ХАРАКТЕРИСТИКА МОСКОВСКОГО ОБЩЕСТВА
Страсть московских барынь к драгоценным нарядам в то время была так велика, что вошло в обычай за неимением собственных дорогих вещей без всякого стыда надевать чужие платья и украшения; некоторые блистательные уборы, принадлежавшие богатым дамам, появляясь по очереди то на той, то на другой особе, приобрели даже себе всеобщую известность. И в силу предрассудка гости, богаче других одетые, хотя бы все знали, что на них чужие наряды, пользовались везде знаками особого внимания и предпочтения. Даже старики-вельможи эпохи Екатерины были не лишены этого предрассудка и появлялись на вечерах, покрытые с ног до головы бриллиантами, нередко взятыми за деньги напрокат. Характер всех балов московских того века был церемонный и однообразный. На каждом празднике целая стая слуг различных наций, в пестрых национальных костюмах: здесь были негры в желтых куртках с белыми тюрбанами на головах, русские одеты были в кафтаны, подпоясанные пестрыми кушаками, на головах высокие гренадерские шапки; все они или бегали и метались как угорелые, или стояли, как столбы, до тех пор, пока их громко не позовут; между ними были карлики и гайдуки чуть не саженного роста и почти у каждого барина за спиной стоял шут, забавлявший общество своими дурачествами и по временам отпускающий и самые злые остроты насчет самого барина и его гостей. Между молодежью на балах в Москве по большей части встречались недозрелые юноши, напомаженные и разодетые по последней моде; последние всегда были в сопровождении французских гувернеров, которые тщательно следили за первыми их шагами в обществе. Вполне образованных молодых людей в Москве было немного, большая часть из них жила в Петербурге или в армии, где делала карьеру. Англичанка Вильмот, гостившая в Москве у княгини Дашковой, делает следующее заключение о московском обществе и вообще о русской цивилизации. «Подчиненность здесь развита до крайней степени. Тут нет того, что в Англии называют словом «джентльмен»; достоинства каждого оцениваются мерою высшей милости. В понятиях массы слова «хороший» и «плохой» — суть синонимы благоволения и неблаговоления; уважение к личному характеру заменяется уважением к чину». Большой почет в старое время вселяли к себе богачи-помещики. Дома таких господ кишели прислужниками, приставленными к разным должностям. Например, у богатого помещика Головина их было около трехсот, у Лунина — двести восемьдесят, у графа Алексея Орлова-Чесменского — более пятисот человек. Такая большая дворня почти ничего не делала и выполняла только прихоти своего барина... БЛЕСК РУССКОГО ДВОРА В XVIII веке Блеск двора Елизаветы был изумительный, щегольство и кокетство дам тогда было в большом ходу при дворе, и все дамы только и думали о том, как бы перещеголять одна другую. Елизавета сама подавала пример щегольства; так, во время пожара в Москве, в 1753 году, у нее сгорело четыре тысячи платьев, а после смерти ее Петр IIIнашел в гардеробе ее с лишком 15 000 платьев, частью один раз надеванных, частью совершенно не ношенных; два сундука шелковых чулок; лент, башмаков и туфлей до нескольких тысяч, более сотни неразрезанных французских материй и проч. Даже французы, привыкшие к блеску своего Версальского двора, не могли надивиться роскоши нашего двора. Но не одна Елизавета любила, чтобы вокруг нее все сверкало и блистало —- чрезвычайная пышность двора была и в предшествовавшее царствование. Известна любовь Анны Иоанновны к роскоши и блеску, требовавшей от вельмож и придворных громадных расходов, и для того, чтобы быть на хорошем счету у императрицы, чтобы не затеряться в раззолоченной толпе, наполнявшей дворцовые апартаменты, человек, не обладавший миллионами, неминуемо должен был продавать ежегодно не одну сотню «душек», по нежному выражению известного майора Данилова. Придворные чины, по словам Миниха-сына, не могли лучшего сделать императрице уважения, как если в дни ее рождения, тезоименитства и коронации приедут в новых платьях во дворец. Манштейн в своих записках пишет: «Придворный, тративший на свой туалет в год не более 2000 или 3000 руб., был почти незаметен». К русским можно было очень хорошо применить сказанное одним саксонским офицером польскому королю о его вельможах: «Государь, надобно расширить и возвысить городские ворота для того, чтобы могли проходить в них дворяне, несущие на спинах своих целые деревни». Словом, все, имевшие честь служить при дворе, разорялись окончательно, чтоб только быть замеченными. Портным же и модным торговцам достаточно было прожить два года в столице, чтоб составить себе большое состояние. ФРАНТЫ И МОДИСТКИ В Екатерининские времена покупки модных вешей совершались, по большей части, в гостином дворе, а не в магазинах на Кузнецком мосту, как теперь. На Ильинке, около лавок, в зимнее время бывали самые модные гулянья всей московской аристократии, и тогдашние волокиты назначали там свидания. На это купцы неоднократно жаловались царице, говоря, «что петиметры и амурщики только галантонят» и мешают им продавать. Приезды в магазины наших бар в те времена отличались необыкновенной торжественностью. Большие, высокие кареты с гранеными стеклами, запряженные цугом крупных породистых голландских лошадей всех мастей, с кокардами на головах, кучера в пудре, гусары, егеря сзади и на запятках, с скороходами, бежавшими впереди экипажа; берлины с боковыми крыльцами, широкие сани с полостями из тигровых шкур, возницы, форейторы в треуголках с косами, вооруженные длинными бичами; чинные и важные поклоны, приветы рукой, реверансы и всякие другие учтивости по этикету того времени — все это представляло довольно театральную картину на улицах Москвы. Но помимо гостиного двора существовали и лавки, куда ездили наши аристократки. Так, в Екатерининские времена была модистка Виль; здесь продавались тогда модные «шель-мовки» (шубки без рукавов), маньки (муфточки), чепцы, рожки, сороки, чепцы «королевино вставанье», а-ля грек подкольный женский кафтан, распашные «кур-форме», башмачки «стерлядки», «улиточка» и проч. Разные бантики, кружева, цветы, гирлянды для наколок и на дамские платья модницы покупали у мадам Кампиони, «уборщик и волосочес» Бергуан рекомендовал всем плешивым помаду для отращивания волос из духов «Вздохи Амура», он же делал изобретенную им новую накладку для дамских головок в виде башен с висячими садами Семирамиды. Другой парикмахер из Парижа, Мюльет, рекомендовал для мужчин парики из тонких белых ниток, которые так легки и покойны, что весят только девять лотов; одевая, их не надо помадить толстым слоем сала и обсыпать мукою.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (668)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |