Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Функции оппозиционных институтов в мировой политике



2016-01-26 720 Обсуждений (0)
Функции оппозиционных институтов в мировой политике 0.00 из 5.00 0 оценок




Наиболее значимыми функциями оппозиционных институтов в мировой политике являются:

■ представление на мировой арене интересов определенных групп населения государств, существующих в мировой политике хотя бы формально. Те, чьи интересы не представлены или не могут быть представлены в законодательных органах, могут отстаи­вать свои интересы через оппозиционные группы, движения, организации;

■ критическая функция, основной составляющей которой явля­ется представление альтернативных вариантов внешней и внут­ренней политики и поддержка этих вариантов действующими акторами мировой политики;

■ помощь в процессе сдерживания конфликтующих интересов в обществе и предоставление канала для вымещения недовольс­тва и фрустрации, которые накапливаются в обществе;

■ функция политической коммуникации. Роль конструктивной оппозиции здесь — выявить противоречия и недовольства в об­ществе и обеспечить как правительство и общество своей стра­ны, так и правительства и общественность заинтересованных государств, а также мировую общественность информацией, которая способствовала бы изменениям политики.

Это важно --------------------------------------------------------

Функция политической коммуникации не является односторонней, поскольку наряду с направлением «от оппозиции к власти» можно выделить направление «от оппозиции к обществу», так как оппозиционные институты не только воздействуют на власть, но и обеспечивают общество, в том числе и за границами своего государства, альтернативными источниками информации.

Эти четыре «классические» функции свойственны системной конструктивной оппозиции, существующей в демократических режимах. Если речь идет о радикальной внесистемной оппозиции или о деятель­ности оппозиции в рамках недемократического режима, то функции оппозиционных институтов будут другими.

Это интересно --------------------------------------------------

Важным аспектом в изучении оппозиционных институтов в мирополитичес- ком контексте является вопрос о взаимоотношениях оппозиции и демок­ратии. С одной стороны, демократические режимы не однотипны и разли­чаются между собой. Только в случае с либеральной демократией можно говорить о существовании легальной оппозиции. С другой стороны, сущес­твование в стране оппозиции не обязательно означает, что политический режим является истинно демократическим, поскольку оппозиционные ин­ституты существуют и в недемократических режимах. Просто в отличие от оппозиции в демократических режимах они выполняют другие функции, и им отведена другая роль.

Согласны ли вы с этим утверждением? Как вы считаете, действительно ли существование демократии обязательно означает существование легаль­ной оппозиции? Действительно ли существование легальной оппозиции оз­начает, что такая система является демократической?

Развитие оппозиционных институтов в отдельных странах мира

Примеров для иллюстрации развития оппозиционных институтов в отдельных странах мира может быть большое количество. Случаи Великобритании и США являются классическими и изучались неод­нократно. Менее изученными являются оппозиционные институты стран Восточной Европы, где оппозиция стала зарождаться и разви­ваться относительно недавно. В качестве примера возьмем близкие к России страны — Польшу и Белоруссию. Краткий анализ развития оппозиционных движений в этих двух странах даст представление о том, какие трудности, проблемы и противоречия встречает оппозиция в случае с недемократическим режимом (Белоруссия), и о том, как раз­вивается оппозиция в демократическом режиме (Польша).

Если говорить о посткоммунистических странах в целом, то раз­витие и становление оппозиционных движений здесь представляет собой сложное и многогранное явление. В каждой из стран оппозици­онное движение развивалось своим путем. На одном полюсе — стра­ны, в которых оппозиция смогла серьезно повлиять на политическую ситуацию и даже добилась смены руководства в результате «цветных революций». На другом полюсе — центральноазиатские государства, в которых на протяжении долгих лет у власти находятся правители, об­ладающие сильной властью, и оппозиция там не имеет серьезного по­литического веса.

Белорусский кейс

Белоруссия, находясь в непосредственной близости от Европы, могла бы быстрее и лучше других перенять и реализовать на практи­ке западные демократические ценности, но в этой стране сложилась своя специфика политического развития, и Белоруссия не продол­жила череду «цветных революций» на постсоветском пространстве. В этой стране полноценный переход к демократии не состоялся, а президент Александр Лукашенко создал совершенно уникальный для небольшой восточноевропейской страны политический режим, имеющий схожие черты с «делегативной демократией» (согласно трактовке Гильермо О'Доннелла). Как отмечает О'Доннелл, «деле- гативные демократии основываются на предпосылке, что победа на президентских выборах дает победителю право управлять страной по своему усмотрению, при этом он ограничен лишь обстоятельствами существующих властных отношений и определенным Конституцией сроком пребывания у власти»1. Как пишет в одной из своих работ о Белоруссии Ю. В. Шевцов, «целая постсоветская европейская страна много лет проводит политику, которая никак не вписывается в пост­советские стандарты»2.

В независимой Белоруссии сегодня происходит процесс становле­ния и развития оппозиции, которая пытается противостоять жесткой системе власти, выстроенной президентом Александром Лукашенко. При этом если в начале 1990-х годов белорусская оппозиция имела в своем распоряжении весомые и эффективные рычаги влияния на власть, участвуя в разработке внутри- и внешнеполитического курса страны, то после прихода к власти президента Лукашенко в Белорус­сии наметились явные тенденции вытеснения оппозиции из политического пространства и снижения ее роли в общественно-политической жизни страны. Это привело к определенному кризису легитимности оппозиционных партий и движений и снижению влияния оппозиции на политическую ситуацию в стране.

Формально политическая система в стране является демократической, и по конституции Республика Беларусь — унитарное демок­ратическое социальное правовое государство3. В реальности за годы независимости политическая система Белоруссии претерпела целый ряд трансформаций: от парламентской республики с большим коли­чеством действующих институтов и широкой палитрой политических партий (в том числе оппозиционных) страна перешла к суперпрезидентской республике, в которой власть практически полностью сосре­доточена в руках главы государства. В условиях функционирования подобной политической системы развитие оппозиционного движения в Белоруссии является весьма проблематичным.

На начальном этапе развития сформировались определенные чер­ты, характерные для белорусской оппозиции, которые негативно от­ражаются на успешности ее функционирования. Добиться успехов в борьбе с режимом власти оппозиционному движению мешали следу­ющие факторы: многочисленные оппозиционные партии действовали разрозненно, и даже между движениями с близкими программными установками отсутствовало взаимопонимание, стремление к объеди­нению усилий и поиску компромисса. Крупные партии неоднократно дробились, образуя гораздо менее авторитетные мелкие партии. Но и само белорусское общество было недостаточно структурировано и во многом противоречиво, поэтому полномасштабную основу для поддержки оппозиционного движения составить не могло. Особенность белорусского общества заключается в том, что многие белорусы мало отличают себя от русских, многие не знают белорусского языка, предпочитая разговаривать на русском.

1990-е годы стали первым этапом в развитии оппозиции в независимой Белоруссии. Это время начала процесса оппозиционного стро­ительства, формирования первых оппозиционных институтов. Противоречия в оппозиционных рядах, недостаточная структурированность белорусского общества, слабость белорусского национального самосо­знания привели к тому, что в стране не сложилась полноценная основа для поддержки оппозиционного движения. Свой эволюционный путь оппозиционное движение в независимой Белоруссии начало с рубежа 1980—1990-х годов, когда на политическом горизонте появилась первая весомая оппозиционная партия — Белорусский народный фронт, воз­главляемый Зеноном Позняком, который на протяжении нескольких лет оставался единственной реальной и структурированной оппозици­онной партией в Белоруссии.

В начале XXI в. белорусское оппозиционное движение претерпело определенную трансформацию. Оппозиционеры, осознавая свои сла­бые стороны и понимая, что малочисленные партии не могут набрать достаточного политического веса, приступили к объединению полити­ческих усилий. Результатом объединительного процесса стало выдви­жение на президентских выборах 2001 г. единого кандидата от оппози­ции и создание оппозиционной коалиции на парламентских выборах 2004 г.

