РОЛЕВЫЕ МОДЕЛИ ПОВЕЛЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ
Любая организация — предприятие, банк, семья или армия — представляет собой благодатное поле для исследования социальных ролей. Поскольку функционально ролевые обязанности, закрепляемые за конкретным статусом (нередко одним и тем же) в разных организациях разнятся, то различаются и сами наименования социальных ролей. Так, Д. Креч, Р.С. Крачфилд иЭ.Л. Балачи насчитали 14 лидерских функций, или ролей: 1) координатор деятельности группы; 2) определяющий цели и политику группы; 3) планирующий способы и средства достижения групповой цели; 4) эксперт; 5) представитель группы вовне; 6) контролер внутригрупповых отношений; 7) раздающий награды и наказания; 8) арбитр и посредник; 9) пример поведения для других; 10) символ группы; 11) освобождающий других от ответственности, поскольку сам принимает решения; 12) идеолог группы; 13) фигура «отца», с которой члены группы эмоционально связаны и идентифицируются с ним; 14) «козел отпущения». Проанализируем взаимоотношения, которые возникают между подчиненным и руководителем. Будем говорить об организации и режиме труда. Одинаково ли действуют руководители, организуя процесс и режим труда? Что делает руководитель, выполняя роль организатора трудового процесса? Один руководитель фиксирует опоздания подчиненных и сурово наказывает их вплоть до увольнения. Руководителя такого типа можно назвать дисципли-натором-формалистом. Выполняя роль дисциплинатора, он акцентирует только формальные моменты, прописанные в служебном уставе. Итак, дис-циплинатор — первая роль руководителя. Другой руководитель при организации трудового процесса основной упор делает не на дисциплине, а на конечном результате. Статус тот же самый — руководитель, но модель поведения иная. Эта модель предпочтительнее, она ближе к демократическому стилю управления. Подчиненный ожидает от такого руководителя четких указаний в плане организации труда и режима, конкретной постановки задачи, определения требований, которым должен соответствовать конечный продукт, а также гибкого руководства, умения учитывать разные обстоятельства, ориентации на конечный результат, на инициативу и ответственность, а не на присутствие на рабочем месте. В первой модели задания могут быть нечеткими, присутствие на работе «от» и «до», проявление послушания и усердия становятся главными. Такой ВЁ2 руководитель больше напоминает бюрократа, для которого главное — соблюдение формы и порядка на рабочем месте. Зная своего руководителя, подчиненные будут определенным образом реагировать на него, выстраивать свою линию поведения. От руководителя второго типа они станут ожидать строгой оценки качества продукции, позволяя себе нарушать трудовой режим, а от первого — формалистского соблюдения режима, четкой явки и присутствия на рабочем месте и могут, если дисциплина соблюдается, ослабить требования к качеству продукции. Ожидания подчиненных формируются в зависимости от конкретного человека и конкретной ситуации. Они присматриваются к своему руководителю и ведут себя соответственно. Руководитель-автократ постоянно контролирует весь процесс, он, как говорится, стоит над душой — это детализированный контроль. А руководитель-демократ контролирует только «вход в систему», давая задание и требуя результат, осуществляя общий контроль. Стиль руководства — это определенная манера поведения руководителя на работе, стиль взаимоотношений с подчиненными. Каковы ожидания подчиненных относительно оценки руководителем их квалификации? Первое ожидание состоит в том, что руководитель оценит квалификацию подчиненного по достоинству, продвинет в нужный момент, поскольку подчиненный — квалифицированный и грамотный специалист. Второе ожидание подчиненных связано с тем, что руководитель будет защищать интересы своего коллектива перед вышестоящими, не «подставит» подчиненных. В зависимости от этого они строят и свое поведение: защищают своего руководителя или подставляют его. Еще одна роль руководителя — кормилец. Она совпадает с функцией кормильца-мужа в ролевой структуре семьи. Глава семейства обязан заботиться о пропитании семьи, и руководитель должен делать то же. В организации роль кормильца за руководителем никаким уставом не зафиксирована, она относится к числу неформальных. Что подчиненные ожидают в первую очередь от своего руководителя? Хорошего вознаграждения, которое выплачивается в срок. Оба условия и раньше, и сейчас выполнить очень непросто. Для этого требуются хорошие связи с вышестоящим начальством, пробивная способность непосредственного руководителя, искренняя забота о подчиненных, деловая хватка. Когда все это в наличии, подчиненные чувствуют себя за руководителем, как за каменной стеной. Они могут ему простить множество других недостатков. Но если он не выполняет этой главной функции, то ему моментально припомнят другие грехи. Его не спасут ни интеллигентность, ни демократичность. Ему могут сказать: «Если ты такой умный, почему мы такие бедные?» Что ожидают подчиненные друг от друга? Каждый ожидает, что ему помогут в случае, если он обратится к другому за советом, что его выручат в трудную минуту. Это свод неформальных норм и обязательств. Например, вы ожидаете, что другие не поступят с вами так, как вы не поступаете с ними. Если функцию кормильца руководитель не обеспечивает, он обязан компенсировать ее определенными льготами. Например, он может разрешить £П своим подчиненным не приходить на работу, несвоевременно выполнять задания, подрабатывать на стороне. Как правило, подчиненные его верно оценивают. Третья важная роль руководителя — быть подчиненным. Начальник цеха является руководителем по отношению к своим подчиненным и подчиненным — по отношению к вышестоящему начальству. Первая функция —уметь слушать и исполнять приказы. Если начальник цеха на прекрасном счету у своего начальства, это хорошо и для его подчиненных. Но когда их непосредственный руководитель не ладит с вышестоящими, то их гнев докатывается идо подчиненных. Однако начальника-лизоблюда не любят все подчиненные, поскольку он лишил их возможности гордиться своим начальником. А это очень важное чувство. Если непосредственный руководитель на плохом счету у дирекции, то это сразу становится известно всему коллективу и может послужить причиной потенциальной текучести кадров. На этом список ролей руководителя не исчерпывается. Например, важное значение имеет такая функция, как налаживание отношений со своими подчиненными. Можно сказать, руководитель — друг подчиненных, с которым они могли бы посоветоваться, «поплакаться в жилетку». Такую роль можно назвать ролью исповедника. Если руководитель дистанцировался и держится с подчиненными формально, то увеличивается вероятность того, что они в любой удобный момент подставят его. Подставка — распространенная модель поведения в организации. Подчиненные подставляют друг друга, подставляют своего руководителя, руководитель подставляет подчиненных, один руководитель подставляет другого. Подставить — это значит выставить коллегу в невыгодном для него виде, обронить мимоходом, как бы невзначай, компрометирующую информацию, не защитить его в нужное время. Работники пользуются подставкой как оружием в служебных взаимоотношениях. Одних они защищают, других подставляют и тем самым показывают свое отношение к ним. Подставка может быть намеренной и ненамеренной, может выступать орудием в соперничестве, а может быть показателем элементарной невоспитанности или недалекости. Если сравнить три роли руководителя — кормильца, дисциплинатора и подчиненного, то сразу обнаружится их несовместимость. Как разные статусы в статусном наборе человека могут противоречить один другому, так и роли могут быть несовместимыми, точнее, несовпадающими, мешающими друг другу. В ролевом арсенале руководителя можно обнаружить и такую роль, как компетентный человек. Руководитель имеет право отдавать распоряжения и тогда, когда он понимает смысл заданий, и тогда, когда он в них ничего не понимает. Пословица «Я — начальник, ты — дурак» подразумевает, что начальником может быть даже полная тупица. Быть глупее, необразованнее, некомпетентнее своих подчиненных — иногда тяжкий крест, а иногда — нормальное состояние, с которым обе стороны управленческого процесса прекрасно уживаются. Подчиненные говорят: руководитель не такой эрудированный и умный, как его подчиненные, зато он никого не трогает, деньги людям выбивает, заботится о них и вообще — душа-парень. Это значит, что отсутствие одного качества было компенсировано наличием других. Следо- вательно, роли компетентного человека и душевного человека, заботящегося о подчиненных, взаимозаменимы. К числу ролей можно присоединить то, что обычно называют отношением. Например, отношение к труду — это ролевая модель поведения. Человек проявляет свое отношение к работе через поведение и конкретные действия: один первым приходит на работу и последним уходит с нее, дома только и думает о ней, а другой — с огромным трудом поднимает себя с постели и первым мчится домой, где напрочь забывает о постылой работе. И отношения между коллегами также нужно считать ролевой моделью. Они проявляются через каждодневные действия. Отношение к работе включает целый набор ролей. Одна из них — быть исполнительным. Из чего она складывается? Нормы плюс ожидания. Нормы задают ся служебным уставом. Они могут быть писаными и неписаными. Ролевое поведение руководителя и подчиненных в организации предписано сводом специальных правил — служебными требованиями. Не только должностные инструкции, но и множество учебников по менеджменту посвящены изложению писаных правил и норм, т.е. того, как должен себя вести служащий. Подчиненный, например, не имеет права отказываться от задания, которое ему дал руководитель. У исполнителя нет права выбора. Право выбора есть только у руководителя. Он может выбрать, какое задание дать, но подчиненный не может выбирать. Исполнительный человек должен вовремя приходить на работу. Это вторая грань ролевой модели. Отношение к труду может формироваться по разным моделям. Одна модель строится на поговорке «Ешь — потей, работай — мерзни» (ее аналоги: «Работа — не волк, в лес не убежит», «Где бы ни работать, лишь бы не работать» и т.д.). Ее можно назвать работофобией. Противоположная модель, предполагающая, что человек целиком и полностью поглощен работой, именуется работоманией. В системе «руководитель — подчиненный» существует целый набор ролевых моделей, заданных организационной структурой. Они называются в соответствии с названием организационного принципа. Наиболее известные — принцип единоначалия и принцип делегирования прав. Если подчиненный получил задание от своего руководителя, то отчитываться за его выполнение он обязан не перед соседним руководителем, а перед своим непосредственным. Задание от чужого руководителя подчиненный имеет право не выполнять. Другой руководитель, даже директор, обязан давать распоряжение конкретному исполнителю только через его непосредственного руководителя, и никак иначе. В жизни этот принцип часто нарушается. Директор, минуя непосредственного руководителя, раздает указания исполнителям, а непосредственным руководителям остается только терпеть произвол. Принцип единоначалия был введен для того, чтобы избежать противоречия между двумя руководителями. Подчиненный должен выполнять задания непосредственного руководителя, а не директора. Так гласит закон ра- циональной организации. Так учит наука. Но жизнь строится по неписаным правилам, поэтому в повседневной реальности постоянно возникают дисфункции и статусные несовместимости. В такой ситуации директор должен вызвать руководителя, например, отдела и спросить, чем загружен подчиненный и можно ли ему поручить такое-то дело. Если задания не идут через непосредственного руководителя, то директор на самом деле его подставляет, как бы говоря, что с ним можно не считаться. Оба они — и директор, и руководитель отдела — несостоятельны как менеджеры. Директор отныне никогда не добьется ни искренности, ни доверительности, ни ответственности, ни производительности от того, кого он только что подставил. Он нажил себе врага. Когда человек сталкивается с противоборствующими требованиями двух или более несовместимых ролей, возникает ролевой конфликт. Противоречивые требования, предъявляемые одной и той же ролью, могут стать причиной ролевой напряженности. Когда два руководителя, не согласовав между собой действия, выдают одному подчиненному противоречивые указания, они на самом деле дают тому повод манкировать служебными обязанностями и интриговать. Подчиненный может натравливать одного начальника против другого. Рис 47. Принцип единоначалия псиволя^т избежать противоречия между двумя руководителями Существует несколько способов преодоления ролевого конфликта: считать некоторые роли более важными, чем другие; разделять дом и место работы, а также свои роли в