Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Недостатки применения мультимедиа в образовании



2016-01-26 937 Обсуждений (0)
Недостатки применения мультимедиа в образовании 0.00 из 5.00 0 оценок




- Самостоятельность обучения. Некоторые ученики неспособны воспользоваться широкой свободой выбора, которую предоставляют мультимедийные материалы, основанные на гипертексте.
- Рассеивание внимания. Сложные способы представления, нелинейная структура информации, большой её объём – эти и другие факторы могут отвлекать внимание в процессе обучения. Когда одновременно демонстрируется несколько типов информации, может возникнуть ситуация, в которой учащийся отвлекается от одних, чтобы уследить за другими. Что приводит к пропуску важной информации.
- Недостаточная интерактивность. Уровень интерактивного взаимодействия пользователя с программой по прежнему остается на очень низком уровне и далёк от уровня общения между людьми.
- Возможности «обратной связи» с пользователем компьютерных обучающих приложений, как правило, весьма ограничены. Чаще всего это оценивание приложением ответов обучаемого на уровне «правильно/неправильно» без дальнейших объяснений по поводу верного или ошибочного ответа. Мультимедийное приложение не в состоянии определить индивидуальные потребности или трудности учащегося подобно учителю, и поэтому не может реагировать адекватно индивидуальной ситуации.
- Сложность создания материалов. Создание аудио, видео и графики намного сложнее, чем написание обычного текста. А также весьма времязатратно.
- Сложности с программным и аппаратным обеспечением. Программное и аппаратное обеспечение должно быть надлежащим образом настроено. При этом мультимедийные приложения предъявляют более высокие системные требования, нежели простые средства редактирования текстов, и т.д.
- Отсутствие необходимых навыков владения мультимедиа как у учителя, так и у учащихся.

Видеоуроки

Широкое применение информационных технологий способно значительно повысить эффективность обучения как на этапе аудиторных занятий, так и на этапе самостоятельной подготовки учащихся. В этом случае помимо традиционных бумажных учебных материалов (учебников, пособий и т.п.) может использоваться такая электронная форма представления образовательной информации как видеоурок. Видеоуроки – одно из бурно развивающихся сегодня направлений использования мультимедиа в процессе обучения. Представление учебной видеоинформации и анимации может значительно усилить обучающий эффект.

На сегодняшний день в сети Интернет размещено в открытом доступе множество видеоуроков по разным учебным предметам и направлениям. Востребованными их делают следующие качества: доступность, наглядность и эффективность.

Эффективность видеоурока как образовательного средства обусловлена следующими его характеристиками:

· видеоурок содержит видеозапись реального процесса, т. е. ученик непосредственно видит последовательно все этапы осуществления какого-либо действия, способен оценить временные затраты на решение задачи;

· видеоурок содержит большее количество информации (по сравнению, например, с текстовыми инструкциями и т. п.), т. к. является комбинацией динамического изображения и звука;

· видеоурок предоставляет ученику возможность подстраивать темп поступления информации и ее количество к его индивидуальным возможностям и потребностям, просматривать видеоурок несколько раз, приостанавливать просмотр и проигрывать сложные или особенно важные участки заново, что способствует более глубокому усвоению новых знаний;

· создается чувство личного присутствия на уроке (если запись урока происходила непосредственно в аудитории), комментарии преподавателя воспринимаются как обращенные лично к учащемуся.

Видеоурок рационально использовать в следующих ситуациях:

· когда непосредственно прямой контакт между обучающим и обучаемым не может быть организован и обучение происходит самостоятельно;

· в качестве дополнительного инструмента обучения в рамках занятия, а также для самостоятельной работы дома.

Видеоуроки можно по разному преподнести обучаемым. Одна из классификаций видеолекций и видеоуроков представлена здесь.

Выделяют следующие общие дидактические требования к видеоурокам:


· во вводной части видеоурока должны быть поставлены цель и задачи изучения раздела (темы) в целом, показаны ее связи с другими темами, отмечены особенности изучаемого;

· деление видеолекции или видеоурока на отдельные учебные эпизоды с четко определёнными целями и задачами;

· представление учебного видеоматериала не должно быть равномерным, монотонным; как правило, в пределах одной темы можно выделить 4-5 акцентов, привлекающих внимание учащихся (используя эффект неожиданности, эмоционального оживления, удивления);

· использование всех инструментов визуализации: видео, анимация, изображение, таблицы, диаграммы и т. п.;

· соблюдение авторских прав и принятого порядка цитирования для включаемых в видеоурок фото, графики, фрагментов учебных кинофильмов, выступлений ученых и др.


При организации подачи учебного материала полезно учитывать естественный биологический ритм активности мозга. Установлено, что каждые 6 минут мозг проходит стадию поиска новой информации (фаза максимальной активности). Та информация, которая попадает на пик активности, легче запоминается. Поэтому желательно разбивать предъявляемый материал на интервалы в 6, 12, 24 минуты.

Важно правильно подойти к озвучиванию видеоурока. Звук в видеоуроке может играть роль:

· шумового эффекта (для привлечения внимания учащихся, переключения на другой вид учебной деятельности); например: при проведении обучающей игры, «мозгового штурма» отрывистый шумовой эффект (например, звонок) может стать сигналом к началу обсуждения поставленного вопроса или, наоборот, сигналом к завершению обсуждения; шумовой эффект должен быть дидактически оправдан;

· звуковой иллюстрации; например: наглядное изображение животных или птиц может сопровождаться характерными для них звуками, рисунок или фотография ученого, писателя, исторического деятеля и т. д. может сопровождаться его речью (целый ряд сайтов содержат коллекции речей политических деятелей, писателей, поэтов, актёров; подобные файлы можно найти и в электронных энциклопедиях);

· звукового сопровождения (комментария) наглядного динамического изображения, анимации, видеоролика.

При использовании видеоурока со звуковым сопровождением непосредственно на занятии нужно ответить на ряд вопросов: будет ли дидактически оправданным заменять учителя голосом диктора? какова при этом будет роль учителя? не потеряет ли учитель обратную связь с классом? легко ли будет восстановить диалог с классом? не повлияет ли звуковое сопровождение на потерю темпа урока?

Более приемлемо будет использование звука как учебного текста в ходе самостоятельной подготовки к уроку. На самом же уроке рекомендуется свести звуковое сопровождение до минимума. Оправданно использование звукового сопровождения в ходе задания «Составь дикторский текст»: демонстрируется видеоролик, анимация (физический опыт, химическая реакция и т.д.), в ходе которых учитель заблаговременно отключает звук, а после просмотра предлагает учащимся самостоятельно составить дикторский текст к увиденному. После предложенных вариантов учитель вновь демонстрирует фрагмент, но уже с голосом диктора.

Не следует забывать о сохранении темпа урока. Видеофрагмент должен быть оптимальным по времени. Учителю необходимо позаботиться об обеспечении обратной связи с учащимися. Лучше, если видеоинформация сопровождается набором вопросов развивающего характера, выводит на диалог, комментирование происходящего. Хуже, когда ученики превращаются в пассивных созерцателей.

Следует учитывать, что информацию человек получает преимущественно через зрение. Многословный звуковой или текстовый (на экране) комментарий вызывает быстрое утомление и затрудняет восприятие динамических процессов (анимации).

Для учителя полезно иметь собственную коллекцию видеоматериалов, из которой путем вырезания, редактирования, монтирования можно получать нужные фрагменты и включать их в авторские видеоуроки. Владение навыками пользования программами по обработке звуковых и видеофайлов пригодится учителю для подготовки собственных актуальных и эффективных учебных материалов, возбуждающих познавательный интерес, способствующих решению различных образовательных задач.

Некоторые программные продукты создания обучающих видеоуроков (офлайн-приложения).

1. Adobe Premiere Pro – программа для работы по созданию и обработке видео. В ней особое внимание уделено созданию цифрового видео для Интернета, содержатся инструменты экспорта видео в популярные веб-форматы.

2. Tech SnagIt – утилита для снятия скриншотов с экрана монитора; умеет делать не только статические графические «снимки» выбранной области, но и, например, записывает в видео то, что происходит на экране. Встроенный редактор аннотаций позволяет добавить к скриншоту описание, подчеркнуть текст, вставить при необходимости в нужное место например стрелку и т.д. Поддерживает работу со сканерами, цифровыми камерами.

3. AutoScreenRecorder Pro – это мощная утилита для записи в режиме реального времени всего, что происходит на экране вашего монитора, с поддержкой записи звука.

4. Desktop Activity Recorder – утилита, которая позволяет записывать всю деятельность, происходящую на мониторе, в видеофайл формата avi или flash (SWF). Среди возможностей есть запись и воспроизведение видеофильмов, показываемых на рабочем столе, запись отдельного окна или выбранной области на рабочем столе.

5. Camtasia Studio – комплексный программный продукт для записи изображения с экрана в видеофайлы различных форматов. Имеется возможность записывать видео хорошего качества, редактировать видео, акцентировать внимание на определенной области экрана, добавлять голосовые пояснения, элементы выделения, видео с веб-камеры.



2016-01-26 937 Обсуждений (0)
Недостатки применения мультимедиа в образовании 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Недостатки применения мультимедиа в образовании

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (937)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)