Выборы 2006 г. стали важным этапом в развитии белорусской оппо­зиции. Эти выборы должны были, по расчетам оппозиционеров, стать очередной «цветной революцией» на постсоветском пространстве. Од­нако демократический транзит в Белоруссии не состоялся, поскольку в стране не сложился комплекс предпосылок для перехода к демократии «европейского образца». Белорусское общество оказалось не готово к демократическим преобразованиям по сценарию, предлагаемому оп­позиционными кандидатами — Александром Милинкевичем и Алек­сандром Козулиным.

После президентских выборов 2006 г. белорусская оппозиция ока­залась вновь раздроблена, ее поддержка в обществе — достаточно низ­кой. Нынешняя ситуация в Белоруссии оставляет открытым вопрос о тенденциях дальнейшего политического развития страны. Многое бу­дет зависеть от того, какие интересы и ценностные ориентиры станут доминировать в политическом сознании новых поколений белорус­ских граждан, выросших уже после распада СССР.

При изучении процесса развития белорусского оппозиционного движения важным является анализ международных аспектов деятель­ности оппозиционеров. Традиционно широкомасштабную поддержку белорусским оппозиционным институтам оказывают страны Запада, которые приветствуют построение в Белоруссии демократии европей­ского образца в противовес режиму «последнего диктатора в Европе». Оказывая поддержку белорусской оппозиции, США и Европейский союз рассчитывают на победу прозападных сил в стране и изменение геополитических ориентаций белорусского руководства.

США, Европейский союз в целом и отдельные страны Европы в начале XXI в. начали более активно участвовать в процессе демокра­тизации Белоруссии путем оказания давления на белорусские власти и предоставления финансовой и организационно-методической по­мощи белорусским оппозиционерам. Средства и усилия стран Запа­да в основном направлены на подготовку агитационных материалов, обучение оппозиционных активистов на Западе и в странах, уже встав­ших на путь демократизации, на развитие сети НПО и оппозиционных СМИ, проведение консультаций, тренингов и семинаров с участием представителей оппозиции.

Основными центрами оказания поддержки белорусским оппози­ционерам являются США и ЕС. При этом деятельность Соединенных Штатов более эффективна на данном направлении, поскольку у них уже накоплен богатый опыт «экспорта демократии». Европейскому со­юзу в силу особенностей данного объединения всегда было непросто вырабатывать единую внешнеполитическую линию.

Оценивая политику отдельных европейских стран на белорус­ском направлении, необходимо отметить, что наиболее активна в этой сфере Польша. Эта страна имеет с Белоруссией общую границу, свое национальное меньшинство в стране, исторические, экономические и культурные связи с Белоруссией. Помимо этого, Польша пытается позиционировать себя как своеобразного носителя стандартов демок­ратизации в регионе Восточной Европы и стремится стать главным иг­роком на восточном направлении в ЕС.

Польский кейс

В самой Польше, в отличие от Белоруссии, демократический тран­зит был более успешным. Деятельность оппозиционных институтов в Польше имела значительно более устойчивые результаты. Институци- онализованная антисистемная оппозиция в Польше начала формиро­ваться со второй половины 1970-х годов. Еще в 1976 г. был создан Ко­митет защиты рабочих, который потом был преобразован в постоянно действующий Комитет общественной самообороны.

Активизация деятельности оппозиционных институтов началась в 1989 г. с так называемых переговоров круглого стола оппозиционных групп с представителями коммунистической партии. Итогом работы круглого стола стала договоренность власти и оппозиции о проведении через 4 года свободных конкурентных выборов с возможностью учас­тия в них различных политических партий и последующим введением поста президента. Этот процесс положил начало созданию современ­ного демократического режима в Польше.

Оппозиция в Польше объединилась под знаменами профсоюза «Солидарность». Этот профсоюз стал актором с большим политичес­ким весом и высоким мобилизационным потенциалом для притяже­ния оппозиционных сил. Но уже в начале 1990-х годов в лагере оппо­зиционеров стали нарастать противоречия. В стране начался процесс дробления и возникновения малых оппозиционных партий и групп. Это привело в итоге к расколу «Солидарности» на два блока. «Граждан­ское соглашение — центр» возглавил Jlex Валенса, а Демократический союз стал действовать под руководством премьер-министра Тадеуша Мазовецкого.

После очередных парламентских выборов 1993 г. начался новый этап в деятельности польской оппозиции. В Польше имело место из­менение электорального законодательства и законов, связанных с деятельностью оппозиционных институтов, с тем чтобы шел процесс укрупнения политических партий и, следовательно, было создано ста­бильное правительство.

Важным моментом в развитии оппозиции в Польше стало проти­востояние «левого» президента Александра Квасьневского и «правого» правительства. Это привело к формированию после выборов в парла­мент 1997 г. партийной системы, основным предметом споров внутри которой стала целесообразность вступления Польши в ЕС.

Это интересно --------------------------------------------------

В Польше действует правило «парламент или смерть», по которому оппози­ционные партии, не прошедшие в парламент, фактически прекращают свою деятельность и перестают существовать, что связано с особенностями фи­нансирования политических партий.

Основным источником финансирования польских политических партий являются государственные субсидии. Субсидии могут получать политические партии, которые на последних выборах в парламент на­брали более 3% голосов избирателей (если они выступали на выборах самостоятельно) или 6% (если они выступали в составе коалиции). Этот механизм нацелен на укрупнение партий, устранение с политиче­ской арены малых оппозиционных партий и групп, на создание четких институциональных рамок партийной конкуренции.

Существование большого количества разнообразных оппозици­онных партий, согласно опросам общественного мнения, не вызывает доверия у населения в Польше. Опросы польского электората 2000- х годов показали, что большая часть населения выступает за классичес­кую двухпартийную систему, позволяющую формировать устойчивое правительство.

Выборы в парламент 2005 г. стали олицетворением такой системы. Между собой конкурировали две крупные партии: христианско-демок- ратическая партия «Право и справедливость» братьев Качинских и ли­беральная проевропейская «Гражданская платформа» Дональда Туска.

Польские оппозиционные партии и группы включаются в деятель­ность международных сетевых политических структур. Так, например, в Польше функционируют такие сетевые транснациональные группы, как «Зеленые-2000», Польская партия пиратов, Польская партия жен­щин. Они являются членами соответствующих международных сетевых структур, которые открывают свои «филиалы» в разных странах мира.

В последние годы политическая система Польши вошла в полосу стабилизации. Основные решения, требующие политической и электо­ральной мобилизации, уже приняты. Польша является полноправным членом ЕС и НАТО. Страна также постепенно оправляется после тра­гического крушения самолета польского президента под Смоленском в 2010 г. Эволюционная модернизация польской политической системы будет продолжена, с тем чтобы не терять «марку» носителя стандартов демократизации в Восточной Европе.

Подведем итоги

Анализ истории развития, различных классификаций, функций оппозиционных институтов в мировой политике, основных вариантов взаимодействия оппозиции и власти показывает, что оппозиционные институты являются значимым актором в мировой политике.

Существуют примеры сетевых транснациональных оппозицион­ных институтов («Зеленые»), которые имеют свои представительства в различных странах мира. Есть также примеры оппозиционных ор­ганизаций террористической направленности, деятельность которых затрагивает мировое сообщество в целом («Аль-Каида»), Однако в большинстве случаев оппозиционные институты являются значимым негосударственным актором для конкретных стран мира. Это вполне логично, потому что оппозиционные институты в основном существу ют в виде партий, борющихся за места в конкретном парламенте и за власть в конкретной стране.

Данные обстоятельства усложняют анализ перспектив развития это го актора мировой политики. Говоря о перспективах, можно предполо жить, чтооппозиционные институты в будущем сохранятсвое «страношк- измерение». При этом возможно усиление роли сетевых транснацио нальных оппозиционных структур или стихийных оппозиционных дни жений, подпитываемых современными возможностями коммуникации посредством социальных сетей (движения по типу флеш-мобов или а к ции гражданского протеста по образцу «Захвати Уолл-стрит»), Однако основной формой существования оппозиции в ближайшее время оси нется политическая партия, поскольку именно существование в ми и партий позволяет оппозиционным институтам наиболее продуктшш. отстаивать свои интересы и реализовывать намеченные цели.

Вопросы

1. Что включает в себя понятие «оппозиционный институт»?

2. Какие примеры системной и внесистемной оппозиции в сегодминни И России вы можете назвать?

3. Какие основные направления в изучении оппозиционных инсши вы можете назвать?

4. Какие классификации оппозиционных институтов вам известны 11>и робуйте охарактеризовать российские оппозиционные группы, in ни im зуя названные классификации.

5. Каковы функции оппозиционных институтов в условиях демо! |»н н<к ского и недемократического режимов?

6. Какой сценарий политического развития Белоруссии вы счиып

вероятным?

7. Как оппозиционные институты взаимодействуют с государ! м

государственными акторами?


8. В чем заключается роль оппозиционных институтов в мировой полити­ке и каковы их перспективы?

Литература

Основная

Гельман В. Я. Постсоветские политические трансформации. Наброски к теории // Полис. 2001. № 1.

Карл Т. Л., Шмиттер Ф. Демократизация: концепты, постулаты, гипотезы (Размышления по поводу применимости транзитологической парадигмы при изучении посткоммунистических трансформаций) // Полис: политические ис­следования. 2004. № 4.

Линц X., Степан А. Государственность, национализм и демократия // По­лис. 1997. № 5.

Макаренко Б. Консолидация демократии: «детские болезни» постсоветс­ких государств// Полития. 2002. № 4.

Макфол М. Пути трансформации коммунизма. Сравнительный анализ де­мократического прорыва в Сербии, Грузии и Украине // Pro et Contra. 2005. Сентябрь—октябрь.

Мельвиль А. Ю. Демократические транзиты (Теоретико-методологические и прикладные аспекты). М.: Моск. обществ.-научн. фонд, 1999.

Цыганков А. П. Современные политические режимы: структура, типоло­гия, динамика. М.: Интерпракс, 1995;

Stepan A. Democratic opposition and democratization theory. URL: http:// onlinelibrary.wiley.eom/doi/10.llll/j.1477-7053.1997.tb00452.x/abstract.

Дополнительная

Голосов Г. В. Сравнительная политология. СПб.: Изд-во Европейского уни­верситета, 2001.

Карбалевич В. И. Александр Лукашенко: политический портрет. М.: Пар- гизан, 2010.

Пшеворски А. Демократия и рынок. Политические и экономические ре­формы в Восточной Европе и Латинской Америке. М.: РОССПЭН, 2000.

Хантингтон С. Третья волна: демократизация в конце XX века. М.: РОС- < ПЭН, 2003.

O'Donnell G. Delegative democracy? URL: http:// http://www.kellogg.nd.edu/ l>ublications/workingpapers/WPS/172.pdf.

Примечания

1 O'Donnell G. Delegative democracy? URL: http:// http://www.kellogg.nd.edu/ |Mih|ications/workingpapers/WPS/l 72.pdf.

Шевцов Ю. В. Объединенная нация. Феномен Белоруссии. М.: Евро ни. 2005.

' Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополигни ими, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 i и 17 пк- шири 2004г.). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.tiunl>\ inli> >iiknii/konstitutsiya.htm.

ПРОГРАММА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Негосударственные участники мировой политики»[1]

РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ

1.1. Цели и задачи дисциплины, ее общая характеристика

В соответствии с назначением основной целью курса является понимание деятельности акторов мировой политики (прежде всего экономических акто­ров), т.е. тех участников, которые активно выстраивают современные полити­ческие процессы и формируют контуры политической системы мира.

В задачи курса входит научить магистрантов:

■ понимать современное состояние политической системы мира, роль различных акторов в ней;

■ понимать «переплетение» государственных и негосударственных акто­ров, наличие гибридных акторов.

■ выявлять интересы различных акторов мировой политики;

■ анализировать деятельность акторов на мировой арене.

1.2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Курс предназначен для студентов-магистрантов, обучающихся по направлению «Международные отношения» (цикл ФГОС — М.1). Курс позволяет магистрантам овладеть современными знаниями и навыками анализа мировых политических процессов и международных отношений через понимание интересов, позиций, деятельности, возможности реализовывать свои цели и интересы различных акторов. Курс рассматривает, к развитию каких политических процессов ведет деятельность акторов, а также влияние этой деятельности на смену политической повестки дня. Курс не предполагает наличие конкретных ответов на острые международно-политические вопросы современности по той причине, что их не может быть. Курс ориентирует студента на то, чтобы уметь ставить вопросы, анализировать ситуацию и уметь действовать в ситуации с минимальными издержками («уметь жить с проблемой»). Кроме того, курс направлен на то, чтобы магистранты умели увидеть проблему и предпринять необходимые действия еще до того, как проблема вызовет серьезные последствия.

Это необходимо современному выпускнику магистратуры по направлению «Международные отношения» для работы в различных аналитических и практических организациях, центрах, а также в научной сфере.

Курс ориентирован на интерактивность студентов-магистрантов. Им предоставляется возможность в рамках курсы более подробно остановиться на тех или иных темах.

Требования к результатам освоения дисциплины.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

■ знать структуру и функционирование современной политической сис­темы мира, место негосударственных акторов и основные их характе­ристики;

■ уметь проводить сравнительный анализ деятельности негосударствен­ных акторов на мировой арене;

■ владеть навыками анализа политической системы мира и деятельности различных акторов на международной арене.

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид работы Трудоемкость
академические часы зачетные единицы
Общая трудоемкость    
Аудиторная работа  
Лекции
Практические занятия/семинары
Самостоятельная работа, всего  
в том числе:  
курсовая работа (при наличии)  
информационно-аналитическая справка (при наличии)  
реферат (при наличии)  
проект (при наличии)  
внеаудиторные самостоятельные работы (при наличии), работа с преподавателем, а также другими магистрантами онлайн  
самоподготовка (самостоятельное изучение лекционного материала и материала учебников, подготовка к практическим занятиям, текуще­му контролю и т.д.)
Виды текущего контроля (перечислить) Тесты, ответы на семинарах
Вид промежуточной аттестации (зачет/экзамен)  

 

2.2. Содержание курса

Раздел 1. Негосударственные акторы мировой политика: характеристика

Тема 1.1. Лекция. Эволюция политической системы и характер изменения акторов.

Рассматривается политическая система мира, ее соотношение с системой международных отношений. Роль акторов в качестве структурных элементов политической системы мира. Особый акцент делается на роли негосударственных акторов в современной политической системе мира. Уточняются понятия «актор», «субъект», «участник».

1. Понятие политической системы мира.

2. Понятие актора и его роли на мировой арене. Параметры, по которым целесообразно рассматривать акторов мировой политики. Сравнительный анализ их ресурсов, целей, интересов, внутренней организации.

3. Роль негосударственных акторов.

Литература

Основная

Лебедева М. М. Мировая политика. М.: КНОРУС, 2011 (для тех, кто не изучал мировую политику на бакалаврском уровне).

Лебедева М. М. Мировая политика в XXI в: акторы, процессы и проблемы. М.: МГИМО (У), 2009.

Современные глобальные проблемы мировой политики / Под ред. М. М.Лебедевой. М.: Аспект Пресс, 2009.

Дополнительная

Фельдман Д., Барабанов О. Если Вестфаль и болен, то этот больной скорее жив, чем мертв... // Международные процессы. 2007. Т. 5. № 3.

Мировая политика / Под ред. С. В. Кортунова. М.: ГУ ВШЭ, 2009.

Лебедева М. М. Что угрожает Вестфалю? / Международные процессы. 2008. Т. 6. № 1 (16). С. 117—121. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.intertrends.ru/sixteenth/015.htm.

Политическая система современного мира: новые реалии старые правила // Политическая система современного мира: новые реалии старые правила: Материалы V Конвента РАМИ / Под общ. ред. А. В. Торкунова; редактор тома М. М. Лебедева. М.: МГИМО, 2009. С. 31-40. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://risa.ru/images/stories/%2l_Lebedeva.indd.pdf.

Лебедева М. М. Новые транснациональные акторы и изменение политической системы мира // Россия в глобальном мире 2000-2011: Хрестоматия: В 6 т. /Под ред. И. С. Иванова. М.: Аспект Пресс, 2012.Т. 1.С. 700-711.

Тема 1.2. Лекция. Акторы в социально-гуманитарной и политической сферах: неправительственные организации в экологической сфере, молодежные организации, религиозные акторы, оппозиционные группы. Университет в сетевых сязях современного мира

Новая роль экологических НПО в мировой политике в сфере нормотворчества, стандартизации и глобального управления. Схема сертификации Кимберлийского процесса, Всемирная комиссия по плотинам. Попечительский совет лесов, Морской попечительский совет, некоммерческая организация TheFlowerLabelProgram, Международная федерация движений за органическое сельское хозяйство, инициатива «Международной социальной экологической ответственности», Коалиция за создание экологически ответственных экономик.

Молодежные организации как современные акторы мировой политики. Специфика и характерные черты молодежной политики на глобальном, ре­гиональном и национальном уровнях. Исторический аспект изучения моло­дежных организаций. Особенности развития взаимодействия молодежных организаций и государства. Основные государственные подходы к развитию молодежной политики. Взаимодействие молодежных организаций и негосу­дарственных акторов международных отношений. Ключевые проблемы и про­тиворечия в деятельности современных международных организаций. Перс­пективы развития молодежных организаций как акторов мировой политики.

Религиозные акторы мировой политики. Религия в сознании людей. Пред­посылки, способствовавшие укреплению религиозного сознания людей, основные направления модернизации вероучений в современном мире. События в Римско-католической, Русской православной церкви, других христианских конфессиях, развитие исламских государств и распространение ислама, рас­пространение различного рода сект и т.д. Воздействие религии и религиозных организаций на международные процессы: позитивные и негативные аспекты. Религиозные структуры деструктивного характера и проблема экстремизма. Возможности и ресурсы влияния религиозных акторов в мировой политике в контексте глобализации.

Оппозиционные институты: определение, цели и задачи, направления деятельности. Примеры. Основные тенденции в изучении оппозиционных институтов. Подходы к классификации оппозиционных институтов: системные и внесистемные, парламентские и внепарламентские, активные и пассивные и др. Функции оппозиционных институтов в мировой политике. Взаимоотно­шение оппозиции и демократии. Сетевые транснациональные оппозиционные институты. Перспективы развития оппозиционных институтов.

Университет в сетевых связях современного мира. Взаимосвязь мировой политической повестки дня, приоритетов внешней политики государств и международного сотрудничества университетов. Университеты — кузница кад­рового ресурса, площадка обсуждения и формирования повестки дня. Новые задачи в рамках глобальных вызовов. Элементы дискуссии о необходимости расширения российского научно-образовательного присутствия в мире. Реги­ональные системы: интересы государств, сетей и университетских корпораций. Балтийский регион. CBSS. BSRUN. Baltic University Program. Внешнеполитичес­кие интересы и университеты: случай Польши. Стратегия поддержки экспорта национальных научно-образовательных услуг. Присутствие на глобальном и региональных образовательных рынках как попытка переориентации мигра­ционных потоков.

Европейские университеты: связь традиционного и мирополитического. Болонская система: причины запуска, основные черты, плюсы и минусы. Осо­бенности реализации: пример Франции — связь традиционного и мирополи­тического в высшем образовании. БФУ им. И. Канта: связь регионального и глобального как характерная черта тех университетов, которые располагаются на пограничье нескольких регионов. Социально-экономическая и научно-ис- следовательская отсталость региона в условиях эксклавности привела к риску превращения его в двойную периферию: как России, так и Европы. Вызов для университета — совмещение двух векторов развития: глобальный (достижение уровня университета мирового класса) и региональный (участие в развитии ре­гиона).

Тема 1.3. Лекция. Акторы в экономической сфере: офшоры и финансовые организации, логистические компании, «зеленый бизнес», еврорегионы

Офшоры и финансовые организации. Характеристика глобальной финан­совой системы и ее отношений с национальными государствами. Возникнове­ние глобальной финансовой системы. Неолиберальные реформы государства, управление мировой ликвидностью. Финансовая зависимость бедных и разви­вающихся стран, проблема долга, Вашингтонский консенсус, ВТО. Изменения в организации бизнес-процессов: аутсорсинг, финансиализация, сервисная эко­номика рентная природа интеллектуальных прав. Образование Европейского союза как один из примеров взаимодействия финансовой системы и развитых государств, сравнение с другими региональными межгосударственными систе­мами. Недостатки неолиберального управления глобальными финансами.

Логистические компании. История и современные факторы успешности логистических компаний, вопросы участия логистических компаний в совре­менной системе международных отношений, основные тенденции, сформиро­вавшие международные логистические компании, ключевые факторы влияния логистических компаний на участников международных отношений. Оценка взаимодействия государства и логистических компаний.

«Зеленый бизнес»: общая характеристика, подходы к определению. Основ­ные тенденции взаимодействия человечества и природы. Стратегии и подходы во взаимодействии хозяйствующих субъектов с окружающей средой. Факторы, влияющие на экологическую политику бизнес-структур. Основные тенденции формирования «зеленого имиджа» компании и его роль в капитализации. Ос­новные направления «зеленого бизнеса», сектор альтернативной энергетики. Перспективы возможного влияния «зеленого бизнеса» на мировую политику.

Еврорегионы: определение понятия. «Портрет» еврорегиона. Причины появления еврорегионов. Предпосылки и условия формирования еврорегионов. Концепция ЕвР — придание «прозрачности» внутренним границам ЕС за счет совместного решения общих/ близких проблем местного/регионального характера. Анализ феномена еврорегионов при помощи неофункционалистского подхода и транзакционализма. Организационные уровни еврорегионов. Еврорегионы и государство. Еврорегионы как фактор эрозии суверенитета. Еврорегионы и ЕС. Способность еврорегионов к взаимодействию с другими негосударственны­ми акторами мировой политики. Потенциал акторности еврорегионов.

Тема 1.4. Лекция. Акторы в глобальном информационном пространстве: интернет-бизнес, сообщества пользователей и разработчиков интернет-проектов. СМИ как акторы мировой политики

Компании интернет-индустрии: определение, характеристика, отличи­тельные особенности и тенденции развития. Российские интернет-компании.

Мирополитическая роль компаний интернет-индустрии — взаимодействие с государством и другими акторами мировой политики, влияние на коммуника­тивную среду мировой политики.

Сообщества разработчиков интернет-проектов. История развития не­формальных и институционализированных международных сообществ раз­работчиков интернет-проектов. Участие сообществ разработчиков в коор­динировании развития Интернета. Ключевые принципы деятельности IETF. Политические интересы сообществ разработчиков интернет-проектов: про­блемы управления Интернетом и развитие альтернативных концепций охраны интеллектуальной собственности. Деятельность онлайновых сообществ в сфе­ре развития анонимных сетей: Tor, Netsukuku, Freenet. Участие неформальных сетевых сообществ в разработке и продвижении интернет-проектов полити­ческого характера: WikiLeaks, LOIC (операция «Расплата») и др. Политические ресурсы и политический потенциал международных сетевых сообществ разра­ботчиков интернет-проектов.

Интернет-сообщества пользователей (Facebook, Twitter, LiveJournai, файо- лообменные сети и др.) технологии Web 2.0, краудсорсинг, цифровая диплома­тия: виды, участники, сферы применения и возможности новых технологий. Сходства принципов управления бизнесом и государством в эпоху Web 2.0. Концепция киберсилы Дж. Ная как теоретическая база для анализа деятель­ности сообщества пользователей интернет-проектов. Варианты классифика­ции акторов мировой политики, использующих технологии Web 2.0. Примеры взаимодействия государства и интернет-сообществ граждан с помощью техно­логий Web 2.0, а также краудсорсинговые проекты взаимодействия интернет- сообществ граждан с бизнесом и НПО. Примеры использования технологий Web 2.0 в военном деле. Проблемы



2016-01-26 720 Обсуждений (0)
Функции оппозиционных институтов в мировой политике 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Функции оппозиционных институтов в мировой политике

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (720)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)