Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Постановление 1960 г. было важнейшим документом, выдвигавшим



2016-01-26 1286 Обсуждений (0)
Постановление 1960 г. было важнейшим документом, выдвигавшим 0.00 из 5.00 0 оценок




В число приоритетных государственных задач проблемы учета,

Изучения, использования и популяризации культурного наследия. Это,

Пожалуй, единственный из всех законодательных актов советского

Правительства, который предлагал практическую пятилетнюю программу неотложных работ по охране памятников.

В 1962 г. была издана инструкция «Указания по организации охранных зон памятников архитектуры », где рассматривались правила организации охранных зон уникальных строений, заповедников, парков, исторических и археологических объектов.

в Уголовном кодексе Р С Ф С Р , принятом Верховным Советом Р С Ф С Р 27 октября 1960 г., появилась статья № 230, касавшаяся сохранности памятников культуры. Приведем ее дословно:

«Умышленное уничтожение, разрушение или порча памятников культуры

либо природных объектов, взятых под охрану государства, наказываются

лишением свободы на срок до одного года или штрафом до ста

рублей»1. В годы правления Н. С. Хрущева проявилась декларативность,

двойственность политики правительства по отношению к культурному

наследию.__

1965— 1985 гг.

Охрана культурного наследия: начало диалога с обществом

В 1960—1980-е годы проблема учета памятников оставалась по-

прежнему актуальной. Государственные учреждения совместно с Всероссийским обществом охраны памятников истории и культуры (ВООПиК), созданным

в 1965 г., разработали инструкцию по обоснованию классификации

и критериев отбора памятников. В «Основных положениях для

отбора памятников истории и культуры, подлежащих государственной

охране» (1966) были уточнены категории охраняемых

памятников архитектуры — градостроительных комплексов, памятников

деревянного зодчества, советской архитектуры.

Комплекс охраняемых объектов (государственного и местного

значения) формировался на основании следующих критериев: датировка, общекультурное, историческое, художественное или мемориальное,

а также градостроительное значение, роль в архитектурном ансамбле.

Важное значение в решении проблемы учета имела подготовка

многотомного энциклопедического издания — Свода памятников истории

и культуры Р С Ф С Р .

 

Закон «О б охране и использовании памятников истории

и культуры» был издан в декабре 1978 г. В нем дано определение понятия

«памятники истории и культуры»: это «сооружения, памятные

места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни

народа, развитием общества и государства, произведения материального

и духовного творчества, представляющие историческую, научную,

художественную или иную культурную ценность».

Согласно этому документу, охрана памятников являлась важнейшей

государственной задачей: независимо от формы собственности все

памятники, находившиеся на территории Р С Ф С Р , подлежали государственному учету.

Для сохранения ценных объектов законом предусматривалось создание

охранных зон, зон регулирования застройки и зон охраняемого

природного ландшафта.

О х р а н н а я з о н а п а м я т н и к а — территория вокруг

памятника, в пределах которой устанавливается особый режим использования

земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность.

З о н а р е г у л и р о в а н и я з а с т р о й к и — территория

исторической застройки, в пределах которой устанавливается режим

использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную

деятельность.

З о н а о х р а н я е м о г о п р и р о д н о г о л а н д ш а ф т а —

территория с уникальным природным ландшафтом, в пределах которой

устанавливается режим, запрещающий строительство и хозяйственную

деятельность.

В круг охраняемых объектов включались также историко-культурные

заповедники, произведения садово-паркового искусства и природных

ландшафтов, заповедные места — отдельные участки городов и

населенных пунктов, имеющие особую историческую, научную, художественную

или иную культурную ценность, памятные места, связанные

с важнейшими историческими событиями (например, места крупнейших

боев).

Закон запрещал перестройки, перемещения памятников истории

и культуры без особого разрешения советов министров С С С Р

и Р С Ф С Р . Все строительные, дорожные и мелиоративные работы

должны были прекращаться, если они угрожали сохранности культурного

наследия. Законом была установлена административная и материальная

ответственность за нанесение ущерба памятникам истории

и культуры.

Одна из статей (№ 50) была посвящена вопросу незаконного

вывоза ценностей за границу.

Таким образом, закон 1978 г., будучи универсальным документом

по охране памятников истории и культуры, осветил все актуальные

проблемы памятникоохранительной деятельности.

Содержание и характер охранного законодательства в период перестройки и в современной России.

В сфере наследия менялись научные и общественные приоритеты — узкая группа исторических объектов, связанная с революционным движением, социалистическим строительством, уступила место объектам более широкого исторического, художественного диапазона. Это было подтверждено и на государственном уровне — закон 1978 г. был значительно дополнен и конкретизирован положением 1982 г.

В постановлении Совета министров СССР от 16 сентября 1982г. « Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры» особо отмечался вопрос о выделении средств для реставрации и обеспечения сохранности памятников, не находящихся в арендно-хозяйственном пользовании.

В 1990-е годы были изданы законы, связанные с проблемами сохранения «движимых» памятников — музейных ценностей, библиотечных и архивных собраний. 15 апреля 1993 г. принят Закон Российской Федерации « О вывозе и ввозе культурных ценностей».

7 июля 1993 г. утверждаются «Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде и архивах».

17 марта1994 г., указом Президента утверждено положение « Об Архивном фонде РФ» 23 ноября 1994 г. принят Федеральный закон « О библиотечном деле»,

24 апреля 1996 г. вступает в силу Федеральный закон « О Музейном фонде Российской Федерации»,

15 апреля 1998 г. — Федеральный закон « О реституции культурных ценностей»

Два указа Президента о приватизации памятников истории и культуры. В первом « О приватизации » (от 24 декабря 1993 г.) подчеркивалось, что приватизации не подлежат:

— памятники, находящиеся в федеральной собственности;

— памятники археологии, независимо от их категории;

— памятники, расположенные на территории музеев-заповедников;

— памятники, созданные более 200 лет назад (уникальные архитектурные постройки);

— памятники и объекты науки и техники XX в.;

— захоронения и некрополи.

В указе « О приватизации недвижимых памятников истории и культуры местного значения» (от 26 ноября 1994 г.) отмечалось, что приватизировать можно только памятники местного значения. Исключение составляют:

— особо ценные объекты;

— объекты, подлежащие передаче религиозным объединениям;

— объекты, расположенные на особо охраняемых территориях.

С начала 1990-х годов развернулся процесс передачи Московской патриархии зданий церквей, монастырских ансамблей. Вначале правовым основанием было Распоряжение Президента РФ от 23 апреля 1993 г. « О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества». 14 марта 1995 г. вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации и утверждено положение « О порядке передачи религиозным объединениям относящегося к федеральной собственности имущества религиозного назначения».

11 января 1995 г. мэр Москвы Ю. М. Лужков подписал закон «О б ответственности за нарушение правил охраны, использования и реставрации памятников истории и культуры г. Москвы», в котором были детально расписаны штрафные санкции для пользователей недвижимых объектов. Однако вопреки закону центр города по-прежнему перестраивался, подлинные памятники утрачивали первоначальный облик.

Федеральный закон «О б объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» был утвержден Президентом Р Ф 25 июля 2002 г. Принятие этого документа стало большим событием в сфере охраны культурного наследия. Закон создан с учетом новейшего европейского опыта и реальной экономической и социокультурной ситуации в стране. В нем подчеркивается ценность объектов культурного наследия России как символа национально-культурной самобытности, важнейших элементов историко-культурной среды обитания и информативных исторических источников.



2016-01-26 1286 Обсуждений (0)
Постановление 1960 г. было важнейшим документом, выдвигавшим 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Постановление 1960 г. было важнейшим документом, выдвигавшим

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1286)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)