них; разрядить конфликтную ситуацию с помощью шутки. Но есть и другие способы. Умный руководитель в этом случае поступает просто: он увольняет интригана. G?Ei Конкретные управленческие ситуации, столкновения, разгул страстей, выволочки со стороны начальства, конфликты среди подчиненных —такова мозаика повседневной организационной реальности. Но все это микропроявления каких-то макромоделей. Например, руководитель вошел в лабораторию, и все делают вид, что усиленно трудятся. Он вышел, все занялись разговорами и сплетнями. Что это? Это микрособытие — одно из звеньев ролевой модели отношения к труду. Другой пример: о руководителе распускают слухи, ему «скидываются» надень рождения, с ним не общаются (поскольку знают о его предстоящем увольнении). Что это? Это микрособытия модели отношения между руководителем и подчиненными. Повседневная жизнь организации, как ткань ковра, плетется из незаметных событий, намеков, жестов, слов. Все они закреплены за строго определенными ролями. Если вы руководитель, то должны постоянно «надувать щеки» и делать важное лицо. Не обязательно умное, главное — важное. Даже если вы сморозили глупость, подчиненный может подумать, что за этим кроется второй смысл. Подчиненный всегда принимает позу исполнительности и готовности работать либо изображает постоянную занятость. Еще одна модель поведения — постоянно показывать свою нужность организации. Одни демонстрируют, что могут достать для коллектива все на свете, другие своей компетентностью показывают свою незаменимость. Быть нужным организации (может быть, лишь первичному коллективу) — это дополнительный, а часто единственный, страховочный ремень. Множество поведенческих моделей возникает по поводу распределения заданий. Задания бывают выгодными и невыгодными, трудными и простыми. Кому и как раздаст их руководитель? Пожилым и заслуженным (либо любимчикам) достаются выгодные и легкие, молодым — все оставшиеся. Распределяя задания, руководитель проявляет свое отношение к подчиненным. Соответственно он формирует у них будущую реакцию на себя. Старые и любимые, обласканные будут заглядывать ему в рот и во всем поддакивать, ожидая очередной подачки, а молодые и нелюбимые превратятся в недоброжелателей. Итак, ролевой набор — это совокупность ролей, предписанных данному статусу. Статусы принадлежат человеку, а должности — статусу. У одного статуса несколько ролей, у одного человека несколько статусов. И чем богаче жизнедеятельность общества, чем демократичнее общество, тем шире ролевой набор, так как больше разброс возможных моделей поведения. Таким образом, мы можем вывести еще одну закономерность. В закрытом обществе ролевой набор узкий, в открытом обществе --широкий. Чем более открытым является общество, тем шире и разнообразнее набор ролей, предписанных одному статусу. Чем крупнее организация и чем больше в ней уровней управления, тем уже ролевой набор и беднее разнообразие ролевых моделей. В такой организации выше уровень забюрократизированности. Отсюда обратный вывод: чем меньше ролевой набор, чем ближе мы к малому бизнесу, тем разнообразнее ролевые модели, шире их набор, предписанный данному комплексу, и меньше писаных правил. Просто их не нужно придумывать, они не могут предсказать все ситуации. Если компания состоит всего из 3—4 работников, руководитель не сможет предугадать, что должен сделать подчиненный завтра или через два часа. У вас постоянно меняющаяся внешняя среда. А крупные организации, как монстры, стабилизируют окружающую среду. В крупных организациях применяется узкоспециализированный труд: один работник отвечает за одну функцию, его ролевой набор невелик. В малом бизнесе каждому приходится быть мастером на все руки, здесь шире ролевой набор. Чем более открытым является общество, тем более изменчивой является внешнеэкономическая и социальная среда. Значит, тем рациональнее в таком обществе создавать малый бизнес, мелкие предприятия с широким ролевым диапазоном. Говорят, что вторая половина XX в. — это эпоха мелкого и среднего бизнеса, а также матричных структур — временных трудовых коллективов, которые создаются для решения частных задач. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕЧТЕНИЕ
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (939)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |