать электронную образовательную среду и направлять деятельность ученика в потоке информации. Индивидуальный маршрут и индивидуальные образовательные программы невозможно осуществить без электронной среды. Повышается ценность ИКТ-компетентности учителя, владения максимально возможным набором информационных инструментов, понимания что без электронной среды работа невозможна (стандарт ЮНЕСКО). Облачные технологии последние несколько лет активно используются в образовательной практике. Они становятся альтернативой традиционной IT-инфраструктуры. Модель облачных вычислений обеспечивает доступ через Интернет к различным ресурсам: сетям, серверам, системам хранения данных, приложениям. Облачные технологии в образовании используются в основном для: редактирования файлов, хранения данных, организации совместной работы, управления приложениями. Редактирование файлов В настоящее время разнообразие облачного инструментария позволяет редактировать файлы практически любого формата. Комплексы средств редактирования файлов представляют такие сервисы как Office Web Apps, Adobe Acrobat, Google Docs, Zoho и ThinkFree Online. В таблице 1.1. представлены некоторые примеры облачных программных продуктов для редактирования различных файлов – от текстовых до видео. Таблица 1.1. Инструменты редактирования
Категория Сервисы
Текстовые процессоры Microsoft Word Web App, Google Docs, Acrobat.comBuzzword Documents, Zoho Writer, ThinkFree Docs, TypeIt
Табличные процессоры Microsoft Excel Web App, Google Sheets, Acrobat.com Tables, Zoho Sheet, ThinkFree Calc
Инструменты создания презентаций Microsoft Power Point Web App, Zoho Show, Google Slides, Acrobat.com Presentations, ThinkFree Show
Инструменты для баз данных Zoho Creator, MyTaskHelper
Графические инструменты Google Drawings, Яндекс.Краски, Scribbler Too, Desmos Graphing Calculator
Аудиоредакторы Soundation Studio
Видеоредакторы Creaza, WeVideo
Инструменты для электронных книг Calameo, Flipsnack
Инструменты скринкастинга ScreenCastle, Screenr, Screencast-o-Matic


Для использования подобных приложений обычно достаточно регистрации. Регистрация аккаунта в Google, например, позволит работать с Zoho и ThinkFree.

Хранение данных

Облачные хранилища предназначены для хранения файлов, их скачивания, публикования. Современные облачные хранилища представляют собой множество серверов, географически расположенных в самых разных точках планеты. Данные на них многократно копируются для обеспечения безопасности. Разные сервисы предоставляют разный объем бесплатно используемой памяти. Например, Microsoft Sky Drive – 7-25 Гб, Google Drive – 5 Гб, Acrobat.com – 2 Гб. Причем существует тенденция постоянного увеличения объема бесплатно используемой памяти.

Инструменты для организации совместной работы

Совместная (командная) работа: общение, дискуссии, рассылка сообщений между всеми участниками команды – поддерживается такими сервисами как Google Groups, Lino It.

Для управления задачами и групповыми мероприятиями существуют календари (Google Calendar, Hotmail Calendar) и планировщики задач (Google Tasks, Doris). Большинство из них поддерживают функции создания событий, задач, списков дел, отображения их в режиме календаря, настраивания напоминаний и др.

Инструменты для обмена идеями (виртуальные доски, средства построения диаграмм связей Mind Maps) являются удобным средством проведения мозговых штурмов, различных форм коллективного обсуждения проблем и идей.

Инструменты Google Form, SurveyMonkey и Flisti дают возможность оперативно проводить опросы, осуществлять обратную связь с любой аудиторией.

Инструменты для управления приложениями

Системы управления контентом позволяют создавать и управлять содержимым веб-сайтов, порталов. Современные сетевые инструментальные программные средства облегчают процесс создания своего сайта, освобождая от процесса программирования и сводя деятельность разработчика к наполнению и управлению содержимым сайта. Наиболее известные системы управления контентом приведены в таблице 1.2.

Таблица 1.2. Инструменты для управления приложениями

Категория Сервисы
Системы управления контентом WordPress, 1C-Битрикс, TikiWiki, uCoz
Инструменты создания сайтов Google Sites, Weebly For Education, Zoho Sites, ThinkFree Note, uCoz, Zoho Wiki
Инструменты создания проектов Zoho Projects, Wrike, Google Code, CodPlex, Basecamp
Rss-агрегаторы Яндекс.Лента, Windows Live Mail, FriendFeed
Геосервисы Google Maps, Яндекс.Карты, WikiMapia, Panoramio,Quikmaps

Иногда облачные приложения уступают по функциональным возможностям оффлайновым аналогам. Но благодаря своей доступности и простоте использования онлайновые инструменты все чаще используются в образовательных целях. Эти инструменты универсальны. Их комплексное использование позволяет решить много различных вопросов организации своей рабочей среды.

Например, Google интегрирует широкий спектр инструментов, что позволяет обмениваться данными между приложениями просто и быстро. Общие черты интерфейса инструментов позволяют после овладения одним легко перейти к работе с другим. Эти же инструменты позволяют по-разному организовывать деятельность с представленными информационными фрагментами: индивидуально или коллективно, непосредственно в аудитории или дистанционно. Google предлагает возможности для «встраивания» внешних объектов, для свободного оперирования ими (внесения правок, доработки и т. д.). Все это позволяет организовать собственную среду обучения и подстроить ее под особенности учебного предмета, направления подготовки, расписания и т. д.

Облачные технологии меняют не столько стратегии преподавания, сколько формы их воплощения, облегчая многие процессы, делая их удобнее и эффективнее. Они являются хорошим средством для педагога, который задается вопросом: «Как современные сетевые технологии заставить работать на качество образования?».

Информационно-образовательная среда

После изучения материала данной лекции разместите в блоге комментарий, ответив на следующие вопросы:

1. Что такое информационно-образовательная среда согласно ФГОС?
2. Перечислите базовые компоненты информационно-образовательной среды школы (образовательного учреждения).
3. Какие возможности предоставляют облачные сервисы для образования?

4. В чем преимущества использования облачных программных приложений по сравнению с оффлайновыми аналогами?

 



2016-01-26 663 Обсуждений (0)
Мультимедиа технологии в образовании 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Мультимедиа технологии в образовании

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (663)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)