Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СТАТУСНАЯ ГРУППА И СТИЛЬ ЖИЗНИ



2016-01-26 952 Обсуждений (0)
СТАТУСНАЯ ГРУППА И СТИЛЬ ЖИЗНИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Вобзоре различных определений статуса я до сих пор фокусировал вни­мание на статусе как позиции индивида в обществе. Однако с социологичес­кой точки зрения статус гораздо более интересен как атрибут социальных групп или коллективов. Поэтому нам надо перейти от определений индиви­дуальных статусов к понятию статуса группы, статуса общин (communities) и коллективных стилей жизни. В то время как американская социологическая традиция часто концентрировала внимание на индивидуальном статусе, тра­диция, идущая от Вебера, более интересовалась происхождением, поддержа­нием и социальными последствиями существования статусных групп и ста­тусных общин (communities) как сплоченных и воинственных социальных коллективов. В книге «Экономика и общество» Вебер признавал различные значения понятия статуса и престижа, но, по-моему, лишь два аспекта ста­туса он рассматривал особенно серьезно. Во-первых, понятие статуса как системы «сословий», посредством которой общество (особенно феодальная система) делилось на основании юридических, социальных и культурных привилегий, порождавших разделенные между собой, различные кастопо-добные группы. Статусные группы превращаются в сословия, когда их при­вилегии кристаллизуются в систему юридических и экономических имму­нитетов, вытекающих из внешнего контроля или регулирования, защищен­ных обычаем, религией и законом.

Во-вторых, Вебер интересовался анализом исторических и социальных функций статусных групп или статусных общин, которые являются коллек­тивами, имеющими схожий стиль жизни, общую моральную систему, об­щий язык или культуру, религиозные отличия. В результате эти общие чер­ты культуры порождают изолированные, внутренне солидарные общины, организуемые для защиты или расширения своих возможностей пользовать­ся культурными и социальными выгодами и привилегиями. С этой точки зрения социальная стратификация создает, поддерживает и распределяет в обществе различные формы власти через механизмы политической моно­полии, культурного воспроизводства и социального исключения. Идея о том, что статусные различия поддерживаются посредством культурной исключительности получила особое развитие в социологии культуры Пье­ра Бурдье. С точки зрения этих социологических подходов мы можем вы­вести два соответствующих понятия статуса: статуса как стиля жизни (куль-

турный статус) и статуса как политико-правовых прав (гражданский ком­понент статуса).

Вебер определял статусную позицию {Stadische Lage) как действенную социальную претензию на знатность или уважение в форме позитивных и негативных привилегий. Статус обычно основывается на специфическом стиле жизни, формальном обучении или формальном престиже, вытекаю­щих из определенного рода деятельности. Статус, к тому же, поддерживает­ся и выражается через ранжировку условий жизни и питания, через моно­польное пользование привилегированным доступом к власти и богатству, через социальную солидарность, порождаемую брачным союзом, и, наконец, через определенные обычаи и статусные условности. Под статусной группой он понимал множество социальных субъектов (actors), которые в более ши­роком социальном окружении успешно претендуют на специфический по­чет (honour) и пользуются определенными социальными привилегиями. Ста­тусные группы — это общности, имеющие привилегированный доступ к ог­раниченным ресурсам, особенно если эти ресурсы влекут за собой культурные, моральные или символические атрибуты.

Вслед за Фрэнком Паркином мы можем отметить, что статусные груп­пы или общины обычно возникают в результате социальной и политичес­кой узурпации, вызывающей коллективную борьбу за расширение доступа к ограниченным ресурсам и за укрепление таким способом коллективной позиции в системе почета. Вебер продолжил сравнение экономических классов и статусных общин (communities) с точки зрения их внутренней со­лидарности и воинственности. В отличие от экономических классов статус­ные группы — это характерные социальные коллективы общинного харак­тера, который предполагает воспроизводство типичного стиля жизни и культурного наследия. Экономические же классы наоборот являются про­сто агрегатами индивидов, связанных вместе обменом и другими экономи­ческими отношениями. Следовательно, статусные общности организова­ны как общины с целью защиты и укрепления своих социальных привиле­гий и прав.

Смысл этих формальных определений позволил Веберу предпринять серию сравнительных исторических исследований социальной структуры и социальных изменений. Вебер хотел показать, что экономическое бо­гатство — не единственный критерий социальной власти и влияния. Кроме того, он хотел исследовать общества, в которых престиж, достигаемый че­рез образование или культуру, был значительнее, чем власть, основанная на собственности на средства производства. Например, в своем исследо­вании китайского общества Вебер придал особое значение политическо­му и культурному статусу образованных. Он писал, что «в течение двенад­цати веков социальный ранг в Китае определялся в большей мере служеб­ной квалификацией, чем богатством. Эта квалификация, в свою очередь, определялась образованием и особенно экзаменом. Китай сделал образо­вание буквально единственным мерилом социального престижа, придав ему большую роль, чем это имело место в Европе в период гуманистов или в Германии».

Развитие Вебером идеи статусных групп было использовано для проти­вопоставления марксистскому анализу экономического класса. Вебер хотел показать, что статусные группы более сплоченные, социально и политичес-

ки более сознательные, чем экономические классы, которые Вебер опреде­лял как действующие на рынке агрегаты. Статусные группы в решающей мере зависят от поддержания исключительного стиля жизни, направленного на сохранение определенных культурных монополий. Статусные группы стре­мятся воспроизводить себя через механизмы образования с тем, чтобы пре­дотвратить социальную мобильность посторонних и подчеркнуть свою ис­ключительность и партикуляризм. Полезно сравнить книгу Т. Веблена «Те­ория праздного класса» с веберовской трактовкой статусных групп:

«Для Вебера, как и для Веблена, функция престижного потребления, т.е. подчеркивание бессмысленного с прагматической точки зрения стиля по­требления, требующего многих лет изучения, состояла в том, чтобы предот­вратить мобильность и институционализировать привилегии тех, кто под­нялся на вершину в предшествующие годы или эпохи. Поэтому статусные группы определяются специфическим стилем жизни».

Таким образом, статусная группа — это сообщество индивидов, которые организовались для поддержания или расширения своих социальных при­вилегий посредством механизма социального закрытия с целью защитить существующие монопольные привилегии от посторонних. Существование статусных групп неизбежно вызывает социальный конфликт и социальную борьбу, хотя эти формы социальной борьбы часто могут быть замаскирова­ны или скрыты.



2016-01-26 952 Обсуждений (0)
СТАТУСНАЯ ГРУППА И СТИЛЬ ЖИЗНИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СТАТУСНАЯ ГРУППА И СТИЛЬ ЖИЗНИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (952)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)