Недостатки применения мультимедиа в образовании
- Самостоятельность обучения. Некоторые ученики неспособны воспользоваться широкой свободой выбора, которую предоставляют мультимедийные материалы, основанные на гипертексте. Видеоуроки Широкое применение информационных технологий способно значительно повысить эффективность обучения как на этапе аудиторных занятий, так и на этапе самостоятельной подготовки учащихся. В этом случае помимо традиционных бумажных учебных материалов (учебников, пособий и т.п.) может использоваться такая электронная форма представления образовательной информации как видеоурок. Видеоуроки – одно из бурно развивающихся сегодня направлений использования мультимедиа в процессе обучения. Представление учебной видеоинформации и анимации может значительно усилить обучающий эффект. На сегодняшний день в сети Интернет размещено в открытом доступе множество видеоуроков по разным учебным предметам и направлениям. Востребованными их делают следующие качества: доступность, наглядность и эффективность. Эффективность видеоурока как образовательного средства обусловлена следующими его характеристиками: · видеоурок содержит видеозапись реального процесса, т. е. ученик непосредственно видит последовательно все этапы осуществления какого-либо действия, способен оценить временные затраты на решение задачи; · видеоурок содержит большее количество информации (по сравнению, например, с текстовыми инструкциями и т. п.), т. к. является комбинацией динамического изображения и звука; · видеоурок предоставляет ученику возможность подстраивать темп поступления информации и ее количество к его индивидуальным возможностям и потребностям, просматривать видеоурок несколько раз, приостанавливать просмотр и проигрывать сложные или особенно важные участки заново, что способствует более глубокому усвоению новых знаний; · создается чувство личного присутствия на уроке (если запись урока происходила непосредственно в аудитории), комментарии преподавателя воспринимаются как обращенные лично к учащемуся. Видеоурок рационально использовать в следующих ситуациях: · когда непосредственно прямой контакт между обучающим и обучаемым не может быть организован и обучение происходит самостоятельно; · в качестве дополнительного инструмента обучения в рамках занятия, а также для самостоятельной работы дома. Видеоуроки можно по разному преподнести обучаемым. Одна из классификаций видеолекций и видеоуроков представлена здесь. Выделяют следующие общие дидактические требования к видеоурокам: · во вводной части видеоурока должны быть поставлены цель и задачи изучения раздела (темы) в целом, показаны ее связи с другими темами, отмечены особенности изучаемого; · деление видеолекции или видеоурока на отдельные учебные эпизоды с четко определёнными целями и задачами; · представление учебного видеоматериала не должно быть равномерным, монотонным; как правило, в пределах одной темы можно выделить 4-5 акцентов, привлекающих внимание учащихся (используя эффект неожиданности, эмоционального оживления, удивления); · использование всех инструментов визуализации: видео, анимация, изображение, таблицы, диаграммы и т. п.; · соблюдение авторских прав и принятого порядка цитирования для включаемых в видеоурок фото, графики, фрагментов учебных кинофильмов, выступлений ученых и др.
Важно правильно подойти к озвучиванию видеоурока. Звук в видеоуроке может играть роль: · шумового эффекта (для привлечения внимания учащихся, переключения на другой вид учебной деятельности); например: при проведении обучающей игры, «мозгового штурма» отрывистый шумовой эффект (например, звонок) может стать сигналом к началу обсуждения поставленного вопроса или, наоборот, сигналом к завершению обсуждения; шумовой эффект должен быть дидактически оправдан; · звуковой иллюстрации; например: наглядное изображение животных или птиц может сопровождаться характерными для них звуками, рисунок или фотография ученого, писателя, исторического деятеля и т. д. может сопровождаться его речью (целый ряд сайтов содержат коллекции речей политических деятелей, писателей, поэтов, актёров; подобные файлы можно найти и в электронных энциклопедиях); · звукового сопровождения (комментария) наглядного динамического изображения, анимации, видеоролика. При использовании видеоурока со звуковым сопровождением непосредственно на занятии нужно ответить на ряд вопросов: будет ли дидактически оправданным заменять учителя голосом диктора? какова при этом будет роль учителя? не потеряет ли учитель обратную связь с классом? легко ли будет восстановить диалог с классом? не повлияет ли звуковое сопровождение на потерю темпа урока? Более приемлемо будет использование звука как учебного текста в ходе самостоятельной подготовки к уроку. На самом же уроке рекомендуется свести звуковое сопровождение до минимума. Оправданно использование звукового сопровождения в ходе задания «Составь дикторский текст»: демонстрируется видеоролик, анимация (физический опыт, химическая реакция и т.д.), в ходе которых учитель заблаговременно отключает звук, а после просмотра предлагает учащимся самостоятельно составить дикторский текст к увиденному. После предложенных вариантов учитель вновь демонстрирует фрагмент, но уже с голосом диктора. Не следует забывать о сохранении темпа урока. Видеофрагмент должен быть оптимальным по времени. Учителю необходимо позаботиться об обеспечении обратной связи с учащимися. Лучше, если видеоинформация сопровождается набором вопросов развивающего характера, выводит на диалог, комментирование происходящего. Хуже, когда ученики превращаются в пассивных созерцателей. Следует учитывать, что информацию человек получает преимущественно через зрение. Многословный звуковой или текстовый (на экране) комментарий вызывает быстрое утомление и затрудняет восприятие динамических процессов (анимации). Для учителя полезно иметь собственную коллекцию видеоматериалов, из которой путем вырезания, редактирования, монтирования можно получать нужные фрагменты и включать их в авторские видеоуроки. Владение навыками пользования программами по обработке звуковых и видеофайлов пригодится учителю для подготовки собственных актуальных и эффективных учебных материалов, возбуждающих познавательный интерес, способствующих решению различных образовательных задач. Некоторые программные продукты создания обучающих видеоуроков (офлайн-приложения). 1. Adobe Premiere Pro – программа для работы по созданию и обработке видео. В ней особое внимание уделено созданию цифрового видео для Интернета, содержатся инструменты экспорта видео в популярные веб-форматы. 2. Tech SnagIt – утилита для снятия скриншотов с экрана монитора; умеет делать не только статические графические «снимки» выбранной области, но и, например, записывает в видео то, что происходит на экране. Встроенный редактор аннотаций позволяет добавить к скриншоту описание, подчеркнуть текст, вставить при необходимости в нужное место например стрелку и т.д. Поддерживает работу со сканерами, цифровыми камерами. 3. AutoScreenRecorder Pro – это мощная утилита для записи в режиме реального времени всего, что происходит на экране вашего монитора, с поддержкой записи звука. 4. Desktop Activity Recorder – утилита, которая позволяет записывать всю деятельность, происходящую на мониторе, в видеофайл формата avi или flash (SWF). Среди возможностей есть запись и воспроизведение видеофильмов, показываемых на рабочем столе, запись отдельного окна или выбранной области на рабочем столе. 5. Camtasia Studio – комплексный программный продукт для записи изображения с экрана в видеофайлы различных форматов. Имеется возможность записывать видео хорошего качества, редактировать видео, акцентировать внимание на определенной области экрана, добавлять голосовые пояснения, элементы выделения, видео с веб-камеры.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (937)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |