Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА



2016-01-26 1024 Обсуждений (0)
ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок




Все многообразие видов пространства, имеющих прямое или косвенное отношение к человеку и обществу, а потому входящих в поле зрения социо­логии, можно разделить по следующим основаниям:

1) по отношению к человеку— интимное, личное (частное, приватное), публичное (общественное);

2) по сферам общества — экономическое, политическое (внутри него пра­вовое, геополитическое), социальное, духовное (культурное);

3) по субстратному фактору — материальное (физическое), идеальное;

4) по гносеологическому признаку — субъективное, объективное.Таковы основные типологии пространства. Внутри каждого типа нередко

выделяют подтипы и виды. Например, среди самостоятельных типов геогра­фического пространства специалисты1 называют политико-географические, культурно-географические, социально-геофафические, экономико-географи­ческие. Географическое пространство само по себе способно быть активным элементом политической системы, важным фактором политического разви­тия. Географическая карта выступает базой для создания языка геополитики, а любая геополитическая концепция складывается из карты и письменного

текста, теоретически осмысливающего, объясняющего, а если надо, и оправды­вающего географические претензии по­литиков и завоевания военных. Мента­литет современных политиков — это прежде всего умение мыслить ситуацию в пространственных, географически оформленных образах — регион мира, зона влияния, сфера жизненных интересов страны. К историко-географичес-ким образам, формировавшим геополитическое пространство в прошлом, от­носят Византийскую, Римскую, Османскую, Российскую империи, француз­скую монархию, Великие географические открытия, великое переселение на­родов, крестовые походы, открытие и покорение Америки. Россия как евразийский континент — это тоже пространственный мегаобраз, а не только определенная идеология или теоретическая конструкция. Только к концу XX в. земное пространство, охваченное сетями коммуникаций, впервые стало осо­знаваться человечеством как геополитическое пространство. Хотя уже в XIX в. международные отношения воспринимались Европой как своего рода про­странственный спектакль2. Частью политико-географического пространства считается региональная специфика «географии власти» — размещение, струк­тура и динамика имперской власти.

В широком смысле договоримся обозначать социальное пространство об­щественным с тем, чтобы прилагательное «социальное» оставить для специ­ального вида пространства, о котором будет сказано далее.

Итак, общественное пространствонеобходимо понимать по меньшей мере в двух значениях:

1) объективное,или физическое,пространство — среда обитания и взаи­модействия материальных объектов — неодушевленных (культурных арте­фактов) и одушевленных (людей) — благодаря существующим у них фи­зическим свойствам (протяженность, масса) и социальному значению (ис­торическая роль охраняемого культурного памятника или общественное значение детей, проходящих социализацию и воспитание в семье). Среда обитания памятников и людей может представлять собой заселенный город, обустроенную территорию, сады, парки, жилища, памятники культуры, транспортные магистрали и т.п.;

Замятин Д.Н. Политико-географические образы и геополитические картины мира (Представление географических знаний в моделях политического мышления) // Полис. 1998. № 6. Tuathail G. Critical Geopolitics. The Politics of Writing Global Space. L., 1996.

2) субъективное,или идеальное,пространство — символически разграни­чиваемое, как-либо размечаемое и различаемое по элементам (секторам, зо­нам, подпространствам, сферам, частям) местоположение объектов, суще­ствующих в нашем сознании — обыденном или научном. В таком случае це­лесообразно выделять: а) обыденное идеальное пространство — совокупность субъективных предпочтений, стереотипов, престижа, рангов, при помощи которых профанный человек структурирует, упорядочивает и организует свои действия в воображаемой или реальной среде; б) научное идеальное простран­ство — совокупность научных теорий, идей, представляющих собой метод упорядочения идеальных сущностей либо готовый продукт совершившейся (законченной) мыслительной процедуры.

Частный случай научного пространства — социологическое пространство, мыслимое как матрица теоретических понятий, сконструированная социо­логом для отображения и упорядочения явлений окружающего мира в тер­минах и категориях своей науки (статусы, роли, социальная структура и др.).

Договоримся понимать под объективным общественным пространством такое местоположение артефактов или людей, равно как и сферу (среду) их взаимодействия, которое не зависит от индивидуальных предпочтений, сте­реотипов, убеждений или предрассудков. Иными словами, отдельный чело­век не может никак повлиять, изменить или исказить объективное обществен­ное пространство. Оно представляет собой результат взаимодействия больших социальных групп людей, формируется укладом и историей общества, его экономическим базисом, социальной структурой и политическим режимом.

Субъективное общественное пространство, напротив, формируется и опре­деляется исключительно нами самими. У каждого оно индивидуально и не­повторимо. Разумеется, в силу объективной принадлежности людей к опре­деленному классу или культуре субъективное пространство испытывает силь­ное или слабое влияние со стороны объективного. Иногда человек в силах противостоять обыденным предрассудкам, иногда он идет у них на поводу. Но жить в обществе и быть свободным от него еще никому не удавалось.



2016-01-26 1024 Обсуждений (0)
ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТИПОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРОСТРАНСТВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1024)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)