Постановление 1960 г. было важнейшим документом, выдвигавшим
В число приоритетных государственных задач проблемы учета, Изучения, использования и популяризации культурного наследия. Это, Пожалуй, единственный из всех законодательных актов советского Правительства, который предлагал практическую пятилетнюю программу неотложных работ по охране памятников. В 1962 г. была издана инструкция «Указания по организации охранных зон памятников архитектуры », где рассматривались правила организации охранных зон уникальных строений, заповедников, парков, исторических и археологических объектов. в Уголовном кодексе Р С Ф С Р , принятом Верховным Советом Р С Ф С Р 27 октября 1960 г., появилась статья № 230, касавшаяся сохранности памятников культуры. Приведем ее дословно: «Умышленное уничтожение, разрушение или порча памятников культуры либо природных объектов, взятых под охрану государства, наказываются лишением свободы на срок до одного года или штрафом до ста рублей»1. В годы правления Н. С. Хрущева проявилась декларативность, двойственность политики правительства по отношению к культурному наследию.__ 1965— 1985 гг. Охрана культурного наследия: начало диалога с обществом В 1960—1980-е годы проблема учета памятников оставалась по- прежнему актуальной. Государственные учреждения совместно с Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры (ВООПиК), созданным в 1965 г., разработали инструкцию по обоснованию классификации и критериев отбора памятников. В «Основных положениях для отбора памятников истории и культуры, подлежащих государственной охране» (1966) были уточнены категории охраняемых памятников архитектуры — градостроительных комплексов, памятников деревянного зодчества, советской архитектуры. Комплекс охраняемых объектов (государственного и местного значения) формировался на основании следующих критериев: датировка, общекультурное, историческое, художественное или мемориальное, а также градостроительное значение, роль в архитектурном ансамбле. Важное значение в решении проблемы учета имела подготовка многотомного энциклопедического издания — Свода памятников истории и культуры Р С Ф С Р .
Закон «О б охране и использовании памятников истории и культуры» был издан в декабре 1978 г. В нем дано определение понятия «памятники истории и культуры»: это «сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность». Согласно этому документу, охрана памятников являлась важнейшей государственной задачей: независимо от формы собственности все памятники, находившиеся на территории Р С Ф С Р , подлежали государственному учету. Для сохранения ценных объектов законом предусматривалось создание охранных зон, зон регулирования застройки и зон охраняемого природного ландшафта. О х р а н н а я з о н а п а м я т н и к а — территория вокруг памятника, в пределах которой устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность. З о н а р е г у л и р о в а н и я з а с т р о й к и — территория исторической застройки, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность. З о н а о х р а н я е м о г о п р и р о д н о г о л а н д ш а ф т а — территория с уникальным природным ландшафтом, в пределах которой устанавливается режим, запрещающий строительство и хозяйственную деятельность. В круг охраняемых объектов включались также историко-культурные заповедники, произведения садово-паркового искусства и природных ландшафтов, заповедные места — отдельные участки городов и населенных пунктов, имеющие особую историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, памятные места, связанные с важнейшими историческими событиями (например, места крупнейших боев). Закон запрещал перестройки, перемещения памятников истории и культуры без особого разрешения советов министров С С С Р и Р С Ф С Р . Все строительные, дорожные и мелиоративные работы должны были прекращаться, если они угрожали сохранности культурного наследия. Законом была установлена административная и материальная ответственность за нанесение ущерба памятникам истории и культуры. Одна из статей (№ 50) была посвящена вопросу незаконного вывоза ценностей за границу. Таким образом, закон 1978 г., будучи универсальным документом по охране памятников истории и культуры, осветил все актуальные проблемы памятникоохранительной деятельности. Содержание и характер охранного законодательства в период перестройки и в современной России. В сфере наследия менялись научные и общественные приоритеты — узкая группа исторических объектов, связанная с революционным движением, социалистическим строительством, уступила место объектам более широкого исторического, художественного диапазона. Это было подтверждено и на государственном уровне — закон 1978 г. был значительно дополнен и конкретизирован положением 1982 г. В постановлении Совета министров СССР от 16 сентября 1982г. « Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры» особо отмечался вопрос о выделении средств для реставрации и обеспечения сохранности памятников, не находящихся в арендно-хозяйственном пользовании. В 1990-е годы были изданы законы, связанные с проблемами сохранения «движимых» памятников — музейных ценностей, библиотечных и архивных собраний. 15 апреля 1993 г. принят Закон Российской Федерации « О вывозе и ввозе культурных ценностей». 7 июля 1993 г. утверждаются «Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде и архивах». 17 марта1994 г., указом Президента утверждено положение « Об Архивном фонде РФ» 23 ноября 1994 г. принят Федеральный закон « О библиотечном деле», 24 апреля 1996 г. вступает в силу Федеральный закон « О Музейном фонде Российской Федерации», 15 апреля 1998 г. — Федеральный закон « О реституции культурных ценностей» Два указа Президента о приватизации памятников истории и культуры. В первом « О приватизации » (от 24 декабря 1993 г.) подчеркивалось, что приватизации не подлежат: — памятники, находящиеся в федеральной собственности; — памятники археологии, независимо от их категории; — памятники, расположенные на территории музеев-заповедников; — памятники, созданные более 200 лет назад (уникальные архитектурные постройки); — памятники и объекты науки и техники XX в.; — захоронения и некрополи. В указе « О приватизации недвижимых памятников истории и культуры местного значения» (от 26 ноября 1994 г.) отмечалось, что приватизировать можно только памятники местного значения. Исключение составляют: — особо ценные объекты; — объекты, подлежащие передаче религиозным объединениям; — объекты, расположенные на особо охраняемых территориях. С начала 1990-х годов развернулся процесс передачи Московской патриархии зданий церквей, монастырских ансамблей. Вначале правовым основанием было Распоряжение Президента РФ от 23 апреля 1993 г. « О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества». 14 марта 1995 г. вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации и утверждено положение « О порядке передачи религиозным объединениям относящегося к федеральной собственности имущества религиозного назначения». 11 января 1995 г. мэр Москвы Ю. М. Лужков подписал закон «О б ответственности за нарушение правил охраны, использования и реставрации памятников истории и культуры г. Москвы», в котором были детально расписаны штрафные санкции для пользователей недвижимых объектов. Однако вопреки закону центр города по-прежнему перестраивался, подлинные памятники утрачивали первоначальный облик. Федеральный закон «О б объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» был утвержден Президентом Р Ф 25 июля 2002 г. Принятие этого документа стало большим событием в сфере охраны культурного наследия. Закон создан с учетом новейшего европейского опыта и реальной экономической и социокультурной ситуации в стране. В нем подчеркивается ценность объектов культурного наследия России как символа национально-культурной самобытности, важнейших элементов историко-культурной среды обитания и информативных исторических источников.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1355)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |